Джаядева Госвами, автор величайшего поэтического произведения Индии «Шри Гита Говинды», родился в деревне Киндубилва на северном берегу реки Аджая, примерно в 30 километрах южнее от Бирбхума, округа Западной Бенгалии. Его отца звали Бходжадева, а мать Вама-деви.
Есть противоречивые сведения о дате его рождения и времени, когда он жил. Но, проведя тщательные исследования, Шрила БВ Нараяна Махарадж выяснил некоторые подробности.
Согласно утверждениям главного из учеников Шри Чайтаньи Махапрабху, Санатаны Госвами, Джаядева Госвами был современником Бенгальского царя Махараджа Лакшмана Сены, который правил в 1107 году. Джаядева был царским советником и пандитом при дворце Лакшмана Сены. Есть несколько доказательств этим историческим сведениям, но мы не будем вдаваться в подробности. Также доказано, что «Шри Гита-говинда» была написана до 1193 года.
Есть много дивных историй из жизни Джаядевы Госвами, которые описали Набхаджи Бхатта в Бхактамале и другие биографы. Чаще всего наш Гуру Махарадж рассказывает следующую историю:
Однажды Шри Джаядева Госвами дописывал особенно эмоциональный фрагмент Гита Говинды. Он погрузился в глубокую медитацию на отношения Радхи и Кришны и обеспокоился тем, что зашел, возможно, слишком далеко. То, что он хотел написать, представляло положение Кришны как в определенном смысле подчиненного по отношению к Шримати Радхике. Джаядева Госвами вдохновился написать строку, где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп Шримати Радхики. Но рука поэта дрогнула и соскользнула со страницы. Он колебался и не мог написать это. Ведь Кришна – Верховная Личность Бога; как это возможно чтобы он склонился к стопам кого-то?
Тогда он решил принять омовение в Ганге, в надежде на то, что, возможно, после этого к нему придет какое-то вдохновение. Джаядева Госвами ушел совершать дневное омовение, оставив жену Падмавати готовить для Божеств. Через несколько минут он вернулся и спросил Падмавати: «Где моя рукопись, я забыл кое-что дописать». Он подошел к письменному столу, взял перо и написал слова «смара-гарала кханданам, мама шираси манданам, дехи пада паллавам ударам», где говорится, что Кришна склоняет свою голову к лотосным стопам Шримати Радхики.
Через короткое время Джаядева вновь вернулся после омовения. Падмавати была в недоумении: «Ты так быстро сходил на Гангу? Ты же возвращался, чтобы что-то дописать». Джаядева сказал: «Странно, я не возвращался».
Он пошел к своей книге и увидел, что еще непросохшими чернилами в ней написан стих, который он обдумывал перед тем, как пойти искупаться в Ганге.
Увидев этот стих, он сказал Падмавати: «Это чудо! Посмотри: я говорил тебе, что я не осмеливаюсь это написать, и вот, это слово в слово написано так, как я сочинил». Слезы экстаза рекой потекли из его глаз, потому что он понял тайну того, что только что произошло.
Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что хотя Чхандидас, Видьяпати, Билвамангала и Джаядева жили задолго до Шри Чайтаньи Махапрабху, концепция Чайтаньи Махапрабху о бхакти возникла в их сердцах и была выражена в их произведениях.
Господь Чайтанья наслаждался слушанием Гита-Говинды, которую пели Его близкие спутники. До сих пор эту поэму ежедневно поют в храме Господа Джаганнатхи в Пури.
В последние годы жизни Джаядева Госвами вернулся в Киндубилву, где он родился и вырос. Там же находится и его самадхи. День ухода Джаядевы Госвами выпадает на Пауша-санкранти. Каждый год в этот день в Киндубилве празднуется фестиваль «Джаядева-мела», на который собираются тысячи паломников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий