Радость сезона дождей
«Луна блаженства праздника качелей Радхи и Кришны»
Окруженный сакхи, Кришна входит в кунджу, и взгляд Его возлюбленной, подобный медовой пчеле, пьет мед Его сладости. Взгляд этот подобен миллионам богов любви, пораженным красотой Кришны, и он поклоняется пылинке красоты ногтей на Его стопах. С обеих сторон стоят сакхи, держа листья бетеля для Радхи и Кришны. Шри Радхика берет один из листьев пальцами левой руки и кладет его Кришне в рот. Кришна отправляет в рот Радхики лист бетеля пальцами правой руки. Радха и Кришна гуляют по тропе в сени деревьев.
Сославшись на раздражающее Радхику солнце, покрывающее Ее испариной, Кришна прикрывает прекрасное лицо Своей любимой, склонившись над Ней так, что Его корона заслоняет солнце. Радха и Кришна выглядят как спустившиеся на землю грозовое облако и молния, над которыми даже днем различимы две луны (Их лица), не позволяющие голубым лотосам глаз близких сакхи закрыться ни на минуту. Видя луноподобные овалы лиц Радхи и Кришны, гусь чакравака печалится, павлины начинают блаженно танцевать, лебеди пугаются, а самец птицы чакора испытывает великое счастье. Эти противоречивые настроения радости и печали изначально созданы Господом Брахмой.
Будучи биллионы раз побеждены Радхой и Кришной, которые подобны грозовой туче и молнии на земле, небесные туча и молния гадали: «Мы не достойны находиться рядом с Радхой и Кришной, но куда нам податься? Весь небосвод проникнут Их великолепием». Размышляя таким образом, они побелели от слез - капель дождя (в сезон дождей тучи белеют). Они выглядели как голубой зонтик с золотыми перекладинами, защищающий Радху и Кришну от летнего зноя. Это было подобно двум признакам экстаза саттвика - плачу и побледнению. Они славили Радху и Кришну мягким громыханием, запинаясь (другой признак саттвика-бхавы).
Когда Радха и Кришна играют в кадамбовом лесу, тысячи деревьев постепенно поднимают свои голубые ветви, и их золотистые цветы сочатся медом от любви, побежденные красотой грозовой тучи и молнии. Удлиненные площадки из самоцветов между этими кадамбовыми деревьями даруют наслаждение Кришне днем и ночью; цветочный мед хранится здесь в дуплах деревьях, что защищает его от посягательства пчел. Два подобных колоннам дерева стоят особняком. Они обнимаются своими ветвями, сплетая их над площадками и поддерживая изумрудные террасы, украшенные цветочными гирляндами. От их красивых ветвей тянутся великолепные красные тросы, перевитые жемчугом. Эти тросы поддерживают качели с двумя золотыми сиденьями, раскачиваемые ветерком.
Служанки искусно собирают головки благоухающих цветов и усыпают ими сиденья качелей. Лепестки образуют очень мягкое, толстое покрывало. Благоухающие, с мягкими сиденьями, качели эти были способны привлечь Шри Кришну. Шьяма выбрал лучшие - с флагом, и уселся на них. Это было похоже на то, как если бы олицетворенный экстаз сел на качели, принимая служение богини красоты.
Вымокший до нитки под дождем, Кришна подает руку Своей возлюбленной и усаживает на качелях напротив Себя. Так олицетворенное блаженство покрывает бессонницей пруд любви. Служанки осыпают Радху и Кришну цветами, проводят арати Их лотосоподобным лицам, поют, поправляют Их запутавшиеся ожерелья и тюрбан Кришны и предлагают Им пан и гирлянды.
Богини в небе славят собственную удачу, позволившую им лицезреть Радху и Кришну качающимися на качелях. Ошеломленные экстазом, в тревоге, что их мечты стать гопи не исполнятся, они осыпают Югала-кишору цветами. Облака же радостно проливают дожди, которые, соприкасаясь с потоками цветов, превращаются в мед. Эти капли меда, подобные жемчужинам, попадая на тела гопи, становятся друзьями обычных жемчужин, которыми гопи украшены. Сладкие песни гопи пронзают небеса, а благоухание, исходящее из их уст, привлекает медовых пчел. Эти пчелы воздают гопи хвалу.
Луна блаженства праздника качелей Радхи и Кришны постепенно прибывает; ожерелья, серьги и гирлянды Божественной Четы танцуют, Их ножные и ручные колокольчики издают подходящую случаю музыку, а полуулыбки принимают все это. Лотосоподобные глаза Радхи и Кришны качаются на высоких океанских волнах Их сияния. Наблюдая это, сакхи обретают бесценное сокровище блаженства. Желание, не благоприятствующее продолжению игры, беспокоит умы Радхи и Кришны, но в целом не мешает празднику качелей. Мудрецы говорят, что это происходит благодаря могуществу лила-шакти (энергии развлечений, которую олицетворяет Вриндадеви).
Ветви деревьев, к которым были привязаны тросы качелей, наклонялись; листья и цветы служили Радхе и Кришне, веселя Их. Цветочные гирлянды, украшавшие эти ветви, переплетенные множеством различных способов, также раскачивались, и медовые пчелы не могли примоститься на них, как бы ни пытались. Эти жужжащие пчелы, недоуменно кружащие вокруг гирлянд, выглядели очень красиво.
Радха и Кришна хотели раскачаться быстрее, для чего стали двигать ногами и стопами; увеличивая любовное наслаждение Своих сакхи, Они начали вставать и приседать. Качаясь назад и вперед, Они выглядели очень забавно. Когда Кришна был вверху, Его цветочная гирлянда обнимала блузу Радхи. Сакхи были очень счастливы видеть это. Радха и Кришна видели только собственные отражения в телах друг друга. Это очень опечалило Их, и Они тяжело вздохнули. Колебания воздуха, вызванные вздохом, озарили Их подобные зеркалам тела, и, не видя больше Своих собственных отражений, Они весьма обрадовались.
Видя, что у Нее нет другого способа снизить скорость качелей, кроме как тормозить Своими стопами, но и это невозможно, Кришна наконец угомонился. Глаза Его выражали удовольствие. Но качели опять начали набирать скорость, и тогда Радхика поднялась со Своего сиденья и обняла Его за шею. Кришна тоже обнял Ее. Аромат этого союза, положивший начало благоуханию цветка чампака и голубого лотоса, донесся до райских планет и достиг ноздрей Падмы, богини удачи, а также других обитателей Вайкунтхи.
Видя, что Радха и Кришна больше не держатся за тросы, сакхи подошли и остановили качели. Шри Радхика сошла с качелей и, окруженная сакхи, поведала им о Своих играх с Кришной. Затем Она попросила главу Своих восьми сакхи, Лалиту, следующей сесть на качели с Кришной и с любовью запеть. Кришна проделал с Лалитой то же самое, что и с Радхикой. Затем то же произошло с Вишакхой и всеми остальными сакхи. Потом Кришна остановил качели и распространил Себя во множество форм. Каждый Кришна сел на качели с двумя сакхи и стал раскачивать качели. В конце концов, разве есть что-нибудь невозможное для Кришны, океана любви? Каждая гопи видела Кришну сидящим на качелях подле нее, пьющим мед ее лотосоподобного лица. В этом нет ничего удивительного, ведь нет ничего невозможного для энергии желания, властелин которой - сын повелителя Гокулы.
Глядя в лицо Радхики, Кришна думал: «Прекрасное лицо Шри Радхики с мягкой улыбкой, обнажающей зубы, напоминает Мне бутоны цветов ютхи». С этими мыслями Он сорвал несколько цветов, составил из них гирлянду и украсил ею Свою грудь. Грозовые тучи в небе цветом напоминали Кришну. Молнии цветом были похожи на гопи, а красные червячки индрагопа на земле походили на красные следы гопи, покрывающих свои стопы лаком.
Когда туча Кришны повсюду проливает нескончаемые дожди, цветы и лианы расцветают, а пшеница гопи становится несравненно прекрасной и внушает великое блаженство. Что же касается леса, то в сезон дождей его затопляют потоки радости любовной расы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий