Шрила Лочана Даса Тхакур родился в семье брахмана, жившего в Радха-деше, в Махакумаре, недалеко от Катвы, что в округе Бурдхаман, в Бенгалии. Когда он был всего лишь маленьким мальчиком, ему посчастливилось встретить преданных Шри Гауранги. Его гуру был Нарахари Саракар Тхакур.
В своей "Шри Чайтанья-мангале" Шрила Лочана Даса Тхакур пишет: "Самая сокровенная моя мечта - быть возле лотосных стоп Шри Нарахари Тхакура, служить и поклоняться ему всем своим сердцем. Падший Лочана Даса лелеет одно желание - чтобы по милости Нарахари ему было позволено петь славу Шри Гауранги. Мой Господин - Шри Нарахари Тхакур, а я - его слуга. Я склоняюсь перед ним и молю его об одном - разрешить мне заниматься этим служением. Это единственное, чего я жажду".
Отца Шрилы Лочаны Даса звали Шри Камалакара Даса. Имя матери было Шри Садананди. Лочана Даса был единственный сын у отца, поэтому родители в нем души не чаяли. Добрую часть своей жизни он прожил в доме деда и бабушки. Там и началось его образование. Женился Шри Лочана Даса в очень юном возрасте. С раннего детства он очень привязался к Шри Гауранге и в то же время его не привлекали материальные наслаждения.
В расцвете юных лет он отправился в Шри-Кханду, где встретил своего гурудева, Шри Нарахари Саракара Тхакура, и укрылся у его лотосных стоп. Он прожил там некоторое время, а затем получил наставления о киртане.
Лочан Дас Тхакур был помолвлен в очень раннем возрасте, как было принято в его роду. Его будущая супруга тем не менее оставалась в доме своих родителей. Мальчик рос очень отрешенным и проявлял большой интерес к духовной жизни. Очень много времени проводил он с другими вайшнавами, обсуждая Хари-катху. Видя это, родители девочки забеспокоились и пожаловались на него Нарахари Саркару. Тот велел Лочана дасу отправиться к своей супруге. Он пошел в деревню, но совершенно забыл где находится их дом. Встретив на улице маленькую девочку, Лочан дас, обратился к ней за помощью, назвав ее “ма”, т.е. “мать”. Когда они наконец добрались до дома родителей его супруги, он обнаружил, что та маленькая девочка и есть его супруга. С тех самых пор он всегда относился к своей жене, как к матери и всегда служил Гуру и Гоуранге в умонастроение отречения.
Лочан дас составил свою Чайтанья мангалу, когда ему было всего 17 лет!
В Чайтанья Мангале он особо прославлял близкие отношения своего гуру Нарахари Саркара с Господом Шри Чайтаньей. Позже, забеспокоившись о том, что не уделив достаточно внимания Господу Нитьянанде, Лочан дас сложил несколько замечательных молитв.
Раньше поэты Бенгалии слагали священные песни и стихи в различных формах классических рифм и размеров, называвшихся панчали. В особенности стиль панчали использовался для прославления Господа. Шрила Лочана Даса Тхакур воспользовался этой формой стихосложения при написании своей знаменитой работы, "Шри Чайтанья-мангалы". В панчали употребляются пять различных песенных стилей.
Также Лочана Даса Тхакура является автором множества песен, описывающих славу Шри Шри Гаура-Нитьянанды. Вот одна из них:
парама каруна пахун дуи джана
нитай гаурачандра
саба аватара, сара широмани
кевала ананда канда
бхаджа бхаджа бхаи, чайтанья нитай
судхрида вишваса кори
вишая чхария се расе маджия
мукха боло хари хари
декхо оре бхай, трибхуване най
эмона дояла дата
пашу пакхи-джхуре, пашана видоре
шуни джар гуна гатха
самсаре маджия, рохили пория
се паде нахило аша
апана карама, бхунджае шамана
кахое лочана-даса
Эта песня была особенно дорога Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который переводит ее следующим образом:
"Эта песня написана Лочаной дасой Тхакуром. Лочана даса утверждает, что два Господа, Нитай-Гаурачандра - Господь Нитай и Господь Чайтанья - очень милостивы. Они олицетворяют собой сущность всех воплощений. Особенностью же этих двух воплощений является то, что предложенный Ими метод самоосознания приносит одну лишь радость, ибо Они призывали просто петь и танцевать. Есть много других воплощений, таких, например, как Господь Рама или Кришна, поведавший "Бхагавад-гиту", изучение которой требует знания и глубокого проникновения в суть вопроса. Но Господь Чайтанья и Нитьянанда предложили метод, практика которого приносит только радость, - нужно просто петь и танцевать. Поэтому Лочана дас обращается ко всем: "Дорогой брат, прошу тебя, просто поклоняйся Господу Чайтанье и Нитьянанде с твердой верой". Не думайте, что не достигнете желанной цели, если будете просто петь и танцевать. Вы обязательно достигнете ее. Господь Чайтанья Махапрабху заверяет, что с помощью этого метода можно достичь полного совершенства. Поэтому нужно петь с твердой верой в сердце.
Так в чем же заключается этот метод? Тот, кто хочет с помощью этого метода обрести сознание Кришны, не должен предаваться чувственным наслаждениям. Это единственное ограничение. Если человек перестанет удовлетворять свои чувства, он непременно достигнет цели. Нужно оставить стремление удовлетворять свои чувства и просто петь: "Харе Кришна! Хари! Хари!"
Лочана даса Тхакур говорит: "Дорогой брат, просто попробуй и испытай этот метод на себе. Во всех трех мира нет равных Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде, ибо Они настолько милосердны, что не только люди, но даже птицы и звери плачут, когда видят Их". Когда Господь Чайтанья шел по лесу Джхарикханда, все животные: тигры, слоны, змеи, олени - пели вместе с Ним мантру "Харе Кришна". Это пение прекрасно, и принять в нем участие могут все, даже животные, не говоря уже о людях. Конечно, обыкновенный человек не сможет заставить петь животных, но мы по крайней мере можем попытаться вдохновить на пение мантры "Харе Кришна" людей, раз Чайтанья Махапрабху вдохновлял на это даже зверей. Это пение так чудесно, что способно растопить даже самое каменное сердце. Оно так прекрасно, что растопит даже камень.
Но Лочана даса Тхакур с болью в сердце говорит, что он попался в ловушку удовлетворения чувств. Он обращается к себе с такими словами: "Дорогой мой ум, ты попался в ловушку удовлетворения чувств, и тебя не привлекает пение мантры "Харе Кришна". О чем еще можно говорить, если тебя не привлекают лотосные стопы Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды? Единственное, что мне остается, - это просто сокрушаться о своем невезении. Ямараджа, повелитель смерти, наказывает меня, не позволяя мне присоединиться к этому движению".
Шри Лочана Даса Тхакур родился в 1445-ом году и ушел в 1540-ом по летоисчислению Шакабда.
В деревне Кандра хранится рукопись Чайтанья Мангалы, написанная рукой самого Лочана даса.
Во Врадже его имя Гопалика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий