Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(16 декабря 2001 г., Германия)
Шрила Нараяна Махарадж: Что такое самсара?
Шрипад Рамашрадха дас: Самсара означает запутанность в этом материальном мире, проявляющаяся в виде жены, детей, мужа, домашних животных, добывания денег и т.д. Все свое время человек посвящает внешнему, не оставляя совершенно ничего для духовной жизни.
Шрила Нараяна Махарадж: Свое начало самсара берет из дехатма-будхи. Что это такое?
Шрипад Рамашрадха дас: Отождествление с телом и экспансиями тела – семьей, коровами, землей, детьми, нажитым добром, а так же представление о том, что место нашего рождения свято.
Шрила Нараяна Махарадж: Постарайтесь превратить самсару в кришна-самсару. Что такое кришна-самсара?
Шрипад Сарвабхавана дас: Обычная самсара означает, что муж, жена и вся семья поддерживают мирские отношения и заботятся исключительно о своих телах. У них нет сколько-нибудь заметного стремления исполнять самую важную обязанность человека — выйти из круговорота рождения и смерти. Кришна-самсара означает что центр нашей деятельности это Кришна. Все совершается ради удовлетворения чувств Хришикеши, Кришны. Благодаря этому человек не запутывается в последствиях кармы. Милостью Гуру и Кришны он очень скоро обретает лотосные стопы Верховного Господа.
Шрила Нараяна Махарадж: Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил суть всех наставлений в двух строках:
О чем говорят эти строки?
Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: “кришна-самсара каро”. Человек должен прекратить заниматься тем, что запрещено. Все что он делает, должно делаться для блага Хари, Гуру и Вайшнавов. Джива дойа означает милость к живым существам. Не думайте: “Я такой возвышенный, а они ничтожества — я раздавлю их”. Это неправильно. В этой шлоке заключена суть всей религии.
Шрила Нараяна Махарадж: Если вы хотите что-то спросить, спрашивайте. Меня, к примеру, спросили о тех, кто еще не получил посвящение или получил только первое посвящение, харинаму. Вопрос звучал так: “Имеет ли право такой преданный предлагать подношения Кришне? Что он должен делать?”
Предположим, у человека нет посвящения, но он верит в Кришну и с уважением относится к Нему. Он так же знает, что Кришна это Верховная Личность Бога. Или же он может верить в то, что Верховная Личность Бога это Нарасимхадев, Рама или другая вишну-таттва. Он хочет служить, он совершает какую-то пуджу, чему-то научился от членов своей семьи, своего отца, матери или кого-то еще. Он может предлагать подношения Кришне. Из шастр мы знаем что:
“Если человек голоден и хочет пить, тогда разнообразные кушанья и напитки доставят ему большую радость. Точно так же, когда Господу поклоняются с чистой любовью, различная деятельность, совершаемая для этого поклонения, пробуждает в сердце преданного трансцендентное блаженство”. (Ч.-ч., Мадхья, 8.69)
Если у вас есть все посвящения, но нет любви и преданности к Кришне, даже если вы предлагаете Ему это с мантрами и шестнадцатью предметами, Кришна не примет этого. Но, в тоже время, если у вас есть према, Кришна с большой охотой возьмет все, чтобы вы Ему не предложили. Это потому, что Кришна думает: “Когда мой преданный предлагает Мне что-то, Я приму это, Я возьму это, потому что у него есть према”.
Если такой чистый преданный приносит что-то Кришне, Кришна Сам подбежит и возьмет это, даже если это не было предложено.
Даже если кто-то не получил второе посвящение, но предлагает что-либо с бхакти, Кришна обязан принять это подношение. Возможно, что у человека были духовные впечатления с прошлых жизней, и в этой жизни он предался сат-гуру. Упомянутый только что стих относится только к таким личностям. Он неприложим к каништха-адхикари, тем, у кого нет подобных впечатлений с прошлых жизней и тем, кто только начинает получать эти впечатления в этой жизни, тем или иным образом соприкасаясь с преданными. Если у человека есть некоторая трансцендентная шраддха, он может предлагать подношения. Но у каништха-адхикари вайшнава шраддха не так сильна. Он не на таком высоком уровне.
Шрила Свами Махарадж сделал некоторые введения для своих новых учеников. Даже тем, кто еще не получил второго посвящения он говорил: “Вы можете предлагать бхогу Кришне произнося мантру — намо маха ваданйайа кришна према прадайате кришнайа кришна чайтанья намне гоура твише намах, — а так же, — намне брахманйа джагат”.
Может возникнуть вопрос: “Получал ли Свами Махарадж посвящение от своего Гурудева? Знал ли он о всех правилах подношения бхоги? Быть может он давал эти мантры по незнанию, или же он делал это сознательно? Как все было на самом деле?”
Истина в том, что Шрила Свами Махарадж думал: “Тем или иным путем я должен ввести все правила и предписания. Сейчас единственным правилом и предписанием для этих неофитов будет не есть мясо, яйца, не пить алкоголь. Они не должны курить или заниматься чем-либо отвратительным. Они должны думать, что они преданные”. Для этого Прабхупада давал посвящение в Харе Кришна мантру и говорил своим юным ученикам: “Теперь вы преданные. Вы можете предлагать бхогу произнося эту мантру — намо брахманйа девайа…”
Это не мантра для предложения бхоги. Он знал это, но намеренно не дал мантры для предложения, потому что в то время его ученики не были квалифицированны получить это. Им было бы слишком сложно следовать правильной процедуре.
Много воды утекло с тех пор и теперь они весьма и весьма опытны, даже больше чем индусы. Сейчас они могут это делать. Теперь они должны делать подношения согласно всем правилам, вот зачем ваш Прабхупада послал меня. Он сказал мне: “Ступай и дай им все эти принципы”.
В наши дни, когда преданные проводят арати, они предлагают благовоние гораздо дольше чем это нужно, Кришна в это время очень голоден и думает: “Когда же он закончит?!” Затем после благовония они предлагают лампаду и снова невыносимо долго. Снова Кришна думает: “Я так голоден. Если он сейчас не закончит арати, я умру от голода. Сегодня мне точно не выжить”. Поэтому когда они проводят арати Кришна убегает. Не нужно так затягивать арати. Старайтесь следовать тому, что написано в писаниях, должным процедурам. Вы можете предлагать благовоние Кришне три раза, а потом Его спутникам. Лампаду можно предлагать четырнадцать раз, но не более, иначе Кришна расстроится и убежит. Особенно Его страшит, когда кто-то неправильно предлагает чамару. Он думает: “О, он пришел чтобы делать подношения, но на самом деле, занимается физкультурой”. Не придумывайте ничего нового. Следуйте тому, что написано в авторитетных шастрах.
Шрила Свами Махарадж старался теми или иными способами занять их. Он шел через очень и очень большие трудности, как и любой чистый гуру, чтобы ввести истинные и строгие правила. Ена тена пракарена — он привел их на путь бхакти и занял их (1).
Сейчас пришло время реформы, время для прогресса. Когда вы предлагаете ваши подношения, вы должны произносить правильные мантры: “этат найведья са туласи пания джалам, гоура сваха” и т.д.
Прежде всего вы должны помнить о вашем Гурудеве и думать: “Кришна может отвергнуть мое подношение, но он не отвергнет подношение моего Гурудева”. Вы должны предлагать бхогу Гурудеву не для того, чтобы он попробовал это, но чтобы предложил Радхе-Кришне и Махапрабху. После этого вы должны звать Божеств. Даже сейчас в Пури, в Радха-Кантха Матхе, бхога сначала ставится перед виграхой Шри Гопала-гуру и после этого, с мыслью, что Гопал-гуру делает подношение, бхога предлагается Тхакурджи. Старайтесь следовать всем этим принципам. Соответственно те, кто еще не получил второго посвящения, должны получить его. Если же гуру считает, что им надо какое-то время подождать, они могут делать подношение следующим образом:
“Прабху (Кришна), я ничего не знаю. Гурудев, пожалуйста, предложи это”. И гурудев сделает это.
Кришна это бхава-грахи-джанардана — Он принимает подношение согласно уровню преданного, который делает это. Такой преданный может делать подношение согласно своей способности (2).
Наше время подошло к концу. Если у вас есть какие-то вопросы или вы хотите о чем-то поговорить со мной или обсудить что-то, мы можем встретиться. Наши лекции в Германии завершились, теперь наша школа переезжает на несколько дней в Америку.
Гоура премананде!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
(16 декабря 2001 г., Германия)
Шрила Нараяна Махарадж: Что такое самсара?
Шрипад Рамашрадха дас: Самсара означает запутанность в этом материальном мире, проявляющаяся в виде жены, детей, мужа, домашних животных, добывания денег и т.д. Все свое время человек посвящает внешнему, не оставляя совершенно ничего для духовной жизни.
Шрила Нараяна Махарадж: Свое начало самсара берет из дехатма-будхи. Что это такое?
Шрипад Рамашрадха дас: Отождествление с телом и экспансиями тела – семьей, коровами, землей, детьми, нажитым добром, а так же представление о том, что место нашего рождения свято.
Шрила Нараяна Махарадж: Постарайтесь превратить самсару в кришна-самсару. Что такое кришна-самсара?
Шрипад Сарвабхавана дас: Обычная самсара означает, что муж, жена и вся семья поддерживают мирские отношения и заботятся исключительно о своих телах. У них нет сколько-нибудь заметного стремления исполнять самую важную обязанность человека — выйти из круговорота рождения и смерти. Кришна-самсара означает что центр нашей деятельности это Кришна. Все совершается ради удовлетворения чувств Хришикеши, Кришны. Благодаря этому человек не запутывается в последствиях кармы. Милостью Гуру и Кришны он очень скоро обретает лотосные стопы Верховного Господа.
Шрила Нараяна Махарадж: Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил суть всех наставлений в двух строках:
кришна-самсара каро чари аначара
дживера дойа кришна-нама ручи сарва дхарма сара
О чем говорят эти строки?
Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: “кришна-самсара каро”. Человек должен прекратить заниматься тем, что запрещено. Все что он делает, должно делаться для блага Хари, Гуру и Вайшнавов. Джива дойа означает милость к живым существам. Не думайте: “Я такой возвышенный, а они ничтожества — я раздавлю их”. Это неправильно. В этой шлоке заключена суть всей религии.
Шрила Нараяна Махарадж: Если вы хотите что-то спросить, спрашивайте. Меня, к примеру, спросили о тех, кто еще не получил посвящение или получил только первое посвящение, харинаму. Вопрос звучал так: “Имеет ли право такой преданный предлагать подношения Кришне? Что он должен делать?”
Предположим, у человека нет посвящения, но он верит в Кришну и с уважением относится к Нему. Он так же знает, что Кришна это Верховная Личность Бога. Или же он может верить в то, что Верховная Личность Бога это Нарасимхадев, Рама или другая вишну-таттва. Он хочет служить, он совершает какую-то пуджу, чему-то научился от членов своей семьи, своего отца, матери или кого-то еще. Он может предлагать подношения Кришне. Из шастр мы знаем что:
нанопачара-крита-пуджанам арта-бандхох
премнайва бхатк-хридайам сукха-видрутам сйат
йават кшуд асти джатхаре джаратха пипаса
тават сукхайа бхавато нану бхакшйа-пейе
“Если человек голоден и хочет пить, тогда разнообразные кушанья и напитки доставят ему большую радость. Точно так же, когда Господу поклоняются с чистой любовью, различная деятельность, совершаемая для этого поклонения, пробуждает в сердце преданного трансцендентное блаженство”. (Ч.-ч., Мадхья, 8.69)
Если у вас есть все посвящения, но нет любви и преданности к Кришне, даже если вы предлагаете Ему это с мантрами и шестнадцатью предметами, Кришна не примет этого. Но, в тоже время, если у вас есть према, Кришна с большой охотой возьмет все, чтобы вы Ему не предложили. Это потому, что Кришна думает: “Когда мой преданный предлагает Мне что-то, Я приму это, Я возьму это, потому что у него есть према”.
Если такой чистый преданный приносит что-то Кришне, Кришна Сам подбежит и возьмет это, даже если это не было предложено.
Даже если кто-то не получил второе посвящение, но предлагает что-либо с бхакти, Кришна обязан принять это подношение. Возможно, что у человека были духовные впечатления с прошлых жизней, и в этой жизни он предался сат-гуру. Упомянутый только что стих относится только к таким личностям. Он неприложим к каништха-адхикари, тем, у кого нет подобных впечатлений с прошлых жизней и тем, кто только начинает получать эти впечатления в этой жизни, тем или иным образом соприкасаясь с преданными. Если у человека есть некоторая трансцендентная шраддха, он может предлагать подношения. Но у каништха-адхикари вайшнава шраддха не так сильна. Он не на таком высоком уровне.
Шрила Свами Махарадж сделал некоторые введения для своих новых учеников. Даже тем, кто еще не получил второго посвящения он говорил: “Вы можете предлагать бхогу Кришне произнося мантру — намо маха ваданйайа кришна према прадайате кришнайа кришна чайтанья намне гоура твише намах, — а так же, — намне брахманйа джагат”.
Может возникнуть вопрос: “Получал ли Свами Махарадж посвящение от своего Гурудева? Знал ли он о всех правилах подношения бхоги? Быть может он давал эти мантры по незнанию, или же он делал это сознательно? Как все было на самом деле?”
Истина в том, что Шрила Свами Махарадж думал: “Тем или иным путем я должен ввести все правила и предписания. Сейчас единственным правилом и предписанием для этих неофитов будет не есть мясо, яйца, не пить алкоголь. Они не должны курить или заниматься чем-либо отвратительным. Они должны думать, что они преданные”. Для этого Прабхупада давал посвящение в Харе Кришна мантру и говорил своим юным ученикам: “Теперь вы преданные. Вы можете предлагать бхогу произнося эту мантру — намо брахманйа девайа…”
Это не мантра для предложения бхоги. Он знал это, но намеренно не дал мантры для предложения, потому что в то время его ученики не были квалифицированны получить это. Им было бы слишком сложно следовать правильной процедуре.
Много воды утекло с тех пор и теперь они весьма и весьма опытны, даже больше чем индусы. Сейчас они могут это делать. Теперь они должны делать подношения согласно всем правилам, вот зачем ваш Прабхупада послал меня. Он сказал мне: “Ступай и дай им все эти принципы”.
В наши дни, когда преданные проводят арати, они предлагают благовоние гораздо дольше чем это нужно, Кришна в это время очень голоден и думает: “Когда же он закончит?!” Затем после благовония они предлагают лампаду и снова невыносимо долго. Снова Кришна думает: “Я так голоден. Если он сейчас не закончит арати, я умру от голода. Сегодня мне точно не выжить”. Поэтому когда они проводят арати Кришна убегает. Не нужно так затягивать арати. Старайтесь следовать тому, что написано в писаниях, должным процедурам. Вы можете предлагать благовоние Кришне три раза, а потом Его спутникам. Лампаду можно предлагать четырнадцать раз, но не более, иначе Кришна расстроится и убежит. Особенно Его страшит, когда кто-то неправильно предлагает чамару. Он думает: “О, он пришел чтобы делать подношения, но на самом деле, занимается физкультурой”. Не придумывайте ничего нового. Следуйте тому, что написано в авторитетных шастрах.
Шрила Свами Махарадж старался теми или иными способами занять их. Он шел через очень и очень большие трудности, как и любой чистый гуру, чтобы ввести истинные и строгие правила. Ена тена пракарена — он привел их на путь бхакти и занял их (1).
(1) В своей лекции 20 декабря 1966 года Шрила Прабхупада объяснил: “Один из великих ачарьев, Рупа Госвами, говорит: ена тена пракарена манах кришне нивешайет, — прежде всего, это тем или иным путем, сделать людей сознающими Кришну”. йена тена пракарена манах кришне нивешайет сарве видхи-нишеда сйур этайор эва кинкарах, - Если кто-то вступает на путь сознания Кришны, тогда все предписания последуют за ним как слуга за господином. Если Господин идет, слуга следует за ним. Точно также, естественно, последуют правила и предписания”
Прежде всего вы должны помнить о вашем Гурудеве и думать: “Кришна может отвергнуть мое подношение, но он не отвергнет подношение моего Гурудева”. Вы должны предлагать бхогу Гурудеву не для того, чтобы он попробовал это, но чтобы предложил Радхе-Кришне и Махапрабху. После этого вы должны звать Божеств. Даже сейчас в Пури, в Радха-Кантха Матхе, бхога сначала ставится перед виграхой Шри Гопала-гуру и после этого, с мыслью, что Гопал-гуру делает подношение, бхога предлагается Тхакурджи. Старайтесь следовать всем этим принципам. Соответственно те, кто еще не получил второго посвящения, должны получить его. Если же гуру считает, что им надо какое-то время подождать, они могут делать подношение следующим образом:
“Прабху (Кришна), я ничего не знаю. Гурудев, пожалуйста, предложи это”. И гурудев сделает это.
Кришна это бхава-грахи-джанардана — Он принимает подношение согласно уровню преданного, который делает это. Такой преданный может делать подношение согласно своей способности (2).
(2) В лекции от 25 мая 1969 года Шрила Прабхупада говорит: “Действительно существенное во всем, что мы делаем, это преданность и искренность. В санскрите есть такое выражение — бхава-грахи-джанардана. Это означает, что Господь принимает служение совершаемое из преданности. Если мы искренне, с любовью и преданностью предлагаем что-либо Господу, Он примет это. Возможно, мы допускаем какие-то ошибки в процедуре, но если мы искренни, Кришна принимает наше подношение. Это также подтверждается в “Бхагавад-гите” — Господь принимает угощения от преданных потому, что это предложено Ему со всей любовью и преданностью. Вот что необходимо”.
Гоура премананде!
Комментариев нет:
Отправить комментарий