Господь Вишну принял форму наполовину человека, наполовину льва, чтобы защитить своего преданного и победить Хираньякашипу – царя демона. Хираньякашипу некогда угодил Брахме и в награду получил вечную защиту от всех мыслимых опасностей. Ни бог, ни человек, ни зверь не могли убить его. Он не мог умереть ни днем, ни ночью, ни в своем доме, ни вне его. Обезопасив себя таким образом, он пошел дальше, потребовал себе божеских почестей, а все иные формы богопочитания в своих владениях запретил. Однако его собственный пятилетний сын Прахлада был преданным Господа Вишну, постоянно служил Ему с любовью и преданностью. Когда Хираньякашипу увидел это, то посоветовал сыну забыть о Боге, но Прахлада отказался.
Хираньякашипу отправил сына в школу к наставнику, известному своими атеистическими взглядами. Тем не менее, по возвращении от учителя, Прахлада как и раньше продолжал служить и молиться Господу.Когда Хиранйакашипу узнал это, он подумал про себя: “Пора окончательно разделаться с этим выскочкой". Хиранйакашипу был жесток по своей природе, и теперь он зашипел, как змея, на которую наступили. Он взглянул на своего любимого Прахлада, в котором он видел теперь преданного Вишну, своего заклятого врага. Мальчик умиротворенно стоял пред отцом, сложив ладони. Хиранйакашипу презрительно взирал на него со своего трона.
“О, величайший бесстыдник, о, глупейший из всех! Ты разрушил нашу семью! Ты – последний среди людей! Ты причинил великие несчастья, за которые ты сегодня умрешь! Мерзавец! Разве ты не знаешь, что если меня разозлить, то задрожат все три мира? Откуда такие мерзавцы, как ты, берут силы, чтобы вот так вот бесстыдно переступать через мой авторитет?”
Прахлад ответил: “Дорогой царь, я черпаю свои силы оттуда же, что и ты. И в действительности, все берет свое начало из одного источника – от Бога.”
Этого Хиранйакашипу уже не мог слушать. Он приказал убить своего сына. Прахлада бросали под ноги слонам, пытались убить смертоносным оружием и сбрасывали со скалы. Его пытали и давали ему яд, погружали в реку, чтобы он утонул, и бросали его в пожирающее пламя костра. Однако, несмотря на все эти покушения на его жизнь, Прахлад оставался невредим. Во время всех своих мучений он просто медитировал на Господа Вишну, который спасал Прахлада от всего.
Для Хиранйакашипу это стало невыносимым. Все его планы убийства сына на каждом шагу терпели крах. Тут он уже призадумался, нет ли кого-нибудь, более могущественного, чем он. “Не существует ли взаправду Господь, о котором говорил мой сын? Кто же защищает этого маленького мальчика?” – думал Хиранйакашипу. Еще больше кипя от ярости, чем раньше, спросил он у Прахлада: “Ты, неблагодарный дурак! Ты осмелился принизить мое достоинство! Ты зашел уже слишком далеко. Такую наглость могут позволить себе лишь те, кто стоят на пороге смерти. Ты постоянно твердишь о каком-то верховном существе, которое превыше всего, которое контролирует все и проникает повсюду. Но где же Оно? Если Оно повсюду, то почему Его нет предо мной? Сейчас я оторву тебе голову, и посмотрим, придет ли твой обожаемый Бог тебе на помощь. Я хочу посмотреть на Него! Где Он? В этой колонне Он есть?”. В припадке Хиранйакашипу выхватил меч и с силой ударил по мраморной колонне палаты собраний. Он вдребезги раскрошил ее одним могучим ударом своего кулака.
Изнутри колонны раздался страшный звук, который исходил, казалось, со всех уголков вселенной, и пронизывал собой все три мира. Хиранйакашипу в изумлении прислушался. И затем, чтобы доказать справедливость слов своего преданного Прахлада, что Господь пребывает везде, даже внутри колонны палаты собраний, Вишну вырвался из нее в невиданном доселе облике могущественного Нарасимхадевы.
Это был и ни человек, и ни лев. Он выглядел наполовину, как лев, а наполовину – как человек, и вид его был невероятно страшен. Господь засмеялся громким, резким смехом и двинулся на Хиранйакашипу. Со скоростью небесного ястреба Хиранйакашипу взмыл в небо, но спасения уже не было. Нарасимхадева поймал его в воздухе, как обычную осу, и положил демона к себе на колени, поддерживая его бедрами, чтобы он не упал. Хиранйакашипу пытался вырваться из объятий Господа, но все его усилия были бесполезны. И на пороге дворца собраний, на рубеже дня и ночи, Нарасимхадева разорвал демона на куски своими ногтями.
Господь Нарасимха убил Хиранйакашипу, не нарушив ни одно из тех благословений, которыми до этого наградил демона Его преданный, Брахма. Он появился в облике полульва-получеловека, то есть он не был ни человеком в полном смысле слова, ни животным; Он сделал свое дело, когда стояли зловещие сумерки, ни днем, ни ночью; Он положил демона на свои широко расставленные бедра, сидя на пороге дворца, ни внутри помещения, ни снаружи; поскольку демон лежал у Него на коленях, то он не находился ни в воздухе, ни на земле.
Нарасимха был разъярен и страшен, тем не менее, маленький Прахлад смело подошел к Его огромному трону и вознес Ему молитвы, которые записаны в сорока трех стихах “Бхагавата Пураны” (7.9.8-50). Господь Нарасимха успокоился, слушая сладкие слова Прахлада, и настроение Его изменилось. Глубокая любовь Его преданного превратила Его в ласкового и нежного Господа, с которым все они были хорошо знакомы. Переполненные радостью собравшиеся преданные с большой любовью пели: “Джай Нарасимхадева! Вся слава Господу Нарасимхе!!!”
Смерть Хиранйакашипу всем принесла облегчение, как будто лихорадка вселенной наконец-то прошла. Когда жены полубогов, живущих на небесных планетах, увидели, что он погиб от руки Верховной Личности Бога, их лица озарились великой радостью. Небо было заполнено воздушными кораблями, полубоги били в барабаны, счастливые небесные танцовщицы демонстрировали свое искусство, а гандхарвы пели сладкие песни, в которых восхвалялась доблесть Нарасимхадевы. Цветы победы ливнем сыпались повсюду. Дхарма была восстановлена самим Господом. Мир избавился от Хиранйакашипу, и освобожденный Прахлад возносил преданные молитвы Господу своей жизни.
Главное, что делает Нрисимхадев – он защищает нас от внутренних врагов: от вожделения, от гнева, от жадности, иллюзии, гордыни, и в конце концов от зависти. Все внешние препятствия, с которыми мы сталкиваемся – проявление внутренних препятствий в нашем сердце. И враги к нам приходят для того, чтобы показать, что в нашем сердце еще остались вожделение, гнев, жадность. В случае Прахлады Махараджа, Господь пришел для того, чтобы доказать чистоту его преданности. Когда мы возносим молитвы Нрисимхе, то просим Его, чтобы он оградил нас от внешних препятствий. Эти препятствия – не что иное, как урок, посылаемый нам самим Господом. Если б их не было – мы бы расслабились давно, мы бы забыли о Нем, мы бы не ценили Его. На самом деле, мы должны ценить все внешние препятствия, которые возникают у нас, потому, что благодаря им мы сможем лучше ценить Бога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий