Риши Нарададжи во дворце Шримати Рукмини-деви продолжал беседу со Шри Уддхавой, царицами Господа Кришны и другими Его спутниками. Рукмини-деви, слушая рассказ Рохини-маийи о жестокости и бессердечности Шри Кришны, не выдержала: «Нет, матушка, вы не знаете, какое у Кришны сердце. Оно очень нежное. Ночью во сне Он хватается за мои одежды и тянет, взывая: “О Лалите! О Радхе!” Иногда Он зовет Нанду Бабу и Яшоду-маийю, а иногда Своих коров».
Рукмини-деви была очень рассудительной и лояльной. Она питала большое уважение к лотосным стопам гопи. Она не такая, как Сатьябхама-деви, обладающая сапатни-бхавой. Ведь кто такая Сатьябхама? Она тень Шримати Радхарани, поэтому у нее есть некоторая трансцендентная ревность (в этом случае по отношению к гопи). В ревнивом настроении Шримати Сатьябхама-деви произнесла: «О сестра, что же ты говоришь такое? Почему это ночью? Днем Он делает то же самое. Даже служанки служанок во Врадже более дороги Ему, чем мы!»
Шри Парикшит Махарадж продолжал: «О мать, слушая это, Господь Баларама так разгневался, что больше не мог себя сдерживать».
шри-парикшид увача
ашактас тад-вачах содхум
гокула-прана-бандхавах
рохини-нанданах шриман
баларамо рушабравит
(Брихад-бхагаватамрита, Пурва-кханда, гл. 6, стих 57)
Парикшит Махарадж назвал Господа Баладеву Рохини-нанданой, не Деваки-нанданой, чтобы подчеркнуть, что Он сын Рохини-маийи. Баларама – это прана-сварупа, жизнь и душа всех враджаваси. Как Рохини-нандана, Он согласился со своей матерью. Он не считал Кришну сыном Васудевы Махараджа и Деваки-деви. Он считал Его Нанда-нанданой и Яшомати-нанданой и о Себе также думал как о враджаваси.
Приехав в Матхуру, Кришна и Баладева сначала побороли Чануру и Муштику, а затем убили Камсу. В тот вечер Нанда Баба и пастушки ждали на границе с Матхурой, но Кришна так и не вернулся, потому что Васудева, Деваки и Уграсена не отпускали Его. На следующий день Кришна и Баладева поехали к нему.
«Это правда, что Я сын Деваки и Васудевы?» – спросил Кришна.
Баладева мог сказать: «Я сын Васудевы», потому что Его отец Васудева, но Кришна не мог этого сделать. Поэтому когда Нанда Баба услышал эти слова, он не на шутку разозлился: «Пробыв в Матхуре всего лишь один день, Ты уже считаешь Себя сыном Деваки и Васудевы?»
Кришна, не найдя ответа на это, лишь заплакал.
«Кто является настоящим отцом? – пришел на помощь Баладева. – Существует много видов отцов. К одному виду относится Гуру, а отец, от семени которого произошло зачатие, к другому. Однако подлинным отцом является тот, кто растит и защищает. Я считаю тебя своим настоящим отцом, а маму Яшоду и маму Рохини своими настоящими матерями».
Баладева, истинный враджаваси, не смог больше слушать эти прославления Господа Кришны из уст Сатьябхамы и Рукмини. Рассердившись, Он произнес:
«Разве вы не знаете, что этот Кришна на самом деле большой обманщик? Рукмини сказала, что Он плачет о враджадеви во сне, но это на самом деле только обман. Он совсем не любит враджаваси. Они умирают в разлуке с Ним, а Он только делает вид, что разделяет их чувства.
Он очень жестокосердный. Нанда Баба и Яшода-маийя, а также все коровы, гопи и гопы умирают от разлуки. Не стоит делать вывод, что Он мягкосердечен, просто слушая Его слова. О характере нужно судить по поступкам. Съездил ли Кришна во Вриндаван хотя бы раз? Я неоднократно предлагал Ему поехать, но Он так и не сделал этого. Из-за этого в итоге Мне Самому пришлось отправиться туда и успокаивать всех враджаваси. Это показывает, что в действительности у Него нет к ним любви. Этот Кришна, Мой брат, обманщик. Он очень ловко изображает, что испытывает разлуку».
Баладеваджи пытался успокоить враджаваси: принимал прасад с Нандой и Яшодой, общался со всеми враджаваси… Чтобы утешить гопи, Он танцевал с ними в месяц васанты. «Я приехал туда на два месяца, – продолжал Баладеваджи, – и в итоге был вынужден заверить их, что приведу Кришну силой. Я пообещал им, что Кришна скоро вернется, но успокоились ли они? Нет, их вираха, чувство разлуки с Кришной, разгорелась с еще большей силой. Тогда Я вернулся сюда, раз за разом делая попытки привезти Кришну во Вриндаван, но Он так ни разу и не поехал».
«“О Кришна, – говорил Я Ему, – если Ты не поедешь прямо сейчас, все враджаваси и коровы несомненно умрут!” Я попытался создать множество предлогов, чтобы привезти Кришну туда, и Он говорил: “Да-да, я поеду во Врадж”, – но Он очень изворотливый. Его сердце и Его слова – две разные вещи».
Когда Шри Баладева говорил все это, сердце Его таяло.
До этого Кришна лежал в постели, покрыв голову питамбaрой, но после этих слов Он поднялся. Слезы непрерывно текли из Его глаз. Почему? Он памятовал Нанду Бабу, Яшоду-деви и всех враджаваси.
идам акарнья бхагаван
уттхая шаянад друтам
прия-према-парадхино
руданн уччаир бахир гатах
(Брихад-бхагаватамрита, Пурва-кханда, гл. 6, стих 63)
Шрила Санатана Госвами использовал здесь слово «Бхагаван», потому что хотя Кришна и Бхагаван, Верховная Личность Бога, однако Он полностью покорен премой враджаваси. Он забывает, что Он Сваям Бхагаван, и думает: «Я Яшода-нандана, Гопинатха и Радха-канта».
Прежде Он обменивался посланиями с враджаваси. Например, Шримати Лалита-деви, желая напомнить об играх, которые происходили в Бхандирване, Вамши-вате и на Говардхане, отправила Ему послание в Матхуру через лебедя. Она наказала ему: «По пути в Матхуру не залетай в Вамшиват – это очень опасное место. Предложи свои поклоны этому месту издалека, потому что там все растения и животные умирают в разлуке с Кришной. Также по пути в Матхуру ты будешь пролетать мимо Бхандиравата и Говардхана. Там то же самое происходит. Бхандирават – это то место, где Радха и Кришна были обвенчаны церемонией гандхарва-виваха-рити (когда жених и невеста обмениваются цветочными гирляндами). О, если Кришна в ближайшее время не вернется во Врадж, все враджаваси в разлуке сгорят дотла и не будет нужды в похоронных церемониях».
Слушая эту катху, Кришна заплакал, словно ребенок. Но Баладева предупредил: «Не верьте этим слезам, это тоже обман».
Мы должны понять, что Кришна очень милостив, и Его милость беспричинна. Почему же тогда Он не вернулся во Вриндаван? Тому есть множество причин. Одна из них в том, что Джарасандха, злонравный тесть Камсы, неоднократно нападал на Господа Кришну в Матхуре. Если бы Джарасандха узнал, что Кришна во Вриндаване с Яшодой и Нандой, а также Своими близкими и дорогими, тогда он напал бы не на Матхуру, а на Вриндаван, где нет ни армии, ни крепости, ни других видов защиты.
Другую причину можно понять на следующем примере. Капля воды, попав на раскаленную сковороду для чапати, начинает шипеть и брызгаться. Очень больно будет тому, на кого попадут эти брызги. Кришна осознал, что, придя во Вриндаван, Он не сможет утешить враджаваси и особенно гопи. Это совершенно невозможно. Если бы Он приехал на один-два дня, разлука гопи и враджаваси только усилилась бы.
Тогда возникает вопрос – почему Кришна не мог просто вернуться во Вриндаван? Ответ таков: Он понял, что это не смогло бы утешить гопи и враджаваси. Это показывает история на Према-сароваре. Там Шримати Радхарани даже в присутствии Кришны, сидя прямо у Него на коленях, плакала: «О Кришна, где Ты, где Ты?»
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил эту истину в своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам», но первым эту тайну приоткрыл Шрила Санатана Госвами. Он является мула-гуру в линии Шри Чайтаньи Махапрабху. Все остальные Госвами, включая Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура, черпают эти бхавы из «Брихад-бхагаватамриты», которую проявил Шрила Санатана Госвами.
Настроение Шримати Радхарани поднимается вплоть до маданакьи-махабхавы, которая включает дивьон-маду и все виды читра-джалпы* (см. прим. 1). Кришна понял, что не в силах успокоить Шримати Радхарани, когда Она пребывает в этом возвышенном настроении.
Кришна не вернулся во Вриндаван, проявив тем самым Свою милость. Это еще одна причина. На самом деле Он хотел прославить прему враджаваси и особенно гопи. Его желание – показать миру то, сколько счастья гопи испытывают при встрече с Ним, и насколько сильны их страдания в разлуке. Благодаря тому, что Кришна оставался в Матхуре, гопи проявили все свои возвышенные переживания в разлуке.
Слушая эти темы, мы развиваем духовную жажду, благодаря которой постепенно приходит осознание, а слушатели, уже имеющие реализацию, получат непосредственный опыт и станут гопи (см. прим. 2).
Таким образом, Кришна одним поступком может одновременно совершить пять-шесть других действий.
Теперь, слушая слова Шри Баладевы Прабху и Шримати Рохини-деви, Господь Кришна начал проливать потоки слез, а Его голос стал прерываться.
Господь Кришна произнес: «Слова Баладевы и Рохини-маийи – сущая правда. Мое сердце тверже камня: все, что Я слышал от них, не растопило его и Я не умер. Враджаваси оберегали Меня так, как зеницу ока. Они никогда ничего не делали для себя. Все было только ради Моего счастья. Они всегда молились Господу Нараяне и Говардхану: «Пожалуйста, защитите Кришну, пусть Он живет долго”».
Йогамайя все устраивает во Врадже – например, благодаря ей Шримати Радхарани могла каждый день ходить из Явата в Нандагаон, чтобы готовить для Кришны. Люди очень критиковали Ее тогда, но Она терпеливо сносила это только ради счастья Кришны. Маму Яшоду тоже обвиняли, что она позволяет девушке готовить для ее сына, но и она терпела это только ради счастья Кришны. Према враджаваси не имеет аналогов.
Кришна продолжал: «Все, что сказали Рохини-маийя и Баладева, сущая правда. Много раз Я обещал, что приду. Я знаю, что Яшода-маийя и Нанда Баба настолько убиты горем, что не могут даже пошевельнуться. Я вновь и вновь обещал им, что Мы придем с Баладевой и спасем коров…»
И Кришна снова начал плакать.
«Увы! Своим присутствием Я удвоил их страдания! Во-первых, нападало множество демонов (Агхасура, Бакасура, Тринаварта, Путана и Шакатасура, Кеши), так что, будучи там, Я приносил им одни несчастья. Во-вторых, Своим уходом Я бросил их в океан разлуки».
«О Уддхава, Ты самый дорогой и близкий Мне, Ты Моя жизнь и душа. Тебе все известно. Пожалуйста, подскажи, что Мне делать».
бхратар уддхава сарва-гья
прештха-шрештха вада друтам
каравани ким атй асмач
чхокабдхер мам самуддхара
(Брихад-бхагаватамрита, Пурва-кханда, гл. 6, стих 68)
«О Уддхава, Ты сарвагья, Ты знаешь все о гопи и враджаваси, а также обо Мне. Пожалуйста, дай совет, как выбраться из этого океана страданий».
Уддхава не смог ответить Ему. Плача от страха, Деваки прервала дискуссию: «Если Кришна поедет во Вриндаван хотя бы на один день, я знаю, что Он никогда больше не вернется. Здесь у Него много ответственности и обязанностей, но во Вриндаване Он предоставлен Сам Себе. Там Он только вкушает прему. Если Кришна поедет туда даже на один день, Он никогда больше не вернется. Но что будет со Мной, кто будет меня поддерживать?»
Шрила Санатана Госвами объяснил, что Деваки дружила с Яшодой, но в то же время она очень сильно любила и своего сына, поэтому у нее были личные интересы. Конечно, Нанда Баба и Яшода-деви были очень дороги ей и Васудеве, однако она думала только о своем благе. У Яшоды же не было такого: она хотела только одного – чтобы Кришна был счастлив, пусть это и означало Его проживание в Двараке. Деваки, в отличие от мамы Яшоды, испытывала такую мамату к Кришне, в которой было много чувства собственничества.
Спутники Шри Кришны в Матхуре и Двараке, слушая об играх во Вриндаване, могут что-то понять, но не всё, так как обладают айшварья-бхавой (настроением благоговения и почтения к Кришне). Деваки схитрила: «Мы можем отдать все для враджаваси, Нанды и Яшоды, но Кришна не должен идти во Вриндаван».
В это время Падмавати, мать Камсы, забеспокоилась, что Деваки собирается все отдать для Нанды Бабы и мамы Яшоды. Поэтому она как бы в шутку сказала: «О Муркхи, глупая женщина, разве ты не знаешь, что если Уграсена отдаст все враджаваси, нам ничего не останется?»
Враджаваси не желают никакого богатства, им нужен только Кришна. Во время фестиваля Хера-панчами во время Ратха-ятры между Шрилой Сварупой Дамодарой и Шривасом Тхакуром произошел трансцендентный спор. Шривас Тхакур сказал: «Ты только взгляни на славу моей Двараки! Там Лакшми восседает на золотом троне». Шрила Сварупа Дамодара ответил: «О Шривас, ты забыл о естественном величии Вриндавана. Все деревья тамкалпа-тару, исполняющие желания, однако у враджаваси так много премы, что у них нет никаких желаний. Для служения Кришне им нужны только фрукты, цветы и манджари. Камни во Вриндаване – чинтамани (исполняющие желания), но гопи носят их в качестве украшений – в колечках на пальцах стоп. Они не нуждаются ни в каком богатстве. Их главное сокровище – это кришна-према».
Шри Чайтанья Махапрабху молился:
према-дхана вина вьяртха даридра дживана
даса’ кари’ ветана море деха према-дхана
(Ч.-ч., Антья, 20.37)
«Без богатства любви к Богу (према-дханы) эта жизнь не имеет смысла. О Прабху! Пожалуйста, прими меня Своим слугой и даруй сокровище премы».
«Без кришна-премы я беден, поэтому сделай мою жизнь успешной, даруя мне ее».
Враджаваси молятся о богатстве только в особых случаях. Так, Нанда Баба молился Говардхану об этом, но не для себя, а для того, чтобы поддерживать и защищать своего сына.
Боясь, что Деваки может все отдать маме Яшоде и Нанде Бабе, Падмавати начала таким образом подшучивать. Она была похожа на ребенка, которому родители дали фрукт. Если мама или папа попросят этот фрукт назад, он не отдаст его, ибо не понимает, что родители могут дать намного больше.
Постарайтесь запомнить одну вещь. Кришна произнес: «Мое сердце словно камень. Оно никогда не тает». Почему Он не сказал: «Я очень милостивый. Я делаю это, чтобы даровать милость гопи и враджаваси»? Это на самом деле так — Кришна оставил Врадж только для того, чтобы утвердить и повсюду распространить их славу. Он не вернулся туда, зная, что это принесет враджаваси еще большие страдания, и тем не менее Он ни разу не похвалился: “Я очень милостивый”.
Что же Он произнес? “Мое сердце словно камень. Слушая это, все люди умирают от разлуки, но только Мое сердце не тает”, — именно это Он сказал о Себе из смирения. Примите это наставление — никогда не прославляйте себя. “Я так замечательно рассказываю, я делаю это и то так превосходно…” — лучше умереть, чем хвалить себя таким образом.
Описывается, что человек, который занимается самовосхвалением, убивает сам себя каждую минуту. Санатана Госвами никогда не ходил в храм Джаганнатхи и даже не ступал по дороге, ведущей туда. Он считал себя более низким и падшим, чем мусульмане, хотя и не был рожден в мусульманской семье, как Харидас Тхакур. Поэтому нужно всегда оставаться смиренным, быть осторожным и никогда не прославлять себя, потому что такой человек подобен мертвецу.
В истории с Юдхиштхирой Махараджем и во всей эпопее “Махабхарате” видно это. Вся суть в том, чтобы понять — что такое пратиштха. Это сукерера вишта. Знаете, что это означает? О, испражнения свиней. Мы должны избегать этого, иначе бхакти уйдет.
К чему я веду? Те, кто обладает маматой к Кришне, проникнутся чувством разлуки, а других эта история оставит равнодушными. У Деваки-маийи была мамата к Кришне, но какая? Смешанная с эгоизмом. Мамата Яшоды к Кришне, напротив, была лишена корыстных мотивов. Она даже поступала в ущерб себе ради блага других…
Так или иначе она терпела свою боль разлуки. Вайшнав должен быть таким же. Поэтому мы, слушая эти игры, должны кое-чему научиться. Те, кто не выносит урок из этих игр, просто слушают безо всякой пользы.
Примечание 1: «Такой экстаз замешательства может реально испытывать лишь принцесса Вриндавана [Шримати Радхарани]. Она достигла особой стадии замешательства – удивительного состояния, напоминающего помрачение сознания. У этого состояния, называемого дивьонмадой, есть множество граней, которые то проявляются, то отступают, и одна из них – читра-джалпа. Эта речь, вызванная появлением посланника Ее возлюбленного, исполнена скрытого гнева и несет в себе отпечаток разнообразных экстатических переживаний. Пика своего она достигает в страстном, неодолимом устремлении.
Читра-джалпа имеет десять разновидностей: праджалпа, париджалпа, виджалпа,удджалпа, санджалпа, аваджалпа, абхиджалпа, аджалпа, пратиджалпа и суджалпа» (Ш.-Б., 10.47.21, комм.).
Примечание 2: «По желанию Кришны и Шримати Радхики Йогамайя переносит садхаку, который находится на высокой стадии бхава-бхакти, в праката-лилу Враджа. Праката-лила всегда проявлена в той или иной вселенной. По желанию Кришны и Шримати Радхики Йогамайя переносит такую удачливую душу в любую из вселенных, в которой проходят Их игры, и дарует ей рождение из лона гопи. Таким образом, эта маленькая гопи уже с самого детства получает общение нитья-сиддха гопи (вечно совершенных гопи)» (“Hidden path of Devotion”, гл. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий