среда, 7 ноября 2012 г.

Бахулаштами - день явления Радха-кунды и Шьяма-кунды


Радха Кунда Пракат, Снана Дана - день явления Радха-кунды, пруда омовения Шримати Радхарани во Вриндаване. Преданные принимают в этот день там омовение, особенно в полночь. Бахулаштами - праздник явления Радха-кунды и Шьяма-кунды, священных прудов в которых омывались Шримати Радхарани и Господь Кришна во Вриндаване.

Величие Радха Кунды

Убив демона, который принял облик быка, Кришна в состоянии эйфории от этой победы пришёл на встречу с Радхикой. Увидев перепачканного в крови быка Кришну, Радха запретила Ему приближаться к ней. Кришна попытался объяснить, что это был демон-оборотень, и Кришна был очень рад и горд, что Ему удалось победить быка.

Но Радха была непреклонна, напомнив Кришне, что бык – это олицетворение религии, и убивать быка, как и корову, это очень тяжкий грех. Радха сказала, что до тех пор, пока Кришна не очистится от греха убийства быка, она не станет с Ним (Кришной) встречаться.

«Что же мне делать?» – взмолился Кришна.

«Ты должен омыться во всех святых тиртхах», – ответила ему Радха.

Тогда Кришна мистическим образом создал большой котлован и призвал придти в это место все святые воды со всей вселенной. Перед Кришной проявились божества всех святых рек и озёр. Они наполнили своей водой озеро, которое было названо Шьяма Кундой. Приняв омовение в этом озере, Кришна предстал перед Радхарани. Но заметив в сердце Кришны остатки его гордости от победы над быком, Радха сказала ему: «Видимо последствия совершенного тобой греха очень тяжелы, даже святые тиртхи всей вселенной не смогли помочь тебе очиститься».


Тогда Радха и её подруги, сняв со своих рук браслеты, начали копать ими новый котлован рядом со Шьяма Кундой. Они трудились много часов, и когда всё было готово, Радха встала на край котлована, подняла руки, и из её сердца према устремилась в котлован и вскоре наполнила его до краёв. Кришна в сильном волнении вошёл в воду этого озера и преображенный вышел навстречу Радхе. «Теперь ты полностью очистился» – сияя от счастья, сказала Радха.

«Позволь мне каждый день принимать омовение в твоём озере, о Радха!» – взмолился Кришна и встал на колени перед Радхой и Радха Кундой.

С тех пор Радха и Кришна каждый день проводят свои самые очаровательные игры в Радха Кунде. Вайшнавы всегда медитируют на эти игры. Поэтому Рупа Госвами в «Упадешамрите» написал: «В том, кто хотя бы раз искупался в священных водах Радха Кунды, пробуждается чистая любовь к Кришне».

Величие Радха Кунды в том, что ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, кто хотя бы один раз в жизни испытает чувства любви, которые Радха испытывает к Кришне (иносказательно это означает «принять омовение в Радха-кунде»), мгновенно станет чистым преданным Кришны, он мгновенно обретает гопи-прему (см. стр. 84 Упадешамриты).


Из "Шри Упадешамриты" Нектарные наставления Шри Рупы Госвами с комментариями «Упадеша-пракашика» Шри Радха-Раманы Госвами, «Пийуша-варшини-вритти» Шрилы Бхактивиноды Тхакура, «Анувритти» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Текст 11

Величие Шри Радха-кунды
"Подробно изучив этот вопрос, мудрецы единодушно провозгласили (в «Падма-пуране»), что, так же как из всех гопи Кришна сильнее всего любит Шримати Радхику, Его особой любовью пользуется и Ее пруд. Того, кто хотя бы раз с великой преданностью омоется в водах Шри Радха-кунды, она одарит редким сокровищем гопи-премы, которую невероятно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада, не говоря уже об обычных садхаках".

Упадеша-пракашика-тика
Дойдя до этого стиха, читатель естественным образом захочет узнать, какое особое благо можно получить, найдя прибежище у прославленной во веки веков Шри Радха-кунды и безраздельно посвятив себя служению ей. «Такая безраздельная преданность позволит обрести высшую разновидность кришна-премы» — вот к какому философскому заключению (сиддханте) приходит Шри Рупа Госвами в конце своего произведения. Прему, о которой здесь идет речь, очень трудно обрести даже таким возвышенным и дорогим Господу преданным, как Нарада. Другими словами, эта самая возвышенная божественная любовь враджа-гопи к Кришне (уннатоджвала-према) вообще недостижима для таких преданных. Но Шри Радха-кунда дарует именно такую прему тому, кто окунется в ее воды в настроении особой любви и преданности. Шри Радха-кунда — это и свайам-карта (та, кто непосредственно дарует прему преданным), и вишайа (объект любви преданных). Кто же не примет покровительства Радха-кунды? Каждый преданный, овладевший искусством бхаджаны и искренне желающий обрести самую высшую прему, обязательно станет искать ее покровительства.

Уповая на крупицу милости Шри Чайтанйи Махапрабху, я написал этот комментарий, насколько позволил мне мой разум, чтобы увеличить трансцендентное блаженство преданных Махапрабху. На этом Радха-рамана дас, слуга Божества Шри Радха-раманы и сын Шри Говардхана-лалы, завершает свой комментарий к «Шри Упадешамрите» Шри Рупы Госвами под названием «Упадеша-пракашика».

Пийуша-варшини-вритти

Прославив Шри Радха-кунду в предыдущем стихе, автор написал этот, одиннадцатый, стих, чтобы укрепить веру в Радха-кунду в сердцах садхаков. Шримати Радхика — самая дорогая возлюбленная Шри Кришны, и Она во всех отношениях превосходит всех других Его возлюбленных. Точно так же в шастрах мудрецы описывают величие Шри Радха-кунды. Шри Радха-кунда с легкостью дарует тому, кто омывается в ее водах, редчайшую прему, которую невероятно трудно обрести не только обычным садхакам, но даже таким преми-бхактам, как Нарада.

Таким образом, Шри Радха-кунда — наиболее подходящее место жительства для тех, кто стремится достичь совершенства в бхаджане. Джива, которая преодолела влияние материи и развила свое совершенное духовное тело гопи (апракрита-гопи-деху), должна жить на берегах трансцендентной Шри Радха-кунды, на божественной земле Враджи (в апракрита-врадже), пребывая в настроении служанки (палйа-даси) Шримати Радхики. Она должна поселиться в прекрасной роще (кундже) своего духовного учителя, который предстает в своем вечном облике подружки Шри Радхи-Кришны (гуру-рупа-сакхи). Внешне, в теле садхаки, чистая вечная душа (апракрита-джива) должна всегда находить прибежище в повторении хари-намы. А внутренне, в своем совершенном, духовном, теле гопи, она должна служить Шримати Радхике, созерцая в глубокой медитации ежедневные лилы Шри Кришны, соответствующие восьми частям суток (ашта-калйа-лилу). В этом заключается совершенство бхаджаны для преданных, которые обрели прибежище у стоп Шри Чайтанйи Махапрабху.

Анувритти

Шримати Радхика — самая дорогая возлюбленная Шри Кришны. Она — величайшая из всех, кто дорог Ему. В шастрах мудрецы-преданные утверждают, что как Сама Шримати Радхика, так и Шри Радха-кунда являются высшим объектом любви Шри Кришны. Высочайшую любовь к Бхагавану, гопи-прему, чрезвычайно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада. Что же говорить о преданных, которые находятся на стадии практики (садхака-бхактах). Но тот, кто хотя бы раз омылся в водах Шри Радха-кунды, очень легко получает эту прему.

Шри Радха-кунда переполнена премой, и, поистине, вода в ней — нектар премы. Тот, кто трансцендентно обитает (апракрита-васа) на берегах Шри Радха-кунды и трансцендентно омывается в ее водах (апракрита-снана), обретает высочайшую прему. Что значит апракрита-васа и апракрита-снана? Избавившись от всех желаний, связанных с материальными чувственными наслаждениями, садхака должен в глубокой медитации совершать непрерывное поклонение (манаса-бхаджану) Шримати Радхике, оставаясь безраздельно преданным Ей на протяжении всей жизни. Покинув материальное тело, он обретет вечное духовное тело и будет с великим тщанием заниматься вечным непосредственным служением Шримати Радхике. Только те, кто совершает омовение в Шри Радха-кунде таким образом, обретают эту высочайшую прему.

Встретить столь великую удачу невероятно трудно даже таким возвышенным преми-бхактам, как Нарада. Совершить омовение в Шри Радха-кунде крайне трудно даже достигшим совершенства преданным, которые вечно служат Кришне в дасйа-, сакхйа- и ватсалйа-расе, не говоря уже о людях мирского склада. Что еще можно прибавить к славе апракрита-снаны в водах Шри Радха-кунды? Те, кто омывается в ней, невероятно удачливы: они становятся служанками Самой Шри Варшабханави (Шримати Радхики). У Шри Чайтанйи Махапрабху был дорогой слуга по имени Шри Говинда дас. Всегда как тень следуя за Махапрабху, он служил Ему с великой любовью. При этом он составлял описание самых примечательных лил Шримана Махапрабху. Сборник написанных им стихов известен как «Говинда-кадача». Услышав эти стихи из уст Шри Рагхунатхи даса Госвами, Шри Кришнадас Кавираджа Госвами пересказал их своими словами в «Шри Чайтанйа-чаритамрите». Эти стихи раскрывают божественные качества Шри Чайтанйи Махапрабху. Описанные ниже события произошли, когда Шриман Махапрабху жил в Джаганнатха Пури. К тому времени Махапрабху уже исполнил все намерения, с которыми нисшел на землю, и чувствовал, что настало время завершить Свои лилы. В один из дней, взяв с Собой Своих близких преданных, Он отправился на берег океана. Синий океан сразу напомнил Ему о Шйамасундаре. Охваченный экстазом преданности (бхавой), Махапрабху перестал воспринимать окружающий мир. С большим трудом преданные вернули Его во внешнее сознание. И тогда Шри Гаурасундара стал медленно говорить, давая преданным наставления. Среди преданных был очень дорогой Махапрабху ученик, Шри Рупа Госвами, который позже записал эти наставления в форме стихов. Эти стихи и составляют «Шри Упадешамриту», нектар наставлений. Для тех, кто посвятил себя духовной практике, «Упадешамрита» ценна, как сама жизнь. Она — словно бесценное ожерелье, которое надо носить не снимая.

Служитель знаменитого божества Шри Радха-раманы во Вриндаване Шри Радха-рамана дас Госвами написал замечательный комментарий к одиннадцати стихам «Шри Упадешамриты» под названием «Упадеша-пракашика-тика». Спустя некоторое время после этого положение дел в мире стало плачевным, ибо учение о према-бхакти начало покрываться пеленой тлетворного влияния века Кали. Видя это, Шри Чайтанйа Махапрабху послал в этот мир Своего дорогого вечного спутника Шри Бхактивиноду Тхакура. Бхактивинода Тхакур простым, доступным языком написал комментарий к «Шри Упадешамрите», который носит название «Пийуша-варшини-вритти».

Шри Гаурасундара — олицетворение апракрита-випраламбха-расы, чувства божественной разлуки со Шри Кришной. Он вкушал випраламбха-расу, чтобы усилить чувство самбхога-расы, которое возникает при встрече преданного с Кришной, и ради блага всего человечества учил преданных тому, как достичь этого уровня. Искренние садхаки должны во что бы то ни стало следовать этим наставлениям. Иначе они никогда не смогут обрести кришна-прему.

В наше время Махараджа Кали, олицетворение нынешнего века, века деградации, рядится в одежды преданного Шри Гауры. Иногда он принимает облик сахаджии, последователя таких сект, как аула, баула, неда или неди. Очень решительно он проповедует эти лжеучения, а также другие, в частности философию майавады и гаура-нагари, которые идут вразрез с учением бхакти. Только посмотрите, какую власть имеет Махараджа Кали! Находятся даже такие, кто заявляет: «Я — Сам Гаурахари». Другие объявляют себя прославленными духовными учителями. Кто-то считает себя Творцом или Шивой. С большим воодушевлением они обманывают людей, пропагандируя ложные идеи, которым их научил Махараджа Кали. Довольный их проповедью, Кали благословляет их, щедро даруя богатство (канака), женщин (камини) и славу (пратиштха). Одураченные их пропагандой, большинство людей игнорируют шуддха-бхакти и бхагавад-бхаджану и идут путями новоявленных, порочных учений, в основе которых лежит стремление к материальным наслаждениям. Эти наслаждения настолько затуманили их разум, что они не замечают, как приближаются к краю пропасти.

О искренние преданные! Не идите туда. Утвердитесь на пути бхакти, который проложили великие вайшнавы: Шри Сварупа Дамодара, Шри Рупа Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами и Шри Нароттама дас Тхакур. Тот, кто следует этому пути, узнает вкус чистой кришна-премы, которой наслаждались и которую раздавали Шри Гаура-Нитйананда. Живите во Врадже и всегда совершайте киртану и смарану, состоящие из намы, рупы, гуны и лилы Шри Радхи и Кришны. Учение гаура-нагари представляет собой ложную философию, которая противоречит принципам бхакти. Избегайте таких лжеучений. Воплощения према-бхакти Шри Вишнуприйа и Шри Лакшмиприйа, а также воплощение святой дхамы Шри Нила-деви вечно служат Шри Гаурасундаре, который есть Шри Радха и Кришна в одном лице. Приняв это как истину, отдайте себя под Его покровительство и, идя по стопам враджа-гопи, день и ночь занимайтесь преданным служением в уме. Так вы легко сможете обрести даже према-севу Шри Радхе и Кришне, получить которую каким-либо другим способом невероятно трудно.

Шри Бхактивинода Тхакур явил миру святую дхаму Майапур. Там он установил поклонение Божествам Шри Гауры-Нитйананды, Шри Гауры-Гададхары, Шри Гауры-Вишнуприйи и Шри Гауры-Лакшмиприйи. Он повсюду распространял Святые Имена Шри Гауры и Шри Кришны, а также учение о шуддха-бхакти. Он сам создавал произведения о шуддха-бхакти, а также перевел многие древние бхакти-шастры и написал много комментариев, статей и очерков.

В конце жизни, видя упадок учения бхакти в обществе, он, ко всеобщему несчастью, прекратил попытки спасти людей. Под предлогом старости он дал обет молчания и погрузился в манаса-севу, преданное служение в медитации. Исполненный сострадания к страждущим душам этого мира, он однажды со слезами на глазах посмотрел на меня и велел проповедовать учение шуддха-бхакти, которое дали миру Шри Чайтанйа Махапрабху и Его вечные спутники. Также он поручил мне написать этот комментарий «Анувритти», объясняющий его собственный комментарий к «Шри Упадешамрите» под названием «Пийуша-варшини-вритти». Посыпав свою голову пылью с его стоп, я принялся исполнять это указание. Но едва я закончил комментарий к восьмому стиху «Шри Упадешамриты», как он покинул этот мир и вошел в вечные лилы Шри Радхи и Кришны, проходящие в Свананда-сукхада-кундже на Шри Радха-кунде.

О Шри Бхактивинода Тхакур, близкий преданный Шримати Радхики! Сегодня, завершая свой комментарий «Анувритти» к стихам «Шри Упадешамриты», твой бедный слуга отдает его в твои лотосоподобные руки. Пусть это порадует тебя. Слава тебе!

Вспоминая Шри Гаурачандру, сегодня, в двадцать второй день лунного месяца бхадрапада 1914 г. в Чандрашекхара-бхаване, в Майапуре, я завершил этот комментарий под названием «Анувритти».


Шри Радха-кунда неотлична от Шримати Радхарани и поэтому очень дорога Шри Кришне. Радха-кунда имеет восемь кундж (по восьми сторонам), которые принадлежат восьми главным Гопи. Шри Радха и Кришна проводят Свои полуденные Игры именно на Радха-кунде. Радха-кунда находится рядом с Говардханом, в одной Его части.

Шри Рупа Госвами говорит в «Упадешамрите», что Матхура выше Вайкунтхи, Вриндаван выше Матхуры, а Говардхан даже выше Вриндавана, потому что в прекрасных пещерах Говардхана проходят сокровенные Игры Радха-Кришны. Но Радха-кунда ещё выше Говардхана. Только самые удачливые, самые чистые и возвышенные души могут жить на Радха-кунде, совершая своё служение Господу.

Даже такой великий Вайшнав как Шри Нарада не может войти на Радха-кунду. Только те, кто служат Господу Кришне в мадхурья расе, в особом качестве служения, могут войти туда. И даже Его вечные преданные в родительской расе не могут вступить туда. Даже такие ближайшие Его преданные как Шри Нарада Госвами или Шри Нанда и Яшода не могут попасть на Радха-кунду, как мы можем с лёгкостью войти в эту самую сокровенную Обитель?!.. Как мы можем даже думать таким образом?..

