Бхактиведанта Нараяна Махарадж являлся старшим учеником Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, одного из главных учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Шрила Нараяна Махарадж родился в день новолуния 16 февраля 1921 года в религиозной и образованной семье триведи-брахманов в деревне Тиварипур, в штате Бихар. Тиварипур раньше располагался на берегу Ганги, но впоследствии она изменила своё течение и теперь находится на некотором расстоянии от деревни. В древние времена в эти места приходили Господь Рамачандра и Вишвамитра Муни, чтобы расправиться с демоницей Таракой, а также, по преданию, здесь состоялась свадьба Шри Рамачандры и Сита-деви.
Отца мальчика звали Балешварнатх Тивари Пандит, а мать – Шримати Лакшми Деви. Они были добрыми, честными людьми, всегда помогали другим, и самое главное, они были вайшнавами Шри-сампрадаи. Люди из соседних деревень оказывали им большое почтение.
Родители и родственники ребёнка назвали его Нараяной. Все родные называли малыша Бхоланатх, потому что этот ребёнок был необычайно спокойным. Ещё в детстве в нём замечали особое влечение к дхарме. Он всегда с желанием пел и повторял святое Имя Бхагавана, причём никто не принуждал его это делать. У них дома всё время читали «Шримад-Бхагаватам», «Гиту», «Рамаяну», «Махабхарату» и другие Писания, и мальчик слушал их с огромной верой. Более того, он смог запомнить все истории из «Рамаяны» и «Махабхараты».
В школе он был одним из лучших учеников. У него проявлялось также особое пристрастие к атлетике. Однажды он даже стал чемпионом штата Бихар.
Благодаря достижениям в спорте он легко получил хорошую работу в полицейском управлении.
Однажды он встретил Нароттамананду Брахмачари, ученика Бхактисиддханты Сарасвати и проповедника из «Гаудия Веданта Самити». После первой же беседы с ним Нараяна Тивари убедился в превосходстве философии ачарий в линии Шри Рупы Госвами.
Когда проповедники уехали, он стал каждый день повторять по одному лакху (64 круга) харинамы. Постепенно в его сердце пробуждалось естественное желание отречься от этого мира. Он несколько раз подавал прошение об отставке в управление полиции, но старшие чиновники, очень довольные его добросовестным служением, отказывались удовлетворить такую просьбу.
В то время Тивариджи начал переписываться с Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами. В конце 1946 года ему всё-таки удалось с большим трудом уволиться со службы.
Он оставил всё – родителей, братьев, друзей, жену, членов семьи, богатство, дом, пришёл в Навадвипа-дхаму и предался лотосным стопам своего Шри Гурудева.
В Гаура-пурниму 1947 года, после Навадвипа-парикрамы, Шрила Кешава Госвами Махарадж дал Шриману Нараяне посвящение в харинаму и дикшу. С того времени его стали называть Шри Гоура-Нараяна. Видя его особый интерес к слушанию хари-катхи, Кешава Госвами Махарадж взял его к себе и занял в служении. Отправляясь куда-нибудь проповедовать или по другим делам, он всегда брал Гоура-Нараяну с собой.
Гоура-Нараяна Прабху много путешествовал со своим Гуру Махараджем по всему субконтиненту и учился у него проповедовать шуддха-бхакти. Это была для него исключительная возможность слушать хари-катху. Шрила Кешава Госвами Махарадж тоже был очень рад обучать такого ученика бхакти-таттве. Гоура-Нараяна получил редчайшую возможность совершить парикрамы со своим Гурудевом по всем главным местам паломничества Северной, Южной, Восточной и Западной Индии и услышать о славе святых Дхам. Особенно важными были парикрамы по Враджа-мандале, Гаура-мандале и Кшетра-мандале – святым местам Шри Кришны и Гаурасундары.
Разрыдавшись, Шри Гоура-Нараяна припал к лотосным стопам своего Гурудева, говоря с огромным смирением: «Я полностью посвятил Вашим лотосным стопам свою жизнь. Я оставил всё – привязанность к матери, отцу, любовь к жене, дружбу своих друзей, и отдал всего себя Вашим лотосным стопам. Вы можете делать со мной всё, что угодно – держать меня раздетым или одеть только в набедренную повязку, дать мне белую одежду или шафрановую, дать мне санньясу или не давать. Обращайтесь со мной так, как будет для меня более благоприятным. Я принадлежу только Вам».
Когда Шрила Кешава Госвами Махарадж услышал такие слова, на его глазах выступили слёзы. Он посмотрел на Шрипад Санатану Прабху и увидел, что он тоже поражён услышанным. Он некоторое время молчал, размышляя, а потом продолжил говорить хари-катху. Вскоре, на Гаура-пурниму в 1952 году Шри Гоура-Нараяна получил посвящение в санньясу и стал носить имя Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж.
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами назначил Нараяну Махараджа президентом Шри Кешаваджи Гаудия Матха в Матхуре. Этот храм сыграл огромную роль в проповеди жителям Матхура-мандалы и всей северной Индии. Шрила Кешава Госвами также особо просил Нараяну Махараджа переводить книги Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачарий с бенгали на его родной хинди.
Шрила Нараяна Махарадж стал проводить одну часть года в Матхуре, а другую – в Бенгалии, целиком посвящая себя служению. Так продолжалось 14 лет. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами назначил его также вице-президентом созданного им общества «Шри Гаудия Веданта Самити», а также главным редактором ежемесячного журнала «Бхагават-патрика» и всех публикаций на хинди.
В 1968 году Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж ушел из этого мира, и Шримад Нараяна Махарадж провел все необходимые ритуалы для его самадхи (вместе со Шрилой Шрируп Сиддханти Махараджем и своими духовными братьями). В тот же период, считая себя смиренным слугой «Гаудия Веданта Самити», Шрила Нараяна Махарадж стал проводить ежегодные Враджа-мандала-парикрамы в месяц Картика, которые продолжаются по сей день.
Несколько лет спустя, в начале 50-х, Абхай Чаранаравинда Прабху приехал в Матхуру, где провел несколько месяцев в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе. В результате общения и глубоких бесед на темы вайшнава-сиддханты у Шрилы Нараяны Махараджа развились с ним близкие взаимоотношения, и он стал принимать его своим шикша-гуру.
В 1959 году Шри Абхай Чаранаравинда Прабху принял санньясу у Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа. Ведическую агни-хотру и все ритуалы проводил Шрила Нараяна Махарадж, он также подготовил данду для Абхай Чаранаравинды Прабху и показал ему, как одевать одежды санньяси. После этого Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж жил во Вриндаване, сначала в Вамши-Гопал Мандире, а затем несколько лет в Шри Шри Радха-Дамодар Мандире. Шрила Нараяна Махарадж часто посещал его там. Иногда они вместе готовили и потом принимали прасад в той кухне, окна которой выходят на самадхи Шрилы Рупы Госвами.
Когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж отправился с проповедью на Запад и открыл там первый храм, Шрила Нараяна Махарадж посылал ему мриданги и караталы, чтобы проводить санкиртану. Он также посылал Божества Радха-Кришны и необходимые для перевода книги на санскрите и бенгали. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж поддерживал регулярную переписку (каждые 1-2 месяца) со Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Махараджем и Шрилой Нараяной Махараджем вплоть до 1968 года, когда Шрила Кешава Махарадж вошел в нитья-лилу. После этого он продолжал писать Шриле Нараяне Махараджу до конца своей жизни.
За 20 лет, прошедших после ухода Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады в ноябре 1977 года, Шрила Нараяна Махарадж постоянно давал глубокие духовные наставления, любовь и прибежище всем, кто приходил к нему с такой просьбой. Через свои книги он продолжает щедро дарить очищающее общение и божественное осознание искренним искателям истины во всем мире, и особенно последователям Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Нараяна Махарадж основал несколько Матхов в Индии, такие как Рупа-Санатана Гаудия Матх и Гопинатх Бхаван во Вриндаване, Дурваса Ашрам в Ишапуре, Дауджи Гаудия Матх в Баладэо, Гиридхари Гаудия Матх на Говардхане, Радха-раман Гаудия Матх в Дели и Кешаваджи Гаудия Матх в Навадвипе.
С 1996 года он проповедовал шуддха-бхакти и за пределами Индии, во многих западных странах. Пять раз он посещал СНГ и был в Москве, Волгограде и в Одессе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий