Рупа Госвами
Радха Кришна ганнодеша дипика
(Окружение Радхи и Кришны)
Я почтительно кланяюсь лотосным стопам своего духовного учителя. Кланяюсь Чайтанье Махапрабху, который явился в этот мир вместе с Нитьянандой Прабху и другими спутниками. Почтительно кланяюсь лотосным стопам Шримати Радхарани. Приношу почтительные поклоны Господу Нанда-нандане, окружённому гопи и завораживающему умы всех обитателей Вриндаваны.
Часть 2
Родственники Радхи и Кришны
В число родственников входят родители Радхи и Кришны, Их дедушки и бабушки, братья и ровесники отца Кришны, Нанды Махараджи, старшие гопи, брахманы, вайшьи и другие.
Нанда Махараджа - папа Кришны. Его очень любят во Врадже. У него немного выступающий живот, цвет кожи, как у сандалового дерева. Он высокий, а одежда зеленого цвета цветка бандхуджива. У него черная с проседью борода, подобная сочетанию рисовых зерен и поджаренных зерен сезама. Он - младший брат Упананды и дорогой друг Махараджи Васудевы. Нанду тоже называют Васудевой, поскольку он - обладатель, "дева", великого богатства, "васу". Его также прославляют под именем Анакадундубхи, а в прошлой жизни его звали Дроной. Самый дорогой друг Нанды - царь Вришабхану.
Маму Кришны зовут Яшода, потому что она одаривает пастухов Враджи, "да", славой, "яшах". Она - олицетворение родительской любви к Кришне. Яшода смуглая, невысокая, с длинными черными волосами, а одежда переливается, как радуга. Её самые дорогие подруги - Аиндави и Киртида. В Ади-пуране говорится: "Жену Нанды называют двумя именами: Яшода и Деваки. Отчасти потому, что жена Нанды и жена Васудевы разделяют одно и то же имя, "Деваки", они - большие подруги".
Маму Баларамы зовут Рохини, потому что в ней постоянно поднимаются, "арохини", волны духовного счастья. Хотя она очень любит своего сына Балараму, она любит Кришну в миллионы раз больше.
Дедушку Кришны по линии папы зовут Парджанья Махараджа, он светлого цвета, седовласый, в белой одежде. Его имя "Парджанья", потому что он подобен большой туче, проливающей нектар всего благоприятного. Однажды, желая получить достойного наследника, он последовал совету Нарады и стал поклоняться Господу Нараяне. Во время одной из церемоний поклонения в Нандишвара-пури приятный голос с небес сказал: "Благодаря твоим благочестивым аскезам у тебя родится пятеро сыновей. Из них средний, Нанда, будет лучшим, а его славный сын станет отрадой Враджи. Он одолеет всех врагов. И полубоги, и демоны будут поклоняться Ему, касаясь шлемами на головах Его лотосных стоп". Парджанья Махараджа был очень счастлив, услышать это и решил поселиться в том месте. Он жил там до тех пор, пока не появился демон Кеши, от страха, перед которым он с друзьями переселился в Махаван.
Братьев Парджаньи Махараджи зовут Урджанья и Раджанья, а его сестру, опытную танцовщицу, - Суверджана. Её мужа зовут Гунавира, и они живут в городе Сурья-кунджа.
Бабушку Кришны по линии папы зовут Варияси. Её очень почитают во Врадже. Она невысокого роста, а цвет тела, как у цветка кусумбха. Её одежда зеленая, а волосы, как молоко.
Старших братьев Нанды Махараджи зовут Упананда и Абхинанда, младших - Сананда и Нандана. Упананда ярко-розового цвета, у него длинная борода, а одежда зеленого цвета. Тунги-деви - его жена. Цвет ее одежды и тела, как у птицы чатака. Кандава и Дандава - сыновья Упананды. Их лица прекрасны, как лотосы, и они сияют от счастья, общаясь со своим другом Субалой.
Абхинанда в темной одежде, а его длинная борода по форме напоминает морскую раковину. Его жена - Пивари-деви. Она ярко-розовая и носит синее.
Сананду еще называют Сунандой, он белый, а одет в темное. У него волосы с сединой. Он очень дорог Господу Кешаве. Кувалая-деви - жена Сананды. Она цвета синего лотоса, а одевается в красное.
Нандана в одежде цвета цветка чандата, а цвет его тела, как у павлина. Он живет в доме своего папы, Парджаньи Махараджи, и исполнен любви к своему юному племяннику Кришне. Жену Нанданы зовут Атулья-деви. Она сияет, как молния, а одежда, как черные тучи.
У папы Кришны две сестры: Сананда-деви и Нандини-деви. Они в пестрых одеждах. У них изумительные зубы, а цвет тела бел, как пена. Мужа Сананда-деви зовут Маханила, а мужа Нандини-деви - Сунила.
Чату и Батука - двоюродные братья Нанды Махараджи. Они - кшатрии из рода Махараджи Васудевы. Жену Чату зовут Яшодеви, а жену Батуки - Яшошвини. Яшодеви и Яшошвини - сестры Яшоды. Яшодеви - старшая из них. Она смуглая. Её еще зовут Дадхисара. Яшошвини - младшая, она светлая, ее еще зовут Хавихсара. Обе они одеваются в алую одежду.
Энергичного дедушку Кришны по линии мамы зовут Сумукха. Его длинная борода, как морская раковина, а цвет тела пурпурный, как у спелого плода джамбу. Нанда Махараджа и другие пастухи - потомки семей Парджаньи и Сумукхи. Чарумукха - младший брат Сумукхи. Цвет его тела черный, как тушь для ресниц. Его жена, Балака-гопи, выросла у приемных родителей.
Славой и всеобщим уважением во Врадже пользуется царица Патала-деви, бабушка Кришны по линии мамы. Её волосы белы, как йогурт, цвет тела розовый, как у цветка патала, а одежда зеленая.
Гола - брат Патала-деви. Он в пепельной одежде. Гола обычно сердится на своего зятя Сумукху за то, что тот подшучивает над ним. Благодаря тому, что Гола в прошлой жизни поклонялся Дурвасе Муни, он заслужил родиться во Врадже в семье Уджвалы.
Джатила-деви - жена Голы. У нее большой живот, а цвет тела светлый, как у коровы. Её сыновья Яшодхара, Яшодева и Судева возглавляют группу дядей Кришны по маме. Они темны, как цветы атаси и одеваются в белую одежду. Их жены цвета цветка каркати и одеваются в пепельную одежду.
У дяди Яшоды, Чарумукхи, есть сын по имени Сучару. Жену Сучару зовут Тулавати-деви. Она - дочь Голы.
Рома-деви, Рема-деви и Сурема-деви - дочери Паваны, дяди Кришны.
Сверстников Нанды Махараджи зовут Мангала, Пингала, Пинга, Матхура, Питха, Паттиса, Шанкара, Сангара, Бхрингак, Бхрини, Гхатика, Сарагха, Паттхира, Данди, Кедара, Саурабхея, Кала, Анкура, Дхурина, Дхурва, Чакранга, Маскара, Утпала, Камбала, Супакша, Харита, Саудха, Харикеша, Хара и Упананда.
Сверстницы Яшоды - Ватсала, Кусала, Тали, Медура, Масрина, Крипа, Шанкини, Бимбини, Митра, Субхага, Бхогини, Прабха, Сарика, Хингула, Нити, Капила, Дхамани-дхара, Пакшати, Патака, Пунди, Сутунда, Тушти, Анджана, Тарангакша, Таралика, Субхада, Малика, Ангада, Вишала, Шалаки, Вена и Вартика.
Сверстники Парджаньи Махараджи, дедушки Кришны по папе, - Тунду, Кутера, Пурата и другие.
Сверстники Сумукхи, дедушки Кришны по маме, - Кила, Антакела, Тилата, Крипита, Пурата, Гонда, Каллота, Таранда, Тарисана, Ларисана, Вирароха и Варароха.
Сверстницы Варияси, бабушки Кришны по папе, - это старшие женщины: Силабхери, Шикхамбара, Бхаруни, Бхангур, Бханги, Бхарасакха и Шикха.
Сверстниц Патала-деви, бабушки Кришны по маме, зовут Бхарунда, Джатила, Бхела, Карала, Карабалика, Гхаргхара, Мукхара, Гхора, Гханта, Гхони, Сукхантика, Дхванкарунти, Ханди, Тунди, Дингима, Диндима, Манджураника, Чакини, Чондика, Чунди, Пундаваника, Дамани, Дамари, Дамби и Данка.
Амбика и Килимба - няни, кормившие Кришну грудью.
Пурнамаси-деви высокая, сияет, как расплавленное золото. Её волосы цвета цветов каша. Она в белой одежде и носит много украшений. Родителей Пурнамаси зовут Сурата и Чандракала-деви, ее мужа - Прабала, брата - Девапрастха.
Яшода относится к Радхе с большей любовью, чем могли бы миллионы других матерей. Вришабхану и Киртида-деви - приемные родители Радхарани, поскольку Её нашли в лотосе на Ямуне. Киртиду называют еще Ратнагарбха.
История явления Радхарани очень необычная. В давние времена на окраине Матхуры брахман Сучандра со своей женой Калавати совершали суровые аскезы, чтобы получить дочерью супругу Господа. Перед ними явился Брахма и дал такое благословение. В следующей жизни они стали Вришабхану и Киртидой во Врадже и ждали ребенка. Их знакомые, царь Чандрабхану и его жена, тоже ждали ребенка.
Тем временем горный пик Виндхья со своей женой предавались аскезам, чтобы получить еще большее благословение. Они хотели иметь 2-х дочерей и зятя, который превзошел бы Шиву. Виндхья решил прославиться больше царя гор, Гималаев, отца Парвати, гордившегося достояниями своего зятя, Шивы. По просьбе Брахмы Йогамая пустилась на хитрость. Она мистически перенесла еще не родившихся девочек из лона жен Вришабхану и Чандрабхану в лоно жены Виндхьи. Так в горах родились Радха и Чандравали, две родные сестрички.
По приказу Камсы, напуганного предсказанием о своей скорой гибели, Путана похищала новорожденных и убивала их. Очередь дошла и до дочерей Виндхьи. Ведьма похитила их и стала улетать. Когда главный жрец Виндхьи начал произносить мантру, смертельную для демонов, у Путаны мороз пробежал по коже, и она выронила трех девочек из восьми: Радху, Чандравали и Вишакху. Малышки мягко приземлились в раскрытые лотосы на Ямуне. Вскоре сила мантры сразила ведьму, и та рухнула на землю. Пурнамаси сняла с нее еще пять девочек: Лалиту, Падму, Бхадру, Шайбью и Шьяму, и вручила их женам пастухов Враджи.
Вишакху нашла Джатила, Чандравали была найдена Бхишмакой, а Радхику получил Вришабхану. Произошло это так: когда он пошел искупаться в Ямуне, то увидел маленькую красавицу среди лепестков лотоса, но не мог достать Её. Тогда прилетел Брахма, напомнил царю о его былом желании и вручил девочку.
Когда мама Яшода услышала, что у ее близких друзей Вришабхану и Киртиды родилась дочка, она, взяв младенца Кришну, пришла с поздравлениями. Киртида сказала, что девочка - просто прелесть, но почему-то молчит и не открывает глаз, будто нема и слепа. В это время Кришна подполз к колыбельке Радхи и заглянул туда. Радхика открыла глаза, посмотрела на Кришну и радостно закричала. Тогда счастью Яшоды и Киртиды не было границ.
Сестру Киртиды зовут Киртимати, ее мужа - Каша. Сестру Вришабхану зовут Бханумудра, ее мужа - Куша.
Дедушка Радхи по папе - Махибхану, а по маме - Инду. Бабушку по маме зовут Мукхара, а по папе - Шукхада. Мукхара-деви - дорогая подруга Патала-деви, бабушки Кришны по маме. От сильной любви к своей подруге Мукхара иногда грудью кормила Яшоду, когда та была еще маленькой.
Дяди Радхи по папе - Ратнабхану, Субхану и Бхану, по маме - Бхадракирти, Махакирти и Киртичандра.
Тети Радхи по маме - Менака, Саштхи, Гаури, Дхатри и Дхатаки.
Шридама - старший брат Радхарани, а Ананга-манджари - Её младшая сестра.
Врикагопа - свекор Радхи, Дурмада - деверь, Джатила - свекровь, а Абхиманью - так называемый муж. Кутила, любительница выискивать пороки, - золовка Радхи.
Брахманы, вайшьи и другие
Большинство состоятельных вайшьей разводят коров. Бедных вайшьей, рождённых от матерей низших каст, называют абхирами. У них отцы - вайшьи, а матери - шудры. Есть также абхиры, которые разводят быков. Их называют по-разному, например гхоша. Ниже абхиров - гарджары. Они разводят коз и других низших животных. Они полны, круглолицы и живут на окраине Враджи.
Другие зарабатывают на жизнь торговлей и ремёслами.
Подруги Радхи и Кришны
Камада, дочь няни Радхи, - также очень близкая подруга Радхарани.
Возвышенные - это Калавати, Субхангада, Хираньянги, Ратналекха, Шикхавати, Кандарпа-манджари, Пхулакалика и Ананга-манджари.
Дорогие подруги Радхи - Курангакши, Мандали, Манкундала, Матали, Чандралалита, Мадхави, Маданаласа, Манджумедха, Шашикала, Сумадхья, Мадхурекшана, Камала, Камалатика, Гуначуда, Варангада, Мадхури, Чандрика, Према-манджари, Танумадхьяма, Кандарпа-сундари и Манджукеши.
Лучшие среди подруг, для которых Радха дорога, как жизнь, - Ласика, Келикандали, Кадамбари, Шашимукхи, Чандрарекха, Приямвада, Васанти, Мадонмада, Мадхумати, Калабхасини, Ратнавали, Манимати и Капуралатика.
Лучшие среди вечных подруг Радхи - Маногья, Синдура, Чанданавати, Каумуди и Мадира.
Лучшие среди манджари - Ананга, Рупа, Рати, Лаванга, Рага, Раса, Виласа, Према, Мани, Суварна, Кама, Ратна, Кастури, Гандха, Нетра, Шрипадма, Лила и Хема. Према-манджари и Рати-манджари ещё называют Бханумати.
8 самых возвышенных гопи
Вишакха - вторая по важности гопи. По качествам и в делах она очень напоминает свою подругу Лалиту. Вишакха родилась в то же самое время, что и Радха. Сверкающие звёзды украшают одежду Вишакхи, а сама она сияет, как молния. Её папа - Павана, сын сестры Мукхары, а мама - Дакшина, дочь сестры Джатилы. Её муж - Вахика. Вишакха играет на мриданге. Она как ближайшая подруга Божественной Четы передаёт послания от Радхи к Кришне и наоборот. Она самая искусная и разумная среди посланниц. Словоохотливая Вишакха любит шутить с Господом, и она - совершенный советник Радхики и Мадхавы. Она знает все тонкости любовной дипломатии, а также искусство примирения с обиженным возлюбленным, как подкупить его и как ссориться с ним.
Чампакалата - третья гопи. В синей одежде, она сияет желтым цветом цветка чампака. Она на день младше Радхарани. Её папу зовут Арама, маму - Ватика, а мужа - Чандакша. По качествам она похожа на Вишакху. Играет на тампуре. Из всех гопи, которые ухаживают за деревьями, кустами и лианами Враджи, Чампакалата наилучшая. Она знает, как правильно собирать фрукты, корни и цветы в лесу, хорошо лепит из глины. Она - удивительный повар, потому что изучила книгу о шести вкусах изысканной пищи, и потрясающий кондитер, поэтому ее зовут мишта-хаста, "сахарные ручки". Чампакалата держит свои дела в великой тайне. Она владеет логикой и дипломатией, прекрасно умеет отваживать соперниц Радхи.
Читра - четвёртая гопи. Цвет ее кожи, как кункума, а одежда сверкает, как хрустальная. Она на 26 дней моложе Радхи. Её папу зовут Чатура, маму - Чарчика, а мужа - Питхара. Играет на гонге и горшках, до разной степени наполненных водой. Читре особенно нравится участвовать в любовных ссорах Радхи и Кришны. Она умеет читать между строк книг и писем, написанных даже на иностранных языках, хорошо понимая замысел автора. Прекрасно разбирается во вкусах пищи и может оценить любое блюдо, просто взглянув на него. Она изучила астрономию и астрологию и разводит домашних животных, а также занимается садоводством и готовит нектарные напитки. Читра руководит гопи, собирающими в лесах цветы, травы и лекарственные растения.
Тунгавидья - пятая гопи. Цвет ее кожи подобен цвету кункумы, а тело благоухает сочетанием ароматов сандала и камфары. Она на 15 дней моложе Радхи. Тунгавидья вспыльчива и умеет притворяться. Она в белой одежде. Её папу зовут Пушкара, маму - Медхадеви, а мужа - Балиса. Играет на саптасаре и поёт в стиле марга, благодаря чему прославилась как учительница музыки. Тунгавидья- также одна из руководительниц гопи. Она изучила духовные и нравственные наставления, танцы, драму и другие искусства и науки. Знает, как устраивать встречи Радхи с Кришной. Тунгавидья к тому же возглавляет гопи, которые приносят воду из ручьёв Вриндаваны.
Индулекха - шестая гопи. Она коричневатого цвета, а одежды цвета цветка граната. Она на три дня моложе Радхарани. Её родителей зовут Сагара и Вела-деви, а мужа - Дурбала. Она очень вспыльчива. Играет на эсрадже. Благородная Индулекха знает мантры из Нага-шастры для заклинания змей и Самудрака-шастру о хиромантии. Умеет делать невиданной красоты ожерелья, ткать и оценивать драгоценные каменья. В руке Индулекха обычно держит блаженное послание Божественной Четы. Так она призывает удачу на Радху и Кришну, усиливая Их взаимные любовь и влечение друг к другу. Она знает все секреты Радхи и Кришны. Индулекха - вожак гопи, занимающихся служением в разных местах Вриндаваны.
Рангадеви - седьмая гопи. Цвет ее тела, как у тычинок лотоса, и она облачена в красные, как роза, одежды. Она на 7 дней моложе Радхи. По качествам похожа на Чампакалату. Её родителей зовут Рангасара и Каруна-деви. Играет на колокольчиках. Рангадеви - фонтан кокетливых слов и жестов. Очень любит шутить с Радхой в присутствии Господа Кришны. Из шести умений в дипломатии ей больше всего по душе четвёртое - терпеливо ожидать недруга, чтобы сделать следующий шаг. Она владеет логикой и, благодаря прошлым аскезам, получила мантру, которой можно привлечь внимание Кришны.
Судеви - восьмая гопи, сестра Рангадеви. Она - сама сладость и очарование. Её муж - Вакрексана, младший брат Бхайравы. По своим качествам и внешности она так похожа на Рангадеви, что их часто путают. Играет на караталах. Судеви всегда на стороне своей дорогой подруги Радхи. Она укладывает Ей волосы, подводит тушью глаза и делает Ей массаж. Судеви умело обучает попугаев, управляет лодкой, разводит костры, втирает в тело благоуханные масла, и различает добрые и дурные знамения, описанные в Шакуна-шастре. Она также знает, какие цветы распускаются при луне.
Перечисленные музыкальные инструменты - вина, саптасара, эсрадж, тампура, мриданга, караталы, колокольчики и гонг - очень сильно выражают любовь и преданность Господу, другие же инструменты больше выражают эмоции музыканта.
8 возвышенных гопи
Цвет кожи Калавати, как сандаловое дерево, и она носит одежды окраски попугая. Её родителей зовут Каланкура и Синдхумати-деви. Её муж - Капота, младший брат Вахики.
Субхангада - младшая сестра Вишакхи. Она очень светлая. Её муж - Пататри, младший брат Питхары.
Хираньянги золотистая, она - олицетворение красоты. Её родителей зовут Махавасу и Харини-деви. Однажды жрец Махавасу, друг Аркамитры, пожелал иметь могущественного героического сына и красивую дочь. Он попросил Бхагури Муни провести жертвоприношение. Из него появился нектарный напиток полубогов, который Махавасу отдал своей жене. Когда она пила тот нектар, то немного пролила. Эти капли слизала олениха Суранга. После этого Харини и Суранга забеременели. Первая родила мальчика Стокакришну, а вторая - девочку Хираньянги. Она одета в одежду, своим рисунком напоминающую сплетение цветов.
Ратналекха. У Махараджи Вришабхану есть двоюродный брат по матери, Пайонидхи, у которого был сын, но не было дочери. Его жена Митра-деви хотела девочку. Для этого она поклонялась богу солнца Вивасвану, и у неё появилась дочь Ратналекха. Цвет ее тела красный, как минерал манахшила, а одежды, как рой шмелей. Мама занимает ее вместе с ее подругой Радхой в служении богу солнца. Когда Ратналекха видит Господа Мадхаву, ее глаза начинают вращаться от гнева, и она сильно ругает Его.
Родителей Шикхавати зовут Дханьядханья и Сушикха-деви. Цвет ее тела, как у цветка карникара. Она - младшая сестра Кундалатики. Шикхавати - олицетворённая сладость и очарование. Её одежды пятнисты, как окраска взрослой куропатки. Её мужа зовут двумя именами - Гарджара и Гаруда.
Цвет тела Кандарпа-манджари, как у птицы кинкираты, а одежды радужные. Её родителей зовут Пушпакара и Курвинда-деви.
Пхулакалика темна, как синий лотос, а одежды радужные. Её родителей зовут Шримала и Камалини-деви. У ее мужа Видуры громкий голос, которым он созывает быков с пастбищ.
Ананга-манджари настолько прекрасна, что ее зовут Анангой, т.е. Купидоном. Цвет ее кожи, как у весеннего цветка кетаки, а одежды, как синий лотос. Её гордого мужа зовут Дурмада. Ананга-манджари очень дорога Лалите и Вишакхе.
Гопи иногда обманывают своих близких и отправляются на встречу Радхи с Кришной. Им очень нравится украшать свою дорогую подругу. Когда Возлюбленные ссорятся, девочки обычно принимают сторону Радхи. Они участвуют в Их сокровенных играх: например, приносят разные яства на подносе, а потом наслаждаются остатками. Их мысли чисты, они опытны и разумны. Они прославляют свою группу и критикуют сторонниц Чандравали, соперницы Радхи. Они поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах для Божественной Пары. Некоторые гопи служат Радхе с Кришной в саду Маданонмадини, в котором буйно цветут лианы и бетелевые деревья. В присутствии Юных Возлюбленных Рангавали и другие гопи искусно рисуют разные узоры священной глиной, сплетают цветы в гирлянду, пишут сложные стихи и акростихи, показывают фокусы, повторяют нужные мантры, поклоняются богу солнца священными предметами, поют на иностранных языках и составляют поэмы.
Среди гопи, которые следуют примеру Лалиты, Ратналекха, Ратнапрабха и Ратикала особо выделяются своими духовными достояниями, красотой и чарующей сладостью.
Некоторые из подруг Индулекхи приносят Радхе с Кришной украшения, другие - прекрасные одежды, а третьи охраняют Их богатства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий