вторник, 22 января 2013 г.

Путрада Экадаши



Юдхиштхира Махарадж сказал: «О Господь, пожалуйста, будь милостив ко мне и опиши Экадаши светлой половины месяца Пауша. Как он называется и какому Божеству надо поклоняться в этот день? О Пурушоттама, О Хришикеша, пожалуйста, поведай также мне как доставить удовлетворение Тебе в этот день».

Господь Шри Кришна ответил: «О царь, для блага всех людей я расскажу тебе, как соблюдать пост в Пауша-шукла Экадаши.

Как я объяснил раньше, в Экадаши каждый должен придерживаться правил и предписаний, это касается также и Экадаши, именуемого Путрада, который разрушает все грехи и поднимает в духовную обитель. В этот Экадаши поклоняются Шри Нараяне, всевышнему Господу и изначальной личности. Он исполняет все желания Своих искренних преданных и дарует им полное совершенство. Поэтому в трех мирах среди движущихся и неподвижных существ нет лучшей личности, чем Господь Нараяна.

О царь, сейчас Я поведаю тебе историю Путрада Экадаши, который устраняет все грехи и делает человека прославленным и ученым. 

Это было в царстве Бхадравати, которым правил царь Сукутуман. Его царицей была достойная Шайбья. Так как у него не было сына, он долгое время пребывал в беспокойстве, думая: «Если у меня нет сына, кто продолжит мою династию?» Таким образом, в религиозном умонастроении, он долго размышлял: «Куда мне пойти? Что мне делать? Как получить сына?» Ничто не радовало царя Сукутумана в его царстве, и вскоре он стал проводить все больше и больше времени вне дворца и жены, уныло размышляя только о том, как получить сына.

Итак, и царь Сукутуман, и царица Шайбья пребывали в великом беспокойстве. Даже когда они предлагали тарпана (подношение воды предкам), их семейное несчастье заставляло воспринимать ее столь же непригодной для питья, как кипящая вода. В этот момент, они думали о том, что у них нет потомков, которые будут предлагать им тарпану, когда они умрут. Царь и царица особенно огорчались, узнав, что их предки тревожатся тем, что вскоре некому будет предлагать им тарпану.

Узнав о несчастии своих предков, царь и царица страдали все больше и больше. Ни министры, ни друзья, ни даже любимые люди не могли их утешить. Царю были не милы ни слоны, ни кони, ни пехота; в конце концов он стал практически бездеятельным и беспомощным.

Царь думал: «Говорят, что без сына брак бесполезен. И сердце, и великолепный дом семейного человека, не имеющего сына, остаются пустыми и жалкими. Лишенный сына, он не может отдать долг предкам, полубогам и другим людям. Поэтому каждый семейный человек должен стараться иметь сына. Так он станет прославляем в мире, а впоследствии достигнет небесной обители. Сын – доказательство благочестивой деятельности, совершаемой человеком в сотне прошлых жизней: такой человек получает долгую жизнь в этом мире, хорошее здоровье и достаток. Обретение в этой жизни сыновей и внуков свидетельствует о поклонении в прошлом Господу Вишну, Верховной Личности Бога. Великое благословение сыновьями, богатством и острым умом можно получить лишь поклонением Всевышнему Господу, Шри Кришне. Так я считаю».

Думая так, царь не находил покоя. Он пребывал в беспокойстве день и ночь с утра до вечера. С самого вечера, когда он ложился спать, и до восхода солнца, его сон был полон великого беспокойства. Непрерывно страдая от тревоги и беспокойства, царь Сукутуман решил было самоубийством положить конец страданиям. Но осознав, что самоубийство ведет к последующему рождению в адских условиях, он отбросил эту мысль. Видя, что всепоглощающим беспокойством он постепенно разрушает себя, царь оседлал коня и один поехал в густой лес. Никто во дворце, даже священники и брахманы, не знали, куда он отправился.

В том лесу, населенном птицами, оленями и другими зверями, царь Сукутуман бесцельно бродил, замечая различные деревья и кусты: фиги, плоды беля; финики, пальмы, бакулу, сапта-парну, тин-дуку и тилаку, а также деревья шалы, талы, тамады, сарлы, хинготы, арджуны, лабхеры, бахеды, саллаки, каронды, паталы, кхайры, шаки и палаши. Все было чудесно украшено плодами и цветами. Он близко видел оленя, тигров, дикого кабана, львов, обезьян, змей, огромных слонов, слоних со слонятами и четырех-бивневых слонов с супругами. Там были коровы, шакалы, кролики, леопарды и бегемоты. Видя всех этих зверей, окруженных самками и отпрысками, царь вспомнил свой зверинец, особенно дворцовых слонов, и так опечалился, что рассеянно подошел очень близко к зверям.

Вдруг царь услышал вдалеке завывание шакала. Испугавшись, он стал бродить вокруг, озираясь по сторонам. Вскоре настал полдень и царь начал уставать. Его измучили голод и жажда. Он подумал: «Какой грех мог я совершить, что сейчас я вынужден так страдать от горящего и пересохшего горла? Я угождал полубогам многочисленными огненными жертвоприношениями и богатым преданным служением. Я приносил из милости много даров и очень вкусных лакомств всем достойным брахманам. И я заботился о своих подданных, как о своих собственных детях. Почему я так страдаю? Какой неизвестный греховный поступок стал мучить меня на этом ужасном пути».

Погруженный в эти мысли, царь Сукутуман брел вперед и, возможно, благодаря своим благочестивым поступкам он натолкнулся на красивый пруд, который был похож на знаменитое озеро Мака-саровара. Он был заполнен обитателями, включая крокодилов и множество разнообразных рыб, и украшен лилиями. Прекрасные лотосы распустились на солнце; лебеди, журавли и утки счастливо плавали в воде. Поблизости было множество привлекательных ашрамов, где жило много святых и мудрецов, которые выполняли желания всякого. Они желали добра каждому человеку.

Когда царь увидел все это, его правая рука и глаз начали трепетать, – знак того, что должно произойти что-нибудь благоприятное. Как только царь сошел со своего коня и встал перед мудрецами, сидевшими на берегу пруда, он увидел, что они воспевали святые имена Бога на четках. Царь почтительно поклонился и, соединив ладони, прославил их. Он был очень рад находиться в их обществе. Предложив поклоны, царь представился им; мудрецы сказали: «Мы очень рады тебе, о царь. Пожалуйста, скажи нам, почему ты пришел сюда? Что у тебя на душе? Скажи нам, чего ты хочешь?»

Царь отвечал: «О великие мудрецы, кто вы? Как зовут вас, О святые? Почему вы пришли в это прекрасное место? Пожалуйста, скажите мне что-нибудь».

Мудрецы отвечали: «О царь, мы Вишве-дэвы. Мы пришли сюда, к этому прелестному пруду, чтобы искупаться. Через пять дней наступит месяц магха, а сегодня известный Путрада Экадаши. Тот, кто желает сына, должен строго соблюдать этот Экадаши».

Царь сказал: «Я очень хочу иметь сына. Пожалуйста, великие мудрецы, будьте так добры, подарите мне хорошего сына».

«Истинное значение Путрады, – отвечали мудрецы, – в том, что он дает сына. Итак, пожалуйста, полностью соблюдай пост в этот день Экадаши. Если ты будешь делать это, тогда с нашего благословения – и по милости Господа Кешавы – ты, несомненно, получишь сына».

По совету Вишве-дэвов царь соблюдал этот благоприятный пост в день Путрада Экадаши согласно всем установленным правилам и предписаниям, а на Двадаши, прервав пост, он вновь и вновь почтительно предлагал свои поклоны всем мудрецам.

Вскоре после того, как Сукутуман вернулся в свой дворец, царица Шайбья забеременела, и точно так, как предсказали Вишве-дэвы, у них родился солнцеликий, прекрасный сын. В свое время он стал известен как принц-герой, и царь с радостью оказал своему благородному сыну милость, сделав его своим наследником. Сын Суку-тумана очень добросовестно заботился о своих подданных, словно они были его собственными детьми.

Итак, О Юдхиштхира, тому, кто хочет исполнения желаний, следует строго соблюдать Путрада Экадаши. Тот, кто, находясь на этой планете, строго соблюдает этот Экадаши, несомненно, получит сына, и после смерти он достигнет освобождения. Всякий, кто хотя бы читает или слушает о славе Путрада Экадаши, получит благо, равное жертвоприношению коня. То, что я объяснил тебе, является благом для всего человечества.

Так заканчивается повествование о славе Пауша-шукла Экадаши, или Путрада Экадаши, из Бхавишья Пураны.

Кто-то может спросить, а если я живу в отречении и не хочу сына?

Чанакья Пандит говорил:

«Истина – это моя мать, знания – мой отец, мой профессиональный долг – это мой брат, спокойствие – моя жена, а всепрощение – мой сын. Эти шестеро – члены моей семьи». Всепрощение это одно из самых важных, среди двадцати шести качеств вайшнава.

Чанакья говорит: «Всепрощение – мой сын», – и таким образом преданный Господа, даже если он живет в отречении, может соблюдать Путрада Экадаши и молить об обретении такого «сына».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий