воскресенье, 21 октября 2012 г.

Дурга Пуджа, Наваратри

Красочный фестиваль Дурга-пуджа (Наваратри) празднуется дважды в год: один раз в месяце Чаитра, а второй в месяц Асваюджа. Оба являются посвященными поклонению и прославлению Божественной Матери. То Наваратри, что празднуют в месяц чаитра (апрель - май) называется Васанта-наваратри, а иногда и Рама-наваратри. Наваратри, празднуемые в месяц асваюджа (сентябрь - октябрь) называется Дурга-пуджа.

Дурга-пуджа или Наваратри начинается в первый день и заканчивается на 10 день светлой луны месяца асваюджа. Это знаменует собой победу Дурги над Махиша-асурой. В Бенгалии Ее образу поклоняются в течении девяти дней и затем Ее образ опускают в воду. Десятый день называют Виджайа Дашами или Дассера. Дурга-пуджа, празднуется по всей Индии, в каждом уголке страны праздник обогащается особенными чертами того или иного региона. Но независимо от тех или иных внешних отличиях, внутренняя суть праздника сохраняется единой.

Основная цель праздника состоит в почитании и поклонении Богине, в ее аспекте Шакти или Силе, дарования людям богатства и благополучия, процветания, знания, как светского, так и духовного, и других благословений. Но независимо от молитв и просьб возносимых Богине, их основой остается предание, поклонение и достижение Богини. Делается это сознательно или нет, но другой цели нет. Каждый благословляется Ее милосердием и любовью, каждый находит покровительство Богини.





Дурга означает «непобедимая» или "труднодостижимая". Слог ду напоминает о четырех асурах - это: бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук р - означает болезни (рогагхна), а слог га — грехи (папагхна), несправедливость, жестокость, леность и прочие дурные наклонности. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла, символизируемые звуками ду, р и га.


Поклонение Дурге было распространено с древнейших времен. Господь Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в сражении с царем Раваной.

В «Махабхарате» Кришна наставляет Арджуну, чтобы тот обратился к Дурге за помощью в борьбе с Кауравами.

Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают ее как супругу Шивы. Вайшнавы и шакты называют ее также Умой или Парвати. Шакты верят в то, что она является маха-майей, коренной причиной мира имен и форм.

В «Дурга-саптшати», священном тексте преданных Дурги, приводятся ее 108 имен; это означает, что она являет собой все облики Божественной Матери, то есть саму Божественную Мать.

В «Маркандейя-пуране» рассказывается история о проявлении Дурги. Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов. В результате все испущенные богами и полубогами свечения слились в одно: сияние распространилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии.

Сияние силы медленно превратился в Богиню. Ее лицо было соткано из света, изошедшего из уст Шивы. Свет Рамы наделил Ее длинными темными волосами, а лучезарность Вишну — двумя руками. Лунный свет дал Ей две груди, а свечение Индры — среднюю часть туловища. Бедра были рождены сиянием Варуны, а ягодицы — теджасом Притхиви. Свет Брахмы стал Ее ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей Солнца. Свет Васу превратился в пальцы Ее рук, а сияние Куверы — в Ее нос. Три глаза Богини возникли из сияния Агни. Уши были рождены светом Марута, а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других богов.


Все Боги даровали Дурге могущественное оружие. Шива сотворил из собственного трезубца еще один и подарил его этой Богине. Вишну создал диск из своей чакры. Варуна дал Ей копию своей раковины, Паван — лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры еще одну стрелу. Йама, бог смерти, даровал Ей данду (жезл), а Брахма — камандалу (сосуд для воды). Солнце наполнило своим свечением все поры тела Богини, а Кала одарил Ее мечом и щитом. Вишвакарман преподнес Ей боевой топор и непробиваемые доспехи.

Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты. Эта история из «Маркандейя-пураны» показывает, что Дурга представляет собой обобщенный символ всех божественных сил. Она возникла из сияния всех Богов и потому несет в себе сущность каждого из них.

В «Сканда-пуране» Дурга идентифицируется с Изначальной Пракрити и Шакти. В «Бхава-упанишаде» Она восхваляется как Брахмарупини. В «Курма-пуране» она идентифицируется с Ниргуна-Брахманом.

Она возникла в самом начале времен, еще до того, как началось сотворение. Рассказывают, что Вишну спал, и во время этого йогического сна из его пупка появился Брахма-Творец. Брахма не осознавал цели своего рождения и потому принялся медитировать на спящем Вишну. В это время из грязи в ушах бога Вишну были порождены два могущественных асура, Мадху и Кайтабха; они бросились к Брахме, чтобы убить его. Брахма был недостаточно силен, чтобы уничтожить демонов и обратился с молитвой к Шакти-Махамайе. На молитвы Брахмы явилась Божественная Мать; Она разбудила Вишну и показала ему нечестивые намерения Мадху и Кайтабхи. Вишну сражался с этими асурами в течение пяти тысяч божественных лет, однако тоже не смог их уничтожить. Тогда Божественная Мать околдовала их и заставила произнести такие слова: «Вишну, мы достаточно долго бились с тобой. Проси чего хочешь». Скованным собственным словом асурам пришлось исполнить желание Вишну — тем временем сам Вишну выхватил свой метательный диск и отсек им головы.

В «Дурга-саптшати» рассказывается другая история. Давным-давно на свете жил царь Суратха — в полной беспомощности он обитал в лесу, ибо враги отняли у него царство. Оставаясь в лесу, он стал одержим непрестанными мыслями о своем царстве, сокровищах и дворце. Однажды царь Суратха повстречал торговца по имени Самадхи. Этот торговец был обманут и ограблен собственными женой и детьми, которые выгнали его из дому. Торговец тоже постоянно вспоминал об утерянном богатстве; царь испытал к нему сочувствие, и они сдружились. Они вместе построили в лесу ашрам и поселились в нем. В один прекрасный день им случилось принимать в качестве гостя великого святого по имени Медха Риши — он поведал им историю Божественной Матери и рассказал о том, что надлежащее поклонение ей способно положить конец их бедствиям.

Существует еще одна история о могущественном демоне по имени Махиш, или Махишасура; его дар заключался в том, что никто не мог убить его, за исключением прекрасной женщины. Получив такой дар, он стал неуязвимым, победил Индру (бога небес) и низверг его с престола. Демон покорил все три мира и изгнал богов из их обители на небесах. Боги во главе с Брахмой и Вишну отправились к Шиве и рассказали ему о жестокости и коварстве Махиша. Услышав об этих злодеяниях, Шива пришел в ярость, однако он понимал, что дар демона делает его таким же беспомощным, как и всех остальных богов.

Только Божественная Мать смогла положить конец этой ужасной драме. В ярости Шива изверг из уст луч света, после чего такие же лучи породили все боги и полубоги. Лучи света соединились и проявились в облике прекрасной Богини. Богиня издала рев, от которого содрогнулись все три мира; услышав его, Махишасура отправил своих полководцев, чтобы те уничтожили новорожденную силу. Все великие полководцы Махишасуры — Чикшур, Чамар, Удагра, Махахану, Аси-лома, Вашкал и Видалакша — один за другим являлись со своими армиями на битву, однако были уничтожены Божественной Матерью Дургой.

После смерти его верных полководцев Махишасура лично появился на поле битвы, и сражение началось — он оборачивался то быком, то львом, то слоном. Он то стоял на земле, то поднимался в пространство и вел битву оттуда.

Затем Божественная Мать сошла со своего льва, прыгнула на плечи Махишасуры и отсекла ему голову. Его смерть вызвала среди богов волну радости, и все они восславили Дургу. Таким образом, о Дурге рассказывают множество историй, которые являются одновременно и очень похожими, и достаточно различными.

Божественная Мать воплощается в формах, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. Все истории о Дурге и других воплощениях Божественной Матери связаны с непрестанной борьбой между божественными и демоническими силами, вечными парами противоположностей.

Существование мира имен и форм невозможно без такой борьбы. Демонические силы саморазрушительны, однако чрезвычайно могущественны, тогда как Божественные Силы созидательны и действенны, однако замедленны. В начале перевес обычно на стороне демонических сил, ибо они объединяются вместе, а Божественные Силы оказываются рассеянными. Однако после того, как демонические силы вызывают нарушение равновесия, все боги объединяются, сливаясь в единую Божественную Силу - Шакти — она проявляется в облике Богини или Бога, чтобы уничтожить зло и восстановить утраченное равновесие.

Демонические силы опираются на эгоистичность, корысть и истязание других, а Божественные — на самопожертвование, покаяние, самоотверженное служение, любовь, всеобщее братство и способность видеть Божественное в любой частице сущего.

Древние легенды о Богах и Богинях подчеркивают победу добра над злом в той борьбе, которая протекает внутри каждого человеческого существа.

Стремление к роскоши, материальным обретениям и физическим удобствам представляет собой демоническую силу внутри нас; она проявляется в форме гнева, ненависти, алчности, гордыни, ревности, заблуждениях, тщеславии, зависти и привязанностях. Эти силы поднимаются на поверхность, когда бы у человека ни возникли корыстные интересы.

В противоположность им, преданность, милосердие, любовь и мысли о Всеобщем Благе человечества представляют собой Божественные Силы внутри человека; они проявляются как дисциплинированность, ненасилие, вера, уверенность, подлинная самоотверженность и отрешенность от любых личных обретений.

Дурга являет собой недвойственное существование наполненного энергией сознания. Будучи Божественной Матерью, Она уничтожает дисгармонию, вызывающую нарушения равновесия в феноменальном мире. Она желает добра всем и каждому — даже тем, кого уничтожает, ибо Она приходится матерью и этим созданиям.

После того, как Она уничтожила Махишасуру, Боги спросили: «Мать, Ты могла бы испепелить Махишасуру и его полководцев своей божественной лучезарностью. Почему же Ты участвовала в этом ужасном сражении?»

Божественная Мать ответила: «Если бы я просто испепелила их, они оказались бы в аду, и тогда им трудно было бы совершенствоваться и развиваться. Однако благодаря сражению со мной и гибели от моей руки они попали в рай, где смогут превратиться в добрых существ».

Таким образом, Дурга стремится не просто уничтожить зло, но преобразить его в благую энергию. Чаще всего Дурга изображается восьмирукой, хотя иногда число рук может равняться десяти, а в облике Махадурги она имеет двадцать рук. Ей в равной мере поклоняются и Боги, и асуры, и люди всех каст и убеждений

Деви и Шакти, Божественная Сила, которая проявляет, поддерживает и разрушает вселенную, является единственной Силой Бытия. Фактически, поклонение Деви не является сектанским, оно не принадлежит какому либо культу. Под Шакти, мы можем понимать и существование всех форм жизни и бытия вообще, силу знания и всеведения. Эти проявления являют признаки Бога, мы можем называть Его Вишну или Шива, как желаем. Другими словами, Шакти это сама способность Абсолюта, в его проявлении многообразия и Богов проявляющими этот мир. Шакти и Шакта - единое целое; сила и обладающий силой, не могут быть разделены, Ишвара и Шакти подобны огню и жару огня.

Деви - это Великая Шакти. Она Майа, поскольку из ее майи, происходит сансара. Как Владычица Майи, Она - Махамайа. Деви - это Авидья (Незнание), потому что Она связывает и Она Видьйа (Знание), поскольку Она освобождает и уничтожает сансару. Она Пракрити, как существующая изначальнее, чем создание - Адья Шакти. Деви является Вачакашакти, манифестацией чит в Пракрити, Она - Вачьйашакти или чит в Самости. Атма - это Деви. Шакти, это Брахман в Его аспекте матери (Шри Мата), как Творца и Держателя миров. Деви, как Парабрахман, находится за пределами всех форм и гун.

Шакти является также майей, благодаря которой Брахман создает Вселенную, чтобы проявить Себя отличным от Того, Кем Он является. Шакти является Мулапракрити или непроявленным бытием, когда Вселенная находится в проявленном состоянии. Это первопричина, состоящая из трех гун или качеств – саттва (тот, который проявляет), раджас (тот который действует) и тамас (тот, который скрывает и производит инецию). Три гуны представляют Природу как открытие или проявление Духа. Таким образом, Деви это гунанидхи (та, которая порождает гуны).

Мулапракрити, можно сравнить с маткой, в которую помещается семя Брахмана, в результате соединения которых происходит нарушение "равновесия" гун. Из этого, гуны в различных их комбинациях или соединениях, развиваются под "контролем" Шивы (чит), как Вселенная, которая управляется Махешварой и Махешвари. Такая "двойственность" Шивы и Шакти, которые проявляются в Парашакти - майа и пронизывают всю вселенную, присутствуют в человеке как СвайамбхуЛингам, обвитый Кундалини в Муладхара-чакре. Шабдабрахман, принимает форму кундалини в теле человека и всех дышащих существ. Кундалини - светящиеся жизненная энергия (джива-шакти), которая проявляется как прана и дремлет в муладхаре.

Дурга является Божественной Матерью. Она - энергия Ишвары. Без Дурги, Шива не выразим и без Шивы, Дурга не существует. Шива - душа Дурги; Дурга идентична и едина с Шивой. Шива - безмолвный свидетель, Он неподвижен и неизменчив, Его не затрагивает мировая игра. Именно Дурга творит все сущее.


Сражаясь с армией Махиша-асуры, Дурга Ма проявилась в девяти формах:

- Шайлапутри - является Шакти трех богов - Брахмы, Вишну и Шивы. Она восседает на быке и держит в своих руках трезубец и цветок лотоса.

- Брахмачарини - являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, Она дарует освобождение.

- Чандрагханта - источник храбрости и смелости, Она восседает на льве и держит в своих десяти руках различные виды оружия. Она уничтожает зло и невежество.

- Кушманди - восседает на льве, держа в своих восьми руках оружие. Она является олицетворение Божественного присутствия и милости Божества.

- Скандамата - Божественная Мать Сканды. Она сияет светом и жаром, подобно огню. Она восседает на льве и является свидетелем всего происходящего. Ее три глаза подобны Всевидящему закону справедливости.

- Катьяйяни - Очаровывающая Богия Вриндавана. Ее золотистое тело озаряет пространство подобно солнцу. Она восседает на льве, держа в своих четырех руках божественное оружие.

- Каларатри - ее вахана осел. Эта форма Деви, рассеивает тьму в своих преданных и дарует свободу от страха и бед.

- Махагаури - подобна восьмилетней девочке и сидит на быке, в своих четырех руках, она держит оружие и дарует свои преданным внутренний покой.

- Девадути или Сиддхидхатри - источник всех мистических совершенств и достижений. Ее вахана бык и в своих четырех руках она держит оружие. Она одаривает своих преданных всеми совершенствами.

Во время Наваратри, также поклоняются каждому проявлению Дурги.

Молитва девяти формам Дурги (представленным девятью буквами Наварна-мантры):
1. Поклонение Матери мира, Каумари (шакти Сканды), Владычице, Сущности всего, Форме всех Шакти, Которой поклоняется и возносит молитвы весь мир!

2. Я поклоняюсь Богине, Чей образ тройствен, почитаемой тремя мирами, Форме Знания Пути, Основе трёх гун, Трипуре!

3. Я поклоняюсь Благой и Вечной, Родительнице Блага, Возлюбленной Шивы, Калике, Чьё Сердце благостно, превосходящей всё проявленное!

4. Я поклоняюсь Страстноокой, имеющей бесчисленное множество аспектов, Той, чьи глаза имеют форму рыб, исполненной всех лучших качеств и сиддхи!

5. Поклоняюсь Владычице богов, Гневной, Страстной и Могучей, Силе Иллюзии, уничтожающей демонов Чанду и Мунду!

6. Я поклоняюсь Супруге Благостного (Шамбху, Шивы), Богине, Сути всего существующего, Которой поклоняются все боги, Спокойной, Дарующей счастье и Блаженство!

7. Поклоняюсь Владычице богов, Гаятри, исполненной всех благих качеств, Страстной и Могучей, Силе Иллюзии, уничтожающей демона Рактабиджу (т.е. Богине Бхадракали)!

8. Я поклоняюсь Прекрасной Богине с золотым телом, Субхадре (сестре Шри Кришны), рождающей удовлетворение (т.е. Богине в образе Сантоши Ма), дарующей счастье и красоту!

9. Всегда с Любовью и преданностью поклоняюсь Дурге, уничтожающей нищету и болезни, страх и препятствия в трудных ситуациях!)


Поклонение Деви или Шакти - это поклонение Божественной Славе, Величию и Могуществу. Наваратри является одним из величайших почитаний Деви, когда каждый ищет покровительства и предания Великой Матери.

Внешне, празднование отмечается большой пышностью и торжественностью, но внутренний праздник, это победа над внутренними демонами человека и победа Шакти, которая выражается в переживании единства с Божественной Матерью - Парашакти, которая есть Высшая Реальность - Парабрахман.

Как правило, первые три дня почитают Богиню Дургу в Ее гневных формах. Почитая Богиню, как великую Разрушительницу, Ее молят о разрушении и уничтожении внутренних демонов, что являют собой наши несовершенства и невежество. Вознося молитвы Матери Богине, в Ее гневном аспекте, мы просим о защите во время садханы, об искоренении из наших сердец всего темного, что мешает нам увидеть и лицезреть Истину, что мешает нам обнаружить наше единство с бесконечной Высшей Реальностью.

Мать Дурга, как заботливая Мать, всегда приходит на помощь своим детям, трансформируя и обращая в пепел, подобно огню, нашу низшую природу. Исправляя все наши недостатки и даруя нам благословение видения Истины, Мать Дурга принимает непосредственное участие в судьбе каждого живого существа.

Победив "внутренних демонов", освободившись от наших страстей и очистившись от зла, обретя внутреннюю чистоту, спокойствие и божественные качества, мы обращаемся с молитвами и поклонением к Божественной Матери Сарасвати. Последние три дня посвящены Матери Сарасвати.


Сарасвати проявляется, как Богиня сидящая на лотосе. Она держит в своих руках священные писания, четки и играет на вине. Лотос символизирует Высшую Реальность – парабрахман и высшее Знание. Сидя на лотосе, Сарасвати являет нам свою природу и сущность, как чистый и вечный брахман, Она - брахмасварунпини. Она обладает Высшим Знанием и знанием вообще. Белый цвет лотоса и ее сари символизируют чистоту и знание. Ее четыре руки демонстрируют ее всемогущество и власть над всем, а также вездесущность.

Левая сторона Деви являет собой качества сердца и души, а правая – ум и интеллект. Также это может символизировать два пути ведущих к высшему – гйяна-марга и бхакти-марга. Писания в Ее руке показывает нам, что обретенное знание следует использовать с любовью и состраданием ко всему. Четки в Ее руке призывают нас сосредоточенность, медитацию и созерцание, как путь, ведущий к самадхи или к соединению с Богом. Знание уничтожает эго и приносит освобождение.

Четыре руки Богини являют собой четыре аспекта внутреннего мира человека, а именно манас (ум), баддхи (интеллект), аханкар (эго) и читта (сознание). Белый лотос и белоснежное сари символизируют чистоту сознания и чистое знание, ведущие к Высшей Реальности

Вина в руках Богини, являет нам, что мы должны обратить свой взор на внутренний мир, на Абсолютную реальность в нас. Звук вины символизирует изначальный звук – Ом-кара, который помогает пересечь океан самсары.

Лебедь служит средством передвижения Сарасвати, что демонстрирует нам, что мы должны всегда руководствоваться знанием и мудростью. Сарасвати не использует павлина, как вахану, поскольку это является для нас символом того, что ум не предсказуем, и чтобы его обуздать, мы всегда должны пользоваться только истинным знанием, которое является вратами к Высшей Реальности.

Сарасвати Деви, как любящая мать заботится о своих детях, она одаривает каждого божественной мудростью. Она дарует знание, помогающее обратить наш взор на нашу изначальную природу и естество. Именно Сарасвати, даруя знания, благословляет человека и подталкивает его к обнаружению Высшего. Милостью Сарасвати мы постигаем свою божественную природу, нас больше не интересует мир феноменов и иллюзий. Свет мудрости, служит нам маяком на Пути к Богу и осознание нашей вечной связи с миром божественного.

Тот, кто обрел дар Высшего Знания, становится воплощением этого Знания и способен привести других к Богу. Риши, садху и святые обладающие мудростью и знанием всегда почитались, как проявление божественной милости.
swadeshe pujyathe raja vidwan sarvatra pujyathe
Царь почитаем только в своем царстве, но обладающий знанием почитаем повсюду.

Да обретем мы милость Сарасвати Ма!

О Мать, О Бхагавати Сарасвати!
Украшенная белой гирляндой из жасмина, подобной отблеску луны в росе.
Облаченная в белые одеяния и играющая на вине.
Восседающая на белом лотосе.
Тебе вечно поклоняются Брахма, Ачьюта, Шанкара и все боги.
О Мать, О моя Защитница удали мое невежество.
(Яви свою милость мне).


Шри Шарада Стотра


namaste sarade devi Kashmir - puravasini
tvamaham prarthayer nityam vidyadanam ca dehi me 1


Я приветствую Тебя, О Шарада Деви, пребывающая в Кашмире (Шарада-питха).
Я постоянно молю Тебя о даровании мне дара знания.

yasraddha dhyarana medha vagdevi vidhivallabha
bhaktajihva grasadana samadigunadayini 2


Ты есть вера, сила знания и сила памяти. Ты Богиня речи.
Ты – супруга Брахмы. Ты всегда пребываешь на кончике языка преданных.
Ты – дарующая совершенство ума.

namami yaminim nathalekhalankrta kuntalam
bhavanim bhavasantapanirvapanasudhanadim 3


Я приветствую Тебя, которая обладает властью над всем, чьи волосы очаровали Брахму.
Ты – Парвати и Джняна Ганга, которая гасит пламя страданий сансары.

bhadrakalyani namo nityam sarasvatyani namo namah
vedavedangavedantavidyasthanebhya eva ca 4

Я поклоняюсь Бхадракальяни, Я поклоняюсь Сарасвати, Которая является источником знания Вед, Веданг и Упанишад

brahmasvarupa parama jyotirupa sanatani
sarvaidyadhidevi ya tasyai vanyai namo namah 5


Я склоняюсь в почтении, снова и снова, перед Сарасвати,
Ее сущность – брахман, Ее форма – свет знания,
Она Богиня всего знания и Она вечная.

yaya vina jagtsravam sasvaj jivanmrtam bhavet
jnanadhidevi ya tasyai sarasvatyainamo namah 6


Я поклоняюсь Сарасвати, Богини Знания и без Нее,
Вселенная со всем сущим стал бы мертвой.
yaya vina jagatsarvam mukamun - mattavat sada
ya devi vagdhisthatri tasyai vanyai namo namah 7


Я поклоняюсь Сарасвати, Богине речи, без Нее
Совершенный мир стал бы немым и сумасшедшим.


Обретая дар чистоты от Дурги Ма и Ее гневных проявлений, обретая дар внутреннего покоя и радости от Лакшми, обретая дар знания и мудрости от Сарасвати, мы становимся готовы к восприятию и почитанию Деви, как Парашакти.

Дассера или десятый день почитания Маха Шакти, несет радость, счастье и мудрость, которые неподвластны времени. Мы становимся участниками вселенской радости, мы радуемся вместе со всей вселенной и Богами Виджая Дашами или Победе Деви.

В этот день, Мать является нам, как Высшая Реальность, благословляя нас в своем аспекте

Видьямайа. Ее сияние освещает нашу душу, дарует Атма-джнян или знание своей сущности.

Во время Дассеры, нам открывается Истинная Реальность, освещая нас мудростью и знанием атмана.

Так, поклоняясь Маха Кали или Маха Дурге, Маха Лакшми и Маха Сарасвати, мы поклоняемся Мула-Пракрити, Ади Шакти в Ее танце преобразования, поддержки и озарения.


Вначале, мы поклонялись гневному проявлению Дурги – Кали и Чамунда. Мы были полны невежества, мы были слабы и несчастны. Но милостью Ма, подобной огню, все наши несчастья были уничтожены и обращены в пепел. Преодолев и поборов наше невежество и тьму, мы обрели вечное богатство и совершенство. Когда Махакали завершает свой танец преображения, то Лакшми одаривает нас всеми совершенствами, Она озаряет нас светом покоя и божественными качествами. После этого, Мать Сарасвати, одаривает нас светом мудрости и знания. Она озаряет наш ум Вечным Знанием. Она направляет наше внимание, наши помыслы на Вечное в нас.

В завершении всего, нам открывается сама природа Шакти, как вечная и неизменная Истина. Мы находим эту Истину в нас, милостью Богини, мы становимся знающими Истину, мы осознаем наше единство с Богом. Мы становимся знающими Высшие, что озаряет нашу душ и кем мы являемся на самом деле - сат-чит-ананда - истина-сознание-блаженство. Так Деви, как заботливая и любящая Мать, благословляет нас.


Во время Наваратри, садхака читает каждый день Дурга-Сапташати или Деви-Махатмья, если нет возможности вычитывать все полностью, то можно читать определенные гимны из Деви-Махатмья, например Апараджита-Деви-стути.

Шактистские бхаджаны и стотры

Также особое внимание уделяется джапе Наварна-мантры

Ом аим хрим Клим чамундайаи вичче


или мантры ишта-девата.

Также можно почитать Деви воспевая Ее Славу словами Ратри-суктам, Сарасвати-суктам, Деви-суктам или другими гимнами обращенными к Богине. Помимо это проводятся пуджи, арати, поются бхаджаны и т.д. или другие обряды и ритуалы соответствующие той или иной духовной семье и традиции.

Естественно, лучше всего получить наставления от Гуру, но если по какой либо причине, это не возможно, тогда следует вооружиться искренностью и любовью к Матери Дурге, и совершать посильное поклонение.


Сайлапутри (первый день Наваратри) 


Первая из девяти форм богини Дурги носит имя Сайлапутри. Ее называют так потому, что она инкарнировалась в семье Гималайи - Царя гор. Богиня Сайлапутри носит на голове половинку Луны, сидит верхом на быке и держит в правой руке трезубец, а в левой - лотос. Это первая из девяти аспектов Дурги. В своей предыдущей жизни она родилась в семье у Дакши, Праджапати и была известна под именем Сати.

Однажды Праджапати Дакша организовал большую священную церемонию, на которую пригласил получить свою долю всех богов. Господь Шива был единственным исключением.

Когда Сати узнала о том, что ее отец организует такое празднество, она всем сердцем возжелала участвовать в церемонии. Она сказала о своем желании Господу Шиве и попросила у него разрешения. Взвесив все "за" и "против", Шива сказал: "Праджапати сердит на меня по причине, известной лишь ему одному. Он пригласил на церемонию всех богов и предложил каждому из них жертвенную часть. Он намеренно не пригласил меня и даже ничего мне об этом не сказал. В таких обстоятельствах не должно тебе ходить туда". Сати не убедил совет, данный Господом. Пылкое желание взглянуть на церемонию и перспектива увидеться с матерью и сестрами не убывали. Господь Шива видел, что Сати очень хочет пойти туда, поэтому, в конце концов, он ей это разрешил.

Необыкновенная радость зажглась в ее сердце. Она сделала необходимые приготовления и отправилась в путь. Но вся ее радость испарилась в тот момент, когда она добралась до места. Ее холодно приняли все, кроме матери. Только мать обняла ее. Она не заметила ни крупицы сердечности в других по отношению к ней. И не только это уязвило ее - ее задели насмешки ее сестер. Она была задета до глубины души оскорбительным отношением, которое получила от своих собственных родственников. Общая атмосфера была пропитана неуважением к Господу Шиве. Дакша отпустил несколько оскорбительных замечаний в адрес Господа Шивы. Она увидела все это и потеряла самообладание. Ум ее затуманился, и она наполнилась сожалением и гневом. Она раскаялась в том, что ослушалась замечания своего Господа, и не смогла вынести оскорблений в адрес своего супруга. Неожиданно она бросилась в священный огонь, и ее тело, поскольку оно было даром, полученным ею от Дакши, сгорело. Слухи о ее смерти достигли Господа Шивы и он решил преподать Дакше хороший урок. Священный шатер со всем убранством был полностью разрушен его слугами.

В своем следующем рождении она родилась как Парвати, дочь Гималайи, и среди девяти форм Дурги она соответствует Сайлапутри, которая также известна как Гаймавати. В соответствии с одним из текстов Упанишад, она в форме Гаймавати победила всех верховных богов. Как и в предыдущем рождении, Сайлапутри вышла замуж за Господа Шиву. Первая и наиболее значительная среди Девяти Дург, Сайлапутри обладает огромным значением в своей славе и бесконечности. Она почитается в первый день Наваратри. Совершая пуджу в первый день, йог концентрирует свое внимание на Муладхаре. Это начальная точка его духовной дисциплины.

Брахмачарини (второй день Наваратри) 


Брахмачарини - это вторая форма девяти форм Дурги. Здесь Брахма означает тапас. Таким образом, Брахмачарини - это та, которая практикует тапас. В Веде сказано, что Таттва и Тапа - синонимы Брахмы. Форма Брахмачарини потрясающе лучезарна и чрезвычайно величественна. В правой руке она держит четки, а в левой - Камандалу.

В своем предыдущем рождении она родилась как дочь Гималайи, а затем, под руководством Нарады практиковала строжайший тапас для того, чтобы обрести Господа Шиву в качестве супруга. Благодаря сверхъестественному тапасу, который она выполняла, ее назвали Брахмачарини. Тысячу лет она ела только фрукты и коренья. Тысячу лет она ела только листья овощей. Долгое время она выносила муки под открытым небом, стоя под проливными дождями, палящим солнцем и градом. После таких испытаний она три тысячи лет питалась только сухими листьями бильвы, падавшими на землю. Все это время, все двадцать четыре часа она была поглощена почитанием Господа Шивы. После этого она прекратила есть даже эти сухие листья. Несколько тысяч лет она жила без пищи и воды. Поскольку она отказалась есть даже сухие листья бильвы, она еще известна под именем Апарна.

После этих суровых аскез в течение тысяч лет ее тело стало крайне тонким. Остался один скелет. Увидев ее жалкое состояние, ее мать Мена очень сильно страдала. Чтобы отвлечь ее внимание от сурового тапаса, она воскликнула - "Ума!", что значит "О! Нет!". С той поры Богиня Брахмачарини носит также имя Ума. Это было в ее прошлой инкарнации.

Ее тапас, будучи исключительно сильным, вызвал серьезные беспокойства во всех трех мирах. Вся Вселенная была потрясена. Боги, Риши, Сидхи, Муни - все превознесли ее аскезу как непревзойденное целомудренное действие. В конце концов Питамаха Брахма через оракула обратился к ней и сказал ей очень мягко: "О, Богиня, никогда еще так долго никто не практиковал такого сурового тапаса. Только тебе это удалось. Этот чудесный подвиг восхваляется на всех четырех сторонах света. Твое желание будет исполнено. Господь Шива несомненно станет твоим божественным супругом. Теперь прекрати совершать тапас и ступай домой. Твой отец скоро придет, чтобы забрать тебя домой".

Второй аспект Дурги - Брахмачарини - способна принести бесконечные блага. Ее почитание дает человеку силы на выполнение аскезы, отречения, устраняет страсти, дает праведное поведение и самообладание. Даже в наиболее критические периоды борьбы ум остается непоколебимым и не отступает с пути долга. Милостью Матери Брахмачарини человек получает успех и победу всегда и везде. На второй день Дургапуджи чествуется аспект Брахмачарини. Ум движется вверх и устанавливается в Свадхиштхана Чакре. Йог, который устанавливает свой ум в этой чакре, получает преданность и благословение Богини.

Чандрагханта (третий день Наваратри) 


Третий аспект Богини Дурги - это Чандрагханта. На третий день Наваратри почитается именно ее образ (Виграха). Этот особенный аспект Богини дает глубокий мир и приносит только хорошее. На голове она носит половинку Луны в форме колокольчика. Вот почему она называется Чандрагханта. Оттенок ее кожи - светло-золотой. У нее десять рук. В каждой из рук она держит определенный тип оружия, например, меч, стрелу и т.д. Ее ездовое животное - лев. Она всегда находится в состоянии готовности к сражению. Ее раскатистый голос - словно гудящий звон соборного колокола, который заставляет дрожать от страха всех ужасных Данавов, Дайтьев и Ракшасов.

В дни почитания Дурги во время Наваратри третий день имеет большое значение. В этот день ум преданного входит в Манипура Чакру. На этой стадии милостью Матери Чандрагханты он обретает способность видеть неземные и божественные вещи. Он может вдыхать божественные ароматы, и многие божественные звуки становятся доступными его уху. В этот день и на этой стадии от человека требуется наибольшая осторожность.

Милостью Матери Чандрагханты все грехи устремленного человека сгорают, а препятствия устраняются. Ее почитание всегда плодотворно. Она всегда находится в состоянии готовности выступить на поле боя, это видно по ее позе, и поэтому она устраняет трудности у преданного ей человека очень быстро. Ее ездовое животное - лев, поэтому почитающий ее становится доблестным и бесстрашным, словно лев. Звон ее колокольчика всегда защищает ее преданных от злых духов. Как только устремленный к ней человек взывает к ней, ее колокольчик немедленно начинает звонить, чтобы дать защиту преданному.

И несмотря на то, что она всегда занята тем, что убивает и подавляет демонов, для своих преданных и почитателей она выглядит как наиболее безмятежная, великодушная и мирная. Очень хорошие качества, которые развиваются в ее преданных почитателях - это храбрость и бесстрашие в сочетании с великодушием и смирением. Лицо, глаза и все тело такого человека становятся лучезарными. Его голос становится божественно сладким. Куда бы ни приходил преданный почитатель Матери Чандрагханты, он везде и повсюду распространяет мир и блаженство. От тела такого устремленного к ней человека всегда исходит невидимое излучение божественного света. Такое божественное явление находится за пределами физического восприятия глазами, но сам преданный и его окружение могут легко уловить этот факт.

Очищая свой ум, речь, деяния и тело предписанными способами, мы должны почитать Мать Чандрагханту и искать убежища у ее ног. Через ее почитание мы можем освободиться от любых мирских печалей и спонтанно достичь высшей цели. Мы всегда должны пытаться встать на путь духовной дисциплины, почитая священный образ Матери. Почитая ее, мы можем достичь совершенства в мирских делах и исключительных благ в другом мире.

Кушманда (четвертый день Наваратри) 

Кушманда - это четвертый аспект Матери Дурги. Ку+Ушма+Анда - именно такое происхождение имеет это слово. "Ку" означает "маленькая", "Ушма" - теплая, горячая или энергия, и "Анда" означает космическое яйцо, или Вселенную. Вот из чьей части тепла появилась Вселенная. Вот почему она по праву носит имя Кушманда.
Когда была лишь пустота, заполненная тьмой, в то время, когда даже времени еще не существовало, Мать Кушманда создала Вселенную, мысленным планом которой явилась ее Санкальпа. До ее пришествия не было ни Сат, ни Асат.
Ее обитель находится во внутренней части Сурья-Локи. Только она может жить там, и никто больше, кроме нее. Цвет и сияние ее тела также подобны Солнцу - пылающая и лучезарная, с ней не может сравниться ни одно божество. Она - само сияние. Все десять сторон света освещаются ее лучезарным светом. Как бы то ни было, свет, наблюдаемый в мире живых существ и объектов, является просто отраженным светом ее великолепия.

У нее восемь рук, поэтому она носит имя Аштбхуджа. В семи руках она держит Камандалу, лук, стрелу, лотос, кувшин с нектаром, диск и булаву соответственно. В ее восьмой руке - четки, дарующие восемь Сиддхи и девять Нидхи. Ее ездовое животное - лев. Кушманда на санскрите символизируется тыквой, которая является лучшим для нее подношением.

На четвертый день Наваратри почитается Кушманда. В этот день ум направленного к ней человека входит и успокаивается в Анахата Чакре. Поэтому искателю предписывается медитировать на этом аспекте Матери с умом устойчивым и целеустремленным. В результате ее почитания преданный избавляется от всех болезней и печалей. Увеличивается продолжительность жизни, сила, здоровье, человек обретает доброе имя. Мать Кушманду легко умилостивить. Если кто-то сдается на ее милость, он может быть уверен в том, что достигнет Высшей обители.

Мы должны почитать ее должным образом, предписанным в Шастрах, и быть ее истинными преданными. В результате стремящийся к ней получает сверхъестественное восприятие и чувствует ее милость. Этот несчастный мир превращается для него в божественное место. Почитание Матери Кушманды - это лучшее и простейшее средство для того, чтобы пересечь трясину мира. Поэтому искатель должен почитать ее как для достижения мирских целей, так и для духовного успеха.

Скандамата (пятый день Наваратри) 


Пятый аспект Матери Дурги известен как Скандамата. Она - мать Кумары, или Сканды, или Картикейи, который был избран богами своим военачальником в войне против демонов. Его слава была описана в Пуранах, где его зовут Кумара и Шактидхар. Его ездовое животное - павлин, называемый иначе Майюравахана.

Пятый аспект Дурги называется Скандамата, поскольку она является Матерью Сканды. Она почитается на пятый день Наваратри. В этот день ум искателя достигает и устанавливается в Вишуддха Чакре. На ее изображении всегда можно увидеть Господа Сканду в виде младенца. Он сидит у нее на коленях.

У этой Божественной Матери четыре руки. Правой верхней рукой она держит Господа Сканду, в правой нижней слегка приподнятой руке она держит лотос. Жестом левой верхней руки она благословляет, а левая нижняя рука приподнята, и в ней она держит еще один цветок лотоса. Цвет ее тела - очень светлый. Она сидит на цветке лотоса, поэтому иначе ее зовут Падмасана.

Писания очень красноречиво прославляют пятый день Наваратри. Ум ищущего человека в этот день находится в Вишуддха Чакре, поэтому все его внутренние и внешние действия полностью останавливаются и все мыслительные процессы в уме останавливаются. Ум спокоен, как океан без волн. Начинается продвижение к состоянию чистого сознания. Он полностью погружается в медитацию Матери Падмасаны, полностью освободившись от мирских мыслей и покрова Майи. Это время, когда ищущий должен быть наиболее аккуратен и осторожен на пути своей Садханы.

Через почитание Богини в форме Скандаматы преданный получает исполнение всех своих желаний. Он обретает вкус Высшей радости даже в этом смертном мире. Ворота к спасению спонтанно открываются перед ним. Ее почитание автоматически влечет за собой почитание Господа Сканды в форме младенца. Только она занимает такое особенное положение. Поэтому ищущий должен быть особенно внимателен, почитая ее. Являясь правящим божеством бога Солнца, она дарует особый блеск и сияние своим преданным. Они всегда окружены невидимым божественным сиянием, которое всегда поддерживает их "Йога-Кшему". Поэтому мы с большой искренностью можем попытаться найти у нее прибежище. Нет лучшего пути, чтобы пересечь трясину мирского существования.

Катьяяни (шестой день Наваратри) 


Шестая форма матери Дурги известна как Катьяяни. Легенда, связанная с ее именем, такова:

Когда-то жил великий мудрец по имени Ката. Его сына звали Катья. Катьяяна из его рода был известен повсеместно как великий мудрец. Несколько лет он практиковал строжайшую аскезу для того, чтобы умилостивить Божественную Мать. Он лелеял в своем сердце большое желание, чтобы Богиня явилась ему в форме его дочери. Богиня милостиво откликнулась на его просьбу.

Через некоторое время, когда огромная власть демона Махишасура перешла всякие границы, три Бога - Брахма, Вишну и Шива - пришли в ярость и создали Богиню, передав ей часть своей силы, чтобы убить демона. Мудрец Катьяяна был первым, кто начал почитать ее, поэтому она и называется Катьяяни.

Другая легенда говорит о том, что она родилась в его семье в форме его дочери. Она была рождена в 14 день убывающей луны в месяц Ашвина. Приняв поклонение Катьяяны в течение трех дней, 7-го, 8-го и 9-го дней светлой половины того же месяца, на Виджаядашами она убила демона.

Она всегда исполняет любые желания своих преданных. Дева Браджа почитала эту богиню, желая выйти замуж за Шри Кришну. Ее форма чрезвычайно божественна и лучезарна. Цвет ее тела - светло-золотой и лучистый. У нее четыре руки. Жестом правой верхней руки она отводит все страхи, а правой нижней - дарует благословение. В левой верхней руке она держит меч, а левая нижняя рука украшена цветком лотоса. Ее ездовое животное - лев.

На шестой день Наваратри почитается форма Катьяяни. В этот день ум ищущего устанавливается в Аджна Чакре. В Йоге Аджна Чакра имеет величайшее значение. Когда ум человека остается в Аджна Чакре, преданный отказывается от себя и отдает себя на волю Богине, и таким образом очень легко достигает прямого видения Матери Катьяяни. Все четыре цели - Дхарма, Артха, Кама и Мокша - легко достигаются Садхакой, почитающим мать Катьяяни с преданностью и искренностью. Даже если преданный живет мирской жизнью, он обладает неземной славой и силой. Он застрахован от заболеваний, страхов и печалей. Для разрушения грехов, накопленных в предыдущих жизнях нет пути лучше и проще, чем почитание Матери Катьяяни. Она всегда находится рядом с тем, кто почитает ее, и такой человек достигает Высшей обители.

Каларатри (седьмой день Наваратри) 


Форма Каларатри матери Дурги является седьмой формой в последовательном почитании в дни Наваратри. Цвет ее тела - темный и черный. У нее растрепанные волосы. Ожерелье, сверкающее молниями, украшает ее шею. Три ее глаза, имеющих форму космического яйца, постоянно мечут молнии. Когда она вдыхает или выдыхает, через ее ноздри вырывается пламя. Она ездит верхом на осле. Жестом поднятой правой руки она всегда дарует благословения всем без исключения. Жестом нижней правой руки она устраняет страхи. В верхней левой руке она держит подобное шипу оружие, сделанное из железа, а в нижней левой руке у нее кинжал. 

На форму матери Каларатри всегда крайне страшно смотреть, но она всегда благоприятна по своему действию. Вот почему другое ее имя - Шубханкари (приносящая хорошее). Поэтому преданные не должны бояться ее.

На седьмой день Наваратри писания предписывают почитание Каларатри. В этот день ум ищущего достигает Сахасрара Чакры. Для такого человека открывается дверь ко всем Сиддхи Вселенной. В этот день Садхака со всеми своими способностями отождествляет себя с Матерью Каларатри. В результате ее прямого видения перед преданным открываются все добродетели. Все его грехи и все препятствия на его пути полностью разрушаются. Он достигает обители, которая дарует неисчерпаемую добродетель.

Мать Каларатри разрушает нечистоту. Данавы, Дайтьи, Ракшасы, Бхуты, Преты и другие злые духи приходят в ужас и убегают, как только преданный вспоминает Каларатри. Она также является устранительницей негативных планетарных влияний. Ее почитатель не боится огня, воды, диких зверей, врагов и ночи. Ее милостью он не испытывает никаких страхов.

Сохраняя ее форму в своем сердце и медитируя на нее, преданный должен почитать только ее. Он должен соблюдать Яму, Нияму и Самьяму (все правила и предписания). Очищение ума, речи и тела являются необходимыми для ее почитания. Она - Шубханкари. Благоприятные эффекты, проистекающие из ее почитания, неисчислимы.

Махагаури (восьмой день Наваратри) 


Восьмая ипостась матери Дурги - это Махагаури. Она исключительно светлая. Поэтому она отождествляется с раковиной, Луной и цветком Кунды. Говорится, что ей всегда восемь лет.

Все ее одежды и украшения белые. У нее четыре руки. Ее ездовое животное - бык. Жестом правой верхней руки она устраняет страхи, в нижней правой руке она держит трезубец. В верхней левой руке она держит Дамару, а жестом нижней левой руки дарует благословения. Ее внешний облик очень спокойный и безмятежный.

В форме Парвати она практиковала суровейшие из возможных аскез, желая иметь в качестве божественного супруга Господа Шиву. Таков был ее обет. В результате сурового тапаса ее тело стало черным. В конце концов, Господь Шива был умилостивлен. Он сам омыл ее тело священной водой Ганги. И тогда цвет ее тела изменился и стал сияющим, как зарница. С этого времени она стала известна как Махагаури.

Почитание Махагаури рекомендовано производить на восьмой день Наваратри Пуджи. Ее сила неисчерпаема и всегда приносит добрые плоды. Все накопленные грехи преданного уходят в результате ее почитания. А в будущем никакие грехи и страдания его не беспокоят. Он становится чистым во всех смыслах и получает неистощимую добродетель.

Медитация или упоминание, или почитание Махагаури является благословением для преданных в любом отношении. Мы должны всегда медитировать на нее. Ее милостью обретаются божественные Сиддхи. Преданный должен всегда медитировать на ее лотосные стопы единонаправленно. Она устраняет боль и страдания у своих преданных. В результате ее почитания преданными даже невозможное становится возможным. Поэтому каждый должен попытаться найти прибежище у ее стоп. Пураны полны текстов, славящих ее. Она направляет мыслительные волны преданного на путь добродетели и разрушает Асат.

Мать Сиддхидатри (последний день, а точнее - последняя ночь перед Победой) 


Последняя из девяти форм матери Дурги - Сиддхидатри. Она способна дать все виды сокровенных сил. В соответствии с Маркандейя Пураной, существует восемь типов таких сил: Анима, Махима, Гарима, Лагхима, Прапти, Пракамья, Иситва и Васитва. А в соответсвии с Брахмавайварта Пураной, Шри Кришна Джанма Кханда, количество этих сил исчисляется восемнадцатью.

Мать Сиддхидатри может дать ищущим и преданным все Сиддхи. В соответствии с Деви Пураной, Господь Шива приобрел эти силы только милостью этой Богини. Только ее милостью Господь Шива стал Ардханаришвара. У Матери Сиддхидатри четыре руки. Ее ездовое животное - лев. Она сидит на цветке лотоса. Она держит в правой нижней руке Чакру, а в верхней - палицу. В левой нижней руке у нее раковина, а в левой верхней - цветок лотоса. На девятый день Наваратри почитается именно она. В этот день предписанным способом с полным доверием Садхака обретает все Сиддхи. Во Вселенной не остается ничего недостижимого. Он развивает способность управлять всей Вселенной.

Долгом каждого человека является попытка умилостивить Мать Сиддхидатри и обрести ее благосклонность. Только ее милостью преданный пересекает океан страданий и остается незапятнанным, наслаждаясь всеми мирскими удовольствиями и достигая Мокши в конце.

Среди девяти форм Дурги Сиддхидатри - последняя. После почитания должным образом восьми форм Дурги, на девятый день преданные почитают Сиддхидатри. После завершения почитания Сиддхидатри преданные и ищущие получают исполнение мирских и духовных желаний. Но основное здесь заключается в том, что не существует такого желания у любимого Богиней Сиддхидатри преданного, которое он хотел бы исполнить. Такой преданный трансцендентирует все материальные желания и нужды. Духовно он приходит в божественную обитель Дэви и всегда пьет нектар за ее здоровье. Он полностью освобождается от страстей и желания наслаждений. Абсолютная близость к Богине становится единственной целью его действий. После достижения такого положения, он уже ни в чем не нуждается.


АПАРАДЖИТА ДЕВИ СТУТИ

НАМО ДЕВЙАЙ МАХАДЕВЙАЙ ШИВАЙАЙ САТАТАМ НАМАХ 
НАМАХ ПРАКРИТЙАЙ БХАДРАЙАЙ НИЙАТАХ ПРАНАТАХ СМА’ТАМ 

Поклонение Богине, Великой Богине, Благой постоянно поклонение,
Поклонение Пракрити, Бхадре, [перед Ней] мы склоняемся, полные сосредоточения.

РАУДРАЙАЙ НАМО НИТЬЙАЙАЙ ГАУРИЙАЙ ДХАТРЙЙАЙ НАМО НАМАХ 
ДЖЙОТСНАЙАЙ ЧЕНДУРУПИНЙАЙ СУКХАЙАЙ САТАТАМ НАМАХ 
Поклонение Грозной, Вечной, Светлой, Создательнице [мира] поклонение, поклонение,
Пребывающей в образе Луны и лунного света, [являющейся самим] счастьем постоянно поклонение.

КАЛЬЯНЙАЙ ПРАНАТА ВРИДДХЙАЙ СИДДХЙАЙ КУРМО НАМО НАМАХ 
НАЙРРИТЙАЙ БХУБХРИТАМ ЛАКШМЙАЙ ШАРВАНЙАЙ ТЕ НАМО НАМАХ 

Мы склоняемся перед Благой, [являющейся] Процветанием и Успехом.
Шарвани, счастью и погибели владык земли – поклонение, поклонение.

ДУРГАЙЙАЙ ДУРГАПАРАЙЙАЙ САРАЙЙАЙ САРВАКАРИНЙАЙ 
КХЙАТЙАЙ ТАТХАЙВА КРИШНАЙАЙ ДХУМРАЙАЙ САТАТАМ НАМАХ

Дурге, помогающей преодолевать трудности, сути и управительнице всего,
Способности различения, [цвет чьего тела] черный, а также серый – постоянно поклонение.

АТИСАУМЙАТИ РАУДРАЙАЙ НАТАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 
НАМО ДЖАГАТПРАТИШТХАЙАЙ ДЕВЙАЙ КРИТЙАЙ НАМО НАМАХ 

Перед самой прекрасной и самой грозной [одновременно] мы склоняемся, Ей – поклонение, поклонение;
Поклонение Богине, поддерживающей мир – поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ВИШНУМАЙЕТИ ШАБДИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как Вишнумайя,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ЧЕТАНЕТЙАБХИДХИЙАТЕ 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как сознание,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ БУДДХИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как разум,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ НИДРАРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как сон,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ КШУДХАРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ
Той Богине, которая во всех существах пребывает как голод,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ЧХХАЙЙАРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 
Той Богине, которая во всех существах пребывает как отражение,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ШАКТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той Богине, которая во всех существах пребывает как сила,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ТРИШНАРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как жажда,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ КШАНТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той Богине, которая во всех существах пребывает как терпение,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ДЖАТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той Богине, которая во всех существах пребывает как роды,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ЛАДЖДЖАРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той Богине, которая во всех существах пребывает как стыд,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ШАНТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как мир,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ШРАДДХАРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как вера,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ КАНТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как красота,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ЛАКШМИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той Богине, которая во всех существах пребывает как счастье,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ВРИТТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как деятельность,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ СМРИТТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как память,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ДАЙЙАРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той Богине, которая во всех существах пребывает как милосердие,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ ТУШТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той Богине, которая во всех существах пребывает как удовлетворенность,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ МАТРУРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как мать,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ЙА ДЕВИ САРВАБХУТЕШУ БХРАНТИРУПЕНА САМСТХИТА 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

Той Богине, которая во всех существах пребывает как заблуждение,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.

ИНДРИЙАНАМАДХИШТХАТРИ БХУТАНАМ ЧАКХИЛЕШУ ЙА 
БХУТЕШУ САТАТАМ ТАСЙАЙ ВЙАПТИ ДЕВЙАЙ НАМО НАМАХ 

Той, которая управляет органами чувств и элементами
Во всех существах, той вездесущей Богине поклонение, поклонение.

ЧИТИРУПЕНА ЙА КРИТСНАМЕТАД’ВЙАПЙА СТХИТА ДЖАГАТ 
НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМАСТАСЙАЙ НАМО НАМАХ

В образе сознания, которая этот мир целиком пронизав, пребывает,
Поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение Ей, поклонение, поклонение.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

2 комментария:

  1. Великолепная статья. Благодарю вас.
    Скажите пожалуйста, в Махабхарате, книге 4-й, главе 6-й, Юдхиштхира произносит молитву Богине Дурге, это те же молитвы, что и здесь описаны? Или другие?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот ссылка на эту главу. Правда она на английском. На русском почему-то эта часть пропущена. Я ее не нашел. http://www.sacred-texts.com/hin/m04/m04006.htm

      Удалить