Шрила Рупа Госвами говорит в 11-м стихе «Упадешамриты», что тот, кто примет омовение в Радха-кунде, обретёт редчайшую Прему. Но что это означает? Просто прийти и окунуться там? Нет. Это означает принять омовение в своём духовном совершенном теле, с великой верой. Имеется в виду истинная Радха-кунда, недоступная восприятию материальных чувств, ума и разума. С их помощью мы не можем даже приблизиться к Радха-кунде, хотя можем думать, что стоим рядом с ней или делаем в ней омовение. Радха-кунда, будучи Обителью Господа, воспринимается только трансцендентными чувствами, свободными от материальной скверны.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, всегда выражал глубочайшее почтение Шри Радха-кунде, когда приходил туда во время Враджа-Мандала-Парикрамы. И он никогда не позволял себе принимать омовение в Шри Радха-кунде. Зная, что Радха-кунда неотлична от Самой Шримати Радхарани, его вечной Госпожи, он содрогался при мысли, что можно вот так запросто зайти в Радха-кунду своими ногами и телом, как делают многие люди. (Ведь омовение делают, заходя в воду ногами и опускаясь полностью). Он не мог позволить себе встать стопами «на голову» Самой Шримати Радхарани, считая это немыслимым оскорблением. С огромным почтением он кланялся Радха-кунде ещё издалека, потом подходил к её священной воде и благоговейно брал три капли себе на голову, принимая омовение в Радха-кунде именно таким образом.

Сегодня вечером и ночью на Радха-кунде большой Праздник, поскольку Радха-кунда появилась в полночь. Сотни и тысячи людей приезжают туда в этот день и принимают там омовение, обходят Радха-кунду, возносят Ей свои молитвы. Когда мы говорим о Радха-кунде или приближаемся к Ней, мы должны помнить о своём положении, о своём реальном адхикаре. Можем ли мы попасть в настоящую Радха-кунду?..

Шри Радха Кунда - это озеро любви Шримати Радхики к Шри Кришне. Это воплощение ее любви и поэтому оно дорого Шри Кришне так же как и сама Шримати Радхарани, как проявление ее любви. Только близкие гопи и манджари могут прикоснуться к водам этого озера. Не все гопи, а только те, которые любят Шримати Радхарани больше, чем Шри Кришну. Это самая важная причина славы Радха Кунды.


Молочный океан в Радха-кунде

В 1941 г. на Радха- и Шьяма-кундах проводились восстановительные работы. Когда из озёр на время откачали всю воду, люди увидели на дне множество маленьких родничков. Их было так много, что когда насосы выключали, водоёмы быстро наполнялись вновь. Каждый родничок представляет собой одно из святых мест (реку, озеро или океан), которые 5 тыс. лет назад явились сюда по указанию Кришны. Эти святые места превратились в роднички, чтобы продолжать служение лотосным стопам Шримати Радхарани.

Преданные обнаружили Канчана-кунду прямо посредине Радха-кунды. Эта небольшая площадь, отгороженная низеньким бордюром, символизирует изначальную Радха-кунду, выкопанную руками Радхи и Её подруг.



Удивительно, что один из родничков источал густую белую жидкость, похожую на молоко. Многие преданные и до этого видели белесые сгустки под водой посредине Радха-кунды, но не могли понять, что это. Иногда всё озеро принимает белый оттенок. Как-то раз преданный набрал эту жидкость в бутылку и на следующий день она превратилась в йогурт.

Откуда же появляется эта белая жидкость? Местные духовные учителя говорят, что молоко появляется из Кшира-сагары, молочного океана в этой вселенной. Но почему же нет молочных родничков в Шьяма-кунде? Дело в том, что все святые места вначале вошли в Шьяма-кунду, Господь омылся в ней, а потом с разрешения Шримати Радхарани они перешли в Радха-кунду и остались там, чтобы служить Ей в Её вечных играх. Молочный океан в виде молочных родничков иногда приходят в экстаз при виде развлечений Радхи и Мадхавы. Тогда они неуправляемо бьют ключом, подобно тому, как текло молоко из грудей мамы Яшоды или из вымени коров от сильной любви к Кришне.

Как молоко питает тело, нектар према-бхакти питает душу. В Радха-кунде есть и то, и другое. Из неё можно пить молочный нектар из подземных родничков и нектар любви к Богу, текущий с лотосных стоп Шримати Радхарани.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий