Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(14 июня 2001 г.)
Шрила Нараяна Махараджа. Как нужно правильно
произносить имя вашего Гурудевы? Если вы кланяетесь ему, можете ли вы при этом
держать руку в мешочке с четками и говорить:
нама ом вишну-падая кришна-прештхая бху-тале
шри шримад бхактипрагьяна кешава госвами ити намине
Как правильно вести себя? Первые десять из шестидесяти четырех слагающих бхакти связаны с Гуру. Помните ли вы их?
Шрипада Аранья Махараджа. Первые четыре слагающие бхакти это — шри гуру-падашраях (принять прибежище у лотосных стоп Шри Гуру), шри кришна дикша-шикшади (получить посвящение и получать духовные наставления), притипурвака гуру-сева (служить Шри Гуру с любовью) и садху-марганусаранах (следовать по стопам садху).
Шрила Нараяна Махараджа. Если вы хотите произнести имя вашего Гурудевы почтительно, станете ли вы говорить: «Кешава Махараджа» или «Бхактиведанта Махараджа»? Нет, это будет оскорблением. Чтобы действительно выразить подобающее почтение, мы со сложенными ладонями и глубоким уважением произносим: нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа. Иначе мы совершим оскорбление. Это будет означать, что мы относимся к Гурудеве непочтительно.
То же самое относится и к санкиртане. Если идет киртана, а мы, вместо того чтобы присоединиться к ней, повторяем на четках, то мы надругаемся над санкиртаной. Когда вы повторяете в одиночестве, это не санкиртана. Когда вы поете вместе со всеми преданными, нужно относиться почтительно к ним всем, иначе бхакти уйдет.
Надо стараться следовать первым десяти слагающим бхакти, высшей из которых является вишрамбхена гурох сева. Нужно служить Гурудеве, не только словами, но и делами, внутренне и внешне, всеми способами. Мы должны стремиться служить нашему Гурудеве даже больше, чем мы служим Божественной Чете, Радхе-Кришне, потому что он дает нам знание о Кришне. Что значит вишрамбхена?
Шрипада Мадхава Махараджа. В близких отношениях.
Шрила Нараяна Махараджа. В близких отношениях, как прана-бандху.
Шьямарани даси. Как дорогому другу.
Шрила Нараяна Махараджа. Как дорогому другу, но в то же время с уважением и почтением к нему. Когда мы служим другу, между нами существуют близкие отношения. Но сейчас мы должны следовать арчана-маргу и служить с почтительностью, а не просто как другу. На более высоком уровне, когда мы поднимемся над сферой вайдхи-бхакти, мы сможем обнять его как друга, но не раньше. Однако сейчас мы следуем вайдхи-бхакти и потому должны с почтением относиться как к нашему дикша-гуру, так и к нашим шикша-гуру.
Если вы совершаете другие слагающие бхакти, но при этом не оказываете почтения вайшнавам, все пропадет даром. Бимала ваишнабе, рати паджибе, басана хоибе кхина.
[Шрила Нараяна Махараджа и преданные поют песню Шрилы Бхактивиноды Тхакура «Бимала вайшнаве»:]
хари хари кабе мора хо’бе хено дина
бимала ваишнабе, рати упаджибе, басана хоибе кхина
антара-бахире, сама вйавахара, амани манада хо’бо
Шрила Нараяна Махараджа. Я хочу объяснить смысл этой песни. Шрила Бхактивинода Тхакур молится: «О Хари!» «Хари» значит «Кришна». «О Кришна! О Хари!» Чайтанья Махапрабху также молится: «О Хари!» Шрила Бхактивинода Тхакур — это гаура-шакти, трансцендентная энергия Шри Чайтаньи Махапрабху, и поэтому он тоже молится: «Хари, Хари! О Шри Чайтанья Махапрабху! Шачинандана Гаурахари! Нитьянанда Прабху! О Радха и Кришна! Когда же мне выпадет удача и настанет тот день? Бимала ваишнабе, рати упаджибе, басана хоибе кхина. Когда я обрету рати?» Рати значит намного больше, чем почтение, и оно приходит после шраддхи, ништхи, ручи и асакти. «Когда настанет тот день и рати к лотосным стопам вайшнавов войдет в мое сердце? Тогда я смогу почитать их и служить им».
Басана хоибе кхина. «Тогда все мирские желания уйдут прочь». И главным образом, исчезнут вожделение и гнев — корень всего зла. До тех пор пока вожделение и гнев живут в нашем сердце, бхакти не может коснуться нашего сердца.
Антара-бахире, сама вйавахара. Тогда внутри и снаружи — в своем сердце и в своих поступках — мы будем одинаковы. Наше поведение будет соответствовать нашим помыслам. В нас не будет двуличия, лицемерия, дипломатии. Амани манада хо’бо. Я уже раньше объяснял эти слова, амани манада. Мы будем оказывать почтение другим согласно их уровню бхакти, а о себе будем думать: «Я так ничтожен, у меня совсем нет никаких достоинств».
Никто не любит Кришну так, как Шримати Радхика, и тем не менее Она думает: «Я ниже всех. У Меня нет любви и привязанности к Кришне». Она хочет быть как олени, как облака, как коровы и другие жители Враджи, считая, что у них намного больше бхакти, чем у Нее. Если вы не относитесь к вайшнавам с почтением, особенно к чистым вайшнавам, бхакти никогда не придет. Может прийти тень бхакти, но чистое бхакти не придет. Если придет чистое бхакти, у вас не останется желания, чтобы вас кто-либо почитал. Вы будете искренне чувствовать: «Я ничтожен. Я не заслуживаю никакого почтения».
Кришна-санкиртане, шри-кришна-смаране, сатата маджийа ро’бо. Когда ваш Гуру и старшие вайшнавы совершают киртану, должны ли вы оставаться безучастными (татастха)? Ни в коем случае. Если вы равнодушны к киртане и в это время повторяете на своих четках «Харе Кришна, Харе Кришна», это плохо. Вы должны присоединиться к киртане, погрузиться в нее. Вы должны танцевать и петь, как это делал Махапрабху, и полностью погрузиться в кришна-смарану. «Когда же настанет этот день? Когда я стану таким?»
э дехер крийа, абхйасе корибо дживана джапана лаги,
шри-кришна-бхаджане, анукула джаха, тахе хо’бо анураги.
Что это значит?
Пундарика прабху. В этих строках Шрила Бхактивинода Тхакур мечтает о том, чтобы тело полностью действовало само по себе. «Человек дышит, не обращая никакого внимания, как это происходит. Так пусть же и любая другая деятельность тела и его отношения с внешним миром протекают подобным образом, а я буду просто погружен в бхаджану.
Шрила Нараяна Махараджа. Пусть все мое внимание будет поглощено нама-санкиртаной, памятованием Кришны, так, чтобы я не отвлекался ни на что другое. Пусть мой ум, мое сердце будет занято лишь этим, а забота о теле станет второстепенной и будет осуществляться сама собой.
Бхаджанеро джаха, пратикула таха, дридха-бхаве тейагибо. Все, что неблагоприятно для бхакти (пратикула), должно быть немедленно отвергнуто. У нас так много желаний. Мы должны очень решительно отвергнуть любую деятельность, которая не способствует нашему бхакти, и всем сердцем принять все, что способствует.
Бхаджите бхаджите, самайа асиле, э деха чхадийа дибо. Я буду продолжать совершать бхаджану, и однажды придет время, когда я расстанусь с телом как с одеждой. Я не буду чувствовать никакой боли и не стану молиться: «О Кришна, спаси меня, спаси меня. Я умираю. О Кришна, я не хочу умирать». Дед Бхишма покинул тело с радостью. Он был настолько возвышен, что получил благословение умереть по собственному желанию. Он оставил тело, когда Кришна стоял перед ним и все его мысли были поглощены Кришной. Он был подобен Шриле Харидасу Тхакуру, и мы тоже должны стремиться стать такими.
Бхакативинода, эи аша кори’, басийа годрума-бане, прабху-крипа лаги. Шрила Бхактивинода Тхакур молится: «Я сижу в Годруме, повторяю и помню Хари-наму с этой надеждой. Я хочу получить милость Кришны и милость Шри Чайтаньи Махапрабху, повелителя Годрума-кунджи. Я живу лишь с той надеждой, что Чайтанья Махапрабху прольет на меня Свою милость».
Вйакула антаре, сада канде сангопане. «Молясь так, я непрестанно рыдаю».
Шрила Нараяна Махараджа. Преданные должны быть такими. Иначе у нас не будет бхакти. Не держитесь за мирские желания. Махараджа Бхарата был преданным очень высокого уровня, он поднялся до рати-авастхи, бхава-бхакти. Он упал оттуда из-за одной привязанности, но это заняло всего три жизни. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что на самом деле он был освобожденной душой, но по воле Кришны играл роль, будто у него возникла привязанность. Однако на нашем уровне мы должны быть предельно осторожными.
Вы должны слушать лекции о том, как совершать бхакти. Читайте и обсуждайте «Упадешамриту», «Манах-шикшу», учение Рупы Госвами, учение Санатаны Госвами, беседу Рамананды Рая и Шри Чайтаньи Махапрабху. Также можете читать о Махарадже Прахладе в «Шримад-Бхагаватам» и Десятую песнь, где содержатся некоторые наставления о том, как вступить на путь чистого бхакти. Старайтесь следовать всем этим книгам.
Наша цель — служить Божественной Чете, Радхе и Кришне, и особенно стать служанкой Радхики, и эта цель очень высока. Это верная цель, но мы должны направить свое внимание на то, как ее достичь. Мы должны делать то, что благоприятно на нашем уровне, и не забегать вперед.
Постарайтесь забыть ваши мирские желания. Эти пять-шесть дней, пока я здесь, будьте брахмачари и ведите себя наилучшим образом. Не надо ходить в рестораны и другие подобные места. Не играйте в мяч. Будьте внимательны. Ваши часы должны продолжать идти еще три, четыре, пять или даже шесть месяцев. Понимаете, о чем я?
Шрипада Аранья Махараджа. Если у вас есть часы, вы должны заводить их. Когда вы заводите часы, они продолжают идти еще много дней. Гурудева хочет «завести наши часы» так, чтобы каждый из нас совершал очень насыщенную садхана-бхаджану по меньшей мере полгода или год, пока преданные не встретятся с ним вновь.
Шрила Нараяна Махараджа. Мы встретимся вновь, и я снова заведу ваши часы. Мой Гурудева делал это три раза в год.
Гоура премананде!
Комментариев нет:
Отправить комментарий