суббота, 22 декабря 2012 г.

Зачем ты женился?...

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(24 августа 2005 г., Матхура, Шри Кешаваджи Гаудия Матх)

В эти дни мы обсуждали славу Шрилы Рупы Госвами, также баладева-таттву, и теперь перешли к обсуждению кришна-таттвы. Многие преданные выступали, и многие еще будут выступать. С какой бы точки зрения мы не обсуждали кришна-таттву, мы обнаруживаем, что Кришна в полной мере заключает в Себе все наилучшие качества. С точки зрения политики, как мы можем видеть в «Махабхарате», он был величайшим царем во всем мире. С точки зрения могущества, Он — самый влиятельный и могущественный. Так мы приходим к заключению: Кришна — идеальная личность во всех отношениях, и никто не может с Ним сравниться.

И с точки зрения преданности гуру, никто не сравнится с Кришной: Кришна — самый великий гуру-бхакта. Он был принцем, сыном царя Васудевы, великим героем, который победил многих демонов, включая Камсу. Но Он оставил все — роскошь и величие — и, подобно нищему, вместе с Баладевой пешком отправился в ашрам Своего гуру Сандипани Муни.

Как Он служил там Гурудеву? Все вокруг были просто счастливы видеть то, как Кришна преданно служил Гурудеву, — сам Сандипани Муни, его жена, и все ученики, что были там. Там был один брахман, Судама Випра, — очень отреченный, нишкинчана. Кришна и Судама были друзьями.

Как-то вечером они вдвоем отправились в лес, чтобы набрать хвороста для Гурудева. Они зашли уже довольно далеко в лес и не заметили, как стемнело. Хлынул сильный дождь, и всю ночь мальчики просидели в лесу. Наутро, Сандипани Муни отправился на их поиски, выкрикивая: «Кришна! Судама!» — они откликнулись: «Мы здесь!» Он увидал их: они несли на голове свои вязанки хвороста и дрожали от холода. 

Кто это? Это Сам парам-брахма, но как замечательно Он поступил ради служения Своему гуру! Сандипани Муни от души благословил Кришну: «Пусть все 64 раздела знания, видьи, проявятся в Твоем сердце!»

Те, кто не имеют вкуса к служению гуру, не способны прогрессировать на духовном пути. Зачем мы здесь находимся? Чего мы хотим? Мы хотим идти по пути бхакти, но порой мы соскальзываем с пути. Майа приходит. Говорится, даже Брахме и Шанкаре трудно избежать майи. Бхагаван все устроил в этом мире. Он дал Гурудева. Он дал садху-сангу, все благоприятное. Но приходит майя. В форме проститутки майа приходила к Харидасу Тхакуру. Как только она не пыталась сломить его! Но он не поддался ей. 

Если вы хотите совершать бхаджан, вы должны жаждать служения Гурудеву. Нужно со всей искренностью посвятить себя служению Гурудеву, тогда будет возможен бхаджан — не иначе. Нет иного пути, кроме гуру-севы. Если все, вроде, есть, но нет веры в гуру, — значит, нет ничего. Если корень слаб, гуру-ништха слаба, то что станет с ростком бхакти — зачахнет, увянет. Гуру-ништха поэтому так важна. Необходимо служить Гурудеву, посвящая ему все — тело, ум и речь. Если есть какие-то посторонние желания, нужно их просто выкинуть. Вы пришли к Гурудеву, чтобы обрести бхакти, не что-то еще, так развивайте бхакти! Тогда придет милость бхакти-деви, милость хладини-шакти, и вы обретете бхакти.

Итак, Кришна — сваям-парам-брахма, все качества в Нем. С этим я еще могу согласиться. Однако то, что Он — преми, исполнен чистой любви, — этого я никак не могу принять. Говорят, что Он — расик-шекхар, океан расы, но также видно, что Он очень неблагодарный. Он — обманщик, и нет Ему доверия. Если кто-то действительно любит — это на всю жизнь. Да, волей судьбы может придти разлука, разбросать по свету. Но тот, кто любит, не будет жениться на ком-то еще. Как глубоко Кришна любил гопи и, особенно, Шримати Радхику... Однако Он отправился в Матхуру, чтобы помочь другим Своим преданным. Он вызволил Деваки и Васудеву из тюрьмы Камсы. Махараджа Уграсену возвел на трон. Затем Он отправился в Двараку. Матхура была таким роскошным городом, но нужно было найти более надежное место. И всех спутников, всех жителей Матхуры Он забрал с Собой в Двараку. Он позаботился о них всех. В играх «Махабхараты», ради Своих преданных, Пандавов, Он исполнил столько всяких дел. Шримати Радхика говорит: «Все это замечательно. Но зачем Ты женился? Что это за любовь такая? Какая в этом была нужда? Пусть говорят, что у Тебя есть все качества, что Ты — сваям-парам-брахма и расик-шекхар. Пусть говорят все, что угодно. Но Я вижу, что в Тебе нет любви. Зачем Ты женился?
» Кришна очень разумно отвечает: «Да просто, так однажды вынужденно получилось». Но Радхика не приветствует этот аргумент.

Рукмини отправила к Кришне посланника-брахмана с письмом: «Я — Твоя. Если Ты не придешь за мной, я приму яд, покончу с собой так или иначе, но не достанусь шакалу. Ты — лев! Я отдала сердце Тебе, и не буду принадлежать никому другому». Ее мольба достигла Кришны, и Он ринулся в Кундину и по-рыцарски похитил Рукмини. Кришна сразился с ее братом, но не убил его, а просто обезобразил и оставил на дороге. Баладева Прабху был с Ним заодно. Кришна говорит: «Вот почему я женился на ней». Но это оправдание мы не примем: «Ну что ж, Ты женился на Рукмини. Но затем Ты взял в жены Сатьябхаму, Джамбавати, Нагнаджити. Зачем Тебе было брать в жены 16108 девушек? Ненасытная утроба! Кого не встретишь — так не оставишь, возьмешь в жены. И это, по-твоему, према? Подумал ли Ты хоть раз о девушках Враджа? Тех, кто плачут день и ночь и совсем обезумели от боли разлуки. Они полностью забыли о своих телах, но все же продолжают поддерживать жизнь надеждой: 
«Он в любой день может придти. Он ведь обещал вернуться через два-три дня. Мы не оставим жизнь, ведь если Он придет и увидит, что нас нет, то тоже расстанется с жизнью».

Гопи испытывали такие чувства, а что хорошего сделал для них Кришна? Как же принять что он преми? Я думаю, что-то не то с Кришной. Таково заключение Шримати Радхики. Я принимаю, что Он обладает всеми качествами, но отнюдь не премой. Он жестокосердный, нет у Него сострадания. Я даже не подберу слова как Его называть. Если вы хотите практиковать бхаджан, то посвящайте бхаджан Шримати Радхике. Держитесь подальше от этого бессердечного. Итак, кришна-таттва непостижима, неисчерпаема.

Я хочу, чтобы каждый, кто приходит сюда, учился преданности Кришне. Не нужно приходить ко мне с другими мотивами. Это относится также к грихастхам. Должна быть только одна цель — кришна-бхакти. А основа («хребет») кришна-бхакти — твердая вера в гуру, гуру-ништха. Те, у кого нет гуру-ништхи, кто критикуют вайшнавов, — что их ждет? Я думаю, Кришна не станет убивать их. Камса убьет их. Если Сам Кришна убьет, Он будет обязан дать освобождение, поэтому Сам Он не станет убивать.

В «Бхагаватам» (11.2.37) говорится:

бхайам двитийа ‘бхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо ‘смритих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру-девататма

Если нам довелось получить от кого-то хотя бы крохотную каплю бхакти, какую же великую благодарность мы должны испытывать по отношению к этому вайшнаву! Мы навсегда в неоплатном долгу перед ним. Старайтесь всегда служить вайшнавам, не забывайте оказывать им уважение. Вы должны иметь веру в вайшнавов

Будьте начеку. Если случается совершить какой-то грех — это еще не беда, но оскорбления, апарадхи, — это страшная вещь. 

йади вайшнава-апарадха утхе хати мата
упаде ва чинде, тара сукхи’ йайа пата
(ЧЧ Мадхья 19.156) 

Оскорбление вайшнава, вайшнава-апарадха, подобно бешеному слону, который с корнем вырывает из земли нежный стебель лианы преданности, бхакти-латы. Помните это. По отношению к любому, будьте внимательны, чтобы не совершить оскорбления. Нужно посвятить всего себя служению гуру и вайшнавам, иначе вы просто будете накапливать оскорбления. Я говорю это вовсе не случайно. Кришна бхакти раса бхавита матих. Коти джанма — миллионы жизней вы не можете обрести кришна-бхакти — бхакти, исполненное расы. Почему так происходит? Если вы пилите сук, на котором сидите, то сами губите свою жизнь. Поэтому будьте внимательны! Изучайте священные писания. Слушайте хари-катху. Слушайте тех преданных, кто серьезно практикует бхакти, кто равно относится к каждому, кто милостивый. Сейчас благоприятные дни идут один за другим: день ухода Рупы Госвами, Баладева-пурнима, затем очень скоро — Кришна-джанмаштами и день явления Шримати Радхарани. Эти дни наполнены милостью, и она низойдет на нас, если в такие дни мы вспоминаем о славе этих личностей, молимся им об обретении бхакти. В этой человеческой жизни есть только одна цель — бхагават-бхакти, кришна-бхакти, радха-бхакти. Будьте сильными! Брахмачари, санньяси — все. Грихастхи должны стараться быть такими, как Шривас Пандит, как Арджуна.

Обсуждайте бхакти. Это именно то, что достойно обсуждения. «Чайтанья-чаритамрита» наставляет: 

сиддханта балия читте на кара аласа, 
иха хайте кришне лаге судридха манаса
(ЧЧ Ади 2.117) 

Попытайтесь глубоко понять истину о Кришне, таттву, — так закалится ум и обретет сильную привязанность к Кришне. Нужно обсуждать и практиковать.

Гаура-премананде!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий