Шримад Баладева Видьябхушана Прабху был чистым преданным высочайшего уровня, которого не интересовало ничего, кроме служения Господу. У него не было ни малейшего стремления к имени и славе. Он написал много священных книг, бесценных, как бриллианты, ради величайшего блага всех, кто родился в человеческом теле.
Точное место его рождения, имя отца и матери и генеалогическое древо их семьи неизвестны. Поэтому неизвестны и точные обстоятельства его рождения. Тем не менее, по мнению некоторых, он родился в месте под названием Балешвара, деревне неподалеку от Ремуны, в начале XVIII в. и был сыном вайшьи, земледельца.
В раннем возрасте он выучил грамматику санскрита, поэзию, риторику и логику. Став экспертом по всем этим предметам, он начал путешествовать по разным местам паломничества. Проскитавшись так некоторое время и посетив многие святые места, он остался жить в храме таттвавади - последователей Шри Мадхвачарьи.
Там он стал досконально разбираться в таттвавада-сиддханте, то есть философских и теологических заключениях Мадхвы. После этого он принял санньясу и решительно проповедовал таттвавада-сиддханту по всей Индии.
Путешествуя из одного селения в другое, он постепенно добрался до Джаганнатха Пури.
Там он проповедовал в течение нескольких дней. Тогда же ему посчастливилось встретиться с одним из самых видных учеников Шри Расикананда Девы, Пандитом Шри Радха-Дамодарой, с которым он обсудил принципы преданного служения. Шримад Радха-Дамодара дева Госвами дал Баладеве наставления об исполненных милости играх Шри Гоурасундары, а также о Его учении и изложении Им Гаудия-вайшнава-сиддханты Сарвабхауме Бхаттачарье.
Когда Баладева услышал божественную мудрость от Шри Радха-Дамодары Госвами, его сердце растаяло. Проведя несколько дней в слушании, он попросил об инициации в мантру Радхи-Кришны и начал изучать "Шат-сандарбхи" Дживы Госвами у святых стоп своего гурудева, Радхи-Дамодары Госвами. Вскоре Баладева стал экспертом в Гаудия-вайшнава-сиддханте. Прожив некоторое время с Радха-Дамодарой Госвами, он получил приказ продолжать изучать Гаудия-вайшнавизм и отправиться во Вриндаван, приняв убежище у святых стоп Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
Посетив впервые Навадвипу, он вскоре прибыл во Вриндаван. Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур (Шри Хариваллабха даса) был очень рад видеть покорность, скромность, ученость и отречение Баладевы. С этого дня он какое-то время держал возле себя Баладеву и учил его ачинтья-бхеда-абхеда - философии Шри Чайтаньи, а также многим другим важным сиддхантам, имеющим отношение к гаудия-вайшнавской концепции Кришна-бхакти. С этого момента жизнь и сердце Шри Баладевы были полностью посвящены теистической концепции Гаудия-сампрадаи. Его мысли были сосредоточены на этом, он был решителен и не отвлекался ни на какие посторонние предметы. Теперь он начал проповедовать эту философию и исключил все остальные.
Однажды в Джайпуре, в царском дворце, Рамануджа-сампрадая начала спорить об одном нюансе, связанном с гаудия-сампрадаей. Они сказали царю, что в гаудия-сампрадае нет своего комментария на самое важное богооткровенное писание ведической религии - Веданту; поэтому у них нет сиддханты и нет настоящей сампрадаи, или школы. Как следствие, они должны бросить служить Божествам Говинды и Гопинатхи, и доверить это тем, кто является истинными представителями истинной сампрадаи.
Тогдашний царь Джайпура был последователем гаудия-сампрадаи. Он немедленно послал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру во Вриндаван сообщение об этом нюансе с курьером, желая знать, действительно ли в гаудия-сампрадаи нет никакого комментария на Веданту. Если комментарий есть, то царь хочет, чтобы он был немедленно доставлен в Джайпур для удовлетворения критиков-пандитов из Рамануджа-сампрадаи.
В то время Шри Вишванатха Чакраварти был уже стар и немощен. Он не мог отправиться в трудное путешествие в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву. Баладева Видьябхушана был выдающимся ученым и экспертом по всем важным писаниям. Перед огромным количеством собравшихся пандитов из Рамануджа-сампрадаи Баладева бросил им вызов на философскую дискуссию. Начался длинный и тяжелый спор, и школа Рамануджи подняла шум. Тем не менее, никто не смог устоять перед его выводами, глубокой ученостью и острым интеллектом. Баладева доказывал, что основатель гаудия-сампрадаи, Шри Чайтанья Махапрабху, установил, что "Шримад-Бхагаватам" является величайшим комментарием на Веданту.
Сам "Бхагаватам" говорит, что он - бхашьянам брахма-сутранам, естественный комментарий на Веданту. Это подтверждается на основе доказательств, приведенных Дживой Госвами в его "Шат-сандарбхе". Поэтому гаудия-сампрадая приняла "Шримад-Бхагаватам" в качестве оригинального комментария на Веданту и не видит необходимости в написании своего отдельного комментария.
В этот момент пандиты из Рамануджа-сампрадаи закричали: "Он признал, что у них нет комментария! У них нет комментария!"
Не имея другого выхода, Шри Баладева Видьябхушана пообещал показать им через несколько дней комментарий Гаудии на Веданту. Пандиты изумились и решили, что комментарий все-таки существует. Они подозревали, что здесь какой-то фокус, но тем не менее молчали.
В величайшем беспокойстве Шри Баладева Видьябхушана отправился в храм Шри Говинды к Божеству Рупы Госвами. Предложив Божеству поклоны, коснувшись пола восемью частями своего тела, он рассказал обо всем, что произошло.
Той же ночью во сне Шри Говинда сказал ему: "Ты должен написать комментарий. Этот комментарий будет санкционирован лично Мной. Никто не сможет найти в нем ни одного изъяна".
Увидев такой сон, Баладева очень обрадовался, а его сердце исполнилось силы, и он был готов тут же приступить к работе. После медитации на лотосные стопы Говинды он начал писать свой комментарий. Через несколько дней работа была готова. Этот комментарий известен под названием "Говинда-бхашья - комментарий на Веданту". В приложении к "Говинда-бхашье", после того, как она была опубликована, Шри Баладева написал: "видьярупам бхушанам йе прадая, кхатим нитье тено йо мамударах, Шри говинда-свапна-нирдиштха бхашье, радхабандхурангах с джият". "Вся слава Шри Говинде! По своей милости Он явил мне этот комментарий во сне. Этот комментарий, явленный им, особенно высоко ценят великие ученые, и вследствие этого я получил имя Видьябхушана, но именно Шри Говинда заслуживает всех этих похвал. Пусть же Шри Говинда - самое дорогое, что есть у Шри Радхики, - одержит победу над всеми".
С "Говинда-бхашьей" в руках Баладева Видьябхушана пришел в царский зал собраний, где его ждали пандиты. Когда он показал им свой комментарий, они потеряли дар речи. Было провозглашено, что гаудия-сампрадая победила. Царь и все гаудия-вайшнавы были невероятно счастливы. Тогда же пандиты дали Шри Баладеве титул Видьябхушана, или "украшенный знанием", в честь его великой учености. Это было в 1628 году по летоисчислению Шака. На следующий день царь Джайпура издал указ о том, что каждый должен прибыть на арати для Шри Говинды, любимого Божества Гаудия-вайшнавов, которому должно воздать хвалу за такой удивительный комментарий на Веданту.
Пандиты из школы Рамануджи, на которых Шрила Баладева Видьябхушана оказал столь огромное влияние, признали его своим ачарьей и захотели стать его учениками. С великим смирением Баладева Видьябхушана отказался, объяснив свое решение тем, что существуют четыре сампрадаи, среди которых Шри-сампрадая является истинной школой, проповедующей, что служение Богу - это наипервейшая религиозная деятельность. Развивая взгляды гаудия-сампрадаи, он не хотел этим унизить Шри-сампрадаю. Баладева сказал, что обидеть Шри-сампрадаю - значит совершить великое оскорбление.
Шрипад Баладева Видьябхушана вернулся из Джайпура во Вриндаван, неся сообщение о своей победе. По возвращении он упал к лотосным стопам Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура и сообщил ему эту новость. Все, кто пришел в то время во Вриндаван, а также жители Вриндавана, обрадовались, и Вишванатха Чакраварти Тхакура пролил на Баладеву Видьябхушану свои благословения.
После этого Баладева Видьябхушана начала писать комментарий на "Шат-сандабрху". Вскоре Вишванатха Чакраварти Тхакура покинул этот мир, и для вайшнавской общины погас великий маяк божественного света. И тогда Шри Баладеву Видьябхушану стали почитать в общине как преемника пламени и лидера тех, кто понимает учение Шри Чайтаньи.
В своем учении Баладева доказывает трансцендентное положение Вед, а затем то, что они являются самым лучшим доказательством для познания высшей истины.
В своей "Сиддханта-дарпане" Баладева объяснил положение трансцендентного звука во взаимоотношениях с Кришной и Его святым именем следующим образом:
экамэва прам таттвам вачьявачака бхавабхак
вачьях сарвешваро дево вачаках пранавобхавет
матсья-курма-адибхир-рупайр-ятха вачьо бахур-бхавет
вачако'пи татхартхади-бхавадбахур-удирьяте
адьянтарахитатвена сваям нитьям пракиртите
авирбхава тиробхавау шьятамасья югеюге
"Одна абсолютная истина имеет две категории: называемое (Кришна) и название (Ом). Парамешвара, Шри Кришна, абсолютная личность - это называемое; пранава, или омкара (Ом), - это название. Называемое, или Парамешвара Шри Кришна, проявляет себя в различных обликах как Матсья, Курма и многих других. Точно так же имя Верховного Господа распространяется во многих различных видах: трансцендентном слоге Ом, мантре гаятри и самих Ведах. Для Верховной Личности Бога не существует пределов. У Него нет ни начала, ни конца. Поэтому прославление Его также вечно. Он является в материальном мире, находится здесь некоторое время и снова исчезает по своему желанию".
Баладев объясняет энергию Господа в своей "Сиддханта-дарпане": "У Господа есть три энергии: мышление (гйана), чувства (крия) и желания (бала). Посредством этих трех энергий он создает материальное творение. Лучи сознания, исходящие из Него - души (дживы) - это отдельные неотъемлемые частицы. Посредством вышеупомянутых мышления, чувств и желаний они тоже входят в бытие. Веды были рассказаны Господом, который совершенен во всех отношениях. Поэтому Веды не имеют четырех недостатков, присущих материальному существованию: ошибок, обмана, иллюзии и несовершенного восприятия. Таким образом, Веды являются совершенной формой доказательств для понимания Верховной Истины. Веды прославляют Кришну как абсолютную истину. Пураны и итихасы так же хороши, как и Веды. Они также прославляют Кришну как абсолютную истину".
В своей "Веданта-самантаке" Баладева развил тезис о том, что Веды являются наилучшим доказательством для понимания Верховного Бога. В этой книге он пишет: "тадэвам сарватах шрештха шабдасья стхите таттванирнаякашту широтилакшана эва на тваршалакшанопи". "Есть различные способы познать истину: пратьякша (непосредственное восприятие), ануман (выводы, гипотезы и дедукция), шабда (авторитетные слова), артхапати (толкования), анупалабдхи (обратные выводы), самбхава (законы вероятности) и айтихья (история).
Из всех этих методов выяснения истины шабда, слушание авторитетных личностей, - наилучший. Лучший источник знания об абсолюте - шрути, явленная истина, полученная из авторитетного источника, Вед. Разные ученые всегда придерживаются разных взглядов на реальность, но ведические шастры вечны и трансцендентны, более того, они свободны от четырех изъянов материального существования, имя своим источником непосредственно самого Верховного Господа. Поэтому они являются лучшим доказательством для познания абсолютной истины". ("Веданта-самантака, 1/51)
То, что было подтверждено с помощью основательных доказательств, праманы, называется прамеей. Баладева написал книгу "Прамея-ратнавали", в которой он выдвигает девять концепций и доказывает, что все они являются фактами, подтвержденными с помощью неоспоримых доказательств Вед. Учение Мадхва-гаудия-вайшнавизма, как оно было передано от Мадхвачарьи к Шри Чайтанье Махапрабху, было вкратце изложено в "Прамея-ратнавали".
Его девять концепций изложены в следующем стихотворении (ПР, 8):
шри мадхвах праха вишнум паратамам акхиламная ведьям ча чишвам
сатьям бхедма ча дживам хари чарана джушас тартамьям ча тешам
мокшам вишнв-ангхри-лабхам тад-амала-бхаджанам тасья хетум праманам
пратьякшади траям четь упадишати хари кришна-чайтанья чандра
"Шри Мадхвачарья учит, что:
1) Кришна, известный под именем Хари, - Верховный Господь, Абсолют.
2) Что Верховного Господа можно познать с помощью Вед.
3) Материальный мир реален.
4) Дживы, или души, отличны от Верховного Господа.
5) По своей природе дживы являются слугами Верховного Господа.
6) Есть две категории джив: освобожденные и пребывающие в иллюзии.
7) Получить освобождение означает достичь лотосных стоп Кришны, то есть вступить в вечные взаимоотношения, заключающиеся в служении Верховному Господу.
8) Установить такие взаимоотношения можно с помощью чистого преданного служения.
9) Истину можно познать через непосредственное восприятие, умозаключения и с помощью авторитетного источника - Вед. Тем же самым принципам учил Шри Чайтанья Махапрабху".
Согласно Баладеве существует пять категорий таттв, или истин, составляющих реальность: ишвара, Бог; джива, душа; пракрити, материя; кала, время; карма, действие. Ишвара, или Бог, является величайшим. Он всеведущ, Он - высочайшее выражение трансцендентного блаженства и сама Его природа - экстаз. Он исполнен всех качеств и является абсолютной личностью. Он - владыка всего сущего и всегда свободен от рождений и смертей. Он - владыка всех богов, возглавляемых Брахмой и Шивой. Он - верховный супруг, Повелитель повелителей и Верховная Личность, больше кого бы то ни было достойная того, чтобы Ей возносили молитвы. Он единственный остается абсолютной истиной даже после разрушения материального мира (который является его отделенной материальной энергией) вместе со всеми полубогами, в том числе Брахмой, Шивой и Индрой.
Дальше Баладева объясняет, что у Кришны есть три энергии: парашакти, кшетраджна-шакти и майя-шакти.
Парашакти означает сварупа-бхакти, или внутренняя энергия Господа.
Кшетраджна-шакти означает джива-шакти, или живые существа, а майя-шакти означает внешнюю энергию Господа, его энергию, с помощью которой он держит души в иллюзии.
Это объяснение основано на "Вишну-пуране". Он продолжает объяснять, что не существует разницы между телом и душой Бога. Они суть одно и то же. Поскольку у Кришны, Верховного Господа, две руки, он играет на флейте, у него трансцендентный облик, состоящий из вечности, знания и блаженства, и он известен под именами Говинда и Гопал.
Лакшмидеви не отличается от Него в том смысле, что Он является Верховным обладателем энергии, а Она - Его Верховная энергия. (сеи джаганмата лакшми вишнур анапайини шакти) Это подтверждается на всем протяжении шастры. В какой бы форме ни явился Господь, ей всегда соответствует определенная форма Лакшми, которая ведет себя как его вечная супруга. Когда Господь является как бог, Лакшми является как богиня. Когда Господь пускается в приключения в качестве обычного человека, Лакшми также спускается на нашу Землю как обычная женщина.
Баладева Видьябхушана говорит:
тешу сарвешу лакшми-рупешу радхаях сваям лакшмитвам
мантавьям сарвешу бхагавад-рупешу кришнасья сваям бхагаватвават
(Веданта-самантака 2.37)
"Как из множества аватар Бога Кришна является Верховной Личностью Бога, так и среди всех проявлений Лакшмидеви Шримати Радхарани является Верховной Богиней".
Это подтверждается в "Брихад-Гаутамия тантре", где сказано: "Шри Радхика - это Верховная Богиня. По своей природе Она является Кришной, поскольку само ее существование проникнуто Кришной. Поэтому она известна под именем Кришнамайи, или девушка, переполненная Кришной. Она известна также под именем Парадевата, потому что Она - Верховная Богиня. Все другие богини подчиняются ей. Она является Верховной Лакшми, и Ее трансцендентное сияние превосходит сияние любых бриллиантов. Она верховная очаровательница, потому что очаровала самого Кришну, который сам может очаровать миллионы купидонов".
Баладева цитирует Шаунаку Муни, который говорит в "Шримад-Бхагаватам", что из всех аватар, экспансий Бога и Личностей Бога Кришна - это Верховная Личность Бога. Поклонение Кришне должно считаться поэтому высочайшей формой поклонения.
Согласно Баладеве, дживы, или души, - это атомы духовной энергии Господа. Души вечны и никогда и никаким способом не могут быть уничтожены. Истинная природа души заключается в том, чтобы в полной мере владеть трансцендентным знанием:
са ча дживо бхагавадасо мантавьях дасабхуто
харерева наньясьяйве кадачанети падмат
(Веданта-самантака 3.11)
"Конституциональная природа души такова, что она является служанкой Бхагавана Шри Кришны. По версии "Падма-пураны" душа - это вечная служанка Хари, и больше никакое ее положение не является истинным".
Предавшись лотосным стопам духовного учителя, преданного Кришны, человек получает Криша-бхакти по милости гуру. Получив Кришна-бхакти, человек получает самого Кришну.
В своей книге "Веданта-самантака" Шри Баладева Видьябхушана возносит следующую молитва лотосным стопам своего гурудева, Шри Радха-Дамодары Госвами:
радхадидамодара нама вибхарата,
випрена ведантамаях сьямантака
Шри радхикаяйрвиниведитомая
тасьях прамодам са таноту сарвада
"Получив полномочия на этот труд от своего гурудева, брахмана Шри Радхи-Дамодары Госвами, я написал комментарий на Веданту, известный как "Веданта-сьямантака", для того, чтобы доставить удовольствие Шримати Радхарани. Этот комментарий является кратким изложением основных моментов Веданты. Да будет он приятным для Шри Радхике!"
У Шри Баладевы Видьябхушаны были два совершенно исключительных ученика, оба - совершенные души. Их звали Шри Уддхава Даса и Шри Нандана Мишра.
Среди книг, написанных Шри Баладевой Видьябхушаной, были:
- его комментарий на Веданту - "Говинда-бхашья";
- "Драгоценные камни умозаключений", или "Сиддханта-Ратна";
- "Сахитья Каумуди";
- краткое изложение философии Веданты - "Веданта-сьямантака";
- "Драгоценный камень принципов, основанных на фактах" (очерк девяти принципов, которых придерживаются как школа Мадхвы, так и школа Чайтаньи) - "Прамея-ратнавали";
- краткое изложение принципов Гаудия-вайшнавизма - "Сиддханта-дарпана";
- "Кавья-каустубха" (книга избранных санскритских стихов для вайшнавов);
- "Айшварья-кадамбини";
- "Вьякарана-каумуди" (книга по грамматике);
- "Падакаустубха" (избранные молитвы);
- комментарии на важнейшие Упанишады, начиная с "Иша-упанишады" и заключая "Гопала-тапани-упанишадой";
- комментарий на "Бхагавад-гиту" - "Гитабхушана-бхашья";
- а также комментарии на: "Вишну-сахасра-наму", "Шримад-Бхагаватам" ("Вайшнава-нандини-тика"), "Таттва-сандарбху" Дживы Госвами, "Ставамалу" Рупы Госвами, "Ната-чандрику", "Чандралоку" Джаядевы Госвами, "Сахитья-каумуди" (его собственную работу), "Лагху-бхагаватамриту", "Натака-чандрику" и "Шьямананду-шатаку".
Он поклонялся Божествам Шри Джая и Шри Виджая Говинда, (в Гокулананда Мандире во Вриндаване).
Баладева установил несколько Божеств в Храме Радха-Шьямасундар. Его малоизвестный самадхи мандир находится позади этого Храма.
Шри Баладева Видьябхушана ушел из этого мира в 1768 году по христианскому летоисчислению.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Точное место его рождения, имя отца и матери и генеалогическое древо их семьи неизвестны. Поэтому неизвестны и точные обстоятельства его рождения. Тем не менее, по мнению некоторых, он родился в месте под названием Балешвара, деревне неподалеку от Ремуны, в начале XVIII в. и был сыном вайшьи, земледельца.
В раннем возрасте он выучил грамматику санскрита, поэзию, риторику и логику. Став экспертом по всем этим предметам, он начал путешествовать по разным местам паломничества. Проскитавшись так некоторое время и посетив многие святые места, он остался жить в храме таттвавади - последователей Шри Мадхвачарьи.
Там он стал досконально разбираться в таттвавада-сиддханте, то есть философских и теологических заключениях Мадхвы. После этого он принял санньясу и решительно проповедовал таттвавада-сиддханту по всей Индии.
Путешествуя из одного селения в другое, он постепенно добрался до Джаганнатха Пури.
Храм Джаганнатха Пури в Святой Дхаме
Там он проповедовал в течение нескольких дней. Тогда же ему посчастливилось встретиться с одним из самых видных учеников Шри Расикананда Девы, Пандитом Шри Радха-Дамодарой, с которым он обсудил принципы преданного служения. Шримад Радха-Дамодара дева Госвами дал Баладеве наставления об исполненных милости играх Шри Гоурасундары, а также о Его учении и изложении Им Гаудия-вайшнава-сиддханты Сарвабхауме Бхаттачарье.
Когда Баладева услышал божественную мудрость от Шри Радха-Дамодары Госвами, его сердце растаяло. Проведя несколько дней в слушании, он попросил об инициации в мантру Радхи-Кришны и начал изучать "Шат-сандарбхи" Дживы Госвами у святых стоп своего гурудева, Радхи-Дамодары Госвами. Вскоре Баладева стал экспертом в Гаудия-вайшнава-сиддханте. Прожив некоторое время с Радха-Дамодарой Госвами, он получил приказ продолжать изучать Гаудия-вайшнавизм и отправиться во Вриндаван, приняв убежище у святых стоп Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
Посетив впервые Навадвипу, он вскоре прибыл во Вриндаван. Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур (Шри Хариваллабха даса) был очень рад видеть покорность, скромность, ученость и отречение Баладевы. С этого дня он какое-то время держал возле себя Баладеву и учил его ачинтья-бхеда-абхеда - философии Шри Чайтаньи, а также многим другим важным сиддхантам, имеющим отношение к гаудия-вайшнавской концепции Кришна-бхакти. С этого момента жизнь и сердце Шри Баладевы были полностью посвящены теистической концепции Гаудия-сампрадаи. Его мысли были сосредоточены на этом, он был решителен и не отвлекался ни на какие посторонние предметы. Теперь он начал проповедовать эту философию и исключил все остальные.
Тогдашний царь Джайпура был последователем гаудия-сампрадаи. Он немедленно послал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру во Вриндаван сообщение об этом нюансе с курьером, желая знать, действительно ли в гаудия-сампрадаи нет никакого комментария на Веданту. Если комментарий есть, то царь хочет, чтобы он был немедленно доставлен в Джайпур для удовлетворения критиков-пандитов из Рамануджа-сампрадаи.
Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур
В то время Шри Вишванатха Чакраварти был уже стар и немощен. Он не мог отправиться в трудное путешествие в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву. Баладева Видьябхушана был выдающимся ученым и экспертом по всем важным писаниям. Перед огромным количеством собравшихся пандитов из Рамануджа-сампрадаи Баладева бросил им вызов на философскую дискуссию. Начался длинный и тяжелый спор, и школа Рамануджи подняла шум. Тем не менее, никто не смог устоять перед его выводами, глубокой ученостью и острым интеллектом. Баладева доказывал, что основатель гаудия-сампрадаи, Шри Чайтанья Махапрабху, установил, что "Шримад-Бхагаватам" является величайшим комментарием на Веданту.
Сам "Бхагаватам" говорит, что он - бхашьянам брахма-сутранам, естественный комментарий на Веданту. Это подтверждается на основе доказательств, приведенных Дживой Госвами в его "Шат-сандарбхе". Поэтому гаудия-сампрадая приняла "Шримад-Бхагаватам" в качестве оригинального комментария на Веданту и не видит необходимости в написании своего отдельного комментария.
В этот момент пандиты из Рамануджа-сампрадаи закричали: "Он признал, что у них нет комментария! У них нет комментария!"
Не имея другого выхода, Шри Баладева Видьябхушана пообещал показать им через несколько дней комментарий Гаудии на Веданту. Пандиты изумились и решили, что комментарий все-таки существует. Они подозревали, что здесь какой-то фокус, но тем не менее молчали.
В величайшем беспокойстве Шри Баладева Видьябхушана отправился в храм Шри Говинды к Божеству Рупы Госвами. Предложив Божеству поклоны, коснувшись пола восемью частями своего тела, он рассказал обо всем, что произошло.
Той же ночью во сне Шри Говинда сказал ему: "Ты должен написать комментарий. Этот комментарий будет санкционирован лично Мной. Никто не сможет найти в нем ни одного изъяна".
Увидев такой сон, Баладева очень обрадовался, а его сердце исполнилось силы, и он был готов тут же приступить к работе. После медитации на лотосные стопы Говинды он начал писать свой комментарий. Через несколько дней работа была готова. Этот комментарий известен под названием "Говинда-бхашья - комментарий на Веданту". В приложении к "Говинда-бхашье", после того, как она была опубликована, Шри Баладева написал: "видьярупам бхушанам йе прадая, кхатим нитье тено йо мамударах, Шри говинда-свапна-нирдиштха бхашье, радхабандхурангах с джият". "Вся слава Шри Говинде! По своей милости Он явил мне этот комментарий во сне. Этот комментарий, явленный им, особенно высоко ценят великие ученые, и вследствие этого я получил имя Видьябхушана, но именно Шри Говинда заслуживает всех этих похвал. Пусть же Шри Говинда - самое дорогое, что есть у Шри Радхики, - одержит победу над всеми".
С "Говинда-бхашьей" в руках Баладева Видьябхушана пришел в царский зал собраний, где его ждали пандиты. Когда он показал им свой комментарий, они потеряли дар речи. Было провозглашено, что гаудия-сампрадая победила. Царь и все гаудия-вайшнавы были невероятно счастливы. Тогда же пандиты дали Шри Баладеве титул Видьябхушана, или "украшенный знанием", в честь его великой учености. Это было в 1628 году по летоисчислению Шака. На следующий день царь Джайпура издал указ о том, что каждый должен прибыть на арати для Шри Говинды, любимого Божества Гаудия-вайшнавов, которому должно воздать хвалу за такой удивительный комментарий на Веданту.
Пандиты из школы Рамануджи, на которых Шрила Баладева Видьябхушана оказал столь огромное влияние, признали его своим ачарьей и захотели стать его учениками. С великим смирением Баладева Видьябхушана отказался, объяснив свое решение тем, что существуют четыре сампрадаи, среди которых Шри-сампрадая является истинной школой, проповедующей, что служение Богу - это наипервейшая религиозная деятельность. Развивая взгляды гаудия-сампрадаи, он не хотел этим унизить Шри-сампрадаю. Баладева сказал, что обидеть Шри-сампрадаю - значит совершить великое оскорбление.
Шрипад Баладева Видьябхушана вернулся из Джайпура во Вриндаван, неся сообщение о своей победе. По возвращении он упал к лотосным стопам Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура и сообщил ему эту новость. Все, кто пришел в то время во Вриндаван, а также жители Вриндавана, обрадовались, и Вишванатха Чакраварти Тхакура пролил на Баладеву Видьябхушану свои благословения.
После этого Баладева Видьябхушана начала писать комментарий на "Шат-сандабрху". Вскоре Вишванатха Чакраварти Тхакура покинул этот мир, и для вайшнавской общины погас великий маяк божественного света. И тогда Шри Баладеву Видьябхушану стали почитать в общине как преемника пламени и лидера тех, кто понимает учение Шри Чайтаньи.
Самадхи Шрилы Нароттама Даса и Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура во Вриндаване
В своем учении Баладева доказывает трансцендентное положение Вед, а затем то, что они являются самым лучшим доказательством для познания высшей истины.
В своей "Сиддханта-дарпане" Баладева объяснил положение трансцендентного звука во взаимоотношениях с Кришной и Его святым именем следующим образом:
экамэва прам таттвам вачьявачака бхавабхак
вачьях сарвешваро дево вачаках пранавобхавет
матсья-курма-адибхир-рупайр-ятха вачьо бахур-бхавет
вачако'пи татхартхади-бхавадбахур-удирьяте
адьянтарахитатвена сваям нитьям пракиртите
авирбхава тиробхавау шьятамасья югеюге
"Одна абсолютная истина имеет две категории: называемое (Кришна) и название (Ом). Парамешвара, Шри Кришна, абсолютная личность - это называемое; пранава, или омкара (Ом), - это название. Называемое, или Парамешвара Шри Кришна, проявляет себя в различных обликах как Матсья, Курма и многих других. Точно так же имя Верховного Господа распространяется во многих различных видах: трансцендентном слоге Ом, мантре гаятри и самих Ведах. Для Верховной Личности Бога не существует пределов. У Него нет ни начала, ни конца. Поэтому прославление Его также вечно. Он является в материальном мире, находится здесь некоторое время и снова исчезает по своему желанию".
Баладев объясняет энергию Господа в своей "Сиддханта-дарпане": "У Господа есть три энергии: мышление (гйана), чувства (крия) и желания (бала). Посредством этих трех энергий он создает материальное творение. Лучи сознания, исходящие из Него - души (дживы) - это отдельные неотъемлемые частицы. Посредством вышеупомянутых мышления, чувств и желаний они тоже входят в бытие. Веды были рассказаны Господом, который совершенен во всех отношениях. Поэтому Веды не имеют четырех недостатков, присущих материальному существованию: ошибок, обмана, иллюзии и несовершенного восприятия. Таким образом, Веды являются совершенной формой доказательств для понимания Верховной Истины. Веды прославляют Кришну как абсолютную истину. Пураны и итихасы так же хороши, как и Веды. Они также прославляют Кришну как абсолютную истину".
В своей "Веданта-самантаке" Баладева развил тезис о том, что Веды являются наилучшим доказательством для понимания Верховного Бога. В этой книге он пишет: "тадэвам сарватах шрештха шабдасья стхите таттванирнаякашту широтилакшана эва на тваршалакшанопи". "Есть различные способы познать истину: пратьякша (непосредственное восприятие), ануман (выводы, гипотезы и дедукция), шабда (авторитетные слова), артхапати (толкования), анупалабдхи (обратные выводы), самбхава (законы вероятности) и айтихья (история).
Из всех этих методов выяснения истины шабда, слушание авторитетных личностей, - наилучший. Лучший источник знания об абсолюте - шрути, явленная истина, полученная из авторитетного источника, Вед. Разные ученые всегда придерживаются разных взглядов на реальность, но ведические шастры вечны и трансцендентны, более того, они свободны от четырех изъянов материального существования, имя своим источником непосредственно самого Верховного Господа. Поэтому они являются лучшим доказательством для познания абсолютной истины". ("Веданта-самантака, 1/51)
То, что было подтверждено с помощью основательных доказательств, праманы, называется прамеей. Баладева написал книгу "Прамея-ратнавали", в которой он выдвигает девять концепций и доказывает, что все они являются фактами, подтвержденными с помощью неоспоримых доказательств Вед. Учение Мадхва-гаудия-вайшнавизма, как оно было передано от Мадхвачарьи к Шри Чайтанье Махапрабху, было вкратце изложено в "Прамея-ратнавали".
Его девять концепций изложены в следующем стихотворении (ПР, 8):
шри мадхвах праха вишнум паратамам акхиламная ведьям ча чишвам
сатьям бхедма ча дживам хари чарана джушас тартамьям ча тешам
мокшам вишнв-ангхри-лабхам тад-амала-бхаджанам тасья хетум праманам
пратьякшади траям четь упадишати хари кришна-чайтанья чандра
"Шри Мадхвачарья учит, что:
1) Кришна, известный под именем Хари, - Верховный Господь, Абсолют.
2) Что Верховного Господа можно познать с помощью Вед.
3) Материальный мир реален.
4) Дживы, или души, отличны от Верховного Господа.
5) По своей природе дживы являются слугами Верховного Господа.
6) Есть две категории джив: освобожденные и пребывающие в иллюзии.
7) Получить освобождение означает достичь лотосных стоп Кришны, то есть вступить в вечные взаимоотношения, заключающиеся в служении Верховному Господу.
8) Установить такие взаимоотношения можно с помощью чистого преданного служения.
9) Истину можно познать через непосредственное восприятие, умозаключения и с помощью авторитетного источника - Вед. Тем же самым принципам учил Шри Чайтанья Махапрабху".
Согласно Баладеве существует пять категорий таттв, или истин, составляющих реальность: ишвара, Бог; джива, душа; пракрити, материя; кала, время; карма, действие. Ишвара, или Бог, является величайшим. Он всеведущ, Он - высочайшее выражение трансцендентного блаженства и сама Его природа - экстаз. Он исполнен всех качеств и является абсолютной личностью. Он - владыка всего сущего и всегда свободен от рождений и смертей. Он - владыка всех богов, возглавляемых Брахмой и Шивой. Он - верховный супруг, Повелитель повелителей и Верховная Личность, больше кого бы то ни было достойная того, чтобы Ей возносили молитвы. Он единственный остается абсолютной истиной даже после разрушения материального мира (который является его отделенной материальной энергией) вместе со всеми полубогами, в том числе Брахмой, Шивой и Индрой.
Парашакти означает сварупа-бхакти, или внутренняя энергия Господа.
Кшетраджна-шакти означает джива-шакти, или живые существа, а майя-шакти означает внешнюю энергию Господа, его энергию, с помощью которой он держит души в иллюзии.
Это объяснение основано на "Вишну-пуране". Он продолжает объяснять, что не существует разницы между телом и душой Бога. Они суть одно и то же. Поскольку у Кришны, Верховного Господа, две руки, он играет на флейте, у него трансцендентный облик, состоящий из вечности, знания и блаженства, и он известен под именами Говинда и Гопал.
Баладева Видьябхушана говорит:
тешу сарвешу лакшми-рупешу радхаях сваям лакшмитвам
мантавьям сарвешу бхагавад-рупешу кришнасья сваям бхагаватвават
(Веданта-самантака 2.37)
"Как из множества аватар Бога Кришна является Верховной Личностью Бога, так и среди всех проявлений Лакшмидеви Шримати Радхарани является Верховной Богиней".
Баладева цитирует Шаунаку Муни, который говорит в "Шримад-Бхагаватам", что из всех аватар, экспансий Бога и Личностей Бога Кришна - это Верховная Личность Бога. Поклонение Кришне должно считаться поэтому высочайшей формой поклонения.
Согласно Баладеве, дживы, или души, - это атомы духовной энергии Господа. Души вечны и никогда и никаким способом не могут быть уничтожены. Истинная природа души заключается в том, чтобы в полной мере владеть трансцендентным знанием:
са ча дживо бхагавадасо мантавьях дасабхуто
харерева наньясьяйве кадачанети падмат
(Веданта-самантака 3.11)
"Конституциональная природа души такова, что она является служанкой Бхагавана Шри Кришны. По версии "Падма-пураны" душа - это вечная служанка Хари, и больше никакое ее положение не является истинным".
Предавшись лотосным стопам духовного учителя, преданного Кришны, человек получает Криша-бхакти по милости гуру. Получив Кришна-бхакти, человек получает самого Кришну.
В своей книге "Веданта-самантака" Шри Баладева Видьябхушана возносит следующую молитва лотосным стопам своего гурудева, Шри Радха-Дамодары Госвами:
радхадидамодара нама вибхарата,
випрена ведантамаях сьямантака
Шри радхикаяйрвиниведитомая
тасьях прамодам са таноту сарвада
"Получив полномочия на этот труд от своего гурудева, брахмана Шри Радхи-Дамодары Госвами, я написал комментарий на Веданту, известный как "Веданта-сьямантака", для того, чтобы доставить удовольствие Шримати Радхарани. Этот комментарий является кратким изложением основных моментов Веданты. Да будет он приятным для Шри Радхике!"
У Шри Баладевы Видьябхушаны были два совершенно исключительных ученика, оба - совершенные души. Их звали Шри Уддхава Даса и Шри Нандана Мишра.
Среди книг, написанных Шри Баладевой Видьябхушаной, были:
- его комментарий на Веданту - "Говинда-бхашья";
- "Драгоценные камни умозаключений", или "Сиддханта-Ратна";
- "Сахитья Каумуди";
- краткое изложение философии Веданты - "Веданта-сьямантака";
- "Драгоценный камень принципов, основанных на фактах" (очерк девяти принципов, которых придерживаются как школа Мадхвы, так и школа Чайтаньи) - "Прамея-ратнавали";
- краткое изложение принципов Гаудия-вайшнавизма - "Сиддханта-дарпана";
- "Кавья-каустубха" (книга избранных санскритских стихов для вайшнавов);
- "Айшварья-кадамбини";
- "Вьякарана-каумуди" (книга по грамматике);
- "Падакаустубха" (избранные молитвы);
- комментарии на важнейшие Упанишады, начиная с "Иша-упанишады" и заключая "Гопала-тапани-упанишадой";
- комментарий на "Бхагавад-гиту" - "Гитабхушана-бхашья";
- а также комментарии на: "Вишну-сахасра-наму", "Шримад-Бхагаватам" ("Вайшнава-нандини-тика"), "Таттва-сандарбху" Дживы Госвами, "Ставамалу" Рупы Госвами, "Ната-чандрику", "Чандралоку" Джаядевы Госвами, "Сахитья-каумуди" (его собственную работу), "Лагху-бхагаватамриту", "Натака-чандрику" и "Шьямананду-шатаку".
Он поклонялся Божествам Шри Джая и Шри Виджая Говинда, (в Гокулананда Мандире во Вриндаване).
Комментариев нет:
Отправить комментарий