воскресенье, 10 февраля 2013 г.

День явления Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа


Бхактиведанта Нараяна Махарадж являлся старшим учеником Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, одного из главных учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.


Шрила Нараяна Махарадж родился в день новолуния 16 февраля 1921 года в религиозной и образованной семье триведи-брахманов в деревне Тиварипур, в штате Бихар. Тиварипур раньше располагался на берегу Ганги, но впоследствии она изменила своё течение и теперь находится на некотором расстоянии от деревни. В древние времена в эти места приходили Господь Рамачандра и Вишвамитра Муни, чтобы расправиться с демоницей Таракой, а также, по преданию, здесь состоялась свадьба Шри Рамачандры и Сита-деви.

Отца мальчика звали Балешварнатх Тивари Пандит, а мать – Шримати Лакшми Деви. Они были добрыми, честными людьми, всегда помогали другим, и самое главное, они были вайшнавами Шри-сампрадаи. Люди из соседних деревень оказывали им большое почтение.

Родители и родственники ребёнка назвали его Нараяной. Все родные называли малыша Бхоланатх, потому что этот ребёнок был необычайно спокойным. Ещё в детстве в нём замечали особое влечение к дхарме. Он всегда с желанием пел и повторял святое Имя Бхагавана, причём никто не принуждал его это делать. У них дома всё время читали «Шримад-Бхагаватам», «Гиту», «Рамаяну», «Махабхарату» и другие Писания, и мальчик слушал их с огромной верой. Более того, он смог запомнить все истории из «Рамаяны» и «Махабхараты».

В школе он был одним из лучших учеников. У него проявлялось также особое пристрастие к атлетике. Однажды он даже стал чемпионом штата Бихар.

Благодаря достижениям в спорте он легко получил хорошую работу в полицейском управлении.

Однажды он встретил Нароттамананду Брахмачари, ученика Бхактисиддханты Сарасвати и проповедника из «Гаудия Веданта Самити». После первой же беседы с ним Нараяна Тивари убедился в превосходстве философии ачарий в линии Шри Рупы Госвами.


Каждый день он стал приходить на встречи, которые устраивали Гаудия-вайшнавы, и с верой слушал «Шримад-Бхагаватам». Иногда он сидел с Нароттаманандой Брахмачари всю ночь, слушая его Хари-катху. Такое общение с чистыми вайшнавами и слушание хари-катхи оказали огромное влияние на Нараяну Тивариджи.

Когда проповедники уехали, он стал каждый день повторять по одному лакху (64 круга) харинамы. Постепенно в его сердце пробуждалось естественное желание отречься от этого мира. Он несколько раз подавал прошение об отставке в управление полиции, но старшие чиновники, очень довольные его добросовестным служением, отказывались удовлетворить такую просьбу.

В то время Тивариджи начал переписываться с Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами. В конце 1946 года ему всё-таки удалось с большим трудом уволиться со службы.

Он оставил всё – родителей, братьев, друзей, жену, членов семьи, богатство, дом, пришёл в Навадвипа-дхаму и предался лотосным стопам своего Шри Гурудева.

В Гаура-пурниму 1947 года, после Навадвипа-парикрамы, Шрила Кешава Госвами Махарадж дал Шриману Нараяне посвящение в харинаму и дикшу. С того времени его стали называть Шри Гоура-Нараяна. Видя его особый интерес к слушанию хари-катхи, Кешава Госвами Махарадж взял его к себе и занял в служении. Отправляясь куда-нибудь проповедовать или по другим делам, он всегда брал Гоура-Нараяну с собой.


Однажды Шрила Кешава Госвами поручил Гоура-Нараяне и другим ученикам заботиться о его дорогом юном слуге Шри Ананга-мохане Брахмачари, который тяжело заболел туберкулезом. Гоура-Нараяна Прабху старательно ухаживал за ним в больнице, но, несмотря на хорошее лечение, юный Ананга-мохан Прабху покинул этот мир. Шрила Кешава Госвами снова взял Шри Гоура-Нараяну к себе для служения. Он дал ему титул «Бхакта-бандхав», «друг преданных», потому что тот замечательно служил вайшнавам.

Гоура-Нараяна Прабху много путешествовал со своим Гуру Махараджем по всему субконтиненту и учился у него проповедовать шуддха-бхакти. Это была для него исключительная возможность слушать хари-катху. Шрила Кешава Госвами Махарадж тоже был очень рад обучать такого ученика бхакти-таттве. Гоура-Нараяна получил редчайшую возможность совершить парикрамы со своим Гурудевом по всем главным местам паломничества Северной, Южной, Восточной и Западной Индии и услышать о славе святых Дхам. Особенно важными были парикрамы по Враджа-мандале, Гаура-мандале и Кшетра-мандале – святым местам Шри Кришны и Гаурасундары.


Однажды Шрила Кешава Госвами Махарадж сидел вместе с одним из своих духовных братьев, Санатаной Прабху. Гоура-Нараяна сидел рядом. Шрила Кешава Госвами, посмотрев на Гоура-Нараяну, сказал: «Я хочу дать тебе шафрановую одежду санньяси. Я повидал многих индийцев небенгальского происхождения, но они не могут понять во всей глубине возвышенную бхакти-сиддханту Шримана Махапрабху, в особенности према-таттву. Но ты c чистым сердцем очень легко смог принять и понять все эти глубокие бхавы. Шри Рупа, Санатана и многие из наших Гаудия-вайшнава-ачарий долгое время оставались во Врадже, но им трудно было найти таких бхакт родом из Северной Индии, которые могли бы принять в сердце сокровенные бхавы Шримана Махапрабху. Ты необычайно удачлив...».

Разрыдавшись, Шри Гоура-Нараяна припал к лотосным стопам своего Гурудева, говоря с огромным смирением: «Я полностью посвятил Вашим лотосным стопам свою жизнь. Я оставил всё – привязанность к матери, отцу, любовь к жене, дружбу своих друзей, и отдал всего себя Вашим лотосным стопам. Вы можете делать со мной всё, что угодно – держать меня раздетым или одеть только в набедренную повязку, дать мне белую одежду или шафрановую, дать мне санньясу или не давать. Обращайтесь со мной так, как будет для меня более благоприятным. Я принадлежу только Вам».

Когда Шрила Кешава Госвами Махарадж услышал такие слова, на его глазах выступили слёзы. Он посмотрел на Шрипад Санатану Прабху и увидел, что он тоже поражён услышанным. Он некоторое время молчал, размышляя, а потом продолжил говорить хари-катху. Вскоре, на Гаура-пурниму в 1952 году Шри Гоура-Нараяна получил посвящение в санньясу и стал носить имя Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами назначил Нараяну Махараджа президентом Шри Кешаваджи Гаудия Матха в Матхуре. Этот храм сыграл огромную роль в проповеди жителям Матхура-мандалы и всей северной Индии. Шрила Кешава Госвами также особо просил Нараяну Махараджа переводить книги Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачарий с бенгали на его родной хинди.


Шримад Нараяна Махарадж, следуя указанию и руководству своего Гурудева, стал издавать в Матхуре ежемесячный журнал на хинди «Бхагават-патрика» и переводы на хинди таких книг, как «Джайва-дхарма», «Чайтанья-шикшамрита», «Бхакти-таттва-вивека», «Упадешамрита», «Шикшаштака», «Манах-шикша», «Бхагавад-гита» (с комментарием Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура) и другие. В настоящее время многие из этих книг переведены его последователями на английский, русский и другие языки.

Шрила Нараяна Махарадж стал проводить одну часть года в Матхуре, а другую – в Бенгалии, целиком посвящая себя служению. Так продолжалось 14 лет. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами назначил его также вице-президентом созданного им общества «Шри Гаудия Веданта Самити», а также главным редактором ежемесячного журнала «Бхагават-патрика» и всех публикаций на хинди.

В 1968 году Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж ушел из этого мира, и Шримад Нараяна Махарадж провел все необходимые ритуалы для его самадхи (вместе со Шрилой Шрируп Сиддханти Махараджем и своими духовными братьями). В тот же период, считая себя смиренным слугой «Гаудия Веданта Самити», Шрила Нараяна Махарадж стал проводить ежегодные Враджа-мандала-парикрамы в месяц Картика, которые продолжаются по сей день.


Особое значение в жизни Шрилы Нараяны Махараджа имело его общение со Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Махараджем Прабхупадой, известным в мире проповедником Гаудия-вайшнавизма и ачарьей-основателем общества «ИСККОН». Впервые они встретились в 1947 году, и их общение продолжалось несколько лет, например, когда Шримад Нараяна Махарадж сопровождал Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Махараджа в Джанси, где Абхай Чаранаравинда Прабху (Шрила Бхактиведанта Свами) пытался основать «Лигу преданных».

Несколько лет спустя, в начале 50-х, Абхай Чаранаравинда Прабху приехал в Матхуру, где провел несколько месяцев в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе. В результате общения и глубоких бесед на темы вайшнава-сиддханты у Шрилы Нараяны Махараджа развились с ним близкие взаимоотношения, и он стал принимать его своим шикша-гуру.

В 1959 году Шри Абхай Чаранаравинда Прабху принял санньясу у Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа. Ведическую агни-хотру и все ритуалы проводил Шрила Нараяна Махарадж, он также подготовил данду для Абхай Чаранаравинды Прабху и показал ему, как одевать одежды санньяси. После этого Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж жил во Вриндаване, сначала в Вамши-Гопал Мандире, а затем несколько лет в Шри Шри Радха-Дамодар Мандире. Шрила Нараяна Махарадж часто посещал его там. Иногда они вместе готовили и потом принимали прасад в той кухне, окна которой выходят на самадхи Шрилы Рупы Госвами.

Когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж отправился с проповедью на Запад и открыл там первый храм, Шрила Нараяна Махарадж посылал ему мриданги и караталы, чтобы проводить санкиртану. Он также посылал Божества Радха-Кришны и необходимые для перевода книги на санскрите и бенгали. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж поддерживал регулярную переписку (каждые 1-2 месяца) со Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Махараджем и Шрилой Нараяной Махараджем вплоть до 1968 года, когда Шрила Кешава Махарадж вошел в нитья-лилу. После этого он продолжал писать Шриле Нараяне Махараджу до конца своей жизни.


Перед своим уходом он сам несколько раз просил Шрилу Нараяну Махараджа милостиво давать общение его западным ученикам и помочь им понять глубокие истины философии вайшнавов в традиции Шрилы Рупы Госвами. Шримад Нараяна Махарадж смиренно согласился исполнить его просьбу, считая его своим почитаемым шикша-гуру. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж также попросил Шрилу Нараяну Махараджа провести все необходимые ритуалы для его самадхи.

За 20 лет, прошедших после ухода Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады в ноябре 1977 года, Шрила Нараяна Махарадж постоянно давал глубокие духовные наставления, любовь и прибежище всем, кто приходил к нему с такой просьбой. Через свои книги он продолжает щедро дарить очищающее общение и божественное осознание искренним искателям истины во всем мире, и особенно последователям Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Нараяна Махарадж основал несколько Матхов в Индии, такие как Рупа-Санатана Гаудия Матх и Гопинатх Бхаван во Вриндаване, Дурваса Ашрам в Ишапуре, Дауджи Гаудия Матх в Баладэо, Гиридхари Гаудия Матх на Говардхане, Радха-раман Гаудия Матх в Дели и Кешаваджи Гаудия Матх в Навадвипе.

С 1996 года он проповедовал шуддха-бхакти и за пределами Индии, во многих западных странах. Пять раз он посещал СНГ и был в Москве, Волгограде и в Одессе.


На русский язык переведено более 30 его книг, и его ученики во многих городах России и СНГ собираются на нама-хаттах, проводят вайшнавские праздники и приезжают во Вриндаван и Навадвипу на паломничества, которые Шрила Нараяна Махарадж проводил ежегодно.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий