понедельник, 14 января 2013 г.

День ухода Дживы Госвами

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(29 ноября 1998 г., Перс, Австралия)


Шрила Нараяна Махарадж: У каждой дживы (живой души) свои особенные отношения с Шри Кришной. Кто-то связан с Ним отношениями дружбы. Кто-то считает: «Кришна мой сын». Это называется настроением родительской любви, ватсалья-расой. А некоторые даже говорят: «Кришна мой возлюбленный». Изначальные отношения каждой дживы с Кришной неповторимы и вечны. В материальном мире эти непреходящие взаимоотношения покрыты иллюзией. Но Шри Гуру видит истинный облик и природу души. Он знает, в чем особенность взаимоотношений конкретной дживы с Кришной, и вместе с мантрой он дарует ей осознание этих личных взаимоотношений.

Правильно ли поступил Джива Госвами, когда опроверг аргументы Шри Валлабхачарьи и отстоял точку зрения своего Гурудева?

Преданные: Правильно.

Шрила Нараяна Махарадж: А как насчет его Гурудева, Шрилы Рупы Госвами? Прав он был или нет?

Преданные: Он был прав.

Шрила Нараяна Махарадж: Как же так? Если Шрила Джива Госвами поступил правильно, значит, Шрила Рупа Госвами совершил ошибку. Как это возможно, что и Шрила Рупа Госвами прав?

Преданный: Потому что он Гуру, и он имеет право поправлять…

Шрила Нараяна Махарадж: Это ничего не доказывает. 

Преданный: Шрила Рупа Госвами – Гуру. Он обладает всеми этими качествами:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих

"Тот, кто считает себя ниже травы, кто терпеливее, дерева, не ожидает почета по отношению к себе, но всегда готов оказать уважение другим, может постоянно повторять святое имя Господа". (Шри Шикшаштака 3).

Шрила Рупа Госвами хочет оказывать почтение каждому, не желая ответного уважения к себе. Но Шрила Джива Госвами не мог вынести критику в адрес своего Гурудева.

Шрила Нараяна Махарадж: Это не ответ. Твоя логика неверна.

Преданный: Шрила Рупа Госвами прогнал Дживу Госвами, потому что он хотел усилить его любовь, заставив почувствовать разлуку.

Шрила Нараяна Махарадж: Нет. Дело в том, что Шрила Рупа Госвами хотел оказать почтение Шри Валлабхачарье, но его ученик, Джива Госвами, отнесся к нему непочтительно, и в этом была ошибка. Шрила Рупа Госвами рассудил, что Шри Валлабхачарья может подумать: «Рупа Госвами проявил ко мне неуважение не прямо, а через своего ученика». Таким образом, вина могла пасть на Шрилу Рупу Госвами. Наказывая своего ученика, Рупа Госвами, тем самым, выражал почтение Шри Валлабхачарье.

На самом деле, Шрила Рупа Госвами прав, и Шрила Джива Госвами тоже прав. Ученик не должен терпеть критику в адрес своего Гурудева. Поэтому они оба, и гуру, и ученик, поступили правильно. Шрила Рупа Госвами хотел оказать почтение Шри Валлабхачарье, и он сделал это.

Когда Шрила Рупа Госвами приказал ему уйти, куда отправился Шрила Джива Госвами? Он пошел в Нандагатх.

(Поправляя преданного, который говорил до этого). Шрила Джива Госвами известен не тем, что он сын Анупамы. Он известен тем, что он ученик Шрила Рупы Госвами. Не говори о том, чей он сын. Если бы ты рассказывал о его жизни во всех подробностях, тогда стоило бы упомянуть и об этом, а иначе нет смысла. Его слава в том, что он ученик Шрилы Рупы Госвами, а не в чем-то другом.

Если мы скажем: «Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был сыном Шрилы Бхактивиноды Тхакура», - это не будет прославлением Шрилы Прабхупады. Его истинная слава в том, что он был учеником Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджа и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. На самом деле, он ученик Шрилы Бхактивиноды Тхакура, но в линии ученической преемственности он получил посвящение от Шрилы Гаура Кишоры даса Бабаджи Махараджа. Шрила Бхактивинода Тхакур был его бхагавад-парампара-гуру шравана-гуру и бхаджана-гуру, а Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж – его мантра-гуру, или дикша-гуру.

Иногда бхагавад-парампара-гуру, бхаджана-гуру, занимает более высокое положение, чем дикша-гуру. Если же дикша-гуру является также бхаджана-гуру, то его положение тоже очень возвышено.

Шрила Джива Госвами – сверкающая звезда в линии нашей парампары. Он выделяется в нашей сампрадае (Брахма-Мадхава-Гаудия-Вайшнава Сампрадае) как великий ачарья, блестящий ученый, выдающийся знаток писаний.

По пути во Вриндаван, в Рамакели, около Камаинатшхалы, Чайтанья Махапрабху встретился со Шрилой Рупой Госвами и Шрилой Санатаной Госвами. Джива Госвами был тогда еще младенцем. Рупа Госвами и Санатана Госвами принесли малыша к Чайтанье Махапрабху, и тот коснулся мальчика Своей лотосной стопой. Позже в Навадвипе, играя роль обычного садхаки, Шрила Джива Госвами говорил, что он плохо помнит эту сцену. Он сказал, что у него сохранились лишь смутные воспоминания о том моменте, когда он коснулся лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Рупа Госвами позаботился о том, чтобы Шрила Джива Госвами получил образование. Он давал семье Шрилы Дживы Госвами деньги, чтобы они были в состоянии помочь ему с обучением. Будучи еще мальчишкой, Джива Госвами в совершенстве освоил бенгали, санскрит, урду, арабский и фарси. Ему не было равных во владении санскритом, особенно санскритской грамматикой.

В возрасте около 10 лет Шрила Джива Госвами оставил отчий дом и отправился в Навадвипу. В то время Чайтанья Махапрабху уже оставил этот мир. Шачи-мата, Вишнуприя и Нитьянанда прабху находились в Навадвипе и все они плакали по Махапрабху. Когда к ним пришел Джива Госвами, Нитьянанда прабху поставил свои лотосные стопы ему на голову и вдохнул в его сердце всю таттву (знания и откровения). В ту минуту Джива тоже залился слезами по Чайтанье Махапрабху.

Нитьянанда прабху сказал: «Пойдем со мной, я возьму тебя на парикраму по 16 крошам (тридцати-двум квадратным милям) Шри Навадвипа Мандалы». И он провел Дживу по 9 островам Навадвипы: Антардвипе, Майапуру, Симантадвипе, Годрумадвипе, Мадхйадвипе, Коладвипе, Ритудвипе, Джахнудвипе, Модадрумадвипе и Рудрадвипе. Особое внимание он уделил Шри Йогапитхе – месту рождения Шри Чайтаньи Махапрабху на острове, называемом Майапур.

Шрила Джива Госвами сказал Нитьянанде прабху: «Я хочу остаться здесь, у твоих лотосных стоп». Но Нитьянанда прабху ответил: «Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шриле Рупе Госвами, что отдает его и всю его семью Вриндавана-дхаме. Поэтому ты тоже должен отправиться во Вриндаван и жить там вместе со Шрилой Рупой Госвами и Шрилой Санатаной Госвами».

«По пути тебе нужно будет остановиться в Варанаси и изучить там Веданта-даршану (другое название Веданта-сутры). Ты должен освоить ее в изложении Шанкары, Мадхавы, Вишнусвами, Нимбадитьи и Шри Рамануджачарьи, а после этого отправляйся во Вриндаван».

Следуя этому наставлению, Шрила Джива Госвами пошел в Каши (Варанаси), где повстречал ученика Сарвабхаумы Бхаттачарьи по имени Мадхусудана Видья-вачаспати. Этот ученик изучал Веданту под руководством Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он постиг все то, что Сарвабхаума Бхаттачарья получил от Шри Чайтаньи Махапрабху, и теперь он передал это знание Дживе Госвами.

Овладев в совершенстве всеми этими предметами, Шрила Джива Госвами отправился во Вриндаван и принял прибежище у лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Санатана Госвами сказал Рупе Госвами: «Ты должен дать ему посвящение», - и Шрила Рупа Госвами дал мальчику дикшу.

Шрила Рупа Госвами обучил тогда Дживу Госвами всему, что описывал в своих книгах, таких как «Шри бхакти-расамрита-синдху», «Шри Уджвала-ниламани», «Шри Видагдха-мадхава», «Шри Лалита-мадхава» и других.

Книги Рупы Госвами – это раса-шастры (писания, освещающие игры Шри Кришны с Его возлюбленными спутниками), и таким образом Шрила Джива Госвами стал образованным ученым, сведущим также и в этих вопросах. Когда Джива Госвами благодаря своему гуру в совершенстве овладел всеми этими знаниями, Шрила Рупа Госвами доверил ему корректуру своих книг и проверку своих рукописей на предмет грамматических ошибок.

Однажды Валлабхачарья пришел повидаться с Рупой Госвами. Они были хорошо знакомы, так как Валлабхачарья присутствовал в их родном Архаилграме, возле Прайага, как раз в то время, когда Рупа и Анупама встретились там со Шри Чайтаньей Махапрабху. Итак, теперь между ними состоялась очень интересная беседа.

Шри Валлабхачарья спросил: «Ты пишешь книгу?»

Шри Рупа Госвами ответил: «О да, пишу».

«Какую же книгу ты пишешь?» - поинтересовался тогда Шри Валлабхачарья.

«Шри Бхакти-расамрита-синдху», - ответил Шрила Рупа Госвами.

«О, должно быть, это очень хорошая книга. Можно мне ее посмотреть?» - попросил Шри Валлабхачарья.

Шрила Рупа Госвами согласился и Шри Валлабхачарья взял книгу. Читая ее, он увидел стих:

Бхукти-мукти-сприха йават пишачи хриди вартате
Тавад бхакти сукхашйатра катхам абхйодайо бхавет

«Как может появиться в сердце чистое бхакти, пока там восседают ведьмы бхукти и мукти?» (Бхакти-расамрита-синдху, Пурва 2.16)

Валлабхачарья прочитал объяснение Рупы Госвами: само по себе мукти (освобождение) – не ведьма. Это желание достичь мукти подобно ведьме. Валлабхачарья не смог понять, что имел в виду Рупа Госвами; потому юный Джива, несмотря на то, что ему было всего лишь шестнадцать лет, объяснил ему это.

Валлабхачарья был впечатлен. Он вернулся к Шриле Рупе Госвами и сказал: «У твоего ученика столь глубокие познания!» Шрила Рупа Госвами догадался, что Джива поспорил с ним, отстаивая точку зрения Гурудева, и сказал, обратившись к своему ученику: «Тебе следовало быть более терпимым. Шри Валлабхачарья брахман, он образован, к тому же он Вайшнав, и он пришел ко мне с визитом. Он мой гость, так неужели ты не мог стерпеть тот факт, что он предложил кое-какие поправки?»

Таким образом, поведение Шрилы Рупы Госвами безупречно. С другой стороны, было бы неправильно, если бы Джива Госвами молча стерпел попытку Шри Валлабхачарьи поправить его Гурудева. Защищая своего Гурудева, он поступал правильно. Шрила Рупа Госвами – не обычный Вайшнав. Он спутник Шри Шри Радхи и Кришны на Голоке-Вриндавана. В его рукописи не могло быть ошибки. Шрила Джива Госвами оспорил некоторые моменты и одержал победу над Валлабхачарьей – это было лучшим, что он мог сделать в той ситуации.

Если кто-либо посчитает себя вправе вносить изменения в произведения и учение нашего Гурудева, мы должны повести себя так же, как Джива Госвами. Но если мы окажемся в положении Рупы Госвами, мы должны оказать этому человеку почтение и сказать: «Да, конечно, можешь поправить меня». Таково поведение Вайшнава. В глубине сердца Рупа Госвами не был сердит на Дживу Госвами, но внешне он проявил гнев и попросил Дживу уйти.

Услышав о том , что произошло, Санатана Госвами, очень обеспокоился за Дживу Госвами. Когда он пришел в то место, в Нандагатх, все деревенские жители обратились к нему с такими речами: «Сюда пришел новый баба. Он очень молод, но всегда рыдает и взывает к Кришне исполненным любви голосом: «О Кришна! О Радхе, Радхе!» День и ночь он плачет. Он более возвышен, чем ты».

«О, должно быть, это Джива!», - подумал Шрила Санатана Госвами. Так он нашел Дживу Госвами и увидел, что тот был уже при смерти. Джива Госвами перестал есть и пить, не принимал омовений и непрерывно плакал, тоскуя о своем Гурудеве.

Шрила Санатана Госвами забрал его во Вриндаван и спрятал. Потом он отправился к Рупе Госвами и спросил: «Каковы наши обязанности по отношению ко всем дживам?» Шрила Рупа Госвами ответил: «Мы должны быть очень добры к ним». Тогда Санатана Госвами сказал: «Так неужели этот Джива не джива? Почему ты так жесток к этому Дживе?»

Рупа Госвами заплакал. Санатана Госвами позвал Дживу Госвами и усадил его на колени к Рупе Госвами. Увидев, что Джива Госвами очень болен и практически при смерти, Рупа Госвами обнял его и накормил. Он дал Дживе Госвами лекарство, и через несколько дней тот поправился. После этого Джива Госвами всегда оставался возле Шрилы Рупы Госвами, непрерывно служа ему.

Когда Рупа Госвами и Санатана Госвами покинули этот мир, Джива Госвами стал главным ачарьей Вишва Вайшнава Раджа Сабхи (Всемирной Ассоциации Вайшнавов). Это подлинное движение сознания Кришны, основанное самим Господом Брахмой. Шри Нарада Муни, Шрила Вьясадева, Шрила Шукадева Госвами – это ачарьи подлинного движения сознания Кришны. И позже Шрила Джива Госвами также стал его видным ачарьей.

Сегодня я видел книгу, которую написал Шрила Гоур Говинда Махарадж. В этой книге он обозначил один момент, о котором, я думаю, никто в ИСККОН до него не писал, со времен Парам-пуджйапада Шрилы Свами Махараджа. Он ясно выразил, что не Шрила Прабхупада Бхактиведанта Свами основал движение сознания Кришны. Кто же его основал? Господь Брахма*. [См. Пояснение 1].

Пояснение 1: в комментарии к Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада написал то же самое:
2.9.6: «Таким образом, Брахма получил посвящение в Кришна-мантру от самого Господа Шри Кришны, и стал Вайшнавом, преданным Господа, еще до того, как обрел способность творить огромную вселенную. В Брахма-Самхите говорится, что Господь Брахма получил посвящение в 18-сложную Кришна-мантру, которую впоследствии принимали все преданные Кришны. Мы следуем тем же принципам, потому что мы принадлежим к сампрадае Брахмы. Мы находимся в прямой ученической цепи, в которой знание передавалось от Брахмы к Нараде, от Нарады к Вьясе, от Вьясы к Мадхве Муни, от Мадхвы Муни к Мадхавендре Пури, от Мадхавендры Пури к Ишваре Пури, от Ишвары Пури к Господу Чайтанье и от Него к Его божественной милости Бхактисиддханте Сарасвати, нашему божественному учителю».
«Иногда люди по ошибке считают движение «Харе Кришна» вновь созданным. Но это не так. Движение «Харе Кришна» возникает в каждом тысячелетии жизни Господа Брахмы. И Святое Имя воспевают на всех высших планетарных системах, включая Брахмалоку и Чандралоку, что уж и говорить о Гандхарвалоке и Апсаралоке. Поэтому движение санкиртаны, начатое Чайтаньей Махапрабху в этом мире 500 лет назад, было не новым. Иногда по нашей большой неудаче, это движение затихает, но Шри Чайтанья Махапрабху и его слуги снова начали это движение на благо всего мира, или даже всей вселенной». (ШБ 7.15.72 Комментарий)
В своем комментарии к шлокам 1.9.6-7 Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада называет других выдающихся ачарьев этого движения. Он пишет: «Он (Нарада) является сыном и учеником Брахмаджи, и с него начинается линия Брахмы. Он дал посвящение Прахладе Махарадже, Дхруве Махарадже и многим другим прославленным преданным Господа. Он дал посвящение также Вьясадеве, Мадхвачарье, и таким образом эта Брахма-Мадхва сампрадая, в которую входит также гаудия сампрадая, распространилась по всей вселенной. Шри Чайтанья Махапрабху принадлежит к этой же Мадхва сампрадае. Следовательно, Брахмаджи, Нарада, Вьяса, и далее Мадхва, Чайтанья и Госвами – все они принадлежат к единой линии ученической преемственности».
В следующей цитате Прабхупада подтверждает  что он принадлежит к линии Чайтаньи Махапрабху. Он пишет: «Наша изначальная сампрадая происходит от Мадхвачарьи. В этой сампрадае явился Мадхавендра Пури, учеником которого стал Ишвара Пури. Учеником Шри Ишвары Пури был Господь Чайтанья Махапрабху. Поэтому мы принадлежим к линии ученической преемственности от Чайтаньи Махапрабху, и потому наша сампрадая называется Мадхва-Гаудия-сампрадая. И если быть более точными – наша сампрадая проистекает от Господа Брахмы». (Учение Господа Капилы, глава 14, стих 31)
Более того, Брахма тоже не является основателем. Он тоже ученик. Шри Кришна – корень всех гуру. Он – джагат-гуру (гуру всей вселенной), так же, как и Чайтанья Махапрабху. Движение сознания Кришны нисходит от самого Кришны, отсюда и название «Сознание Кришны». Парам-пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж не был основателем сознания Кришны. Но он один из выдающихся ачарьев нашей линии*. [См. Пояснение 2] Нам нужно хорошо уяснить все эти вещи.

Пояснение 2: «В Лос Анджелесе ко мне приходило немало отцов и матерей, которые выражали благодарность за распространение движения сознания Кришны по всему миру. Некоторые из них говорили, что это большая удача для Американцев, что я начал это движение именно здесь. Но на самом деле изначальный отец движения – это сам Господь Кришна, поскольку это движение началось очень и очень давно и спускается вниз в человеческое общество по цепи ученической преемственности. Если у меня и есть какие-то заслуги в этой связи, то они принадлежат не мне непосредственно, а моему вечному духовному учителю, Его Божественной Милости Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья 108 Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Махараджу Прабхупаде». (Бхагавад-гита, Предисловие).
«Я думаю, что Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда наблюдает за моими действиями и направляет меня из моего сердца. Как было сказано в Шримад-Бхагаватам, тене брахма хрида йа ади-кавайе. Духовное вдохновение исходит из глубины сердца, где в образе Параматмы вечно восседает Верховная Личность Бога в окружении Своих преданных и спутников. Нужно признать, что какую бы переводческую работу я не сделал, все это благодаря вдохновению от моего духовного учителя. Потому что сам я очень ничтожный и совершенно не подхожу для реализации этой трудновыполнимой задачи. Я не считаю себя сведущим ученым, но у меня есть полная вера в силу служения моему духовному учителю, Его Божественной Милости Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру». (Чайтанья-Чаритамрита, Антья-лила, заключение).]
После ухода Рупы Госвами и Санатаны Госвами Шрила Джива Госвами распространил миссию Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Он хотел защитить мир от неверных философских заключений и концепций, и поэтому он написал множество книг, включая «Шесть Сандарбх» и «Сарва-Самвадини» (комментарии Дживы Госвами на собственную книгу «Шесть Сандарбх»).

Попробуйте понять все эти моменты; старайтесь следовать философии Шрилы Дживы Госвами. Его учение неотлично от учения Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Он полностью в их линии. Он дал объяснение свакия-вады (поклонение Радха-Кришне как супружеской паре). Он пошел на это ради блага неквалифицированных учеников и последователей, которые были неспособны практиковать рагануга-бхакти или рупануга-бхакти. Он сделал это, чтобы постепенно привести их в линию паракия (поклонение Радха-Кришне как трансцендентным возлюбленным). Завтра я расскажу об этом подробнее.

Гоура премананде!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий