пятница, 12 июня 2015 г.

Шри Гуру-бхакти

Саччидананда Шрила Бхактивинода Тхакур

(Статья из журнала “Rays of The Harmonist”)

Джива ослеплена чарами майи, она запуталась в широко раскинутых сетях материального бытия и бесцельно мечется в них. Подгоняемая надеждой на счастье, джива пытается найти его в знании, размышлениях, богатстве, славе и многом другом, но безуспешно. Так проходит много жизней. Если джива в течение этого времени накопила достаточно сукрити, в ее сердце передается шраддха в бхаджан, который только и может сделать дживу счастливой.

Шри Кришна это Сваям Бхагаван, а дживы — Его вечные слуги. Шраддха — это глубокая и непоколебимая вера дживы в то, что совершение бхакти Шри Кришне устранит все невзгоды и возведет в положение кришна-дасы, изначальное положение дживы. Джива, в которой есть такая шраддха, очень скоро принимает прибежище лотосных стоп сат-гуру и от одного лишь его взгляда обретает все совершенство.

Вайшнавы бесконечно милостивы, они лучшие друзья падших джив этого мира. Вайшнавы знают о безразличии джив к Кришне, поэтому они рассказывают им бхакти-таттву. Когда дживы обретают шраддху в бхакти-таттву, они принимают прибежище лотосных стоп вайшнава, который становится для них Шри Гуру и учит совершать бхагавад-бхаджан. Когда ученик развивает сосредоточенность на одной цели и к нему приходит опытность в бхаджане, тогда он становится достойным принять милость Шри Гуру, благодаря которой может лицезреть средоточие всего трансцендентного — Шри Кришну. Сколь безгранична милость вайшнавов! Джива опустилась до предела, стала жалким, погрязшим в анартхах существом, её полностью поглотил океан материального бытия и майа, во всем своем многообразии, мучит её, но вайшнав, в образе Шри Гурудева, дарует дживе приют у своих стоп. Шри Гуру лично заботится о дживе, которая пока ничего не знает о бхаджане. Шри Гуру, своим чистейшим характером и глубоким бхаджаном покоряет дживу и передает её сердцу силу, благодаря которой джива постепенно продвигается по пути бхаджана. Милость такого Гуру невозможно измерить. Она необъятна и удивительна. Об этом пишет Нароттама Тхакура Махашая:

шри гуру каруна-синдху, адхама джанара бандху
локанатха локера дживана
ха ха прабху коро дойа, дехо море пада-чхайа
эбе джаша гхушук трибхувана
шакшу-дана дила джеи, джанме джанме прабху сеи
дивйа-гйана хриде прокашито
према-бхакти джаха хоите, авидйа винаша джате
веде гайа джахара чарито

"Мой Гурудев — океан милости, друг падших и душа всех живущих. О Господин, будь милостив ко мне! Позволь укрыться под сенью твоих лотосных стоп. Им я посвящаю всего себя. Слава о тебе разносится по всем трем мирам.

Он дарует мне духовное видение и озаряет мое сердце светом божественного знания. Он мой господин из жизни в жизнь. От него исходит према-бхакти, божественная любовь, уничтожающая невежество. Ведические писания воспевают его возвышенные качества."

Согласно тому, что делает Шри Гуру, его называют дикша-гуру или шикша-гуру. От дикша-гуру получают мантру, а от шикша-гуру — наставления в том, как возвышаться на пути преданности. Ученик должен с равным почтением относиться к обеим гуру и понимать, что оба они являются проявлением шакти Кришны. Если же ученик будет придерживаться иного мнения, он превратится в оскорбителя.

В Чайтанья-чаритамрите (Ади, 1.44,45,47) говорится:

йадйапи амара гуру — чайтанйера даса
татхапи джанийе ами танхара пракаша
гуру кришна-рупа хана шастрера прамане
гуру рупе кришна крипа карена бхакта-гане
шикша-гуруке та `джани кришнера сварупа
антарйами бхакта, шрештха — эи дуи рупа

"Известно, что мой духовный учитель — слуга Шри Чайтаньи, но в то же время я знаю, что Он — полное проявление Господа. (44)

Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель не отличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным. (45)

В шикша-гуру следует видеть Самого Кришну. Господь Кришна проявляется в качестве Сверхдуши и в качестве Своего величайшего преданного. (47)"

Будет оскорблением считать, что Гурудев и есть Верховная Личность Бога. Такое понимание приводит к представлению о единстве дживы и Ишвары — что характерно для маявади. Правильно поступает тот, кто совершает бхакти, сознавая, что Шри Гуру является особым проявлением Самого Шри Бхагавана или Его шакти. Благословение низойдет на ученика, который понимает, что: “Сам Шри Бхагаван, олицетворение премы, явил Себя в Шри Гурудеве и дал мне посвящение”. Такой ученик разовьет стойкую веру в слова Шри Гуру и будет беззаветно предан ему.

Дживы, в ком есть вера, должны посвятить все силы тому, чтобы обрести прибежище сат-гуру. В книге “Хари-бхакти-виласа” вайшнава-ачарья Санатана Госвами собрал высказывания множества шастр и на их основе описал качества Шри Гуру и ученика. Суть этих высказываний в следующем — только личность исключительно духовных качеств, только вишуддха-бхакта (в высшей степени просветленный вайшнав) и лучший из бхагават является гуру всем дживам. А получать наставления достоин лишь ученик, который свободен от греха, смиренен и чьё сердце чисто. Отвержение этих истин неминуемо воздвигнет на путь преданности препятствия — анартхи.

Вот, что сказал Сам Шриман Махарабху: “эи кришна-таттва-ветта сеи гуру хайа — гуру это тот, кто просветлен знанием о Кришне” (Ч.-ч., Мад. 8.128), а также “гуру йатха бхакти шунйа татха шишйа-гана — если у гуру нет бхакти, у ученика — тоже”” (Ч.-бхаг., Мад. 21.65). Слова Шри Чайтаньи Махапрабху — всегда непреложная истина, в этом не может быть сомнений.

Шастры говорят, что гуру должен достаточно долго проверять ученика и ученик тоже должен увидеть качества гуру. После того, как гуру и ученик убедились в чистоте друг друга, между ними возникают отношения. Эти отношения не мимолетны, они более чем на всю жизнь. Если ученик не принимает сат-гуру (даже внимательно изучив его качества), тогда он, из-за своего пренебрежения, отклоняется от пути, ведущего к высшей цели. Если у гуру нет необходимых качеств, тогда ученик должен оставить его и принять сат-гуру. Если же ученик падший и Шри Гуру не может изменить его — гуру вправе оставить такого ученика.

Долг ученика — с непоколебимой верой исполнять все наставления Шри Гурудева. Если ученик не делает этого, если из простого любопытства он слушает наставления других людей — он не сможет совершать бхаджан. Порой может казаться, что Шри Гуру велит делать то, что противоречит шастрам. В этом случае ученик должен с открытым сердцем припасть к стопам гуру, рассказать о своем сомнении и примерить слова гуру со словами шастр. Ученик не обретет милости Шри Гурудева, если не будет со всем тщанием и неуклонно следовать его указаниям.

Одним своим желанием Гурудев, высочайший из бхагават, может передать сердцу своего ученика духовную силу и превратить его в парама-бхагавату. Разумеется, Шри Гурудев не пожелает награждать такой силой недостойного. Но ученик, который с великим рвением исполняет наставления Шри Гуру, становится вскоре достойным принять драгоценный дар его милости. Лишь тогда ученик осознаёт, что такое истинная гуру-крипа.

Несмотря на анартхи, которые затрудняют путь бхаджана, ученик должен продолжать идти, следуя наставлениям Шри Гурудева и строго придерживаясь указаний и предостережений шастр. Когда милостью Шри Гурудева, ученик преодолевает океан анартх и вступает в царство ништхи и ручи, тогда он чувствует сильный поток милости Шри Гуру. Теперь для ученика нет никого дороже Шри Гурудева. Сердце ученика наполняется чувством маматы к нему, чувством обладания Гурудевом и вместе с этим постепенно усиливается влечение к бхаджану. С ростом этого влечения усиливается и мамата, и затем приходит ни с чем не сравнимая дасья-раса, чувство служения Гурудеву. С этого момента ученик вручает всего себя его стопам.

Ученик, в чьем сердце еще не пробудилось естественное влечение к Гурудеву, должен своей севой заслужить его милость. Главная сева ученика — это старательно исполнять указания Шри Гурудева. Многие преданные не утруждают себя следованием наставлениям Шри Гурудева, зато очень заняты массируя ему стопы или омахивая его опахалом. Конечно, если делать это из глубокой духовной привязанности к Гурудеву, это принесет большое благо. Но если ученик не искренен, если только таким служением он надеется снискать любовь Шри Гурудева, он потерпит неудачу. Таким способом невозможно заслужить любовь Гурудева. Величайшее удовлетворение приходит к ученику благодаря исполнению указаний Гурудева. Разумеется, в том, чтобы массировать стопы Гурудева и омахивать его, нет ничего плохого. Благодаря такому служению ученик развивает решимость следовать наставлениям Шри Гуру, и уже следуя его наставлениям, и не иначе, ученик обретает его милость. Благодаря севе, совершаемой с духовным рати или любовью, ученик обретает полное духовное удовлетворение.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий