Действительно, именно это и происходит с пищей в процессе её трансформации семью дхату. «Грубая часть» — это мала (отходы), естественные побочные продукты пищеварения. «Средняя часть» — это извлекаемые из пищи питательные вещества, идущие на построение и восстановление тканей. «Тонкая часть» — это вкус пищи и питья, то скрытое сознание пищи, которым в буквальном смысле слова питаются наши ум и эмоции. Например, сладкая пища порождает «сладкое» настроение и удовольствие, кислая пища — раздражительность и недовольство, и так далее. Человек — это то, что он ест.
Влияние вкуса на ум и эмоции
Сладкий вкус
При правильном употреблении: любовь, удовлетворение
При злоупотреблении: желание, привязанность, нужда, пассивность
Солёный вкус
При правильном употреблении: лёгкость ума
При злоупотреблении: негибкость ума, жадность, пристрастие
Кислый вкус
При правильном употреблении: острота ума
При злоупотреблении: зависть, сожаления, негодование
Острый вкус
При правильном употреблении: целеустремлённость, мотивация
При злоупотреблении: ненависть, гнев, ревность, агрессия
Горький вкус
При правильном употреблении: ясность ума, проницательность;
При злоупотреблении: горе, разочарование
Вяжущий вкус
При правильном употреблении: оптимизм, хорошее самочувствие;
При злоупотреблении: страх
Каждому человеку необходим каждый из шести вкусов. Их оптимальное количество зависит от конституции, то есть от преобладания у данного человека той или иной доши. Избыток любого из вкусов, так же как и его нехватка, может причинить вред при любой конституции.
Сладкий вкус
Необходим в значительных количествах при любой конституции, поскольку он является главной питательной составляющей пищи. Больше всего в нем нуждается Питта, умеренно — Вата и меньше всего — Капха.
Необходим для поддержания и роста тканей и развития всех трех дош.
Солёный вкус
Необходим всем конституциям, но в небольших количествах, поскольку даже в низких концентрациях оказывает сильное действие. Наибольшая потребность в нем — у Ваты, умеренная — у Питты, наименьшая — у Капхи.
Необходим для поддержания минерального баланса и удержания воды в организме.
Кислый вкус
Необходим всем конституциям в умеренных количествах. Больше всего его требуется для Ваты, умеренное количество — для Капхи и меньше всего — для Питты.
Необходим для поддержания кислотности и устранения жажды.
Острый вкус
В умеренных количествах требуется всем конституциям. Наибольшая потребность в нем — у Капхи, умеренная — у Ваты, наименьшая — у Питты.
Необходим для поддержания обмена веществ, повышения аппетита и улучшения пищеварения.
Горький вкус
Необходим в малых количествах всем конституциям. Больше всего потребность в нем у Питты, умеренная — у Капхи, наименьшая — у Ваты.
Необходим для выведения токсинов, но может оказывать и истощающее действие.
Вяжущий вкус
В умеренном количестве, как вторичный вкус пищи, нужен всем конституциям. Больше требуется Питте, умеренно — Капхе, меньше — Вате.
Необходим для укрепления тканей и их поддержания.
Оценка питательных и лечебных свойств вкусов
Сладкий вкус наиболее питателен и потому наиболее важен для всех людей. Питательная ценность кислого вкуса — умеренная, при этом он может истощить секреты репродуктивной системы. Вяжущий вкус также обладает некоторыми питательными свойствами и способствует удержанию в организме различных веществ, особенно минералов. У большинства зеленых овощей вяжущий вкус. Соль снабжает организм минералами и помогает удерживать воду, но сама по себе не очень питательна. Острый вкус имеет невысокую питательную ценность; он содержится в пряностях и некоторых овощах, например в луке, и обычно действует истощающе. Горький вкус наименее питателен, и часто его присутствие указывает на то, что овощи уже слишком старые и не годятся в пищу.
С точки зрения лечебных свойств наибольшую ценность представляют горький и вяжущий вкусы. Они излечивают острые лихорадочные состояния, инфицированные раны и травматические повреждения, то есть состояния, непосредственно угрожающие жизни. Острый вкус очень полезен для стимулирования защитных реакций организма и устранения застойных явлений. Эти три вкуса быстро оказывают воздействие на организм и наиболее эффективно устраняют патогенные факторы. Кислый, соленый и сладкий вкусы реже используются в терапии острых состояний и больше подходят для длительного лечения, например тонизирующего.
Такое понимание вкусов вполне согласуется с нашим обыденным опытом. Ведь не случайно же мы говорим, что любовь сладостна, а слёзы — горьки, и не случайно появилось такое выражение, как «вкус страха» (который в действительности представляет собой сухость во рту — одно из проявлений стресс-реакции). На глубинном уровне наша система «тело — ум» осознаёт, что вкусы влияют на неё точно так же, как и эмоции. Вот почему в аюрведе они обозначаются одним термином — раса («эссенция»). Шесть рас — это не только вкусы пищи, но и вкусы эмоций. А эмоции — это вкусы жизненного опыта.
Когда вкусы пищи, составляющей наш рацион, сбалансированны, ум также пребывает в гармонии. Когда ум пребывает в покое, жизнь течёт гармонично. Если же мы начинаем злоупотреблять каким-либо вкусом, ум захлёстывает соответствующая эмоция, и гармония нарушается. Так, съев порцию чили в период, когда доминирует Питта, или в состоянии раздражения, вы лишь подольёте масла в огонь; но в период, когда внешний огонь слаб, щепотка острого имбиря разожжёт искру задора, в которой мы так нуждаемся в подобные моменты. Схожим образом, злоупотребление углеводами, сахаром и жирными молочными продуктами — классической «утешительной» пищей — в буквальном смысле умножает груз ваших проблем, когда доминирует Капха или вы находитесь в подавленном состоянии; но зато тарелка горячей каши на завтрак стабилизирует и укрепляет во время доминирующей Ваты и в моменты, когда вы чувствуете себя неуверенно или испытываете страх.
В отличие от питательных эффектов, вышеперечисленные вкусовые эффекты пищи проявляются очень быстро, но длятся сравнительно недолго. Съеденная пища оказывает на сознание три эффекта, обусловленных ее расой, випаком и вирьей. Не важно, замечаем мы это или нет: влияние вкусов осуществляется не только сознательно, но и подсознательно. Вайдьи (врачи аюрведы) задолго до Фрейда анализировали образы сновидений, чтобы оценить баланс в теле элементов, а значит, и вкусов. Согласно аюрведической теории, агрессивные сновидения и образы горящих предметов указывают на избыток огня и часто являются следствием обильного ужина с острыми блюдами. Если человеку снится, что он увяз в грязи или несёт тяжёлый груз, это свидетельствует об избытке земли и воды и часто является следствием злоупотребления на ночь «утешительной» пищи. А образы бегства, погони или чувство страха во сне указывают на избыток пространства и воздуха и зачастую возникают после того, как человек переест перед сном попкорна, чипсов или холодного пива. Так что если вы, проснувшись поутру, вспомните, что вам снилось нечто подобное, подумайте о том, что вы ели на ночь.
В то же время помните, что «роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет», — а раса пахнет расой. На тонком уровне сознания, где совершается последняя стадия «переваривания» всякого опыта, эссенция разума, то есть вкус, всякого предмета не зависит от того, каким образом вы его поглотили. Съедите вы его, подумаете о нём, понюхаете его, прикоснётесь к нему или назовёте его имя — эффект будет один и тот же. И вкус, возникший в ваших мыслях, и вкус физической пищи действует на сознание одинаково. Разумеется, это не значит, что вы покроетесь прыщами от одной мысли о шоколаде. Сладкие воспоминания и даже мысль о сладкой пище не грозят вам прибавкой в весе. Однако тонкое воздействие на настроение они непременно окажут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий