Вот и мы с вами наблюдаем такие поступки, касающиеся отношений мужчины и женщины, все больше и больше в последнее время мы наблюдаем тенденцию свободы в таких отношениях. Эта культура сейчас стремительно развивается, доминирует. Свобода в этом понимании означает, что принимаются решения на свое усмотрение. Быть или не быть вместе, сколько быть, и как быть, то есть каждый опирается на свою прихоть, на свое личное понимание. И вот тут мы видим, что очень часто у жены и мужа разные представления, разные понимания о свободе, о семье, об обязанностях в семье, об образе жизни, о целях в семейной жизни.
Например: как говорил Лев Толстой «Мужчина может вести развратную жизнь, он склонен к этому, особенно в молодые годы, до брака, но при этом жену хочет найти чистую». Вот такое несоответствие. Мужчина как бы сам становится не совсем чистым, он оскверняется в таких отношениях, но ищет в качестве жены какую-то чистую натуру. Это интуитивно для него как бы спасение становится, и старшие тоже говорят, хватит уже гулять, вести безнравственную жизнь, давай женись, пойдут дети, пойдешь на работу, остепенишься. А что звучит в его ушах, если он уже вкусил этой свободной, безнравственной жизни, такой вкус получил, то в его ушах звучит: да, я потеряю свободу таким образом. Семья – это конечно хорошо, но так я потеряю свободу, свободу вот таких чувственных применений.
Поэтому, все же давайте разберемся, как же строить семейную жизнь. Мы уже говорили с вами, что семейная жизнь не строится индивидуально между двумя людьми, семейная жизнь тесно связана с окружающим нас социумом, с обществом. Потому что развитие семьи зависит от примера окружающих нас семей, старших, семейных традиций, от обучения младших. В общем, это целая культура – семья. Как в центре любой культуры, описывается в Ведах стоят отношения мужчины и женщины. По этим отношениям можно понять какова эта культура. Например, есть культура, где женщину эмансипируют, есть культура, где женщину порабощают. Как бы существуют два момента, две крайности мы видим. Есть порабощение и эмансипация, когда они наравне с мужчинами ставятся. И то и другое неправильное представление о женщине, и то и другое, это хитрость мужчин.
Мужчина в Ведах называется пуруша, то есть тот, кто наслаждается. А женщина та, которая дает наслаждение. Для мужчины нет высшего объекта для наслаждения, чем женщина. И, мужчина, если он не имеет какого-то духовного образования, какого-то смысла духовного в жизни, он в своей жизни ориентируется на женщину, как на источник наслаждения, счастья, удовольствия, комфорта и всего остального. Он оценивает женщину из каких-то сексуальных точек зрения, насколько она привлекательна, красивы ее формы, насколько она покладиста, уступчива, насколько она исполняет желания материального характера в доме. Вот, это является как бы основой для того, чтобы жить вместе. Но ни один современный мужчина не думает о том, а эта женщина вообще напомнит мне о цели жизни, она пойдет к этой цели со мной, будет помогать мне в этом. Забывает вообще, зачем это, для чего вообще это нужно.
Поэтому, как и все в этом мире, Веды говорят, можно делить на три части, три составляющие или три гуны материальной природы. Гуна – это качество. И вот существуют три основных качества, в которых находятся всё окружающее нас, и пища, и воздух, и вода, и философия, и знания, и счастье, и семья тоже, в трех качествах. Они смешиваются по-разному, но их всего три: невежество, страсть и добродетель. Это качественные составляющие нашей жизни. Есть вещественные составляющие нашей жизни, а есть качественные.
Например, с точки зрения количественных и вещественных вещей, человек может занимать хорошее положение в обществе. А с точки зрения качественной, это может выглядеть совершенно по-другому. Он может быть очень жадным, качество – жадность может присутствовать. И сейчас люди больше думают о вещественной и количественной стороне жизни, чем о качественной. А вот Веды предлагают рассмотреть с качественной стороны нашу позицию.
Какого качества эта семья? Не с точки зрения количественных каких-то приобретений, что она там приобретала, в каком доме живет, сколько денег получает, а какого качества их отношения, какого качества их характеры, каковы качества их стремлений, насколько чисто их сердце? Вот эти гуны, качества, их всего три, и в смешивающемся варианте их будет очень-очень много. Как на палитре у художника 3 основных цвета, а потом он их смешивает, и огромная палитра получается жизни. И сколько различий мы сейчас видим вокруг, сколько разных качеств. То есть эти качества могут смешиваться и производить как бы новые.
Например, красный – это одно качество, желтый другое качество, и синий третье качество. Синий олицетворяет невежество, или черный, желтый – благость, добродетель, и красный – страсть. То есть что это такое на практике? Пассивное состояние – это невежество: лень, болезнь, безысходность, суицидальное настроение, обидчивость вот эти низшие качества, это гневливость, мстительность, злорадство, это все низшие качества характера. Страсть – качество смешанное. Активен, очень активен, хорошо организован, но ему обязательно нужен стимул – это либо какие-то деньги хорошие, стимулируют его к деятельности, либо противоположный пол также стимулирует его к деятельности. И там есть недостатки, он организован, он дисциплинирован, он исполнителен, он следует каким-то законам, правилам, предписаниям, но при этом он развивает чрезмерные желания, вожделение, жадность и другие пороки. То есть человек смешанного качества характера.
И желтый цвет – просветление. Это, так же, как вы включаете свет в комнате и раз, и все видно становится, вот это гуна благости приходит, качество. От чистого образа жизни, появляется просветление сознания, начинаем знать то, что другие люди не замечают, не видят. Знание и счастье внутри самой личности. Просветленное некое состояние. И вот есть три этих цвета красный, желтый и синий. Но как вы видите из этого примера, если взять желтый цвет смешать с красным, то получается оранжевый, видите, новое качество может получиться, уже смешанное, так и люди обмениваются, смешивают качества в своих семьях. Есть даже религии разные в гунах материальной природы.
В Ведах есть 18 Пуран, 6 из них для людей в невежестве, 6 других для людей в страсти, и 6 для людей в благости. И все это относится к их качественному развитию. Задача знания поднять людей из невежества. Так некоторые знания даются для людей внизу, с целью поднять их вверх. Вот, что такое семья, она предназначена для возвышения сознания, своего рода лифт наверх. В связи с этим семья должна ориентироваться на какой-то лучший пример, обязательно. Иначе это уже не семья, а разложение – лифт вниз. Когда мужчина и женщина общаются без какой-то цели, это напоминает уже больше не узаконенную проституцию. Так описывается в Ведах, это не мое выражение. Если бесцельное времяпровождение мужчины и женщины, то, как раз становится некое такое фривольное свободное поведение, свободная любовь.
В любом общении должны быть заложены смысл и цель. Для чего, они вместе, иначе это становится причиной распада цивилизации. Ведь просто пребывание наедине, все эти развлечения, зрелища, чувственные наслаждения, повышение сексуальной энергии, страсти… И что же в итоге? Люди становятся все более и более сумасшедшими от чувственных наслаждений. Как вот западный мир, хороший пример, с ума сошли, потому что, есть всё для жизни, абсолютно все, там и деньги можно заработать, и в кредит все взять, Америка очень богатая страна, самая богатая страна в мире. Но чего там нет? Если вы присмотритесь внимательно, там нет хороших качеств. Вы скажете: не так. Я знаю, что вы готовы будете поспорить со мной, особенно, если первый раз слышите такие заявления, такие вот категоричные заявления. Но на самом деле, Веды говорят, это именно так. Эти качества подделаны. Кажется, что там есть какие-то возвышенные качества. Не совсем так.
Например. Один из примеров, в Чикаго несколько лет назад была авария электросети, огромный район Чикаго оказался без света. Это был разгар вечера, примерно семь или восемь часов вечера, работали супермаркеты, магазины, эскалаторы, знаете, всё прекрасно организовано. И, свет отключился. Сорок минут ремонтировали подстанцию. За сорок минут супермаркеты получили убыток на 20 миллионов долларов. Как? Люди стащили всё с прилавков. Это не были какие-то бедные районы Чикаго, где просто люди, знаете, не образованные, не культурные, каким-то образом жадные, может быть, или бедные. Нет. Это были люди все богатые, образованные, хорошо устроенные. И пока не было света всё подмели. За 40 минут – 20 миллионов долларов в этом районе Чикаго. Вот вам пример того, как говорят Веды, что в страсти все эти качества проявляются лишь внешне, лишь для виду. Когда мы в обществе, мы, конечно, все хорошие. Но как только мы остаёмся наедине или что-то ещё, мы можем делать всё, что угодно. Это называется страсть, двойственность.
Или, другой пример. Город – это настроение страсти. Деревня – это в благости. Больше к благости относится деревня, а город больше к страсти относится. И в каждом городе есть центральная улица, центральная площадь. Согласны?! И они наиболее должны представительными быть. Лучшая архитектура там, всё на высших уровнях качественно сделано. Есть районы также какие-то рабочие, спальные районы, такие места, где пьют вино и где-то работают в тяжёлых условиях. Вот вам пример того, как работает гуна страсти, она всегда порождает невежество.
Другой пример приведу. Страсть – это активная деятельность. Причём нужно всё делать очень быстро, точно, вовремя. Время – деньги, время – деньги, время – деньги. Это страсть! Вот это так она проявляется. Деньги гонят его. Это равносильно тому, что мне сейчас в эту стену нужно вбить гвоздь. Быстро, организованно. Время не тратить. Время – деньги. Я беру гвоздь, подхожу к стене, быстро, организованно, вставляю гвоздь, беру побольше, посильнее кувалду. Бах! Бах! Бах! Забил. Всё! Достигнуто. Пошёл дальше. Но при этом от моих усилий с той стороны от стены отвалился кусок штукатурки. Вот это пример страсти. Всегда будет какой-то недостаток. Как огонь горит, но всегда будет какой-то дым. Страсть порождает некоторые недостатки. Машина – это хорошо, это удобно. Правда же!? Ну вот, только пробки. Это уже порождение гуны страсти. Всегда невежество. Это как бы естественно. Сверху камень катится. Это естественно – сверху вниз. А вот, чтобы подняться, нужна благость.
А в благости мы руководствуемся не выгодой, а сначала здоровьем. Номер один – здоровье человека, а не выгода. То есть, выгодно, когда есть машина, но при этом происходит загрязнение окружающей среды. То есть, какое мы должны решение принять? Больше машин или меньше машин? Как вы думаете? Меньше машин. А почему такие решения не принимаются? Не хватает гуны благости. Сознания в других гунах. Когда мы и не против этого, но, финансовая машина не позволяет, у людей есть потребности, люди хотят потреблять эти машины. Договора. Деньги. Всё закручено. То же самое касается заводов, других предприятий. То есть мы с вами сейчас находимся в таком несколько кризисном, тупиковом состоянии.
Например, мы знаем, что модифицированная пища она не полезна для нас, она вредна. Знаем, но изменить не можем! Мы знаем, что пробки в Алмате становятся всё больше и больше, всё хуже и хуже, обстоятельства всё сложнее. Но ничего поделать не можем. Мы знаем, что озоновые дыры ничего хорошего не принесут, но ничего поделать не можем. Космическая программа не должна останавливаться. Мы всё с вами знаем, но ничего поделать не можем. Это называется страсть и невежество. Страсть позволяет нам что-то знать, а невежество – вот как-то не могу этого сделать или не хочу, не получается.
Есть такое, карма-бандана называется, то есть деятельность, которая запутывает, связывает. То есть если я хочу по-другому, но не могу. Это производная гуны страсти. И так же можно видеть в семьях. Я вроде и не хочу, чтобы моя семья распадалась, кто же это хочет вообще. Вроде и дети есть и всё остальное, у меня есть семья, а вот она на глазах у меня распадается. Так проявляется сочетание страсти и невежества. То вверх, то вниз, как на американских горках, нет никакой гармонии, умиротворения, такая маниакально-депрессивная жизнь. Не хватает поддерживающей силы.
Что же нас поддерживает вместе? Срок жизни человека, его здоровья и силы зависят от количества гуны благости, не от страсти. Страсть обжигает, мы быстро стареем в страсти, быстро, быстро растрачиваем все свои жизненные силы. Как бы прожигает свою жизнь, говорят. Это женщины, вино, развлечения, бессонные ночи… Сколько лет вы так сможете интенсивно себя изнашивать в чувственных наслаждениях? Очень быстро устанете. За пять-семь лет вы будете стариком-инвалидом. Это язвы, и давление, и сердечные заболевания, и печень, и гастрит и всё, что угодно на этой почве. Именно на этой почве. Когда вы приходите к врачу, врач говорит: «Живите в благости». Он, конечно, не говорит таким словом. Говорит, что нужна диета, вот эти продукты не ешьте, вот это не пейте, не нервничайте, сидите спокойно. А вы думаете, а как вообще это возможно, что вы говорите! Вот то не ешь, а как, вообще, не живи что ли?! Потому что жизнь представляется как гуна страсти - 100 каналов по телевизору развлекают одновременно, компьютерные игры, какая-то острота ощущений должна быть, думаем мы. А где взять эту остроту, если мы каждый день видим друг друга с утра до ночи. Вот тогда появляются эти тайные мысли каких-то сексуальных отношений с кем-то ещё или пойти куда-то в какое-то место, или отдохнуть друг от друга, или увлечься чем-то, главным образом, это противоположный пол. Вот что вдохновляет людей.
Ещё Лев Толстой говорил о них, внешне живут чинно с одной женой и с одним мужем, а в мыслях мечтают о многожёнстве и о многомужестве. Это ещё в те времена было. Толстой, когда говорил все эти вещи открыто – был отлучён от церкви, за все эти крамольные мысли. Но он просто говорил правду, то, что делается в этом свете. И были ещё тогда старые традиции, когда муж и жена видят друг друга первый раз только на свадьбе. Это уже устаревшие традиции, которые были во времена Льва Толстого. Уже женщины курили такие длинные папиросы, говорили на разные темы, они вели себя как мужчины. Уже это тогда начиналось, в восемнадцатом столетии, хотя это было и раньше. То есть эти традиции в благости, они становятся как бы безвкусными, там нет смысла. Благость, если взять их как правила и предписания, вы просто удивитесь, такая скукота, вообще. Вовремя встать, вовремя лечь, в одно время завтракать, в одно время на работу, в одно время общаться, всё отрегулировано. Не убивай! Не кради! Ни лги! Скукота-а-а-а! Люби всех! Кошмар. Одинаково.
Любовь, ненависть. Жизнь спонтанная должна быть, знаете ли, со вкусом! Да? Это страсть. Но страсть порождает невежество, раздражение в обществах. Поэтому гуна благости кажется скучной, потому что она наполнена внутренним смыслом, а снаружи выглядит, как только правила и предписания, надоедливо. Я понимаю, что не кради. Но как я могу жить и не красть, вот, что вы, вообще, такое говорите. Да я и без вас знаю. Я даже раздражаюсь, когда люди говорят: «Не кради». Или: «Не пей водку!». Да, многие это говорят родственникам своим: «Не пей водку». Но это пустой звук. Как же без водки! Тем более скоро Новый год. Вы, что хотите испортить нам праздник что ли? А вот попробуйте этот праздник, тем более 2012 год, провести один раз без водки. Это очень важно – провести без водки. Потому что как вы проведёте этот Новый год, вот напьётесь на Новый год вот такой год и будет!
И так, качественная сторона. И теперь мы видим, что с наступлением такого знания мы говорим о форме чистоты. Значит, мы различаем, что есть какие-то нечистые качества, какие-то средние и есть чистые качества. Мой вопрос возникает. Если у меня, как у человека есть какие-то дурные нечистые качества, а у моего друга лучшие качества. Что я должен делать? Принять образ жизни друга или заставить моего друга принять мой образ жизни? Как вы думаете? То есть, у меня привычки ниже, а у друга чуть-чуть лучше.
Понятно, все стягивают вниз, а что лучше? Вот вы стали многие вегетарианцами, а в вашей семье что скажут, что чище вегетарианство или мясоедение? Что чище по гунам? Вегетарианство! Значит, они должны принять ваш образ жизни, более чистый. Они говорят – нет. Иногда говорят хорошо, вот яйцо курицы ведь там без зародыша, их же можно есть. Мы говорим об ахимсе (ненасилии). Ахимса должна быть чистая, пожалуйста. Нет зародыша, оно не разовьётся, его можно есть в пищу. Нет! Дело не только в ахимсе, а в том, что это ещё плохое качество продукта. То есть, нужно знать науку о гунах материальной природы. Если вы изучите, то вы увидите, что все священные писания – это ни что иное, как гуна благости. А гуна страсти там к ней нейтрально относятся. А гуна невежества, она, вообще, не нужна.
Страсть может быть, может и не быть. Это уже как получится. Красивое тело, это что, страсть? Невежество или добродетель? Что это? Это страсть. Богатство – это страсть? Страсть. Здоровье – это страсть? Страсть. Энергия – это страсть. Жизненная сила – это страсть. Так вот она может быть, а может не быть. Я ведь мог родиться больным или бедным, это от меня может не зависеть, это моя карма, судьба. Поэтому Веды к этому нейтрально относятся. Вы можете быть богатым, можете не быть богатым, можете быть красивым, можете не быть красивым. Можете быть мужчиной или женщиной. Не важно. Национальность тоже не важно. Ничего не важно в гуне страсти.
А вот важно отказаться от невежества, от дурных привычек и настаивать на них. Это касается семьи. Так строится семья в гуне благости. Именно строится – СЕМЬЯ, в которой будет гармония, уважение, дружба, взаимопонимание и любовь.
Александр Хакимов (Чайтанья Чандра Чаран дас)
Отрывок из семинара «Кодекс семьи»,
21.12.2011, г. Алматы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий