четверг, 2 августа 2012 г.

Окончание Джхулан-ятры



Радость сезона дождей

«Луна блаженства праздника качелей Радхи и Кришны»

Окруженный сакхи, Кришна входит в кунджу, и взгляд Его возлюбленной, подобный медовой пчеле, пьет мед Его сладости. Взгляд этот подобен миллионам богов любви, пораженным красотой Кришны, и он поклоняется пылинке красоты ногтей на Его стопах. С обеих сторон стоят сакхи, держа листья бетеля для Радхи и Кришны. Шри Радхика берет один из листьев пальцами левой руки и кладет его Кришне в рот. Кришна отправляет в рот Радхики лист бетеля пальцами правой руки. Радха и Кришна гуляют по тропе в сени деревьев.

Сославшись на раздражающее Радхику солнце, покрывающее Ее испариной, Кришна прикрывает прекрасное лицо Своей любимой, склонившись над Ней так, что Его корона заслоняет солнце. Радха и Кришна выглядят как спустившиеся на землю грозовое облако и молния, над которыми даже днем различимы две луны (Их лица), не позволяющие голубым лотосам глаз близких сакхи закрыться ни на минуту. Видя луноподобные овалы лиц Радхи и Кришны, гусь чакравака печалится, павлины начинают блаженно танцевать, лебеди пугаются, а самец птицы чакора испытывает великое счастье. Эти противоречивые настроения радости и печали изначально созданы Господом Брахмой.

Будучи биллионы раз побеждены Радхой и Кришной, которые подобны грозовой туче и молнии на земле, небесные туча и молния гадали: «Мы не достойны находиться рядом с Радхой и Кришной, но куда нам податься? Весь небосвод проникнут Их великолепием». Размышляя таким образом, они побелели от слез - капель дождя (в сезон дождей тучи белеют). Они выглядели как голубой зонтик с золотыми перекладинами, защищающий Радху и Кришну от летнего зноя. Это было подобно двум признакам экстаза саттвика - плачу и побледнению. Они славили Радху и Кришну мягким громыханием, запинаясь (другой признак саттвика-бхавы).

Когда Радха и Кришна играют в кадамбовом лесу, тысячи деревьев постепенно поднимают свои голубые ветви, и их золотистые цветы сочатся медом от любви, побежденные красотой грозовой тучи и молнии. Удлиненные площадки из самоцветов между этими кадамбовыми деревьями даруют наслаждение Кришне днем и ночью; цветочный мед хранится здесь в дуплах деревьях, что защищает его от посягательства пчел. Два подобных колоннам дерева стоят особняком. Они обнимаются своими ветвями, сплетая их над площадками и поддерживая изумрудные террасы, украшенные цветочными гирляндами. От их красивых ветвей тянутся великолепные красные тросы, перевитые жемчугом. Эти тросы поддерживают качели с двумя золотыми сиденьями, раскачиваемые ветерком.

Служанки искусно собирают головки благоухающих цветов и усыпают ими сиденья качелей. Лепестки образуют очень мягкое, толстое покрывало. Благоухающие, с мягкими сиденьями, качели эти были способны привлечь Шри Кришну. Шьяма выбрал лучшие - с флагом, и уселся на них. Это было похоже на то, как если бы олицетворенный экстаз сел на качели, принимая служение богини красоты.

Вымокший до нитки под дождем, Кришна подает руку Своей возлюбленной и усаживает на качелях напротив Себя. Так олицетворенное блаженство покрывает бессонницей пруд любви. Служанки осыпают Радху и Кришну цветами, проводят арати Их лотосоподобным лицам, поют, поправляют Их запутавшиеся ожерелья и тюрбан Кришны и предлагают Им пан и гирлянды.


Прана-сакхи (служанки), стоя по одну сторону качелей, связывают свои покрывала и шали, отступают назад и, наклоняясь, толкают качели вперед. Две другие удачливые сакхи становятся по другую сторону качелей с вкусными листьями бетеля в руках, которые они предложат лотосоподобным устам Радхи и Кришны после того, как Те покачаются на качелях. Другие сообразительные служанки приятного нрава, утопающие в потоке божественной любви, осыпают Радху и Кришну отборными цветочными лепестками.

Богини в небе славят собственную удачу, позволившую им лицезреть Радху и Кришну качающимися на качелях. Ошеломленные экстазом, в тревоге, что их мечты стать гопи не исполнятся, они осыпают Югала-кишору цветами. Облака же радостно проливают дожди, которые, соприкасаясь с потоками цветов, превращаются в мед. Эти капли меда, подобные жемчужинам, попадая на тела гопи, становятся друзьями обычных жемчужин, которыми гопи украшены. Сладкие песни гопи пронзают небеса, а благоухание, исходящее из их уст, привлекает медовых пчел. Эти пчелы воздают гопи хвалу.

Луна блаженства праздника качелей Радхи и Кришны постепенно прибывает; ожерелья, серьги и гирлянды Божественной Четы танцуют, Их ножные и ручные колокольчики издают подходящую случаю музыку, а полуулыбки принимают все это. Лотосоподобные глаза Радхи и Кришны качаются на высоких океанских волнах Их сияния. Наблюдая это, сакхи обретают бесценное сокровище блаженства. Желание, не благоприятствующее продолжению игры, беспокоит умы Радхи и Кришны, но в целом не мешает празднику качелей. Мудрецы говорят, что это происходит благодаря могуществу лила-шакти (энергии развлечений, которую олицетворяет Вриндадеви).

Ветви деревьев, к которым были привязаны тросы качелей, наклонялись; листья и цветы служили Радхе и Кришне, веселя Их. Цветочные гирлянды, украшавшие эти ветви, переплетенные множеством различных способов, также раскачивались, и медовые пчелы не могли примоститься на них, как бы ни пытались. Эти жужжащие пчелы, недоуменно кружащие вокруг гирлянд, выглядели очень красиво.

Радха и Кришна хотели раскачаться быстрее, для чего стали двигать ногами и стопами; увеличивая любовное наслаждение Своих сакхи, Они начали вставать и приседать. Качаясь назад и вперед, Они выглядели очень забавно. Когда Кришна был вверху, Его цветочная гирлянда обнимала блузу Радхи. Сакхи были очень счастливы видеть это. Радха и Кришна видели только собственные отражения в телах друг друга. Это очень опечалило Их, и Они тяжело вздохнули. Колебания воздуха, вызванные вздохом, озарили Их подобные зеркалам тела, и, не видя больше Своих собственных отражений, Они весьма обрадовались.


Затем океан шуточных состязаний, Сам Шри Кришна, забавы ради начал раскачивать качели еще сильнее. Качели взлетали так высоко, что бедра Радхики прикасались к листьям на ветвях деревьев кадамба. Мысль о возможном падении испугала Ее, и Она воскликнула: "Ах! Не раскачивай больше! Не надо!" Но вместо того, чтобы затормозить, Мадхава начал раскачивать качели еще сильнее! Коса Шри Радхики распустилась, Ее покрывало соскользнуло с головы, а украшения пришли в беспорядок.

Видя, что у Нее нет другого способа снизить скорость качелей, кроме как тормозить Своими стопами, но и это невозможно, Кришна наконец угомонился. Глаза Его выражали удовольствие. Но качели опять начали набирать скорость, и тогда Радхика поднялась со Своего сиденья и обняла Его за шею. Кришна тоже обнял Ее. Аромат этого союза, положивший начало благоуханию цветка чампака и голубого лотоса, донесся до райских планет и достиг ноздрей Падмы, богини удачи, а также других обитателей Вайкунтхи.

Видя, что Радха и Кришна больше не держатся за тросы, сакхи подошли и остановили качели. Шри Радхика сошла с качелей и, окруженная сакхи, поведала им о Своих играх с Кришной. Затем Она попросила главу Своих восьми сакхи, Лалиту, следующей сесть на качели с Кришной и с любовью запеть. Кришна проделал с Лалитой то же самое, что и с Радхикой. Затем то же произошло с Вишакхой и всеми остальными сакхи. Потом Кришна остановил качели и распространил Себя во множество форм. Каждый Кришна сел на качели с двумя сакхи и стал раскачивать качели. В конце концов, разве есть что-нибудь невозможное для Кришны, океана любви? Каждая гопи видела Кришну сидящим на качелях подле нее, пьющим мед ее лотосоподобного лица. В этом нет ничего удивительного, ведь нет ничего невозможного для энергии желания, властелин которой - сын повелителя Гокулы.


Показанные Вриндой качели, на которые взобрался Мукунда со Своими дорогими гопи, имели форму лотоса. В сердцевине лотоса были подушечки. Кришна положил левую руку на плечо Радхики, а восемь главных сакхи заняли восемь ближайших лепестков. Шестнадцать следующих сакхи заняли шестнадцать наружных листьев. На вершине блаженства, Вринда принесла вкусные финики, райские яблоки, виноград и другие фрукты. Сакхи вкусили то, что осталось на тарелках Радхи и Кришны. После этого они пили сок, вкус которого разбивал гордость нектара, и, наконец, Радха, Кришна и сакхи с любовью предложили друг другу золотистые, глянцевые листья бетеля.


Нанди и Вринда были счастливы качать лотосные качели. Лица служанок лучились блаженством, когда они пели разные песни. Качание на качелях принесло Кришне победу над всеми гопи, а, кроме того, сделало Его владельцем драгоценностей их поцелуев и объятий. После всех этих забав Он остановил качели и насладился лесной прогулкой со Своими подругами.

Глядя в лицо Радхики, Кришна думал: «Прекрасное лицо Шри Радхики с мягкой улыбкой, обнажающей зубы, напоминает Мне бутоны цветов ютхи». С этими мыслями Он сорвал несколько цветов, составил из них гирлянду и украсил ею Свою грудь. Грозовые тучи в небе цветом напоминали Кришну. Молнии цветом были похожи на гопи, а красные червячки индрагопа на земле походили на красные следы гопи, покрывающих свои стопы лаком.

Когда туча Кришны повсюду проливает нескончаемые дожди, цветы и лианы расцветают, а пшеница гопи становится несравненно прекрасной и внушает великое блаженство. Что же касается леса, то в сезон дождей его затопляют потоки радости любовной расы.


Так заканчивается одиннадцатая глава "Кришна-бхаванамрита-махакавйи" Шрилы Вишванатхи Чакраварти, в которой описываются игры Радхи и Кришны на качелях в сезон дождей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий