Игры Кришны в Матхуре
Современная Матхура стоит на месте древнего города, в котором родился Кришна. Приблизительно в шести милях к северу от нее находится Вриндавана, а в семи милях к юго-востоку — Гокула. Все три расположены на Ямуне: Матхура и Вриндавана на западном, а Гокула — на восточном берегу.
Кришна родился в темную, ненастную ночь. Его родители, Васудева и Деваки, находились в заточении у Камсы. Темница тщательно охранялась, но Васудеве удалось незаметно покинуть ее с малышом на руках. Он перешел вброд Ямуну, добрался до Гокулы и до восхода солнца вернулся обратно. Васудева оставил новорожденного мальчика в доме Нанды, а взамен забрал девочку, только что родившуюся у Яшоды.
Примерно до двенадцати лет Кишора-Кришна жил во Вриндаване с Нандой и Яшодой. После по приказу Камсы Он приехал в столицу — Матхуру, чтобы принять участие в жертвоприношении.
Шри Кришна прибыл в Матхуру вместе с Баладевой. Он убил Камсу и освободил родителей из тюрьмы. Кришна прожил с ними несколько лет. Когда Джарасандха осадил Матхуру, Кришна решил оставить город и перенести столицу в Двараку.
Все эти события весьма подробно описаны на страницах «Шримад-Бхагаватам» и многих других Пуран.
Картик и Матхура-васа
Шастры предписывают строгие правила и ограничения для тех, кто соблюдает урджджа-врату во время месяца Картика в святом городе Матхура. Нужно вместе с Вайшнавами проводить день и ночь в обсуждении Хари-катхи и повторять святые имена Шри Кришны. Соблюдение Картика-враты с верой и в обществе чистых преданных рождает склонность к любовному служению Шри Кришне. Однако бывает и так, что человек, решив провести месяц картика в Матхуре, внешне исполняет все предписания, но склонность к служению Шри Кришне так и не появляется в его сердце. Не следует торопиться с выводами — шастры не ошибаются. Общение с чистым преданным возможно только по его воле и только по его беспричинной милости может принести свой плод. Матхура выше Вайкунтхи. Она более великодушна и являет собой несравненно более высокий уровень духовного Бытия Абсолюта. Вайкунтха никогда не проявляет себя в материальном мире, но милосердная Матхура нисходит в наш мир. Не опрометчиво ли предполагать, что любой человек может жить в Матхуре, точно также как он жил бы в ином месте материального мира? Чтобы обрести священное право поселиться в Матхуре, необходимо общаться с садху, повторять святое имя, слушать «Шримад-Бхагаватам» и с трансцендентной верой поклоняться лотосным стопам Божества. Те, кто помогают нам в этом, — тоже садху. Возможность жить в Матхуре — высочайшая цель всех наших усилий в преданном служении. Но вспомним, что Камса также был жителем Матхуры. Разве он обрел духовный плод? Нет. Камса думал о собственном счастье, а не об удовлетворении Кришны. Он хотел достичь того состояния, которое присуще лишь Кришне, однако обрел нечто иное. Он был убит Господом Хари (Кришной), в результате чего погрузился в неподвижное блаженство самоудовлетворения и полное одиночество. Такова была «награда». Несмотря на то, что Камса жил в Матхуре, ему не удалось попасть в ее царство — мир сокровенного служения Шри Кришне. Врата вечной Матхуры открываются лишь перед теми, кто служит Кришне с чистой любовью и преданностью. Камса не хотел служить Кришне — он наслаждался Матхурой.
Матхура — это измерение чистого духовного бытия, в котором Кришна являет Свой вечный образ. Он доступен лишь для сознания чистых преданных, охваченных настроением совершенного служения Ему. Матхуре присуща природа абсолютной духовной свободы волеизъявления. Мы можем эксплуатировать привычную среду нашего обитания, но если жить в Матхуре, сохраняя дух наслаждения, нам не удастся ощутить Матхуру истинную, духовную, которой поклоняются вечно. Те, кто с преданностью служат Матхуре, обретают возможность служить «Матхуре своего сердца» — вечной духовной родине Кришны.
Познание бытия Матхуры не относится к числу относительных методов, доступных для материального уровня бытия. Чистое познание заключено в самой Матхуре.
Познание Матхуры и сама Матхура — неотделимы друг от друга. Наш великий предок Шрила Мадхавендра Пури пел о славе Матхуры в знаменитом стихе: «Имя Матхуры в моих ушах, имя Матхуры — на моих устах, Матхура — пред моими очами, Матхура — в моем сердце. Она везде и всюду, слаще ее нет ничего». Многократное повторение имени Матхуры в этом стихе Пурипады говорит о единстве Матхуры и сердца чистого преданного. Это свидетельство того, что Матхура есть абсолютная духовная сущность (совершенная личность) и объект нашего поклонения. Тому, чье сердце едино с Матхурой, не придется более жить в материальном мире. Матхура — наш Гуру и Божество, Матхура — вечное царство Шри Кришны. Матхура — суммум бонум (Высшее благо).
Жители Матхуры — слуги Кришны. Здесь нет тех, кто не служил бы Кришне, и в ней все занято служением Ему. Все ощущения в Матхуре связаны с Кришной и со служением Ему. «В Матхуре каждое растение, каждая травинка — выше меня. Любое существо здесь — человек, животное или растение — слуга Кришны и мой Гуру». Только после того, как человек придет к такому пониманию, он сможет поселиться в Матхуре. Право именоваться жителем Матхуры обретает тот, кто способен служить всем вечным спутникам Кришны в Матхуре — на родине Кришны.
Шри Маяпур во всем равен Матхуре. В Матхуре Господь Кришна, повелитель Вайкунтхи, не имеющий мирского рождения, проявляет Свою вечную трансцендентную родину.
В Индии по завершении сезона дождей принято проводить поклонение Майе. Майя — это сила, позволяющая нам с помощью несовершенных чувств и методов измерять и постигать материальный мир. Пользуясь ее услугами, мы пускаемся на поиски реальности, но обретаем лишь ее тень. Наша ошибка состоит в том, что мы отказываемся служить, предпочитая наслаждаться. В этом — причина всех наших страданий. Майя облачает нас в «театральные наряды» мнимых хозяев мира, а Йога-майя позволяет нам стать слугами Божественной Четы, Шри Шри Радха-Дамодары.
Статья, напечатанная в журнале The Нагmonist
Комментариев нет:
Отправить комментарий