вторник, 21 января 2014 г.

Кто такие гопи?


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(1991 г., Матхура)

Лекция по «Бхакти-Расаяне»

У нас, людей, нет и капельки премы. Даже если есть какая-то шраддха, она еще не созрела в ништху.

Сейчас я объясню значение слова «гопи». Га означает «чувства», а па – «поддерживать или защищать», т.е. гопи – это те, кто поддерживает и защищает чувства Кришны. Они делают это своей премой. Гопаянти самракшанти ити гопи. Каким образом гопи защищают Кришну? Посредством своей целебной премы или махабхавы. Те, с помощью кого Кришна дарит наслаждение всему миру и раздает удджвалу-прему квалифицированным дживам, – это гопи. Также гопи – это те, кто является проявлением хладини-шакти Кришны, и те, кто увеличивает Его наслаждение. Кришна распространяет прему в этом мире только посредством этих шакти. В противном случае в этом мире Он не может ничего испытывать, распространять или делать. Он является шактиманом только благодаря их энергии.

Боль разлуки также является видом према-расы. Гопи являются изначальным источником этой вийога-расы. Только они распространяют и поддерживают ее. Кришна совершает Свои игры, чтобы зародить [в сердце] эту вийога-расу. Сначала Он пробуждает в ком-то прему, а когда према усиливается, Он скрывается. В результате возникает вийога. Кришна наслаждается ею.

Мадхусудана имеет два значения. Вообще-то значений много, но я расскажу только о двух из них. Мадхусудана означает «тот, кто вкушает мадху, мед». Таким образом, шмеля тоже можно также назвать Мадхусуданой.

Для тех, кто желает освобождения, Мадхусудана – это Тот, кто обрубает всю привязанность к материальному миру.

Мадхусуданой называют Того, кто убил демона Мадху.

Тот, кто вкушает мадху преданных, именуется Мадхусуданой.

Особенно Мадхусуданой зовётся Тот, кто вкушает нектарную любовь гопи.

Кришна подобен облаку. Он проливает четыре вида расы во Врадже, и этим привлекает сердца всех. Таким образом, сердце каждого становится местом Его игр.

Мадхурья гопи самая высшая. Кришна совершил высочайшую из всех лил раса-лилу с гопи. Если кто-нибудь об этом услышит и к нему придет «болезнь», которой больны гопи, – чья в том будет вина?

«Это только Mоя вина», – говорит Кришна.

Если кто-то обретает такого рода жажду, становится отрешённым от мира и все свое сердце отдает только Кришне, – кто тому виной?

«Это Я виноват, – говорит Кришна. – Я это делаю специально. Боль разлуки, которую они испытывают, доставляет Мне блаженство».

Если я заставлю кого-то страдать для его же блага, буду ли я чувствовать себя от этого счастливым? Предположим, я расскажу такую хари-катху, что все начнут плакать от любви. Когда они начнут плакать, может так случиться, что и в моих глазах появятся слезы. Но сколько там будет счастья!

Именно этого Кришна и хочет.

Гопи умирают от боли разлуки. Без этой разлуки мир не получил бы блага. Таким образом, Кришну нельзя обвинять в жестокосердии и неблагодарности.

Кришна знает внутренние настроения гопи. Он хочет вернуться во Врадж. Но почему же тогда Он не делает этого? Сам-то Он знает. Он хочет придти. Он говорит об этом снова и снова. Снова и снова Он плачет. И всё же Oн не приходит.

Уддхава взял послание Кришны и попытался утешить некоторых гопи. В «Бхагаватам» было мельком упомянуто, что гопи успокоились. Но наши ачарьи, такие как Вишванатха Чакраватри Тхакур, объяснили, что огонь разлуки гопи невозможно погасить. Вишванатха Чакраватри Тхакур упомянул, что Кришна, убив Дантавакру, возвращается во Вриндаван. Там Он забирает гопи и возвращается в Свою вечную обитель. В одной сварупе Он возвращается в Двараку. По прибытии Он разжигает вражду между членами династии Яду. В действительности никакого сражения между Ядавами не было. С помощью Своей Йогамайи Кришна отправил всех обратно в их изначальные обители. В одной сварупе Он остается в Двараке. Точно так же как в одной сварупe Он никогда не покидает Матхуру, в другой – Вриндаван, аналогичным образом в одной из Своих сваруп Он не покидает Двараку. Лилы в Двараке также вечны.

Когда Кришна забрал всех Своих спутников из бхаума-враджи с Собой в Свою вечную обитель, Его игры стали непроявленными. Они продолжались, но были скрыты от всех. С того самого места Кришна «прервал связь» с Йогамайей, по милости которой каждый мог лицезреть Его игры.

Кришна говорит: «Когда Я проводил раса-лилу с гопи, доля секунды казалась вечностью. Одна ночь растянулась на целую ночь Брахмы». Например, человек крепко спит. Он заснул в девять вечера, а проснулся в пять утра. После такого сна он скажет: «Я счастливо поспал».

– Ну и в чем заключается это твое счастье?

– Я не знаю.

Аналогичным образом ночь Брахмы, состоящая из миллиардов и миллиардов лет, проходит незаметно.

Рай Рамананда беседовал с Махапрабху на берегу Годавари. Вся ночь пролетела незаметно. Они удивились: «О, мы и слова не успели сказать, а ночь уже прошла».

Счастливые моменты проходят быстро, а вот время мучений кажется бесконечным. Например, кто-то страдает от тяжелой болезни. Всю ночь он смотрит на часы в ожидании, когда же пройдет время. Но время тянется очень медленно. Ночь гопи, когда они в разлуке, такая же. Разница в том, что их ночь подобна вечности.

Гопи находятся на уровне махабхавы. Шраддха вырастает в ручи, асакти, бхаву, прему, снеху, ману, пранаю, рагу, анурагу – вплоть до махабхавы. Глубина разлуки прямо пропорциональна глубине любви.

Арджуна также чувствует разлуку с Кришной. Когда Кришна ушел в Свою божественную обитель, Арджуна вернулся в Хастинапур. Он встретил Юдхиштхиру. Какого было его состояние в разлуке? Когда у змеи, украшенной драгоценностями, забирают все, она становится словно безумная, пытаясь отыскать свои украшения. В такой ситуации просто теряют сознание или еще что-то происходит.

«Теперь, когда Кришна ушел, – сокрушался Арджуна, – мы стали беспомощными. Я даже не смог поднять мой лук Гандиву, и жен Кришны забрали прямо у меня на глазах».

Арджуна смог придти в себя. Но гопи так и не смогли успокоиться. Это уровень махабхавы. Для гопи каждый миг разлуки равен целой калпе. А когда наступает встреча, каждая калпа кажется всего лишь одним мгновением. Об этом было сказано в седьмом стихе «Шри Шикшаштаки»:

йугайитам нимешена чакшуша правришайитам
шуньяйитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

«О сакхи (подруга)! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием. Слезы льются из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется пустым».

Мы только слышим об этом, но нет никакого осознания, нет изменений. Каждый дорожит своим телом. Когда болит рука или нога, мы чувствуем боль. Каждому приятно смотреть на что-то прекрасное. Кришна говорит Уддхаве: «Ты Мне дорог так же, как и любая частичка Меня Самого». Почему? Потому что все действия Уддхавы совершаются ради удовлетворения Кришны. Кто нам дорог? Человек, который доставляет нам радость. А человек, который действует наперекор нашим желаниям, становится нашим врагом.

Действия всех преданных направлены на то, чтобы доставить удовольствие Кришне. Среди них Уддхава больше всех стремится порадовать Его. Тем не менее гопи доставляют Кришне еще большее удовольствие. Всё, что ни делает Уддхава, предназначено для удовлетворения Кришны. Он не хочет покидать Его. Уддхава говорит Кришне, когда Tот выражает желание вернуться в Свою собственную обитель: «Ради кого я буду жить? Ради чьего удовольствия?»

В подобное состояние впадают после обретения сварупа-сиддхи. С этого момента все действия преданных, достигших уттама-бхакти, становятся направленными на то, чтобы доставить удовольствие Кришне. Это признак уттама-бхакти: анукульена кришнану шиланам – доставлять наслаждение Кришне всеми усилиями тела, ума и речи. Сейчас мы – садхаки. Мы пытаемся это достичь, но внутри нас всё еще таится желание личного наслаждения.

Разлуку гопи невозможно ни объяснить словами, ни понять. Кто это поймет? Тот, у кого были любовные переживания. Билвамангала может немного понять. Почему? Он был влюблен в Чинтамани, и когда они разлучились, он очень сильно страдал.

Предположим, у вас есть кто-то, кто вам очень близок и дорог. Что вы испытываете в разлуке? Когда Чайтанья Махапрабху покидает Шачи Мату и Вишнуприю, как только Он отходит на шаг от них, что они чувствуют? У Него была настолько глубокая любовь к Кришне, что Он смог уйти от них. Сможет ли мирской человек сделать это? Никогда. Его мать стояла на пути. Она воспитывала Его с рождения, но в тот момент она стояла, как безжизненная статуя. Махапрабху совершил парикраму вокруг нее, поклонился и ушел.

Она потеряла сознание. Придя в себя, она стала везде Его искать. Затем она стала плакать. Шачи Мата сокрушалась: «Почему я раньше Его не остановила?»

Почему это происходит? Чем больше у вас есть маматы, чувства собственности по отношению к кому-то, тем сильнее будет чувство разлуки. А если нет маматы, то откуда же придет чувство разлуки? Преданные испытывают разлуку, а мы нет. Почему? Потому что наша садхана еще не на том уровне; у нас нет привязанности и чувства собственности по отношению к Кришне.

Некоторые говорят, что во время раса-лилы ночь Брахмы становится как ночь в этом мире. Это представление неверно. Например, есть 12 дневных и 12 ночных часов. Таким образом, один год равен 24×365. Ночь Брахмы составляет 24x365x4,320,000,000 лет. Ночь во время раса-лилы действительно была такой длинной. То есть ночь не стала меньше по времени, просто казалось, что она длится всего лишь секунду. Мы должны понимать, что это относится только к этой определенной ночи, не к каким-либо другим.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий