ОБЩИЕ ПРАВИЛА
В большинстве игр из числа участников выбирается тот, кто будет водить, салить других или искать спрятавшихся. Чтобы выбрать ведущего, дети становятся в круг, а кто-то один читает Харе Кришна маха-мантру в качестве считалочки. Он может начать с любого ребенка в кругу, по очереди указывая на каждого и не пропуская себя. Тот, на ком он остановится, и будет ведущим.
Если необходимо организовать две команды, то можно просто рассчитаться на первый-второй. Четные номера составят одну команду, а нечетные - вторую. Или вместо чисел можно повторять Харе Кришна мантру. Все, сказавшие Харе, образуют одну команду, а те, кто сказал Кришна или Рама, - другую.
В некоторых играх ребенок должен повернуться к остальным спиной и закрыть глаза, предоставляя участникам достаточно времени для того, чтобы спрятаться. В это время он может считать до 50 или 100 или повторить Харе Кришна мантру 5 или 10 раз, загибая пальцы на каждую мантру.
САЛОЧКИ. ПОХИЩЕНИЕ СИТЫ
Эта игра требует участия как минимум восьми человек. Повторяя Харе Кришна маха-мантру в качестве считалочки, дети выбирают Ситу и Равану. Остальные игроки олицетворяют Джатайу, преданного-грифа, который пытается спасти Ситу от Раваны. Они берутся за руки и встают в круг. Равана гонится за Ситой вокруг круга и пытается ее поймать. Дети, изображающие Джатайу, помогают Сите спастись. Они поднимают и опускают руки, позволяя ей входить и выходить из круга. Они стараются не впускать Равану, опуская руки. Таким образом, они напоминают Джатайу, махаюшего крыльями в схватке с Раваной. Во время игры дети, стоящие в кругу, громко повторяют: «Рагхупати Рагхава Раджа Рама, Патитапавана Сита Рама / Сита Рама, Джайа Сита Рама, Сита Рама, Джайа Сита Рама». Когда Сита поймана, ребенок, играющий Равану, становится Ситой, а Раваной выбирают другого. Первая Сита встает в круг, и игра продолжается.
ПАСТУШЬИ ЗАБАВЫ. КТО УСПЕЛ - ТОТ И СЪЕЛ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, дети выбирают ведушего. Затем они образуют 2 команды с равным количеством игроков. Каждому участнику игры дается имя пастушка. При этом в обеих командах используются одинаковые имена. Например, в каждой команде будет один Кришна, один Баларама, один Субала, один Шридама и т.д. Двое детей с одинаковыми именами из разных команд должны бегать с одинаковой скоростью. Двое быстрых ребят могут быть, например, Баларамами, а двое медленных - Субалами. Обе команды выстраиваются в линию на расстоянии 15 метров друг от друга. Посередине между командами кладут узелок с едой. Дети будут пытаться украсть узелок, как это делали Кришна и пастушки в трансцендентных лилах. Ведущий стоит посередине между командами и кричит имя пастушка: «Кришна, хватай!» или «Субала, хватай!», и т.д. В тот же миг двое детей с этим именем бегут и пытаются схватить сумку первым. Тот, кто схватил ее первым, должен сначала обежать один раз вокруг ведущего, а затем вернуться к своей команде. При этом он не должен быть осален своим противником. Если ему это удается, его команда получает очко. Если его осалили, то никто не получает очко. Очки подсчитывает ведущий. Пока они бегают, остальные участники громко повторяют Харе Кришна, чтобы поддержать их.
ГО, ГО, ГО, ГОВИНДА
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают того, кто будет играть Кришну. Этот ребенок стоит на месте, обозначающем духовный мир, а остальные дети находятся за линией, представляющей материальный мир, на расстоянии около 35 метров от Кришны. Они -преданные, которые пытаются продвинуться и вернуться в духовный мир. Кришна поворачивается спиной к остальным детям и говорит: «Го, Го, Го, Говинда!». Он говорит «Го» столько раз, сколько хочет, а в это время преданные бегут к Нему, пытаясь достичь Его. Наконец, когда Кришна говорит «Винда», Он поворачивается и все должны застыть на месте. Кришна отправляет обратно к начальной линии (т.е. материальному миру) каждого, кто пошевельнется. Затем Он снова поворачивается спиной и говорит: «Го, Го, Го, Говинда!». Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не затронет Его до того, как Он повернется лицом к преданным. Этот ребенок играет Кришну в следующей игре.
МАЙА СОБЛАЗНЯЕТ ПРЕДАННЫХ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают Майу. Остальные дети стоят в кругу. Они воплощают общество преданных. Майа быстро ходит вокруг круга и несет в руках платок, который олицетворяет объект чувственного наслаждения. Майа тихо роняет платок за спиной одного из преданных. Как только игрок понимает, что объект чувственного наслаждения находится у него за спиной, он поднимает его, покидает общество преданных и бегает вокруг круга, чтобы общаться с Майей. Если Майа первой добегает до свободного места в круге, значит, она поймала преданного в ловушку иллюзии, и он становится Майей. Если преданный возвращается на свое место первым, то ему удалось спастись. Тогда Майа должна снова обронить объект чувственного наслаждения за спиной другого преданного. Она продолжает ходить по кругу до тех пор, пока игрок не заметит, что платок лежит за его спиной. Все должны бегать по часовой стрелке. Пока Майа и преданный, впавший в иллюзию, борются за место в обществе преданных, стоящие в кругу хлопают в ладоши и громко повторяют Харе Кришна, чтобы поддержать их.
КРИШНА, ЗАМРИ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают Майу. Майа бегает за остальными детьми и пытается их осалить. Каждый, кого она заденет, должен тут же застыть в позе Кришны. Они не могут сдвинуться до тех пор, пока кто-нибудь другой не заденет их; это их освобождает и они снова могут бегать. Любой, кого Майа осалит три раза, выбывает из игры. Последний оставшийся в игре становится следующей Майей.
ШАНКАСУРА
Все принимающие участие в игре составляют список имен гопи (10 или 15). Затем дети делятся на две команды с равным количеством игроков в каждой. Одна команда изображает гопи, а другая - демона Шанкасура, пытающегося украсть гопи у Кришны и Баларамы. Их соответствующие резиденции располагаются на расстоянии 30-45 метров друг от друга. Гопи по секрету выбирают одно имя из всего списка. Затем, не зная об опасности, они приближаются к резиденции Шанкасуры. Они воспевают Харе Кришна и танцуют в кругу, держась за руки. Когда гопи подходят ближе, Шанкасура пытается отгадать выбранное имя и говорит, например, следующие слова: «Ты гопи Лалита?». Если демоны отгадывают неправильно, гопи отвечают: «Нет, она на берегу реки Ямуны играет с Кришной». Затем они снова танцуют по кругу и повторяют Харе Кришна мантру. Демоны делают следующую попытку отгадать имя. Игра продолжается таким образом до тех пор, пока демоны не назовут загаданное имя. Как только это происходит, они начинают гоняться за гопи и стараются их поймать. Гопи должны попытаться добежать до своей деревни. Те гопи, которые попадают в лапы демонов, в следующей игре становятся Шанкасурами, а демоны, которые поймали их, соответственно, гопи.
ЛЕБЕДИ И ВОРОНЫ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, дети выбирают ведущего. Остальные игроки образуют две команды с равным количеством участников. Одна команда называется «Лебеди», а другая - «Вороны». Преданные-лебеди пытаются привести людей-воронов к сознанию Кришны, которые, в свою очередь, стремятся затащить их в материальное сознание. Каждая команда чертит линию около 30 метров одна от другой. Обе команды выстраиваются в ряд за своими линиями. Ведущий стоит посередине игровой площадки с боку. Когда он кричит «Вперед!», Вороны и Лебеди начинают продвигаться навстречу друг другу. Лебеди громко воспевают Харе Кришна, а Вороны молчат. Когда они подходят достаточно близко к ведущему, он кричит «Вороны!» или «Лебеди!», и та команда, которую он назвал, начинает бежать обратно к своей линии. Другая команда устремляется за ними вдогонку и пытается осалить как можно больше противников, пока они не успели добежать до линии, за которой они находятся в безопасности. Те игроки, которых осалили, присоединяются к команде противников. Обе команды возвращаются на свои исходные позиции, а ведущий снова дает сигнал. Выигрывает та команда, которая осалила больше игроков после установленного количества раундов.
ЧАС ДЕМОНОВ
В эту игру может играть неограниченное количество детей. Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают демона Камсу. Остальные дети выстраиваются в шеренгу за его спиной. Они идут за ним и спрашивают: «Который час, демон Камса?». Камса оборачивается и говорит любое время, какое ему хочется, например, два часа. Затем они продолжают продвигаться в том же направлении. Немного погодя, они задают тот же самый вопрос, а Камса указывает другое время дня. После того, как игроки задали этот вопрос несколько раз, Камса поворачивается и отвечает: «Час демонов!» и начинает гоняться за ними. Тот, кого он поймает, становится следующим демоном. Каждый ребенок может сам выбрать, какого демона он будет играть - Камсу, Пугану, Агхасуру - и строить ужасные рожи.
ВЙОМАСУРА
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают того, кто будет играть Кришну. Остальные дети делятся на две команды. Одна команда - это воры, а другая - ягнята. В команде ягнят детей немного больше, чем в команде воров. Команда воров тайно выбирает игрока, который будет Вйомасурой. Затем обозначают два места, одним из которых будет лагерь воров, куда должны идти все ягнята, осаленные ворами, а другое - пещера Вйомасуры, куда должны идти все ягнята, осаленные Вйомасурой. Когда Вйомасура осаливает ягненка, он говорит ему «Пещера Вйомасуры». Ягненок должен бежать на указанное место. Кришна стоит в стороне и внимательно следит за игрой, чтобы вычислить Вйомасуру. Как только Он обнаруживает Вйомасуру, Он пытается его догнать и осалить, чтобы демон больше не мог похищать ягнят. Пока Кришна пытается его осалить, Вйомасура все же старается поймать больше ягнят и в то же время не быть осаленным Кришной. Кришна не может осалить Вйомасуру, когда он находится в своей пещере. Все дети, осаленные Вйомасурой и заключенные в его пещеру, громко повторяют: «Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Эй! Рама! Рагхава! Рама! Рагхава! Рама Рагхава! Ракша мам!», В следующей игре, когда Кришна поймает Вйомасуру, выбирают нового Кришну и нового Вйомасуру.
ПОЙМАЙ КРИШНУ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают игрока, который будет Кришной. Он держит в руках перо павлина (или большой лист или цветок, заменяющий его), чтобы игроки могли легко Его узнать. Он забегает немного вперед, а все остальные дети - пастушки - пытаются сначала осалить Его. Тот, кто его осалит, становится следующим Кришной, а предыдущий Кришна присоединяется к пастушкам. Он должен передать перо павлина новому Кришне и позволить Ему убежать немного вперед. После чего все бегают за новым Кришной и пытаются Его осалить. Участники должны внимательно следить за тем, кто играет Кришну, на каждом этапе игры.
АГХАСУРА
Эта игра требует участия как минимум 10 человек. Четыре игрока соединяют руки, образуя цепочку. Они изображают змея Агхасуру. Они ни в коем случае не должны разъединять свои руки и всегда бегать со сцепленными руками. Остальные дети - это пастушки. Демон Агхасура пытается поймать за раз как можно больше пастушков, окружая их. Когда один или больше пастушков попадают в пасть Агхасуры, он или они должны присоединиться к змею и помогать схватить оставшихся пастушков. Спасаясь от демона, пастушки громко зовут Кришну на помощь: «Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Эй! Кришна, спаси меня! Кришна, освободи меня!». Когда все до одного окажутся в пасти длинного змея Агхасуры, игра заканчивается.
ПЕЩЕРА ДЕМОНА
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают трех человек, которые будут играть демонов. Они прячутся в дальнем конце игрового поля на расстоянии около 50 метров. Остальные дети медленно идут в направлении того места, где прячутся демоны. Каждый участник изображает какое-либо действие по своему выбору. Когда демоны видят, что дети, погруженные в игры, приблизились к ним очень близко, они выскакивают из своей пещеры и начинают их ловить. Преданные должны попытаться добежать до той линии, откуда началась игра и не быть осаленными. При этом они громко воспевают Харе Кришна. Три человека, которых поймали первыми, становятся демонами в следующей игре.
ПАСТУШКА
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают пастушку и Маму Яшоду. Остальные участники - гопи. Они образуют круг, а пастушка стоит в стороне и готовит прасад для Кришны. В тайне от нее Мама Яшода выбирает того, кто будет Кришной. Она стоит в центре круга и взбивает масло, а гопи танцуют вокруг нее. Все вместе поют Харе Кришна мантру два раза. Затем гопи прекращают танцевать, а Мама Яшода взбивать масло, и начинают звать: «Пастушка!». Пастушка приходит с прасадом. Мама Яшода спрашивает ее: «Что ты принесла для Кришны?». Пастушка описывает, что она приготовила: несколько самос, сладкий рис, или расагулы. Она отдает прасад маме Яшоде и спрашивает ее: «Вы видели Кришну?», а та отвечает: «Да». Тогда пастушка спрашивает: «Во что одет Кришна?». Мама Яшода (не глядя на того, кого она выбрала) описывает ребенка, который играет Кришну. Например, «Кришна одет в голубое и у Него на левой руке два браслета». Чтобы облегчить задачу, она может дать более детальное описание. И наоборот, чтобы усложнить задание, она может ограничиться очень кратким описанием. Это зависит от возраста ребенка, играющего пастушку. Пастушка отгадывает и показывает на кого-нибудь ребенка, спрашивая «Это Кришна?», а Мама Яшода отвечает «да» или «нет». Если она дает неправильный ответ, Мама Яшода добавляет некоторые детали к описанию, пока пастушка не отгадает, кто Кришна. Когда она, наконец, дает правильный ответ, она начинает бегать за Кришной по кругу и пытаться его осалить. В это время все гопи громко повторяют Харе Кришна и хлопают в ладоши, чтобы поддержать их. В следующей игре ребенок, который играл Кришну, становится пастушкой, а пастушка, в свою очередь, - Мамой Яшодой.
ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Это игра на догадку. Читая Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают игрока, который уходит из комнаты. В это время остальные загадывают какой-нибудь вид преданного служения, например, приготовление прасада, киртан, чтение священных писаний и т.д. Когда отсутствующий игрок возвращается обратно в комнату, он пытается отгадать, какой вид преданного служения был загадан, задавая вопросы такого характера: «Ты занимаешься этим служением на кухне?» или «Могут ли дети заниматься этим служением?», до тех пор, пока не отгадает. Все вопросы требуют точного ответа «да» или «нет». Когда тот, кто задает вопросы, называет служение, он спрашивает, правильно ли он отгадал. Если да, то из комнаты выходит игрок, ответивший на его последний вопрос, а остальные выбирают новое служение. Если же он дает неправильный ответ три раза, он выбывает из игры.
СУРИ ДАС
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают того, кто будет Суридасом. Все остальные играют маленького Кришну, который частенько захаживал к слепому Суридасу. Суридасу завязывают глаза, а все дети близко подходят к нему и начинают медленно двигаться вокруг него. При этом они поют песни и повторяют Харе Кришна. Суридас пытается поймать их. Как только он ловит одного из них, он ощупывает его со всех сторон и пытается выяснить, кто это. Тот, кого он поймал, не должен произносить ни звука. Если Суридас отгадывает его, он присоединяется к толпе, играющей Кришну, а пойманный ребенок становится Суридасом. Если он дает неправильный ответ, он должен попытаться отгадать снова.
Я ЛЮБЛЮ КРИШНУ
Я люблю Кришну на А, потому что Он артистичный.
Я люблю Кришну на Б, потому что Он богатый.
Я люблю Кришну на В, потому что Он всепривлекающий.
Я люблю Кришну на Г, потому что Он гениальный.
Я люблю Кришну на Д, потому что Он добрый.
Я люблю Кришну на Е, потому что Он единственный.
Я люблю Кришну на Ж, потому что Он жизнерадостный.
... и так далее через весь алфавит.
Все участники игры сидят в кругу и по очереди называют слово. Тот игрок, который не может придумать прилагательное, начинающееся с его буквы, выбывает из игры. Некоторые буквы, например, «Ё», «И», «Ъ», «Ы» и «Ь» можно пропустить, т.к. нет подходящих слов, начинающихся на эти буквы. Когда дети достигают конца алфавита, игра снова начинается с «А».
ХАТХА-ЙОГА
Эта игра носит оздоровительный характер. Сначала учитель показывает детям несколько основных поз, движений или просто физических упражнений из хатха-йоги. Используя эти упражнения, дети будут играть в Хатха-йогу. Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают игрока, который будет отгадывать. Он отходит на несколько метров, поворачивается к остальным спиной, закрывает руками глаза и повторяет Харе Кришна мантру пять раз, прежде чем вернуться обратно. Тем временем, остальные дети выбирают учителя хатха-йоги, повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки. Все стоят в кругу, а учитель ведет все упражнения, не привлекая к себе внимания. Остальные участники игры повторяют движения за ним, не выдавая его. Движения должны быть продолжительными. Тот, кто должен отгадать учителя, стоит в центре круга и пристально следит за движениями каждого участника. Когда ему кажется, что он отгадал, кто является учителем, он называет его имя. Если он дает неправильный ответ, тот ребенок, чье имя он назвал, качает своей головой и продолжает повторять движения за учителем, не нарушая ритм. Когда, наконец, ребенок отгадывает учителя хатха-йоги, он становится в круг, а учитель занимает его место. Затем тайно выбирают нового учителя, и игра продолжается.
АТРИБУТЫ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ
Игроки сидят в ряду. Игру начинает первый участник, который говорит, что он побывал в месте, где совершают служение в сознании Кришны. Это может быть пуджарская, алтарная, кухня, классная комната, и т.д. Следующий игрок повторяет то, что сказал первый, и добавляет, что видит предмет, связанный с этим местом. Третий участник добавляет какой-нибудь другой предмет. Однако каждый должен повторять все, что было сказано до него по типу «снежного кома». Тот, кто забывает слова, выбывает из игры. В результате должно получиться предложение следующего типа: «Я ходил в алтарную и видел там алтарь, вйясасану, опахало из павлиньих перьев и т.д.».
КАЗИ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают Кази. Остальные игроки изображают преданных Господа Чайтанйи. Затем выбирают место, которое будет дворцом Кази. Кази находится в своем дворце. В тайне от него преданные выбирают Господа Чайтанйу, повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки. После этого они отправляются к дворцу Кази и устраивают там большой киртан, танцуют и поют. Кази выходит сердитый из своего дворца и кричит: «Что за ужасный шум? Кто это там шумит? Кто главный?» Затем он пытается выяснить, кто является Господом Чайтанйей. Господь Чайтанйа ведет киртан, меняя движения только тогда, когда Кази отворачивается. Все преданные должны в точности повторять все движения Господа Чайианйи, но не глядя на Него, чтобы Кази было трудно узнать ведущего. Господь Чайтанйа хлопает в ладоши – все преданные хлопают; Он прыгает - все прыгают; Он поднимает руки – они поднимают руки, и т.д. Кази можно сделать только три попытки. В следующей игре Господь Чайтанйа играет Кази, а нового Господа Чайтанйу снова выбирают тайно.
ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают игрока, который загадывает про себя определенную известную личность. Это может быть Брахма, Баларама, Мама Яшода, Камса, Путана и т.д. Остальные дети сидят в кругу и по очереди задают вопросы, чтобы отгадать эту личность. Участник, который загадал имя, должен отвечать только «да» или «нет». Тот, кто отгадывает личность, становится ведушим в следующей игре. Допустим, была загадана Мама Яшода. Вопросы и ответы могут быть следующими: Это женщина? - Да. Она демон? - Нет. Она живет в Двараке? - Нет. У нее есть дети? - Да, и т.д.
ШРИЛА ПРАБХУПАДА КИ ДЖАЙА
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают игрока, которому завязывают глаза и дают в руки палку. Остальные дети ходят вокруг него и повторяют Харе Кришна. Как только он ударяет палкой о землю, все должны остановиться и прекратить повторять Харе Кришна. Игрок с завязанными глазами указывает палкой на любого и говорит «Шрила Прабхупада Ки!», а тот, на кого показали, должен ответить «Джайа!». Игрок с завязанными глазами пытается отгадать по голосу, кто это был. Если он отгадывает с первого раза, он меняется местами с этим игроком. Но если он ошибается, все снова начинают ходить по кругу, а он делает новую попытку.
ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ РАМА
Эта игра предназначена для детей, достаточно разбирающихся в математике. Сначала все садятся в ряд или круг. Затем все по очереди считают: первый ребенок говорит «Раз», следующий «Два», третий «Три» и т.д. Каждый, кто называет число пять или кратное пяти, должен сказать «Харе Кришна» вместо числа. Чтобы усложнить игру, участники могут говорить «Харе Рама» каждый раз, когда доходят до семи или другого числа кратного семи. Любой, кто произнесет запрещенное число вместо «Харе Кришна» или «Харе Рама», выбывает из игры. Также выбывает из игры тот, кто говорит «Харе Кришна» вместо «Харе Рама», или наоборот. Для игры можно выбрать любое запрещенное число.
СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ
Эта игра предназначена для детей, хорошо знаюших «Источник вечного наслаждения». Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают ребенка, который должен рассказать любую историю на свой выбор. Но в процессе повествования он то и дело нарочно допускает смешные ошибки. Например, он говорит: «Кришна похитил чапати (вместо одежды) гопи и повесил их на дерево» или «Мама Яшода бегала за Кришной с коровой (вместо палки) в руке». Остальные дети должны исправить ошибки.
РЕИНКАРНАЦИЯ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают ведущего. Дети изображают переселение души в самсаре, начиная с животных форм жизни и кончая человеком. Ведущий называет животных в порядке эволюции от низших видов до высших. После того, как ведущий назвал животное, он повторяет Харе Кришна мантру. В это время игроки изображают этого животного. После каждой реинкарнации ведущий говорит: «А теперь оставьте свое тело!». Все дети ложатся на землю, притворяясь мертвыми. Далее приводится список животных, которых можно изображать: черви, рыбы, птицы, змеи, кошки, свиньи, собаки, козлы, олени, медведи, слоны, и т.д. Обезьян, львов и коров объявляют в последнюю очередь, т.к. прежде чем принять человеческое рождение душа находится в одной из этих форм. Каждый ведущий может добавить к упомянутому списку название любого животного по своему желанию. Когда, наконец, ведущий говорит: «Теперь примите человеческое тело!», игра либо останавливается на этом, либо продолжается, но теперь изображают разных людей, а именно: ракшас, гандхарвов, апсаров, полубогов и т.д. Когда ведущий в конце концов говорит: «Теперь примите тело чистого преданного!», дети танцуют в экстазе, и на этом игра заканчивается.
СЛУЖЕНИЕ
В этой игре участвуют две команды с равным количеством игроков. Каждая команды выбирает себе место, которое будет ее гурукулой, на расстоянии 35 метров друг от друга. Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают команду, которая будет первой изображать служение. Эта команда тайно выбирает служение, а также ведущего, который будет направлять действия всех членов команды. Другая команда должна отгадать, что это за служение. Затем обе команды становятся друг к другу лицом на середине игрового поля. Сначала все повторяют Харе Кришна мантру. Затем между ними происходит следующий диалог: «Откуда вы?»
«Из гурукулы.»
«Каким служением вы занимаетесь?» «Это экстаз.» «Покажите-ка.»
Первая команда изображает загаданное служение. Как только вторая команда отгадывает служение, они начинают гоняться за членами первой команды. Тот, кого поймают прежде, чем он добежит до гурукулы, присоединяется ко второй команде. Затем команды меняются ролями.
ШРИМАТИ ТУЛАСИ ДЕВИ
Игроки выбирают дерево или куст, которое будет Туласи. Они берутся за руки, танцуют вокруг него и поют песню Туласи. Во время исполнения куплета дети показывают служение, которое они предлагают Туласи. Между куплетами они поют припев и танцуют вокруг Туласи.
Припев: (танцуют)
Мы ходим вокруг Туласи, Туласи, Туласи, мы ходим вокруг Туласи после мангала-арати.
Куплет:
(показывают) Мы надеваем юбочку, юбочку, юбочку, мы надеваем юбочку после мангала-аратрики.
Мы предлагаем благовоние, ... Мы предлагаем лампу с гхи, ... Мы предлагаем ей цветок, ... Мы дуем в раковину белую, ... Мы даем ей воду чистую, ... Для Кришны собираем листья мы, ... Мы делаем гирлянды из манджари, ... Ах, как прекрасна Туласи, ...
ПОДРАЖАНИЕ ЖИВОТНЫМ. ЗООПАРК
В этой игре дети подражают животным, их звукам и движениям, как это делали пастушки и Кришна в лесу Вриндавана. Сперва учитель должен сводить класс в зоопарк, чтобы дети посмотрели и послушали обезьян, коров, львов, лягушек, павлинов, слонов, лошадей, змей, и т.д. Игра проводится следующим образом. Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают ведущего игры. Он называет любого животного, которого должны изобразить остальные дети. Потом он говорит, у кого, по его мнению, это получилось лучше всех. Этот ребенок будет ведущим в следующей игре.
ТЫ КОГДА-НИБУДЬ ВИДЕЛ САННЬЯСИ?
В этой игре дети поют песню и изображают в действии описываемых людей.
Ты когда-нибудь видел санньяси, видел санньяси, видел санньяси? Ты когда-нибудь видел санньяси, санньяси ходит вот так ... Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе
(мантру поют один или два раза).
Ты когда-нибудь видел брахмана ... Ты когда-нибудь видел кшатрия ... Ты когда-нибудь видел вайшью ... Ты когда-нибудь видел шудру ... Ты когда-нибудь видел Господа Кришну ... Ты когда-нибудь видел Маму Яшоду ... Ты когда-нибудь видел пуджари ... Ты когда-нибудь видел маленького Кришну ... Ты когда-нибудь видел Господа Рамачандру ... Ты когда-нибудь видел Господа Чайтанью ... И т.д.
Данную песенку можно петь про любого, кого легко изобразить. Далее приводятся несколько подсказок, как изображать тех или иных личностей.
Санньяси: ходит с дандой (посохом) в руках и повторяет мантры на четках.
Брахман: сидит в позе лотоса и читает Гайатри-мантру. Кшатрий: яростно сражается мечом и щитом. Вайшья: выращивает пшеницу или продает товары. Шудра: несет тяжелую поклажу на плече. Шри Кришна: играет на флейте и танцует. Мама Яшода: взбивает масло и звенит браслетами. Пуджари: предлагает аратрику. Маленький Кришна: ползает и ворует масло. Рамачандра: стреляет из лука. Господь Чайтанья: танцует в экстазе.
ХАРИ БОЛ!
Ведущего выбирают, повторяя Харе Кришна мантру в качестве счита-лочки. Он выбирает лилу и говорит остальным детям к примеру: «Давайте притворимся, что мы ... демон Тринаварта, который уносит Кришну». Затем каждый ребенок изображает эту лилу. Когда ведущий хлопает в ладоши и говорит: «Хари Бол!», все дети застывают на месте, а ведущий судит, кто же лучше показал лилу. Этот ребенок становится ведущим в следующей игре.
КРИШНА СКАЗАЛ
Ведущего выбирают, повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки. Игра для маленьких несколько отличается от игры для детей постарше. Для маленьких ведущий говорит: «Кришна сказал делать это. Кришна сказал делать то», используя разные виды деятельности в сознании Кришны. Например, «Кришна сказал ходить на арати», «Кришна сказал делать сладкие шарики». Все дети должны делать то, что сказал Кришна. Когда ведущий говорит: «Майа сказала делать то», или «Майа сказала делать это», он выбирает неправильные действия, типа «Майа сказала курить сигареты «, и т.д. Дети не должны делать того, что сказала Майа. Если они делают это, они выбывают из игры. Для детей постарше предлагается только деятельность в сознании Кришны, и ведущий никогда не говорит «Майа сказала». Он говорит либо «Кришна сказал делать это «, либо просто «Делайте это», не упоминая Кришну. Дети должны показывать действия только тогда, когда он говорит «Кришна сказал». Чтобы усложнить игру, ведущий может давать приказы все быстрее и быстрее. Кто останется последним, тот и выиграл. Он становится следующим ведущим.
ЛИЛЫ КРИШНЫ
Эта игра предназначена для детей постарше, которые хорошо знают «Источник вечного наслаждения». Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают того, кто будет называть лилу и играть роль Кришны. Он набирает столько детей, сколько ему нужно для инсценировки игры. Остальные участники должны догадаться, что это за лила. История изображается в основном пантомимой. Они могут вставлять некоторые реплики, но только те, которые не выдают лилу. Тот, кто правильно отгадывает лилу, выбирает следующую лилу и играет роль Кришны.
ПРЯТКИ - ОСВОБОЖДЕНИЕ АНИРУДДХИ
Для этой игры выбирают место, которое будет дворцом Банасуры, где заточен Анируддха. Повторяя Харе Кришна мантру в качестве счита-лочки, выбирают того, кто будет Банасурой, охраняющим свою крепость. Остальные дети - воины Кришны, которые пытаются войти в крепость Банасуры и освободить Анируддху. Банасура находится в своем дворце, закрывает глаза и считает до 100. Тем временем все дети прячутся. Затем, прячась за деревья и кусты, они пытаются неслышно приблизиться к дворцу и при этом не быть пойманными Банасурой. Как только Банасура замечает игрока, он пытается поймать его прежде, чем он проберется в его дворец. Если воину удается проникнуть во дворец, он остается там и громко повторяет Харе Кришна, чтобы вдохновлять остальных. Если Банасура осаливает его, он выбывает из игры. Игра заканчивается тогда, когда все воины либо успешно пробрались во дворец, либо были осалены Банасурой, а, следовательно, выбыли из игры.
ГОПИ ИЩУТ КРИШНУ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают того, кто будет играть Кришну. Остальные дети изображают голи. Они закрывают глаза и считают до 100, пока Кришна прячется. Затем все начинают искать Его, они зовут Его и повторяют Его имя. Первая, кто найдет Его, быстро и неслышно прячется в то же самое место, впрочем, как и все остальные, кто Его найдет. Игра продолжается до тех пор, пока все гопи не спрячутся вместе с Кришной. Затем та гопи, которая первой обнаружила место, где прятался Кришна, играет следующего Кришну. Теперь Он прячется, а остальные ищут Его. На самом деле, когда кто-то находит Кришну, очень трудно не рассмеяться и сидеть, не шелохнувшись.
ХАНУМАН ИЩЕТ СИТУ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают того, кто будет прятать маленький предмет, обозначающий пленницу Ситу в саду Ашока. Остальные дети изображают Ханумана, который ищет Ситу по всей Ланке. Пока прячут предмет, дети отворачиваются. Затем они начинают искать. Чтобы помочь детям найти Ситу, тот, кто спрятал предмет, говорит, насколько близок Хануман к Сите, например: «Хануман находится у ворот Ланки (если Хануман очень далеко от нее), «Хануман в городе» (если он приближается), «Хануман во дворце Равана» (если он совсем близко) и «Хануман в саду Ашока (если он вообще рядом). Тот, кто первым найдет предмет, прячет Ситу в следующей игре.
КРЕПОСТЬ «ДВАРАКА»
Эту игру следует проводить там, где растет много травы, кустов и деревьев. Сначала выбирают Двараку шириной три метра. Затем, повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают двух человек, один из которых будет Кришной, а другой - Баларамой. Они стоят внутри Двараки. Остальные дети разбегаются и прячутся. Они - солдаты в армии Джарасандхи. Ползая и прячась, они должны попытаться войти в Двараку незамеченными или неосаленными ни Кришной, ни Баларамой, которые охраняют ее. Кришна и Баларама могут входить и выходить из Двараки, чтобы найти нападающих, но не далеко, чтобы не оставлять Двараку незащищенной. Когда Кришна или Баларама увидели (они должны узнать нападающего и назвать его имя) или осалили кого-нибудь, то он должен снова спрятаться и попытаться войти в Двараку. Первые двое игроков, которые войдут в Двараку, становятся Кришной и Баларамой в следующей игре. На каждого защитника должно всегда приходиться около четырех нападающих. Поэтому в зависимости от количества нападающих может изменяться количество защитников.
ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ СЬЯМАНТАКА
Эту игру следует проводить в лесу или местности, где есть куда спрятаться. Она может длиться до двух часов. Если дети не знают историю драгоценного камня Сьямантаки, учителю следует сначала рассказать её. В игре участвуют две команды. Первая команда уходит вглубь леса прятать предмет, т.е. камень Сьямантака. На своем пути они оставляют знаки, по которым нужно следовать. Они рисуют стрелки либо веточкой на песке или земле, либо мелом на стволах деревьев. Они вешают нитки или кусочки ткани на ветки деревьев. Время от времени (каждые 30 метров) они прячут бумажку в таком месте, в котором ее легко можно найти. В ней указывается приблизительное местонахождение камня Сьямантаки на каждом этапе поисков Кришны. В целом, Кришна должен пройти 14 этапов прежде, чем он найдет камень Сьямантака, который может быть, например, мячом или другим предметом. Вторая команда начинает искать спустя около получаса после того, как ушла первая команда. Они должны найти каждое послание и, в конце концов, сам камень. Та команда, которая прячет камень Сьямантака, должна продвигаться достаточно быстро, чтобы ее не увидела или не поймала команда, которая ищет. На бумажках, которые нужно прятать, должно быть написано следующее:
1. Царь Сатраджит приезжает в Двараку с драгоценным камнем Сья-мантака.
2. Кришна просит Сатраджита предложить камень царю Уграсене. Царь Сатраджит отказывается и устанавливает камень в храме для поклонения.
3. Его брат Прасена, чтобы продемонстрировать свое материальное богатство, надевает камень на шею и скачет на лошади через город в лес.
4. В лесу Расену убивает лев. Джамбаван, царь обезьян, убивает льва, забирает камень и отдает его своему сыну.
5. Царь Сатраджит распускает слух, что Кришна убил Прасену, чтобы завладеть камнем.
6. Кришна отправляется в лес с несколькими предводителями Двараки на поиски Прасены. Он находит мертвого Прасену, а затем и льва.
7. Господь Кришна приходит в пешеру, где живет Джамбаван, и видит сына царя обезьян, играющего с камнем Сьямантака. Господь Кришна и Джамбаван сражаются в течение 28 дней.
8. Джамбаван узнает в Кришне Всевышнего господа, возвращает Ему камень и предлагает свою дочь Джамбавати в жены.
9. Господь Кришна возвращается в Двараку. Сатраджит предлагает Ему камень Сьямантака, а также свою дочь Сатьябхаму в жены. Кришна советует царю Сатраджиту поклоняться камню в храме.
10. Кришна и Баларама отправляются в Хастинапуру. Шатадханва крадет камень и убивает Сатраджита.
11. Зная, что Кришна собирается убить его и вернуть камень, Шатадханва ишет убежище у своих соучастников Критавармы и Акруры, но они отказывают ему в помощи. Шатадханва отдает камень Акруре и убегает.
12. Кришна убивает Шатадханву, но не находит камень. Он возвращается в Двараку.
13. Акрура и Критаварма сбегают из Двараки.
14. Кришна вызывает Акруру и отдает ему камень Сьямантака на хранение до рождения первого сына Сатьябхамы, который по праву унаследует камень.
РАКШАС-ЛЮДОЕД
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают того, кто будет ракшасом, поедающим людей. Он поворачивается к остальным спиной, закрывает глаза и считает до 50. Тем временем остальные дети, изображающие садху, которые медитируют в уединенном лесе, прячутся здесь и там в кустах. Неподалеку от пещеры людоеда выбирают хижину Рамачандры. Когда ракшас находит садху, он пытается его догнать, чтобы съесть. Если ракшас осаливает его, считается, что садху съели, и он выбывает из игры. Убегая от ракшаса, садху громко кричит о помощи: «Шри Рама, Джайа Рама, Джайа Джайа Рама, Шри Рама, Джайа Рама, Джайа Джайа Рама!». Садху может избежать смерти, если сумеет добежать до хижины Рамачандры до того, как его осалят. Там он находится под защитой, т.к. ракшас не осмеливается войти и отведать стрел Рамачандры. Когда все садху либо осалены, либо находятся в безопасности в хижине, игра заканчивается, а тот, кого осалили последним, становится ракшасом в следующей игре.
ПОЛЕ БОЯ
В игре участвуют две команды с равным количеством детей. Они изображают две армии, готовые к сражению. На игровом поле проведены две линии на расстоянии около 30 метров друг от друга и обозначают лагеря для военнопленных. Воины сражаются, бросая оружие, т.е. мяч, который должен быть большим, но легким. Тот, у кого в руках оказывается мяч, пытается ударить им противника. Если кого-нибудь заденут мячом, он становится военнопленным и должен идти в лагерь противников. Если пленник сумеет поймать мяч в пределах лагеря и затронуть им любого воина из армии противника, он может вернуться в ряды своей армии. Армия может помочь своим пленным освободиться, если кинет им мяч через врагов. Побеждает та команда, которая захватит в плен большее количество противника за заданный промежуток времени.
ДЖАРА КАЛА КАНЬЯ
В этой игре мяч олицетворяет Джара Кала Канью или дочь времени, которая ищет мужа. Все дети стоят в кругу. Никто не хочет жениться на зловещей Джаре. Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают Нараду Муни, которого Джара попросила взять ее в жены. Нарада Муни отказывает ей и кидает мяч любому игроку. После чего он поворачивается к остальным спиной и не может наблюдать за разворачивающимся действием. Мяч быстро передают от одного к другому, т.к. никто не хочет жениться на Джаре. В определенный момент Нарада Муни кричит: «Царь Яванов!». Любой, кто будет держать мяч в этот момент, становится царем Яванов. Он обязан жениться на Джаре и выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один, победитель, который будет играть следующего Нарады Муни.
УКРАДЕННАЯ СУМКА С ОБЕДОМ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают пастушка, чью сумку с обедом украли. Остальные дети стоят в кругу, а он - в центре этого круга. Мяч обозначает сумку с обедом. Игрок в центре круга подбрасывает сумку высоко вверх. Тот, кто поймает, является вором и должен громко закричать: «Хари Бол!», чтобы игрок в центре мог всегда знать, где находится сумка с обедом. Поймавший сумку бросает ее любому пастушку, стоящему в кругу, который, в свою очередь, бросает ее следующему, и т.д. Пастушок в центре круга пытается вернуть сумку. Он бегает и прыгает, стараясь поймать мяч, который летает во всех направлениях над его головой, но он не может выходить из круга. Нельзя бросать мяч игроку, стоящему рядом. Мяч должен без остановки плавно переходить от одного ребенка к другому. Когда пастушок, стоящий в центре круга, поймает сумку, тот ребенок, который бросил мяч, становится новым игроком в центре.
ПРИСТЕНОК
В этой игре могут участвовать только 3-4 человека. Если детей много, то необходимо разбиться на команды. Игрок бросает мяч (он должен быть маленьким, чтобы его можно было легко поймать одной рукой) об стену три раза и каждый раз ловит его обеими руками, когда он отскакивает. Следующие три раза, он должен сделать хлопок, прежде чем поймать мяч. Таким образом, игра постепенно усложняется. Далее приводятся примеры:
1. Бросить мяч и поймать его двумя руками;
2. Бросить мяч, хлопнуть в ладоши один раз и поймать его обеими руками;
3. Бросить мяч, хлопнуть в ладоши спереди, затем за спиной и поймать его двумя руками;
4. Бросить мяч, поймать его одной рукой;
5. Бросить мяч, повернуться и поймать его двумя руками;
6. Бросить мяч, поднять ногу, сделать хлопок сначала под ногой, затем над ней и поймать мяч обеими руками.
Дети сами могут придумать разные действия, которые нужно выполнить, прежде чем поймать мяч. Когда ребенку не удается поймать мяч или выполнить все необходимые действия, его очередь переходит к другому. Пока дети ждут совей очереди, они могут петь бхаджаны.
БОРЬБА ПАСТУШКОВ
В игре участвуют две команды. Они изображают пастушков, пасущих коров и играющих в лесах Вриндавана. Кришна участвует в одной команде, Баларама - в другой. Половина детей присоединяется к Кришне, половина - встает на сторону Баларамы. Каждый пастушок борется с пастушком из команды противника. Подбирают партнеров с одинаковой силой. Каждый старается повалить своего врага на землю и держать его несколько секунд. Побеждает та команда, у которой это получается лучше. Члены команды, которая проиграла, должны нести победителей на своих спинах.
БОРЬБА ВЕРХОМ
В эту игру играют в воде (бассейне, озере, реке или океане). В ней участвуют две команды с равным количеством игроков. Одна команда изображает армию полубогов, другая - армию демонов. Половина детей в каждой команде становится лошадьми, а другая, соответственно, наездниками. Они входят в воду, и наездники взбираются на плечи «лошадям». Всадники из обеих армий борются друг с другом и пытаются сбросить противника в воду. «Лошади» помогают воинам хорошо держаться в «седле», т.е. на их плечах. Те, кто падают в воду, выбывают из игры. Та команда, которая первой скинет своих противников в воду, выигрывает сражение. В следующей игре наездники и «лошади» меняются местами. В эту игру также можно играть на мягкой поверхности, например, соломе.
МАХА-РАТХИ
В этой игре должно участвовать как минимум 6 человек. Игроки встают в линию, на расстоянии около 15 метров друг от друга, и крепко сцепляют руки. Они изображают армии Пандавов и Кауравов на поле Курукшетра. Они - воины маха-ратхи. Одна армия кричит «Армия Кауравов, пусть нас раскует маха-ратха …» и называют по своему желанию имя любого из армии противника. Этот воин бежит к ним и пытается прорваться сквозь сплоченный ряд противника. Если ему это удается, он возвращается к своей армии. Если нет, он присоединяется к вражеской армии. Когда воины пытаются прорваться, их команда громко повторяет Харе Кришна мантру, чтобы поддержать их в нелегкой схватке с врагом.
Затем другая команда кричит «Армия Пандавов, пусть нас раскует маха-ратха …». Каждая армия кричит по очереди, и выигрывает та команда, которой удастся захватить большее количество игроков из армии противника.
КРИШНАЛОКА
В этой игре участвуют 10 человек. Ведущего выбирают, повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки. Для начала из восьми матов образуют круг. Круг олицетворяет Кришналоку в форме лотоса, маты -лепестки лотоса, а игроки - преданных, пытающихся достичь Кришна-локи. Ведущий начинает повторять Харе Кришна мантру, а 9 преданных ходят по кругу, не задевая маты. В любой момент ведущий останавливает киртан, и игроки хватают маты. Тот преданный, который остался без мата, падает с Кришналоки. Теперь он должен повторять Харе Кришна мантру, чтобы снова попасть на Кришналоку. Он меняется местами с ведущим, и игра продолжается.
НАЗАД К БОГУ
Повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки, выбирают Мать преданности. Она стоит спиной на расстоянии около 15 метров от остальных игроков, выстроившихся в ряд. Она называет имя первого игрока, например: «Мадхава может сделать 2 больших шага Ваманадевы назад к Богу». Мадхава отвечает: «Можно, Мать преданности?» и делает два больших шага к ней. Затем Мать преданности называет имя сле-дуюшего участника, например: «Лалита может сделать 10 крошечных шагов маленького Кришны назад к Богу». Лалита говорит: «Можно, Мать преданности?» и делает 10 маленьких шагов. Мать преданности может называть любые шаги, например, шаги Тринаварты, когда игрок должен покрутиться столько раз, сколько сказала Мать преданности. Мать преданности может комбинировать шаги и просить сделать, например, один шаг Ваманы, три шага маленького Кришны и два шага Тринаварты. Игра продолжается таким образом до тех пор, пока один из игроков не приблизиться достаточно близко к Матери преданности и сможет коснуться ее. Тогда он возвращается назад к Богу. Он становится новой Матерью преданности, а все возвращаются к старту. Но если игрок начинает двигаться, забывая спросить «Можно, Мать преданности?», он теряет свою очередь и должен остаться на своем месте и ждать следующей очереди.
КЛАССИКИ
Для этой игры необходимо начертить сетку длиной в три метра. У каждого участника игры должен быть свой камешек. Первый игрок стоит в секторе «материальный мир» и бросает камешек в сектор номер один. Сначала он перепрыгивает на одной ноге через первый сектор во второй, а затем в третий. В четвертом и пятом секторе он встает на обе ноги. Затем он снова прыгает на одной ноге в сектор номер шесть, после чего снова встает обеими ногами в седьмой и восьмой сектора. Далее он поворачивается и то же самое проделывает в обратную сторону. Когда он доходит до сектора номер два, он нагибается, все еще стоя на одной ноге, поднимает камешек, прыгает в первый сектор, а затем за пределы сетки. В следующий раз он бросает камешек в сектор номер два, прыгает в первый, затем через второй и продолжает в том же духе, поднимая камешек перед тем, как выйти из сетки. Затем он бросает камешек в третий сектор и так далее, пока не дойдет до восьмого. Только тогда он прыгает в сектор «духовный мир». Всякий раз, когда он бросает камешек, он должен громко сказать «Харе Кришна». Если игрок не попадает в нужный сектор, его очередь переходит к другому, и в следующий раз он начнет с того сектора, на котором остановился. Это также касается тех, кто встал обеими ногами в один сектор, задел рукой или ногой линию или забыл сказать «Харе Кришна». Выигрывает тот, кто первым достигнет «духовного мира». В этой игре могут принимать участие максимум четыре человека.
БОЛЬШАЯ СКАКАЛКА
Двое детей берут канат за концы и раскручивают его, а остальные дети прыгают через него. В ожидании своей очереди дети поют различные короткие бхаджаны. Игрок должен прыгать до конца песни. Сначала дети прыгают через канат по-простому на обеих ногах. В следующий раз они прыгают на одной ноге. С каждым разом задача усложняется. Если игрок заденет канат, он должен встать на место одного из игроков, раскручивающих канат . Когда до игрока доходит очередь, он должен начать с предыдущего действия. Выигрывает тот, кто успешно прошел все этапы. Можно использовать следующие все более усложняющиеся этапы:
1. Прыжки на обеих ногах.
2. Прыжки на одной ноге.
3. Прыжки спиной.
4. Прыжки боком.
АНСУМАНА
В этой игре принимают участие пять человек. На местности выбирают четыре участка на равном расстоянии друг от друга. Они обозначают четыре стороны света. В начале игры все пять игроков устремляются к этим четырем направлениям. Один из них остается без направления. Это Ансумана, а остальные игроки - четверо слонов, поддерживающих Землю: Вирупакша, Махападма, Сауманаса и Химпандура. Ансумана подходит к каждому из четырех игроков и спрашивает: «Вирупакша, где лошадь для жертвоприношения?» «Махападма, где лошадь для жертвоприношения?» и т.д. Каждый отвечает по очереди: «Ансумана, ты скоро найдешь украденную лошадь». Затем Ансумана встает в центр четырех участков и кричит: «Смена мест!», и каждый меняется местами со своим соседом. В это время Ансумана пытается занять свободное место. Тот игрок, который остался без места, становится Ансуманой. Если Ансумане не удается занять место, он должен попытаться снова.
ПРЫЖОК ХАНУМАНА
В этой игре участвуют две команды по пять игроков как минимум в каждой. Каждая команда выкладывает из палочек ряд, который обозначает океан. Игроки изображают Ханумана, который перепрыгивает через океан, чтобы найти Ситу на Ланке. Палочки должны располагаться на расстоянии около 2,5 метров друг от друга. Палочек должно быть ровно столько, сколько игроков в каждой команде. Как только ведущий крикнет «Хануман, прыгай!», первые игроки из обеих команд перепрыгивают на одной ноге через все палочки, поднимают последнюю палочку в ряду, затем, продолжая стоять на одной ноге, поворачиваются и перепрыгивают обратно через оставшиеся палочки. Когда они заканчиваю! комбинацию, они передают эстафету следующему игроку своей команды, и т.д. Если игрок задевает ногой палочку, он должен вернуться и начать снова. То же самое правило распространяется на того, кто встал обеими ногами на землю. Выигрывает та команда, которая первой соберет все палочки в своем ряду.
КРИШНА ПОХИЩАЕТ РУКМИНИ
Эта игра требует участия как минимум 8 человек. Из них выбирают Кришну и Рукмини, повторяя Харе Кришна мантру в качестве считалочки. Остальные шесть или более человек берутся за руки и образуют круг. Они - принцы, добивающиеся руки Рукмини, которая стоит в центре круга. Пока она ждет Кришну, который спасет ее, она поет бхаджаны или детские песни, прославляющие Кришну. Кришна стоит за пределами круга и пытается прорваться, чтобы похитить Рукмини. Принцы стараются не впускать его, поднимая и опуская руки. Если Кришна прорывается и похищает Рукмини, она выбирает любого игрока, который заменит ее в центре круга, а сама будет играть Кришну.
ПАХТАНИЕ МОЛОЧНОГО ОКЕАНА
В игре участвуют две команды. Одна изображает полубогов, а другая -демонов. Длинный толстый канат- это змея Васуки. На равном расстоянии от команд проводится линия. Обе команды тянут канат со всей силы в разные стороны. Они пахтают молочный океан. Выигрывает та команда, которая перетягивает первого участника команды противника через линию. Когда команды тянут канат, они громко повторяют Харе Кришна мантру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий