четверг, 10 мая 2012 г.

Рая Рамананда Самвад


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(19 апреля 2008 г., Ванкувер, Канада)


Прежде всего я хочу отдать мои сердечные поклоны лотосным стопам моего духовного учителя Нитья Лила Правишта Ом Вишнупад Аштоттарашата Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу. И такие же поклоны стопам моего шикша-гуру Нитья Лила Правишта Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиведанте Свами Махараджу.


Вы знаете, что Кришна принял рождение из лона матери Яшоды в Гокуле, и также он родился в темнице Камсы от матери Деваки. И он убил много демонов. Затем он провел множество сладостных развлечений, а в конце – раса-лилу с миллионами гопи. Он танцевал с гопи, пел с ними. Затем он стал совершать Дварака-лилу. 

После того, как он завершил свои сладостные игры во Врадже и в Двараке, уже будучи на Голоке Вриндаване, он подумал: «Я – вишая-премы – объект любви, а мои сакхи – Субал, Шридам и другие, мать Яшода, Нанда, все старшие гопи Враджа и в особенности враджа-гопи, они являются вместилищем премы».

Он думал: «Я наслаждался так много сакхья-расой, ватсалья-расой, мадхурья-расой – всем. Но в конце я заметил, что когда Радхика видит меня, то она становится полностью безумной. Я думаю, что я высший предел красоты, то есть самый красивый в этом, и в трансцендентном мире. Но я вижу, что Радхика красивее, чем я. Она – гуру моей любви и нежности. Она – мой сакха, мой друг. Она – все для меня. Даже, несмотря на то, что я являюсь лучшим из лучших во всем. Но есть что-то во мне, отчего Шримати Радхика становится безумной. Что она такого находит во мне и какую любовь и нежность она чувствует при встрече со мной? Я хочу наслаждаться как Радхика. Но я не Радхика – как я могу этим наслаждаться?».

Тогда он подумал: «Если я смогу взять красоту и настроение чувств Радхики, то тогда, возможно, я смогу прочувствовать все это. И также я дам всему миру понимание, как войти в рагануга-бхакти. Чтобы однажды люди достигли совершенства и пришли на Голоку Вриндавана».

Вот почему думая таким образом, он взял золотую красоту и чувства – снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, рудха, адирудха, модан и в конце концов мадана-бхаву, которой нет ни кого – ни у Лалиты, ни у Вишакхи, ни у самого Кришны. Поэтому он взял красоту Шримати Рахики и пришел в Кали-югу как Шачинандана Гаурахари. Его красота была золотого цвета. 


Он взял красоту, но даже он не знал, как наслаждаться этим. Вот почему он принял санньясу, оставив пожилую мать и очень красивую юную жену Вишнуприю деви. И затем он ушел в Пури, а из Пури он пошел на берег реки Годавари, где Рай Рамананда, генерал правительства Махараджа Пратапарудры, был правителем территории. 

Утром Чайтанья Махапрабху принял омовение в Годавари и сел на берегу. Тем временем представитель царя, генерал правительства Рай Рамананда, очень ученый, прибыл туда на паланкине. Сотни брахманов повторяли шлоки из Вед и мантры. Но когда Рай Рамананда увидел юного санньяси, отреченную личность, – он тут же привлекся им и после омовения один подошел к Махапрабху, тому Шачинандане Гаурахари, который был в отречении от мира. 

Рамананда оставил свои царские одежды и подошел в одном лишь дхоти. Махапрабху спросил его: «Ты – Рая Рамананда?» И он сказал: «Да, я дас – слуга Рамананда. Я твой слуга». Затем Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Я пришел к тебе, чтобы послушать хари-катху». На это Рай Раманандана ответил: «На что ты вдохновишь меня, то я и расскажу тебе. Лучше давай мы встретимся вечером где-нибудь». Они встретились, и был большой «Рай Рамананда Самвад», как это описывается в «Чайтанья-чаритамрите».

Махапрабху спросил его: «Какова наша садхья, цель?». 

Рамананда вначале ответил, что это варнашрама-дхарма. 

Понимаете, что значит индийская варнашрама-дхарма? Варна- и ашрама-дхарма. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. Какова садхья и садхана? 

Его первым предположением было, что мы должны находиться в варнашрама-дхарме и служить Вишну.

Махапрабху сказал: «Это – бахир, это всё внешнее». И отверг также и шлоку Гиты: 

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах


«Оставь любую дхарму, относящуюся к уму или телу – например, варнашраму – и целиком предайся Мне одному. Я избавлю тебя от последствий всех твоих грехов. Ни о чем не горюй» – говорит Кришна.

Далее Махапрабху отверг гьяна-мишра-бхакти:

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам


«Тот, кто пребывает на уровне Брахмана, преисполняется радости. Он никогда не скорбит и не стремится ни к чему мирскому. Одинаково расположенный ко всем живым существам, он обретает преданное служение Мне».

Махапрабху ответил: «Это также внешнее». Тогда Рай Рамананда рассказал о карма-мишра-бхакти:

йад кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йад
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам


«Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ни приносил в жертву и ни отдавал, какую бы аскезу ни совершал – делай это, о сын Кунти, как подношение Мне».

Но Махапрабху отверг и это. Он сказал, это не чистое бхакти. Это карма-мишра-бхакти. Тогда Рай Рамананда предложил: 

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати


Что такое чистое бхакти? Сатам прасанган мама вирйа-самвидо. Когда возвышенные вайшнавы встречаются вместе, так много сокровенных и сладостных игр Кришны обсуждается. Хари-катха всегда течет подобно реке из их уст. Итак, он говорит:

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани


Когда мы слушаем, сначала приходит садхана-бхакти, потом бхава-бхакти и под конец према-бхакти. 

Махапрабху согласился: «Да, это уже что-то. Но продолжай дальше». И Рай Рамананда произнес две шлоки. 

Одна из них о вайдхи-бхакти:

шраванам киртанам вишнох 
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам


Шравана – слушать о сладостных играх Кришны, его качествах и т.д. Киртан – всегда совершать киртан как Шукадева Госвами. Не только петь. Киртан это также хари-катха. Мы совершаем киртан. Затем смарана – помнить о Кришне и его сладостных играх. Пада-севана, арчана, вандана и т.д. 

Вторая о рагануга-бхакти:

кришна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто 'пи лабхйате
татра лоулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате


Если у вас есть общение с расика-бхактой, то постарайтесь обрести всю его хари-катху и тогда...

кришна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто 'пи лабхйате
татра лоулйам апи...


…тогда у вас будет лоулья – очень сильное желание, сильное стремление служить Кришне как это делают гопи. 

И Махапрабху ответил: «Да, очень хорошо».

После этого Рай Рамананда рассказал о сакхья-расе во Врадже. О том, как Субал, Шридам, Мадхуманагал и другие служат Кришне. Борются с Кришной и даже побеждают его. Они и секунды не могут жить без Кришны. Если они что-то едят, то, попробовав сами и убедившись, что это вкусно, они дают попробовать Кришне после себя. Такова сакхья-раса.

Затем Махапрабху сказал: «Продолжай, говори больше. Это очень сладостно». И тогда Рай Рамананда стал говорить о ватсалья-расе. Мать Яшода всегда давала грудь, и Кришна пил ее молоко. Он не был удовлетворен ставами и стути Брахмы и миллионами жертвоприношений. Но мама Яшода привязывала его к ступе и оставляла Кришну плакать. Иногда мама Яшода брала палку. «О, какой шаловливый мальчик!» Кому она это говорила? Верховному Господу, Кришне – Господину всех Богов. И он просил маму: «Не бей меня, мама». И слезы выступали у него на глазах. Вы не можете себе представить. Яшода никогда не думала, что Кришна – Верховный Господь. «О, мой дорогой сын, невоспитанный, шаловливый сын». Такова ватсалья-раса.

Нанда Баба говорил: «О, принеси мою обувь!» И Кришна брал его тапочки, и, танцуя с ними, приносил их. 

Знаете, он воровал масло – макхан-сандеш очень, очень вкусный. Мать Яшода видела, что все жалуются на него, что он ворует масло в их домах. И она подумала: «В моем доме масло, которое я делаю, наверное, не сладкое. Поэтому Кришна ходит в другие дома. Мои служанки, наверное, делают что-то не так. С сегодняшнего дня я буду сама доить Падму, Гандху и других коров. Их молоко очень ароматное, как цветы лотоса». И она стала делать масло из йогурта. Кришна спал. Затем он проснулся, пришел и плакал. Одной рукой он взялся за песту ступы, а другой за накидку мамы Яшоды. Она увидела: «О, мой сынок!», и взяла его на руки. 

После этого, знаете, даже Кришна не был удовлетворен. Мать Яшода ушла, оставив Кришну и сказав ему: «О, Кришна, сядь здесь!» Одной рукой, без каких либо усилий, она посадила его. Путана была сильна, как десять тысяч слонов. Она пыталась освободиться от Кришны и кричала: «Оставь меня, оставь меня!» Двумя руками она пыталась оторвать Кришну от груди, но не могла. Но мать Яшода сказала: «А ну-ка сядь!».

(Мадхава Махарадж дополняет: «Тогда Кришне было всего 6 дней, а теперь ему уже два с половиной года!»)

Она оставила Кришну и ушла. После чего Кришна очень разгневался и разбил горшок с йогуртом. Затем мама Яшода отругала, поймала его и захотела связать. Она собрала все веревки из дома, веревки всех коров и каждый раз ей не хватало двух пальцев, чтобы его связать. Она продолжала без устали – одну, другую веревку связывала, третью. Веревки стали такими длинными. Талия Кришны была всего в двенадцать пальцев, но она не могла его связать, все время веревки не хватало на два пальца.
Что означает «на два пальца»? Первое – это усилия ученика, усилия преданного, и второе – милость Кришны. Если не будет видно ваших усилий, чтобы «связать» Кришну, то милость Кришны не придет. Поэтому, когда мы совершаем бхаджан, как это делали Рагхунатха Дас Госвами, Рупа Госвами, Санатана Госвами, Гауракишора Дас Бабаджи Махарадж: без еды, целыми днями и ночами, бодрствуя и повторяя святое имя...

санхйа-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау
нидрахара-вихаракади-виджитау чатйанта-динау ча йау


«Без сна день и ночь повторяли святые имена и плакали».

Если мы будем совершать бхакти таким образом, только тогда мы сможем обрести даршан Кришны и служить ему. Иначе – нет. Поэтому постарайтесь действовать так, тогда милость Кришны придет, и вы обретете совершенство.

Махапрабху сказал: «О, это очень сладостно! Но продолжай».

Затем Рай Рамананда продолжил и сказал: «Бхакти гопи самое высшее. Как они служат Кришне? Они оставили своих мужей, детей, отцов, матерей, богатство, дома. Они всё оставили ради Кришны и всячески служили Кришне, чтобы удовлетворить его».
Кришна сказал им: «О Гопи, я не могу отплатить вам. Вы оставили всё ради меня, но я не могу оставить никого – ни моего отца, ни мою мать, ни моих друзей, никого из своих преданных я не могу оставить. Даже тех, кто сегодня поклоняется мне, как я могу оставить их? Поэтому я не могу отплатить вам. Но вы – истинные садху! Своими качествами я могу отплатить вам. Но я всегда буду в долгу перед вами». Таково бхакти гопи.

Но среди гопи, кто имеет самую высшую любовь и привязанность к Кришне? Это Шримати Радхика. Никто не может сравниться с ней, даже Лалита, Вишакха, Чандравали или кто-либо еще.

Махапрабху сказал: «О, очень хорошо. Я хочу слушать еще и еще». 

Рай Рамананда был Вишакха-сакхи в играх Кришны. Затем он стал говорить: «Я никогда не знал никого, кто хотел бы знать больше, чем это – чем любовь и привязанность Радхики. Но есть кое-что. Это расараджа-махабхава». Рай Рамананда продолжает: «Не было посланницы, которая помогла бы нам встретиться. Я видела только тебя, а ты – меня. И четыре глаза встретились. Наша любовь и привязанность друг к другу стала расти и расти. Не было даже предела. Но теперь – ты ушел в Матхуру и Двараку. Где та посланница? И чувствуя разлуку, я хочу встретиться с тобой». 

Рай Рамананда сказал: «Эти стихи я написал сам». Тогда Махапрабху остановил его: «Всё, хватит, не говори больше. Потому, что иначе я превращусь в Кришну». И он закрыл его рот.

Здесь Вишакха, то есть Рая Рамананда, очень близкая и дорогая сакхи Шримати Радхики. Она знает все чувства Шримати Радхики, потому что всегда с ней. Сейчас Чайтанья Махапрабху – Шачинандана Гаурахари, Кришна в образе Шачинанданы пошел в ее школу и стал учиться у нее. Вишакха сейчас шикша-гуру Кришны. Без неё он не может наслаждаться чувствами Радхи. Только Вишакха знает чувства Радхи. Поэтому он учился там.

И затем он попросил Рая Рамананду: «Пожалуйста, приди в Джаганнатха Пури. Оставь правительственную службу и все остальное. И мы будем вместе наслаждаться Кришна-катхой». Тогда Рай Рамананда оставил свою работу. Царь сказал: «Если ты идешь к Шачинандане Гаурахари, то я дам тебе ту же зарплату, которую я тебе давал, когда ты работал, и ты можешь дать её Чайтанье Махапрабху». Затем он ушел в Джаганнатха Пури. И в Гамбхире теперь три желания Кришны, который пришел как Шачинандана Гаурахари, были исполнены.

Радхайа пранайа-махима кидришау... Что такое праная-махима? Праная значит – према, снеха, мана, затем праная – это очень высокий уровень премы. Она есть у Радхики, и Радхика наслаждается четырьмя мадхури: рупа-мадхури, гуна-мадхури, вену-мадхури и лила-мадхури. Только Радхика наслаждается этим. И какое счастье она испытывает в своем сердце!

Теперь Чайтанья Махапрабху исполнил здесь, в Гамбхире, свои желания. Иногда он выходил через семь дверей, которые были закрыты на железные засовы. Как он выходил оттуда? И он прыгал в океан, и однажды плавал там весь день и ночь. В Джаганнатха Пури очень высокие и опасные волны. Когда его вытащили на берег, он сказал: «Почему вы вернули меня сюда? Я слышал флейту. Я побежал к Ямуне и играл с Кришной и гопи. Почему вы привели меня сюда?» Таким образом он наслаждался всем этим. После этого, что случилось?

Затем Шри Чайтанья Махапрабху пошел во Вриндаван. По пути он посетил Каши, Варанаси. Тем временем Рупа Госвами оставил служение у царя и вместе с младшим братом Анупамой отправился во Вриндаван, желая встретиться с Махапрабху. А Санатана Госвами в это время был в заточении. Он дал денег охраннику и сбежал из тюрьмы. Надев одежды мусульманина, дервиша, он пришел туда, где остановился Махапрабху. Гауранга обратился к преданному: «Посмотри, не пришел ли сюда садху?»
Люди выглянули за дверь и ответили: «Нет там никакого садху».

– Посмотрите, если кто-то есть, пригласите его сюда.

– Там только один мусульманин – дервиш-садху.

– Приведите его.

Махапрабху только его увидев, сразу бросился обнимать.

Санатана сказал: «Теперь я стал мусульманином. Ты ко мне не прикасайся. Я очень нечистый».

Махапрабху ответил: «Я хочу прикоснуться к тебе для того, чтобы очиститься».

Затем Санатана Госвами снял мусульманские одежды и, одевшись в старое дхоти, пришел к Махапрабху.

Санатана Госвами взмолился Ему: «О, Прабху, я не знаю, кто я. И почему я переживаю бесконечную боль рождений и смертей, нахожусь в бесконечном круговороте рождений и смерти. И как я могу освободиться от всего этого?» Махапрабху очень обрадовался, услышав этот вопрос.

Нам нужно знать, почему Санатана Госвами задал такой вопрос – кто я? Разве он не знал, что он Санатана, брахман из Южной Индии? Да, он знал. Но он также знал, что мы не эти тела. Что такое тело? Это только мешок с кровью, мочой, испражнениями и остальным. И если вы его вскроете, что вы увидите? Только кровь, мочу, испражнения и много всего такого. Мы не это тело. Но в этом теле находятся душа и Сверхдуша. Кришна очень милостиво одарил нас человеческой формой жизни. Только в этой форме жизни мы можем понять по милости Гурудева – кто я и кто Кришна.

Все дживы обладают очень красивым обликом и качествами, чтобы служить Радхе и Кришне, но сейчас все это пребывает в дремлющем состоянии. Мы забыли Кришну и поэтому не помним, кто мы. У нас есть определенные отношения с Кришной, Радхикой. У нас есть очень красивое тело и множество качеств, но сейчас всё это покрыто физическим и тонким телами.

Санатана Госвами спросил: «Кто я?» И Махапрабху ответил: «Ты вечный слуга Кришны. Кришна – Верховная Личность Бога, а ты – вечный слуга Кришны. Но Кришна – вибху, то есть безграничный. А дживы – незначительны, и они могут быть покрыты майей. Кришна не может быть покрыт майей, он контролирует ее. Но дживы могут. Поэтому они забыли Кришну и себя».

Он также рассказал историю: «Жил был один богач. У него был сын, только один сын. Как-то отец уехал торговать в другой город и там умер. Этот человек зарыл очень много денег под землей в своем доме, но его сын ничего не знал об этом. Один астролог пришел к нему однажды и спросил: «Почему ты так несчастен? Твой отец в этом доме запрятал так много денег для тебя, но он не смог тебе об этом сказать перед смертью. Ты должен копать землю с восточной стороны. И тогда ты сможешь легко найти эти деньги. Но если ты будешь рыть на южной стороне твоего дома, то множество змей выползут и покусают тебя. Не копай на западе, не копай на севере. Там много опасностей и ядовитых гадов. Копай только на востоке». Тогда сын начал искать и нашел много золотых монет в большом сундуке.

Что это значит? Наш отец, Кришна, оставил бхакти-ратна – сокровища бхакти. Но мы забыли об этом. И пришел астролог, то есть Кришна, или он послал своего гуру, или возвышенного вайшнава – в этот мир. И он сказал – без бхакти вы не сможете обрести это. Совершая бхакти, вы найдете эти золотые монеты, то есть према-бхакти, с помощью которого вы сможете служить божественной чете Радхе и Кришне и станете счастливыми.

Что такое садхана-бхакти? Он сказал: «Шраванам, киртанам, вишну-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам». С помощью таких составляющих бхакти, любой может обрести бхава-бхакти. Бхава-бхакти – очень возвышенна. И после этого вы получите враджа-прему, даже гопи-прему – высшую прему. Таким образом вы сможете быть счастливы вечно. Такова садхана.

Эффект садханы – это према-бхакти, враджа-бхакти. Махапрабху рассказал об этом и пошел во Вриндаван. По пути он встретил Рупу Госвами в Аллахабаде, в Праяге. Там он оставался в течение 10 дней, рассказывая хари-катху Рупе Госвами. Так он вдохнул всю бхакти-расу в его сердце. И вот почему Рупа Госвами был способен написать «Удджвала-ниламани», «Бхакти-расамрита-синдху», «Лалита-мадхаву», «Видагдха-мадхаву», так много книг. Только по милости Чайтаньи Махапрабху.

«Это была лишь одна капля океана бхакти-расы, – сказал Махапрабху. – Бхакти-раса подобна бескрайнему океану, я даю тебе одну каплю, и взяв эту каплю, ты сможешь затопить весь мир океаном расы. Всего лишь одной каплей». Так он сказал. И Рупа Госвами смог написать «Удджвала-ниламани», «Бхакти-расамрита-синдху» и все остальные книги.

Так он обучил Рупу Госвами и затем Рупа ушел во Вриндаван, а Махапрабху вернулся в Джаганнатха Пури, чтобы встретиться с Кришной. Таковы сладостные игры Шри Чайтанья Махапрабху. 

Гоура премананде!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

1 комментарий: