суббота, 5 мая 2012 г.

Шри Нрисимхадева Чатурдаши - Явление Господа Нрисимхадева

прахлада-хридайахладах
бхактавидйа-видаранам
шарад-инду ручим ванде
париндра-ваданам харим


Я приношу свои поклоны Господу Нрисимхадеву, который всегда даёт наставления Своему преданному Прахладу в его сердце. Он побеждает все виды анартх, которые нападают на преданных. Его милость освежает и распространяется подобно свету луны. (Шрипад Шридхара Свами)


ом намо бхагавате нарасимхайа! намас теджас-теджасе авир-авирбхава, ваджра-накха ваджра-дамштра, кармашайан, рандхайа рандхайа, тамо граса, граса ом сваха; абхайам абхайам, атмани, бхуйиштха ом кшраум

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Нрисимхадевой, источником всей силы. О мой Господь, Твои ногти и клыки подобны молниям, так истреби же демона наших желаний, связанных с кармической деятельностью в этом материальном мире. Появись в нашем сердце и изгони оттуда невежество, чтобы по Твоей милости мы могли стать бесстрашными в борьбе за существование в этом материальном мире.


Явление Господа Нрисимхадева(ШБ 7.8.2-40)

Когда Шанда и Амарка, сыновья Шукрачарьи, увидели, что из-за общения с Махараджей Прахладой все их ученики стали развивать в себе сознание Кришны, их охватил страх. Они пришли к царю демонов и рассказали ему всё как есть.

Осознав, что происходит, Хираньякашипу затрясся от ярости. Он окончательно решил убить своего сына Прахладу.

Хираньякашипу от природы был очень жесток, и теперь, почувствовав себя оскорбленным, он зашипел, словно змея, на которую наступили.

Его сын Прахлада, всегда спокойный, кроткий и благонравный, держащий свои чувства под контролем, стоял перед Хираньякашипу, почтительно сложив ладони.


Принимая во внимание возраст Прахлада и его поведение, его не следовало ругать. Но Хираньякашипу, вперив в Прахладу злобный взгляд, стал извергать на него потоки брани.

«О дерзкий и бестолковый разрушитель нашей семьи, худший из людей, ты не желаешь мне подчиняться. Так я сегодня же отправлю тебя, упрямого глупца, в обитель Ямараджи. Ты ведь знаешь, негодяй, что когда я прихожу в гнев, во всех трех мирах содрогаются планеты и их правители начинают трепетать от страха. Кто же дал тебе такую силу, что ты, ничего не боясь, дерзаешь нарушать мою волю?»

Прахлада сказал: «О царь, источник моей силы, о котором ты спрашиваешь, — это источник и твоей силы. Любая сила исходит от Него. Он один наделяет силой не только тебя или меня, но и всех остальных. Без Него никто не имел бы силы. Движущимися и неподвижными, высшими и низшими живыми существами — в том числе и Господом Брахмой — управляет сила Верховной Личности Бога. Он – это верховный повелитель и само время, Он сила всех чувств, сила ума и физическая сила, Он – жизненная сила чувств. Его могущество безгранично. Он – лучшее из всех живых существ, и Он управляет тремя гунами материальной природы. Своей силой Он создаёт, поддерживает и разрушает это космическое проявление. Отец мой, откажись, пожалуйста, от своего демонического умонастроения. Не дели в своём сердце окружающих на врагов и друзей; научись одинаково относиться ко всем. Кроме необузданного ума, который ведёт душу по ложному пути, у нас нет в этом мире иных врагов. Когда человек начинает видеть равенство всех живых существ, он достигает совершенства в поклонении Господу. На свете было много глупцов вроде тебя, кто не стал бороться с шестью врагами, которые крадут все достояния тела. Эти глупцы гордо думали: «Я победил своих врагов на всех десяти направлениях». Но на самом деле, если человек одолел шесть врагов и научился одинаково относиться ко всем живым существам, ему не с кем больше враждовать. Враги – это всего лишь плод воображения человека в невежестве».

Хираньякашипу ответил: «Мерзавец, ты пытаешься преуменьшить моё величие, как будто ты лучше меня владеешь своими чувствами. Много же ты о себе мнишь. Как видно, тебе не терпится принять смерть от моей руки: такой вздор обычно несут те, кто вот-вот расстанется с жизнью. О несчастный Прахлада, ты всё говорил мне о каком-то высшем существе, отличном от меня; о неком верховном повелителе, что стоит над каждым и пребывает повсюду. Где же Он? Если Он вездесущ, то почему я не вижу Его в этой колонне? За то что ты болтаешь всякий вздор, я сейчас снесу тебе голову. И посмотрим, как Бог, которому ты так поклоняешься, придёт защитить тебя. Хотел бы я это увидеть».

Так разгневанный Хираньякашипу, обладавший огромной силой, ругал своего сына – возвышенного преданного Прахладу. Извергая непрерывные потоки брани, Хираньякашипу взял свой меч, вскочил с царского трона и яростно ударил кулаком по колонне. В этот момент из колонны раздался ужасающей силы гром, от которого, казалось, лопнула оболочка вселенной. Этот поразительный гулкий раскат грома, которого никто раньше не слышал, прогремел в зале собраний в тот момент, когда Хираньякашипу, желавший убить собственного сына, стал демонстрировать свою необычайную силу. Услышав небывалый гром, предводители демонов испугались. Никто из них не мог понять, откуда он донесся. Чтобы подтвердить слова Своего слуги, Махараджи Прахлады, и доказать, что Верховная Личность Бога пребывает везде — даже в колонне зала собраний, Верховный Господь, Хари, явил миру удивительный, невиданный облик. Это был наполовину лев, наполовину — человек. В таком необычном образе Господь предстал перед Хираньякашипу.

Пока Хираньякашипу озирался, пытаясь понять, откуда исходит зловещий гром, Господь в образе удивительного существа — то ли льва, то ли человека — вышел из колонны. Хираньякашипу изумился: «Кто это? Получеловек — полулев?».


Хираньякашипу стал внимательно разглядывать стоявшего перед ним Нрисимхадеву, пытаясь понять, кто же это такой. Господь в этом облике был поистине страшен: Его гневные глаза цветом были похожи на расплавленное золото; огромный и ужасный лик казался еще больше от окружавшей его сияющей гривы; оскаленные зубы внушали смертельный страх, а язык, словно острый меч в руках воина, непрестанно двигался из стороны в сторону. Его неподвижные уши стояли торчком, ноздри и отверстый зев напоминали горные пещеры, а разомкнутые челюсти вызывали ужас. Тело Нрисимхадевы касалось небосвода. У Него была очень короткая и толстая шея, широкая грудь и тонкая талия, а тело покрывали белые, как лунный свет, волоски. Его руки, напоминавшие армию отважных воинов, простирались во всех направлениях, ибо Он Своим оружием – диском, булавой, раковиной, лотосом и прочим – уничтожал всех демонов, негодяев и атеистов.

Хираньякашипу пробормотал: «Судя по всему, Господь Вишну, обладающий огромным мистическим могуществом, задумал это, чтобы убить меня, но какой смысл в Его попытке? Кто может противостоять мне в бою?».


Уверенный в себе, Хираньякашипу схватил палицу и напал на Господа, как дикий слон.

Подобно крошечному насекомому, которое, упав в огонь, становится невидимым, Хираньякашипу, ринувшись на лучезарного Господа, тут же потерялся из виду. Этому не стоит удивляться, ибо Господь всегда пребывает в чистой благости. Прежде, во время творения, Он вошёл в тёмную вселенную и озарил её Своим духовным сиянием.

Затем великий демон Хираньякашипу яростно набросился на Нрисимхадеву и стал наносить Ему удары своей палицей. Господь Нрисимхадева, словно Гаруда, поймавший огромную змею, тут же схватил вооруженного палицей грозного демона.

В какой-то миг Господь Нрисимхадева позволил Хираньякашипу выскользнуть из Его рук, подобно тому как Гаруда, играя со змеей, иногда позволяет ей выскользнуть из его клюва. Однако полубоги, которые лишились своих обителей и в страхе перед Хираньякашипу прятались за тучами, вовсе не были рады случившемуся. Наоборот, они очень встревожились.

Вырвавшись из рук Нрисимхадевы, Хираньякашипу по ошибке решил, что Господь испугался его доблести. Поэтому он слегка перевёл дыхание и потом, взяв свой меч и щит, снова с огромной силой ринулся на Господа.

Быстрый как ястреб, Хираньякашипу носился то по небу, то по земле и, умело действуя мечом и щитом, защищал себя от ударов. Но Верховный Господь Нараяна, обладающий неимоверной силой, громко рассмеялся и схватил Хираньякашипу, который в испуге от пронзительного смеха Нрисимхадевы зажмурил глаза.

Подобно тому, как змея ловит мышь или Гаруда – очень ядовитую змею, Господь Нрисимхадева снова схватил Хираньякашипу, неуязвимого даже для громовой стрелы царя Индры. Страдая оттого, что его поймали, Хираньякашипу дергался во все стороны, но Господь Нрисимхадева положил его к Себе на бёдра и в дверях зала собраний Своими ногтями играючи разорвал демона на части.

Рот и грива Господа Нрисимхадевы были забрызганы кровью, а глаза сверкали таким гневом, что в них невозможно было взглянуть. Верховный Господь Нрисимхадева, облизывающийся, украшенный гирляндой из внутренностей Хираньякашипу, был похож на льва, который только что убил слона.

Забрызганные кровью волоски на лице Господа Нрисимхадевы приобрели красноватый оттенок и потому выглядели очень живописно. Господь Нрисимхадева вспорол ногтями живот Хираньякашипу, вытащил все внутренности и надел их на Себя, как гирлянду, отчего стал еще прекраснее. В то же время Господь внушал Своим видом и ужас, ибо походил на льва, сражающегося со слоном.

Верховный Господь, обладающий великим множеством рук, вырвал сердце Хираньякашипу и отбросил его тело в сторону, а потом повернулся к воинам этого демона. Тысячи вооруженных воинов, беззаветно преданных Хираньякашипу, кинулись сражаться с Господом, но Он убил их всех кончиками Своих ногтей.

Тряся Своей гривой, Нрисимхадева разметал в стороны все облака; Его сверкающие глаза затмили сияние небесных светил, а дыхание взволновало моря и океаны. Услышав Его рык, все слоны в мире взревели от страха.


От движения волос Нрисимхадевы воздушные корабли забросило в космическое пространство и на высшие планеты. Под невыносимой тяжестью Его лотосных стоп Земля, казалось, сошла с орбиты, и на её поверхности возникло много новых гор и холмов. Из-за сияния, которое исходило от тела Господа, померк свет, озарявший небо во всех направлениях.

На гневный лик Господа Нрисимхи страшно было смотреть; Господь излучал яркое сияние и, не видя в зале собраний никого, кто мог бы сравниться с Ним в силе и великолепии, Он сел на превосходный царский трон. Все присутствовавшие были охвачены благоговейным страхом перед Господом и не осмеливались приблизиться к Нему, чтобы выразить почтение.

Когда Господь сел на трон Хираньякашипу, никто не стал возражать против этого; не нашлось ни одного сторонника Хираньякашипу, который вступил бы с Господом в бой. Это означает, что все демоны тут же признали превосходство Нрисимхадевы. Кроме того, хотя Хираньякашипу считал Господа своим заклятым врагом, раньше он верой и правдой служил Господу на Вайкунтхе, поэтому теперь Господь охотно сел на трон, для создания которого Хираньякашипу приложил так много усилий.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает в этой связи, что иногда великие святые и риши заботливо и благоговейно предлагают Господу драгоценные троны, освященные ведическими мантрами и тантрами, однако Господь не садится на эти троны. Но Хираньякашипу раньше был Джаей, привратником на Вайкунтхе, и, хотя из-за брахманского проклятия он пал и, родившись демоном, уже никогда не делал Господу никаких подношений, Господь из любви к Своему преданному слуге с удовольствием восседал на троне, созданном усилиями Хираньякашипу. Этот пример показывает, что, в каком бы состоянии ни находился преданный, удача никогда не покидает его. (ШБ 7.8.34)

Хираньякашипу был подобен страшной головной боли, от которой голова всех трех миров пылала жаром. Поэтому, когда жены полубогов, обитателей райских планет, увидели, что Верховный Господь собственными руками убил этого великого демона, их лица засияли радостью. Они стали осыпать Господа Нрисимху цветами, которые дождем сыпались на Него с небес.

К тому времени воздушные корабли дэвов, желавших увидеть деяния Верховного Господа, Нараяны, заполнили всё небо. Полубоги ударили в барабаны и литавры; небожительницы, услышав эти звуки, начали танцевать, а главные гандхарвы запели сладостными голосами.

После этого, дорогой царь Юдхиштхира, к Господу стали подходить дэвы (полубоги). Возглавляли их Господь Брахма, царь Индра и Господь Шива; среди них были великие святые, жители Питрилоки, Сиддхалоки, Видьядхара-локи и планеты змей. К Господу подошли Ману и правители самых разных планет. За ними последовали ангельской красоты танцовщицы, гандхарвы, чараны, якши, обитатели Киннаралоки, веталы, обитатели Кимпуруша-локи, а также личные слуги Вишну, в числе которых были Сунанда и Кумуда. Все они по одному подходили к лучезарному Господу и, поднеся сложенные ладони ко лбу, кланялись и возносили Ему молитвы.


День явления Шри Нрисимхадева – Чатурдаши
«Для Моего удовольствия каждый год все должны соблюдать чатурдаши-врату. Тем, кто боится материального существования, следует соблюдать этот самый сокровенный и прекрасный обет из всех. Для соблюдения этой чатурдаши-враты подходят все, а Мои преданные – особенно». (Нрисимха Пурана)

До сумерек, до времени явления Господа Нрисимхадева, мы не вкушаем прасад. Это можно только детям, старикам и больным, или тем, кому доктор не рекомендует поститься – они могут поесть ровно столько, сколько им небходимо. Когда Нрисимхадев увидит что вы, несмотря на все трудности, поститесь, Он будет доволен. Вы принимаете эту аскезу для Господа Нрисимхадева, чтобы получить Его милость. В этот день мы следуем этому обету также, как и в день Экадаши, а также в дни явления Господа – Гаура-пурниму, Рама-навами, Джанмаштами и Радхаштами.


Нрисимха-палли(Дева-палли)

К юго-востоку отсюда находится Нрисимха Пури. Когда же я увижу красоту этого места и буду задыхаться в экстазе, получив чистую Кришна-прему? Мое сердце – вместилище вожделения и шести врагов, лицемерия, вероломства, стремления к славе. Поэтому я буду молиться Шри Нрисимхадеву, чтобы Он очистил моё сердце и даровал мне желание служить Кришне. О, когда же я, рыдая, взмолюсь у лотосных стоп Шри Нрисимхи о способности поклоняться Радхе и Кришне в Навадвипе, свободной от всех препятствий? Когда же Господь в этой форме, повергающей в ужас демонов, но необычайно расположенной к Шри Прахладу и преданным, будет доволен мной и одарит меня милостью? Когда же Он милостиво заговорит с этим бесполезным глупцом и устранит все мои страхи?

«Дорогое дитя, счастливо оставайся здесь в Гаура Дхаме, поклоняйся Радхе и Кришне и развивай влечение к Святому Имени. По милости Моих преданных преодолимы все препятствия. Просто поклоняйся с очищенным сердцем играм Радхи и Кришны, являющимся потоком сладкого нектара».

Когда же, говоря такие слова, Господь с радостью поместит Свои стопы на мою голову? В этот момент я упаду на землю, по милости Господа Нрисимхи проявив признаки экстаза, испытывая любовь к Радхе и Кришне. («Навадвипа-бхава-таранга» Бхактивиноды Тхакура)

В этой деревне они отдохнули как гости господствующего Божества, Нрисимхи. Здесь находится храм Нрисимхадева, широко известный со времён Сатья-юги. Господь приходил сюда, чтобы отдохнуть после того, как даровал Свою милость Прахладе, убив Хираньякашипу. Брахма и остальные полубоги построили здесь свои дома, и получилась целая деревня. Эта деревня стоит на тилах, холмах, на берегу реки Мандакини, и все её обитатели погружены в поклонение Нрисимхадеву. Согласно писаниям, эта деревня в Навадвипе, именуемая Шри Нрисимха-кшетрой – самая очищающая из всех. Здесь можно увидеть Сурья-тилу и Брахма-тилу, а на востоке была Нрисимха-тила. Теперь это место изменилось. Здесь можно увидеть Ганеша-тилу, а там – Индра-тила. Хотя Вишвакарма построил здесь сотни домов из драгоценных камней, они все были разрушены течением времени, а Мандакини высохла. Теперь эти места отмечены только холмами. Видите эти бесчисленные разбросанные камни – это остатки храмов. (Навадвипа Дхама Махатмья)


Молитвы Прахлада Шри Нрисимхадеву(ШБ 5.18.8-14)

ом намо бхагавате нарасимхайа

намас теджас-теджасе авир-авирбхава
ваджра-накха ваджра-дамштра кармашайан
рандхайа рандхайа тамо граса граса ом сваха;
абхайам абхайам атмани бхуйиштха ом кшраум

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Нрисимхадевой, источником всей силы. О Господь, Твои ногти и клыки подобны молниям, так истреби же демона наших желаний, связанных с кармической деятельностью. Появись в нашем сердце и изгони оттуда невежество, чтобы по Твоей милости мы, изнуренные борьбой за существование в этом мире, обрели бесстрашие.

свастй асту вишвасйа кхалах прасидатам

дхйайанту бхутани шивам митхо дхийа
манаш ча бхадрам бхаджатад адхокшадже
авешйатам но матир апй ахаитуки

Да воцарится мир и благоденствие во всей вселенной и да успокоятся все злонравные существа. Пусть каждый обретет умиротворение, занимаясь бхакти-йогой, ибо, встав на путь преданного служения, живые существа начнут заботиться о благе друг друга. Так давайте же служить трансцендентному Господу Шри Кришне, и пусть мысли о Нем никогда не покидают нас.

магара-даратмаджа-витта-бандхушу

санго йади сйад бхагават-прийешу нах
йах прана-вриттйа паритушта атмаван
сиддхйатй адуран на татхендрийа-прийах

О Господь, мы молим Тебя о том, чтобы наш дом, жена, дети, друзья, родственники, деньги и все остальное, что держит нас в тюрьме семейной жизни, никогда не казались нам привлекательными. Если у нас должна быть какая-то привязанность, то пусть это будет привязанность к преданным, которым дорог только Кришна. Тот, кто воистину познал свою духовную природу и подчинил себе ум, вполне доволен, имея лишь самое необходимое для жизни, и не пытается удовлетворять потребности своих чувств. Такой человек очень быстро совершенствуется в сознании Кришны, тогда как те, кто слишком привязан к материальному, встречают на этом пути множество трудностей.

йат-санга-лабдхам ниджа-вирйа-ваибхавам

тиртхам мухух самспришатам хи манасам
харатй аджо 'нтах шрутибхир гато 'нгаджам
ко ваи на севета мукунда-викрамам

Общаясь с теми, кто всего себя отдал на волю Верховного Господа, Мукунды, можно услышать о Его великих деяниях и проникнуть в их смысл. Деяния Мукунды обладают таким могуществом, что, просто слушая о них, человек общается с Самим Господом. Если он регулярно и с огромным желанием слушает повествования о славных деяниях Господа, то Абсолютная Истина, Личность Бога, в Своем звуковом воплощении войдет в его сердце и очистит его от всякой скверны. Вода Ганги способна очистить тело и исцелить недуги, но, чтобы очистить сердце, тому, кто просто омывается в Ганге или посещает святые места, потребуется очень много времени. Какой же здравомыслящий человек откажется от общения с преданными, позволяющего быстро достичь совершенства?

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати дхавато бахих

В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение. И наоборот, тот, кто стоит в стороне от преданного служения и занимается мирскими делами, не имеет вообще никаких хороших качеств. Даже если он достиг успеха в мистической йоге или, честно трудясь, содержит свою семью и всех родственников, он вынужден идти на поводу у собственного ума и потому служит внешней энергии Господа. Откуда же у такого человека возьмутся добродетели?

харир хи сакшад бхагаван шариринам

атма джхашанам ива тойам ипситам
хитва махамс там йади саджджате грихе
тада махаттвам вайаса дампатинам

Так же как обитатели вод всегда хотят оставаться в большом водоеме, всем обусловленным живым существам от природы присуще стремление оставаться в бескрайних просторах бытия Верховного Господа. С мирской точки зрения кто-то может считаться великим, но, если этот человек, вместо того чтобы обрести покровительство Высшей Души, развивает в себе привязанность к мирской семейной жизни, он не более велик, чем невежественные молодые супруги. Тот, кого слишком привлекает материальная жизнь, губит все свои духовные добродетели.

тасмад раджо-рага-вишада-манйу-
мана-сприха-бхайадаинйадхимулам
хитва грихам самсрити-чакравалам
нрисимха-падам бхаджатакутобхайам ити

Поэтому, о демоны, отрекитесь от призрачного семейного счастья и просто укройтесь под сенью лотосных стоп Господа Нрисимхадевы, которые даруют подлинное бесстрашие. Семейная жизнь затягивает человека и рождает в нем материальные привязанности, неодолимые желания, скорбь, гнев, отчаяние, страх и стремление к мирским почестям. Все это удерживает душу в круговороте рождения и смерти.


Стих из Падьявали:

шйамоччандра свапиши на шишо нити мам адйа нидра

нидра-хетох шрину сута катхам кам апурвам курусва
вйактах стамбхан нарахарир абхуд данавам дарайисйанн
итй уктасйа смитам удайате деваки-нанданасйа

«О моя восходящая тёмная луна, о дитя моё, Ты не спишь?»
«Нет. Сон ещё не пришёл ко Мне.»
«Послушай, о сын мой. Я расскажу Тебе одну сказку, и Ты сразу заснёшь.»
«Что это за сказка, которой я никогда не слышал? Пожалуйста, расскажи.»
И мама Яшода рассказала эту историю. Когда она дошла до слов «И тогда Господь Нрисимха появился из колонны. Господу Нрисимхе не терпелось разорвать демона на кусочки», на устах маленького Кришны неожиданно заиграла улыбка.


намас те нарасимхайа, прахладахлада-дайине

хиранйакашипор вакшах-шила-танка-накхалайе

ито нрисимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрисимхах
бахир нрисимхо хридайе нрисимхо
нрисимхам адим шаранам прападйе

тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам
далита-хиранйакашипу-тану-бхрингам
кешава дхрита-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

Я склоняюсь перед Господом Нарасимхой, который приносит радость Прахладе Махарадже и чьи ногти вонзаются, словно резцы, в каменную грудь демона Хираньякашипу.

Господь Нрисимха и здесь и там. Куда бы я ни пошёл – везде Господь Нрисимха. Он и в сердце, и вовне. Я предаюсь Господу Нрисимхе, источнику всего сущего и высшему прибежищу для всех.

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ человекольва! Слава Тебе! С такой же легкостью, с какой человек может раздавить пальцами осу, Ты Своими чудесными острыми когтями разорвал на части тело демона Хираньякашипу, схожего с осой.


шри-нрисимха, джайа нрисимха, джайа джайа нрисимха

прахладеша джайа падма-мукха-падма-бхринга

Слава Нрисимхадеве! Слава Господу Махараджи Прахлады – Нрисимхадеве, который, подобно шмелю, постоянно любуется прекрасным, как лотос, ликом богини процветания». (ЧЧ Мадхья 8.5)



шри-нрисимха, джайа нрисимха, джайа джайа нрисимха!

уграм вирам маха-вишнум, джвалантам сарвато мукхам
нрисимхам бхишанам бхадрам, мритьюр мритьюм намамй ахам

тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам
далита-хиранйакашипу-тану-бхрингам
кешава дхрита-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий