суббота, 5 января 2013 г.

Неустойчивости на пути духовной практики



1. Утсаха-майи, ложная самоуверенность. Подобно маленькому ребенку, который едва научившись читать, начинает считать себя великим ученым, достойным всеобщего восхищения, только что встав на путь духовной практики, мы можем возомнить, что уже достигли совершенства. Такую ребяческую самоуверенность начинающего называют утсаха-майи, или энтузиазмом дилетанта.

2. Гхана-тарала, резкие взлеты и падения. Тот же самый ребенок иногда проявляет неподдельный интерес к учебе, а иногда, из-за неспособности понять предмет и недостатка вкуса, становится к ней совершенно безразличен. Точно также, иногда мы с энтузиазмом выполняем свою садхану (практику), а иногда проявляем к ней полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения).

3. Вйудха-викалпа, подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума. "Что мне лучше делать: порвать все прежние связи и знакомства или культивировать их? Поселиться в ашраме или работать на работе? Что лучше: повторять, слушать или делать что-то практически? Когда наш ум постоянно занят принятием всевозможных решений, это называется вйудха-викалпа или метаниями ума.

4. Вишайа-сагара, объявление войны чувствам. Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает наш ум и ослабляет его решимость постоянно выполнять садхану, мы решаем раз и навсегда покончить со своими материальными привычками (например, больше никогда не есть сладкого…). Но зачастую наши попытки отречься кончаются тем, что он еще больше привязывается к тому, от чего хотел отказаться. Эта упорная борьба со своей глубоко укоренившейся склонностью к чувственным наслаждениям, в которой мы иногда побеждаем, а иногда терпим поражение, называется вишайа-сагара, или объявление войны чувствам.

5. Нийама-акшама, неспособность следовать принятым обетам. Иногда мы принимает решение: "С сегодняшнего дня я прекращу говорить о том, что не относится к Господу и буду всячески избегать общества людей, занятых разговорами на мирские темы". Но если несмотря на ежедневное принятие таких обетов, мы не находим в себе сил следовать им, это называется нийама-акшарой, или неспособностью осуществить принятое решение. В отличие от вашайа-сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийама-акшара проявляется в неспособности улучшить свою духовную практику.

6. Таранга-рангини, наслаждение материальными результатами духовной практики. Следование духовному пути предоставляет человеку все возможности обрести материальную славу, почет и поклонение, которые являются сорняками, окружающими растение духовной реализации. И как говорят в народе: Обретая признание других, человек становится богатым. Стремление к наслаждению (ранга) этими тремя формами материального успеха, которые являются всего навсего небольшими волнами (таранга) на поверхности океана реализации, называется таранга-рангини, или наслаждение материальными результатами духовной практики.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий