Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
(2 сентября 1993 г., Шри Кришна-Баларама Мандир, Вриндаван)
Сегодня особенно благоприятный
день, поскольку на него приходится два священных титхи — пурнима (полнолуние)
и день явления Баладевы. Кроме того, сегодня завершается Джулана-ятра,
длившаяся месяц, с начала месяца шравана.
В конце Джулана-ятры все враджаваси переживают
глубокую печаль, поэтому Баладева прабху является в этот день, чтобы порадовать
их.
Место рождения Баладевы
Некоторые враджаваси придерживаются мнения, что Баладева прабху явился после
Кришны. Они утверждают, что Кришна явился на аштами, восьмой лунный день (убывающей Луны), а Баладева явился
после Кришны, на чатра, шестой день
растущей Луны. Но никто из наших Госвами, ни Шрила Джива Госвами, ни Шрила
Санатана Госвами, ни Рупа Госвами не разделяют этой точки зрения. Они
объясняют, что если бы Баладева явился на следующий
шестой день после Кришны, тогда Кришна был бы старше Баладевы прабху на
несколько дней. Или же, если Баладева явился годом раньше, тогда он был бы
почти на год старше Кришны. Поэтому в своей «Вайшнава-тошани» Шрила Джива Госвами говорит, что согласно «Шримад-Бхагаватам», Гаргачарья в
один день нарек именами Кришну и Баладеву, ходить Они начали тоже в один день,
для них одновременно провели аннапрасану (четвертая из десяти
обязательных в ведическом обществе священных церемоний, самскар, во время которой ребенку в первый раз дают зерновые, а
именно рис (анна) предложенный Шри
Кришне) и все главные события их жизни проходили одновременно. Когда Кришна родился
в Гокуле, Баладева впервые увидел Его. Это был первый раз, когда Баладева
открыл свои глаза. Когда Мама Яшода и Рохини Мата положили Их в одну люльку,
Кришна и Баларама были несказанно рады видеть друг друга.
Некоторые говорят, что Кришна и
Баларама родились в Матхуре, но так думают обычные люди, а не расика и таттва-гья бхакты. Они думают иначе. В «Шримад-бхагаватам» и
«Хари-вамше» говорится, что Деваки это другое имя Яшоды. Об этом говорится во
множестве Пуран и особенно в «Хари-вамше».
Кришна не рождался в Матхуре, Он
там явился, как Вишну или Парабрахман, как шестнадцатилетний юноша. Он явился в
Матхуре в облике Васудевы. У Него было четыре руки в которых Он держал шанкху, гаду, чакру и падму (соответственно раковина,
булава, диск и лотос). У Него были длинные
вьющиеся волосы, на голове красовался шарана
мукут, золотая корона, а Его золотые украшения поражали великолепием.
Бхагаван никогда не рождается. Но Кришна не просто Бхагаван, Он Сваям Бхагаван.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура написал шлоку,
в которой явил мнение Шри Чайтаньи Махапрабху:
арадхйо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам…
Кришна, прежде всего, Враджендра-нандана,
сын Нанды Махараджи и Он же арадхья,
высшее Божество. Тад-дхама вриндаванам —
Его обитель, Вриндаван, столь же почитаема, как и Он Сам. Господу Шри Кришне и
Его Вриндавану оказывают равное почтение. Это учение Чайтаньи Махапрабху.
Кришна не сын Васудевы и Деваки. Если Он чей-то сын, то только Яшоды и Нанды
Бабы. Враджеша-танаяс означает «Нанда
Баба». Наш арадхья-дева это Кришна, и
родился Он в Гокуле.
Так же, как Кришна рождается в
Гокуле, так и Баладева рождается только в Гокуле. У Деваки Он является как
частичное проявление, но из лона Рохини, в Гокуле, как полное. Рохини была
одной из жен Васудевы в Матхуре. В «Гопала-чампу» говорится, что когда Васудеву
и Деваки заключили в темницу Камсы, Рохини приходила туда и служила им. В то
время и она и Деваки забеременели. Изначальный и полный Баларама вошел в лоно
Рохини, а в лоне Деваки было Его частичное проявление. Спустя два или три
месяца, чтобы уберечь Рохини от грубостей Камсы, Васудева послал ее во
Вриндаван, в дом Нанды Бабы и Яшоды. Вдохновила его на это йога-майа. Через шесть месяцев йога-майа
перенесла частичное проявление Баладевы прабху из лона Деваки в Гокулу, в
лоно Рохини, где оно слилось с изначальным Баларамой. Все думали, что у Деваки
была неудачная беременность, но в действительности это частичное проявление
Баладевы было перенесено в лоно Рохини. Как магнит притягивает железо, так и
изначальный Баладева «притянул» Свою Собственную экспанцию. Восемью месяцами
позже Рохини родила сына, и если посчитать, получается, что Баладева был в ее
лоне четырнадцать месяцев.
Когда Кришна явился в Матхуре как
Васудева, в своем четырехруком частичном проявлении, Васудева и Деваки
взмолились к Нему: «Пожалуйста, стань обычным младенцем и мы попробуем спасти
Тебя от Камсы». В то же мгновение Кришна, родившийся из лона Яшоды, явился в
Матхуре и Чатур-бхуджа (четырехрукий) Кришна вошел в Него. Этого маленького
Кришну Васудева и взял в Гокулу, оставил Его там, а обратно принес йога-майу (сестру Кришны, родившуюся
вместе с Ним из лона Яшоды). Мы должны также знать, что в лоне Деваки было
частичное проявление Баладевы прабху, сына Рохини, который стараниями йога-майи был перенесен в Гокулу, где Он
вошел как Рохини-нандана.
Баларама всегда считал и
чувствовал Себя сыном Нанды Бабы, а не Васудевы Махараджа. Он никогда не
считал, что Он сын Деваки и Васудевы. Мула-Санкаршана это Баладева в Двараке
или Матхуре. Баладева в Гокуле или Врадже это не Мула-Санкаршана, между Ними
есть определенное различие. С точки зрения таттвы
между Ними нет разницы, но с точки зрения раса-вичара, сравнения на основе расы, Они отличаются друг от друга. Когда Кришна явился в Матхуре,
это был не изначальный Кришна, а Васудева-нандана. Подобным же образом, когда в
Матхуре явился Баладева, это был не Рохини-нандана, а Мула-Санкаршана. Как в
Двараке, так и в Матхуре Он Мула-Санкаршана - частичное проявление Баладевы
прабху. Из Баладевы появляется Маха-Санкаршана на Вайкунтхе, а из Него
появляется Каранадакашайи Вишну. Из Каранадакашайи Вишну появляется
Гарбходакашайи Вишну, а из Него, в свою очередь, появляется Кширодакашайи
Вишну. Это завершающее проявление Маха-Санкаршаны. Все эти проявления служат
Кришне, это их настроение.
Единство Баладевы и Кришны
Между Кришной и Баладевой нет
разницы. Кришна это Сваям-рупа и
Баладева тоже. Тем не менее, Он пракаш Кришны,
Его проявление, и отличается от Него только цветом тела и атрибутами. Во Врадже
Баладева Прабху никогда не носит с собой халу
и мушалу, плуг и булаву. Кришна
тоже никогда не носит во Врадже оружия, с Ним всегда только Его вашми (флейта), а Баладева Прабху
неразлучен со своим шрингаром (буйволиным
рожком). Иногда Баладева тоже берет с Собой вамши,
но это не Его атрибут, а Кришна носит шрингар,
но главное для Него это вамши — c
ее помощью Он являет раса-лилу и все
подобные игры.
Баладева не носит во Врадже плуг
или булаву, поскольку в них там нет нужды, там все Его лилы мадхура, сладостны. Во Врадже Он не
женат и Кришна тоже, по крайне мере открыто. Во Врадже Они лишь предаются Своим
сладостным лилам, ну а в Двараке является Васудева-нандана или Деваки-нандана.
Вриндавана
паритьяджа на падам экам гаччхати. Кришна
едет в Двараку только в Своем частичном проявлении и Баладева Прабху тоже. Он,
как и Кришна, никогда не покидает Вриндавана. Он всегда живет во Вриндаване.
Кто-то может сказать, что
поскольку Баладева был в лоне Рохини, в Матхуре, Он не мог быть во Вриндаване.
Но это не так. Рохини — вишуддха
враджаваси. Она всегда считает себя враджаваси.
Даже когда Нанда Баба и пастушки поехали с Кришной в Матхуру, они по-прежнему
оставались во Вриндаване, поскольку их сознание было там. Можно подумать, что
Йога-Майа Пурнамаси перед тем, как поселиться во Вриндаване, жила в Уджайне,
но, в действительности, она вечная вишуддха-враджаваси.
Точно также может казаться, что Рохини приехала из Матхуры, но она, как и
Пурнамаси, вечная вишуддха-враджаваси.
Поэтому когда из лона Рохини родился Рохини-нандана Баладева, Он был во
Вриндаване.
Баладева - основа всего сущего
Кришна это воплощение сат, чит
и ананды. Сат означает саттву,
потенцию бытия. Чит указывает здесь
на бхаву, трансцендентные любовные
переживания, проявленные в пяти расах. Обычно слово "чит" понимается как
гьяна, знание. Но гьяны, в
типичном ее представлении, во Вриндаване нет. «Шримад-бхагаватам» говорит:
джане
праясам удапасья наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадия-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе праясо 'джита джито 'пи аси таис три-локйам
дживанти сан-мукхаритам бхавадия-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе праясо 'джита джито 'пи аси таис три-локйам
[Мой дорогой Господь, те
преданные, кто отверг безличную концепцию Абсолютной Истины и потому отказались
от обсуждений умозрительных философских истин, должен слушать о Твоем Святом
Имени, облике, развлечениях и качествах от осознавших себя преданных… ]
Если вы хотите служить Кришне и
Шримати Радхике во враджа-бхаве, вам
нужно будет забыть гьяну и стараться
только слушать об играх Кришны, помнить их и повторять имена Кришны и Радхики.
В противном случае, если вы не экантика,
не устремлены к одной цели, вы не достигнете Враджи. Когда таттва-гьяна превращается в бхаву,
эта бхава может достичь Вриндавана и
с ней мы сможем служить во Врадже. Под гьяной,
как правило, понимается только знание о брахмане.
Гьяни считают себя брахманом. Если же под гьяной мы понимаем таттва-гьяну, постижение Бхагавана, в таком случае человек может
попасть на Вайкунтху, но не во Вриндаван. В нашем контексте гьяна означает бхаву, переживаемую в пяти расах: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Это называется самвит,
потенция познания, через которую Кришна познает Себя и благодаря которой другие
постигают Его.
Суть и основа хладини это према, а
олицетворенная према это Шримати
Радхика. Баладева прабху это адхиштхари-девата,
главенствующее Божество, энергии сат,
саттвы или сандхини. Кришна это адхиштхари-девата
энергии чит, то есть как гьяны, так и бхавы, а Шримати Радхика это адхиштхари-деви
потенции хладини. Сат, чит и ананда. Сат это потенция
бытия. Джива, как и Баладева, существует вечно, но Баладева является Господином
над всеми. Он олицетворение сат, Он
изначальная потенция бытия. Мы видим Кришну, мы видим Его вамши, мы видим всех враджаваси,
мы видим этот мир, мы видим джив —
все это проявления Баладевы прабху. Когда Кришна с Баладевой и Радхарани, тогда
Он Враджендра-Нандана-Шьямасундара. Без Баладевы не существовало бы ни игр
Радхи-Кришны и гопи, ни земли Вринданава, поскольку Он потенция бытия,
существования. Все спутники в шанта,
дасья, сакхья и ватсалья расах
являются проявлениями Баладевы прабху. Что же касается мадхурья-расы, гопи в категории каявьюха-рупа
это проявления Шримати Радхики. Баладева служит во всех расах за исключением шрингара или мадхурья-расы. Для служения в этой расе Он принимает облик Ананги
Манджари.
Баладева - источник всех джив
Баладева прабху - источник всех
джив, их причина. Дживы во Врадже были проявлены изначальным Баладевой. Они
никогда не были в этом мире. Они всегда служат Радхе и Кришне в мадхурья-расе или сакхья-расе. Из Баладевы исходит Мула-Санкаршана в Двараке. Из
Мула-Санкаршаны появляются ашанка (бесчисленные) дживы, которые
совершают разнообразное служение Дваракадише и Матхуреше Кришне. Из
Мула-Санкаршаны появляется Маха-Санкаршана на Вайкунтхе, где Он проявляет мукта-джив, которые вечно служат Раме,
Нрисимхе, Калке, Вамане, Нараяне и всем другим проявлениям свамша. Из Маха-Санкаршаны появляется Каранадокашайи Вишну, который
возлежит в области татастха. Он
проявляет татастха-джив. Некоторые из
этих джив освобождаются из майи, а некоторые становятся баддха-дживами, обусловленными душами. Таким образом, мы видим, что
все дживы исходят из Баладевы. Так говорится в священных писаниях, но в
действительности дживы не рождаются. Все они так же вечны, как и Сам Баладева
Прабху. Это говорится только в отношении садхарана
или обычных джив или обусловленных душ. Шастры
рассказывают нам о многом, но в Голока-Вриндавана дхаме все это предстанет
совершенно по иному.
Гоура премананде!
Комментариев нет:
Отправить комментарий