четверг, 12 декабря 2013 г.

Удивительный парадокс

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(14 июня 2005 г., Бэджер, Калифорния)


Мы обсудим комментарий Шри Сварупы Дамодары Госвами к первому стиху Шримад-Бхагаватам, который он дал, объясняя смысл этого стиха Шриле Бхактивиноде Тхакуру:

джанмадй асйа йато нвайад итараташ чартхешв абхиджнах сварат
тене брахма хрида йа ади-кавайе 
мухйанти йат сурайах
теджо-вари мридам йатха винимайо 
йатра три-сарго мриша
джанма свена сада нираста-кухакам 
сатйам парам дхимах

«О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения всех проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и сам он независим, ибо не существует иной причины, кроме Него.

Именно Он вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый мираж, образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны.

Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, свободной от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он – Абсолютная Истина».

Эта тема очень глубокая, но все же пытайтесь понять ее.

Как появился этот мир? Ответ дан в стихе «джанмадй асйа…». Существует множество значений этого стиха, и Сварупа Дамодара объясняет здесь его главное значение.

Бог един, иного не существует

В этом мире бесчисленные живые существа пребывают в 8 400 000 формах жизни. Невозможно ни сосчитать, ни даже представить себе всего разнообразия их природы, качеств и т.д. В духовном мире у Кришны множество спутников: Его родители – Нанда Баба и мама Яшода, Его друзья-пастушки – Дам, Шридам, Субал, Мадхумангал и многие другие, а также миллионы и миллионы гопи. И все же «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что Абсолютная Истина – едина. Почему?

Причина в том, что никто и ничто не существует отдельно или независимо от Абсолютной Истины, Шри Кришны. Все зависит от Него. В духовном мире все является проявлением и экспансией энергии Самого Шри Кришны (сварупа-шакти), известной также как чит-шакти (Его трансцендентная энергия) и антаранга-шакти (Его внутренняя энергия). Живые существа рождаются из Его пограничной энергии (джива-шакти), находящейся между духовным и материальным мирами. И наконец, в материальном мире мы видим разные виды инертной материи, которые проявляет майя. Ни одна из этих энергий не существует независимо, поэтому Абсолютная Истина называется адвайа-гьяна, единственная и недвойственная.

В своей книге «Шри Бхагавата-арка-маричи-мала» Шрила Бхактивинода Тхакур молится: «Я предлагаю свои бесчисленные поклоны вечному спутнику Господа Гауранги, Шри Сварупе Дамодару. Он вдохновляет меня писать об этой теме, сплетая гирлянду из стихов «Шримад-Бхагаватам». Бхактивинода Тхакур говорил, что Шри Сварупа Дамодара лично объяснил ему суть первого стиха «Шримад-Бхагаватам», заключив, что Кришна является единым, недвойственным, и Его энергия также недвойственная. Несмотря на то, что Его энергия едина, она называется по-разному: антаранга-шакти (внутренняя энергия), хладини-шакти (энергия наслаждения) и чит-шакти (духовная энергия). У этой энергии множество имен, но, в конечном счете, существует только одна энергия.

Татастха-шакти (живые существа, находящиеся на границе между материальным и духовным мирами) и майа-шакти (этот материальный мир) неотличны от духовной чит-шакти, потому что не существуют независимо от нее. Когда внутренняя духовная энергия проявляет миллионы бесконечно малых джив, она называется татастха-шакти. Когда тень этой же духовной энергии проявляет этот материальный мир, она называется бахиранга-шакти (внешняя энергия) или майа-шакти (иллюзорная материальная энергия), или майя. Пограничная энергия (живые существа) приходит в контакт с майа-шакти, внешней энергией, и проявляется как мир живых существ. Майа-шакти проявляет этот инертный мир с его разнообразием тел, мировосприятия, характеров и многим другим.

В этом мире мы находимся в майе, она здесь повелительница. Но в конечном счете, майя – это сварупа-шакти или антаранга-шакти (олицетворением которой является Шримати Радхика), поэтому майя – это энергия, или шакти. Однако, если мы скажем, что майа-шакти относится к Шримати Радхике, это будет не совсем правильно.

Означает ли это, что есть много шакти, или энергий? Нет, есть только одна энергия, но у нее много названий. Эта энергия называется по-разному в зависимости от ее функций. Более того, нет двойственности в вопросе о шакти (энергии) и шактимане (обладателе энергии). Иными словами, Господь Кришна и Его энергия – неотличны. Они – нераздельны, недвойственны. Они суть одно.

Слово «анвайад» в первом стихе «Шримад-Бхагаватам» означает «прямо», и оно указывает, что эти энергии исходят непосредственно из Шри Кришны. Слово «итараташ» значит «косвенно» и указывает на существование удивительного парадокса. В чем же он? Джива – это неотъемлемая частица Кришны. Она – духовная, сознающая. Как это возможно, чтобы майя, будучи безжизненной, смогла связать дживу? Сознание выше мертвой материи. И, хотя душа по природе нематериальна, она может поддаться влиянию низшей энергии. Это удивительно.

Даже великие полубоги, такие, как Брахма и Шанкара, приходят в замешательство под влиянием иллюзорной энергии Шри Кришны. Никто не в силах измерить глубину ее могущества. Майя покрывает душу грубым и тонким телами. Хотя мы не являемся ими, мы думаем: «Я – тело». Эта ситуация свидетельствует о непостижимой силе энергии Кришны.

Как это случилось? Когда Шри Кришна создавал дживы, Он наделил их очень ценным качеством – независимостью. Он сказал: «Если вы правильно воспользуетесь своей независимостью, то придете ко Мне и будете счастливы, служа Мне. Но если вы неправильно воспользуетесь этим даром, Мне придется наказать вас». Мы должны стараться пользоваться своей независимостью должным образом. Мы поступили неправильно и сейчас находимся в тюрьме этого мира.

Существует 28 элементов материального мира (таких, как ложное эго, разум, ум, материальная природа, пять грубых элементов, пять познающих чувств, пять действующих чувств и пять объектов чувств), и ни один из них не существует обособленно от Господа. Джива не знает, как этот мир был создан, и как майа покрыла ее. Однако Кришна знает все. Ему известно все, о чем не знают даже Брахма, Шанкара и другие, подобные им.

Кришне служит Его сварупа-шакти, Шримати Радхика, и поэтому Он совершенен. Это провозглашает «Шри Ишопанишад»: «Личность Бога совершенна и полна, и, так как Он полностью совершенен, всё, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Всё, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей».

Он всегда совершенен, безграничен и абсолютно независим. Никто не может контролировать Его. Как утверждается в этом первом стихе, Он милостиво вдохновил первого Ведического мудреца (ади-кави), Господа Брахму. Можно также сказать, что слово ади-кави относится к Шри Шукадеве Госвами или Шриле Рупе Госвами, но здесь речь идет о Брахме. В образе Господа Нараяны Шри Кришна поведал Брахме суть «Шримад-Бхагаватам», заключенную в четырех стихах (чатур-шлоках). Таким образом, по Его беспричинной милости Брахма осознал славу Господа и затем проявил Веды с их абсолютным знанием. Даже самые великие ученые приходят в смущение перед этим Ведическим знанием. Они не могут постичь его.

Три мира

Слово три-сарга в этом стихе означает, что есть три вида творения: чит-сарга (трансцендентный мир), джива-сарга (мир живых существ) и джада-сарга (материальный мир, мир мертвой материи). Чит-сарга – это духовный мир, начинающийся от Вайкунтхи и простирающийся до Голоки Вриндавана. Во Вриндаване – Нанда Баба, Матушка Яшода, мальчики-пастушки, гопи, деревья, лианы, реки, горы – все трансцендентно. Они исполнены вечности, бесконечного блаженства и безграничного знания.

Шрила Бхактивинода Тхакур проводит аналогию, чтобы помочь нам понять духовный мир. В этом мире не существует признаков духовного царства. Но все же Шрила Бхактивинода Тхакур дает намек, используя следующий пример.

Вы видите огонь? Я – нет. Но от чирканья спички становятся видны пламя и немного дыма. Огонь – это дым, дерево или языки пламени? Что такое огонь? Огонь – это шакти, энергия. Вы не можете видеть его. Огонь проявится от чирканья спичками или удара двух камней, или трения двух деревянных дощечек. Обычно он не видим, но иногда, когда есть причина для его появления, он становится видимым. Когда существуют подходящие условия и причины, он проявляется.

Подобным образом духовная энергия Господа – трансцендентна. Его духовная обитель Голока Вриндавана всегда существует в царстве трансцендентного. Как в этом мире иногда проявляется огонь, так и Господь Кришна, Господь Рамачандра и Господь Нрисимхадев приходят сюда время от времени. Кришна нисходит, чтобы оказать благосклонность Своим преданным. Он совершает множество игр для удовольствия Своих преданных. Пример с огнем показывает, что обычно мы не можем видеть трансцендентный мир или трансцендентных личностей, но в определенное время и по определенным причинам они проявляются здесь.

В отношении джива-сарги, мира живых существ, в этом стихе дан пример воды. Живые существа сравниваются с водой. В мороз вода замерзает, превращаясь в лед. Куском льда можно поранить кого-нибудь. С другой стороны, если вы испытываете сильную жажду, вы можете рассасывать лед, и тогда его вкус покажется вам сладким. Таким образом, в твердом состоянии истинная природа льда сокрыта, ведь изначально он – жидкость.

Подобным образом, джива – вечная служанка Кришны. По своей природе она всегда служит Кришне и счастлива в этом служении. Однако когда душа неправильно пользуется данной Господом независимостью, майя тут же уводит дживу прочь от Кришны и дает ей два тела – грубое и тонкое. И душа думает о себе: «Я – тело, и счастье и страдание этого тела – мои». В действительности, хоть немного продвинувшись в духовной жизни, мы увидим, что нет ни рабства, ни освобождения от этого рабства. Мы всегда свободны, но думаем, что находимся в неволе. Без милости Кришны – и прежде всего без милости Гуру – мы не сможем освободиться от этого телесного представления о рабстве.

В отношении трех видов творения, сначала была дана аналогия с огнем, затем аналогия с водой, и сейчас приводится аналогия с землей. Джада-сарга значит «творение этого материального мира», и аналогия с землей дана, чтобы понять его.

В этом материальном мире есть земля, и если вы из этой земли сделаете горшок, то сможете нести в нем воду. Но сначала этот горшок необходимо поместить в огонь (обжечь его в печи), иначе он размякнет, развалится, и вода прольется. Горшок останется сырым, пока гончар не обожжет его в печи, только после этого он будет готов удерживать воду. На самом деле этот горшок – всего лишь земля. Так много вещей в этом мире проявляется из земли. Хотя в этом мире также есть вода и огонь и все остальные элементы, они присутствуют в меньшей степени, в основном преобладает земля. Почти все сделано из земли.

Вы можете сделать разные вещи для разных целей, но все это по прежнему земля. Золото, медь, уголь и алмазы – на самом деле являются проявлением элемента земли. Эта аналогия дана как выражение майа-шакти, творения майи.

И, хотя все эти производные земли невечны, под воздействием ачинтья-шакти Шри Кришны (Его непостижимой энергии) они кажутся нам чем-то вечно существующим.

Его бытие

С помощью своих энергий Шри Кришна проявляет все в духовном мире, в мире джив, а также в материальном мире, сохраняя при этом Свое отделенное или независимое существование. Он самый красивый и самый сладостный. На Голоке Вриндавана Он проявляет прекраснейший образ. Сатйам парам дхимахи – Верховная Абсолютная Истина Шри Кришна со Своей сварупа-шакти (воплощенной в Шримати Радхике) и ее кайа-вйуха (личные экспансии Радхики, гопи) – вечно пребывает в Своей обители, и иногда проявляется в этом мире. Шрила Вьясадева, автор этого стиха «Шримад-Бхагаватам», преклоняется перед этой Абсолютной Истиной.

Несмотря на то, что эта тема очень глубока, вы должны стараться слушать. Когда вы принимаете омовение, большинство воды стекает с тела. Но все же немного влаги остается на теле, и этого будет достаточно для вас.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий