среда, 6 марта 2013 г.

Лекция по Бхагавад-Гите 12.13-14


А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
12 мая 1974 г., Бомбей

Нитай цитирует перевод: "Тот, кто не завистлив, но добрый друг всем живым существам, кто не считает себя владельцем чего-либо и свободен от ложного эго, кто не меняется в счастье и в несчастье, кто снисходителен, всегда удовлетворен, кто владеет собой и с решимостью отдает себя преданному служению, и чьи ум и разум сосредоточены на Мне - такой бхакта очень дорог Мне".

Шрила Прабхупада:
адвешта сарва-бхутанам 
маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах 
сама-духкха-сукхах кшами

сантуштах сататам йоги 
йататма дридха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхир 
йо мад-бхактах са ме прийах 

Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы стать дорогим Кришне. Кришна говорит, что никто не является его врагом или другом. Таков нейтралитет.
Он говорит: 
йе бхаджанти ту мам бхактйа

В зал: Прекратите разговоры.
само 'хам сарва-бхутешу на ме 'сти на прийах 

Господь должен быть равен по отношению к каждому. Никто не является Его врагом или другом. Такова основа. Но существует особенный момент йе бхаджанти ту мам бхактйа - С тем, кто занят преданным служением Мне с любовью и верой, Я связан особыми интимными отношениями". Это не пристрастность.
Например, если у джентльмена пять детей, и кто-то из его детей - один или двое - послушны отцу, естественно, что отец будет более благосклонен к этим двум. Это не пристрастность. Почему отец благосклонен к кому-то из своих сыновей? А к другим сыновьям он безразличен? Это нейтралитет.  У нас есть природный инстинкт, и у Господа также присутствует этот инстинкт.
Если мы изучим себя аналитическим методом, то мы сможем понять, кто есть Бог, поскольку мы - часть Бога.  Например, если вы возьмете одну каплю воды из океана, вы сможете изучить, каков химический состав целого океана. Это не очень трудно. Аналогично, если вы поймете себя - каковы ваши склонности, ваши привычки, ваши потребности - все, что вы имеете, есть и у Бога.
Отличие лишь в том, что вы подобны капле из моря, а Господь - самому морю. Количественно мы отличны от Него, но качественно мы едины. Когда вы готовите рис, вы берете одно зернышко и сжимаете его. Если оно мягкое, это значит, что весь рис готов. У вас целый бак риса, но по этому маленькому количеству вы можете определить качество приготовления всего бака.
Аналогично, не очень трудно понять, кто есть Бог, - просто вы должны изучить, понять себя -
нитйо нитйанам четанаш четананам 
/Катха-упанишад 2.2.13/

- но не так, что вы являетесь Господом. Мы находимся в очень близкой связи с Ним, потому что мы все - сыновья Господа. 
Кришна говорит в "Бхагавад-гите":
сарва-йонишу каунтейа /БГ 14.4/

Я -  отец, дающий семя не только человеческому обществу, но и всем обществам - обществу животных, обществу птиц, обществу овощей, обществу обитателей вод, обществу насекомых, обществу зверей. Все они - также сыновья Бога, сыновья Кришны. 
Поэтому Кришна говорит: "Тот, кто в действительности, по-настоящему предан и желает быть очень дорогим Мне, должен являться
адвешта сарва-бхутанам

то есть доброжелательным ко всем живым существам.
А сегодня стало модным быть даридра нарайана сева. Это чепуха,  абсурд. Что такое даридра нарайана сева? Если у вас есть такое видение, что Нарайана - в сердце каждого,
ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати

Ишвара, Верховная личность Бога, расположена в сердце каждого.  Если вы видите, что в каждом живет Верховный Нарайана, тогда почему вы признаете только даридра? Если вы имеете такое широкое видение - видите в каждом Верховного Нарайану -  почему вы делаете разделение, придаете кому-то большее значение, а кому-то - меньшее? Это несовершенное видение.
Вы должны видеть и в собаке Нарайану. Вы должны видеть куккура-нарайану. Почему только даридра-нарайана?  Если у вас такое широкое видение, почему вы делаете разделение? Это несовершеное видение. Вы не должны посылать чага-нарайану - козу-нарайану - на скотобойню и позволять даридра-нарайане кушать ее мясо. Это не дело бхакт. Это демонично. 
Здесь ясно указано, что должен делать бхакта, адвешта сарва-бхутанам. Вы должны быть равно доброжелательны ко всем, к даридрам, к дхани также. Здесь все являются даридрами, поскольку каждому не достает знания. Никто не богат.  Существуют так называемые богачи, которые также относятся к классу даридр, потому что они не обладают знанием. И так называемые даридры также являются даридрами.  Поскольку все, что они знают, относится к телесной концепции жизни: "Я - это тело." Но Кришна не говорит: "Это конкретное тело очень дорого Мне".
Он говорит: 
сарва-йонишу каунтейа

"Все формы жизни являются Моими сыновьями". Они просто имеют разные одежды. Мы сидим здесь - множество людей в разных одеждах. Но это не означает, что тот, кто одет в черную одежду или в грязную одежду, не является человеческим существом. Он также человек.  Или тот, кто одет очень хорошо, - он также человеческое существо.
Это называется пандитах сама-даршинах. Мы не должны смотреть на одежду. Мы должны смотреть внутрь одежды, что находится внутри одежды. Аналогично, Кришна говорит Арджуне: дехино смин ятха дехе каумарам йауванам джара. Человек должен видеть, асмин дехе, что в этом теле,-  дехинах,- есть обладатель. Дехинах означает "тот, кто обладает телом". Это духовное видение. Тот, кто продвинут в духовном знании, не смотрит на внешнюю одежду, но видит того, кто одет в эту одежду. 
Асмин дехе дехинах 

Дехи означает обладатель этого тела. Я не есть это тело, вы не есть это тело, но вы обладаете этим телом.
Например, вы обладаете вашими рубашкой или пальто, и также вы обладаете вашим телом. Грубое тело сделано из материальных элементов, это ваше пальто, также, как тонкое тело, которое сделано из тонких материальных элементов - ума, разума, эго - является вашей рубашкой. И в этих пальто и рубашке находится истинное живое существо.
Таким образом, тот, кто обладает таким видением, кто обладает духовным пониманием, такого человека называют пандит.
видйа-винайа-сампанне  брахмане гави хастини
шуни чаива шва-паке ча  пандитах сама-даршинах 

Пандитах сама-даршинах. Это истинное видение. Пандит означает, что он видит. Для тех, кто продвинут духовно, для личностей, продвинутых  в Сознании Кришны, не существует разделений : "Это американец, это индиец, это брахман, это шудра, это хинду, это мусульманин". Нет. У него не такое видение. Его видение заключается в том, что в этом теле находится духовная душа. Это неотъемлимая частичка Бога, Кришны. Он страдает вследствие различных одежд, различных концепций. Поэтому он должен осознать свое ошибочное понимание сути жизни. Такая личность называется пандит.
Весь мир находится под таким ошибочным пониманием жизни, заключающемся в том, что " я есть это тело". И такая неправильная концепция приводит к тому, что человек думает:"Я американец", "я индиец", "я хинду", "я мусульманин", "я брахман", "я шудра", "я черный", "я белый", толстый и тонкий и так далее. Это невежество.
Поэтому шастра говорит:
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке 
/ШБ 10.84.13/

"Каждый, кто придерживается концепции, что "я есть это тело", этот мешок костей, крови и слизи", са ева го-кхарах, "он не выше, чем корова или осел." Это значит животное. Таким образом, весь мир находится под влиянием этой животной концепции жизни, животная цивилизация. Все заняты заботой о теле, но никто не знает, как заботиться о владельце этого тела. Этого они не знают.
Поэтому Кришна говорит, кто есть истинный преданный. И не только истинный преданный. "Кто очень дорог Мне"." Преданность" значит "деятельность".
Мой Гуру Махараджа говорил: "Не пытайся увидеть Господа". Попытайтесь понять это. "Просто действуй таким образом, чтобы Господь мог увидеть тебя". Таково движение сознания Кришны.
Все пытаются увидеть Господа. Конечно, это не так просто - увидеть Бога. Но преданный не заботится о том, чтобы увидеть Господа, он хочет, чтобы Господь увидел его.
Например, если вы работаете на каком-нибудь предприятии, и если вы  работаете хорошо, с энтузиазмом, то в конце концов хозяин владелец автоматически увидит вас. Не пытайтесь увидеть владельца. Работайте таким образом, чтобы хозяин обратил на вас внимание. "Этот человек работает замечательно. Кто он?" Таким образом, это наше дело, так мы должны поступать.
В этом заключается учение Шри Чаитаньи Махапрабху: мы не должны идти к Господу и просить у Него наш насущный хлеб. Это хорошо для атеистов, которые не способны даже принять авторитет Господа. Это хорошо для тех, кто идет в храм или в церковь и просит хлеба или какой-то   материальной выгоды, - это хорошо.
В "Бхагавад-гите" говорится: 
чатур-видха бхаджанте мам  джанах сукртино 'рджуна 

"Те, кто благочестивы по происходжению, такие люди делятся на четыре класса ..." Артхах означает страдающие, а артхартхи означает нуджающиеся в деньгах. Арто артхартхи, - или ищущие какой-то материальной выгоды. И гьяни, ищущие знания. И джигьясух - любопытные.
Эти четыре класса людей, если их прошлая жизнь была благочестивой, приходят к Богу и молят: "О Господь! Дай мне столько-то денег. Я так беден. Я так страдаю. Пожалуйста, облегчи мои страдания." Или гьяни,- они в действительности ищут, кто есть  Бог. Любопытствующие просто спрашивают : "Кто такой Бог?" Таковы четыре класса.
Те, чья предыдущая жизнь была благочестивой, приходят к Богу.
Это сукритина. Слово "Сукритина" относится к тем, кто в предыдущей жизни занимался благочестивой деятельностью. И в противоположность этому классу существуют душкритина - те, кто в прошлой жизни занимались греховными действиями. Такие личности, на мам душкритино мудхах прападьянте нарадхамах, низшие из людей, полные греховных действий. Нарадхама.
"Нарадхама" значит " низший из людей". Почему низший из людей? Потому что человечество подразумевает тех, кто заинтересован в понимании Бога. Это человеческие существа. В противном случае это поведение собак. Собаки и ослы не интересуются знанием о Господе. Это прерогатива человеческих существ - понимание, что есть Бог. Поэтому человек, который получил эту человеческую форму тела, но не интересуется Господом, - он нарадхама, низший из людей.
на мам душкртино мудхах

И мошенник, осел. На мам душкритино мудхах прападьянте нарадхамах майапахрита гьянах.
"Некоторые из атеистов очень учёны". Но можно ответить на это: майайа-апахрита гьянах: "Они действительно очень учены, но на самом деле их истинное знание украдено майей".
майайапахрта-джнана  асурам бхавам ашритах 

Как Равана, он был очень продвинут в изучении Вед. Он был сыном брахмана. И в материальном плане он был очень, очень богат. Но поскольку он не интересовался Рамой, он - ракшас. Он также был великим преданным - преданным Господа Шивы, но тем не менее  в шастрах он описан как ракшас. Итак, майайапахрта-джнана  асурам бхавам ашритах . Такова позиция.
Поэтому Кришна прямо говорит, как вы можете стать преданным и дорогим Ему.  Или, другими словами, как сделать, чтобы Кришна увидел вас. Кришна видит ваши действия, и немедленно, как только вы становитесь преданным, Он проявляет заботу о вас, становится вашим опекуном. В противном случае вы находитесь под опекой майи, этой материальной энергии.
пракртех крийаманани  гунаих кармани сарвашах 

Например, если вы преступник, находящийся в стенах тюрьмы, то вас опекает тюремный надзиратель. Он заботится о вас, но это забота, которую проявляет тюремный надзиратель. Но если вы свободный гражданин, правительство или царь лично проявляют заботу о вас. Таков путь.
Аналогично, Кришна говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо  мокшайишйами ма шучах 

Таков метод. Если вы действительно предаетесь Кришне, Он лично заботится о вас, а не майа. В противном случае,
ишварах сарва-бхутанам  хрд-деше 'рджуна тиштхати
бхрамайан сарва-бхутани  йантрарудхани майайа 

Если вы не находитесь под непосредственной заботой Кришны, то вы находитесь под заботой этой материальной энергии. Кришна проявляет заботу. Таким образом, как тюремный надзиратель проявляет заботу о преступниках, так же и те, кто является преступниками,- непреданные, не интересующиеся Богом - они находятся под законами материальной природы.
даиви хй эша гуна-майи  мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте  

Тюремный надзиратель занят тем, что исправляет преступника так, чтобы он впоследствие стал нормальным, честным гражданином, исполняющим законы.
Точно так же, дело майи - доставлять нам постоянные страдания, беспокойства, три-тапа-йатана, адхиатмика, адхибхаутика, адхидайвика, она просто пинает вас, если вы не преджанный, чтобы исправить вас и следать преданными Господа.
И пока вы не станете преданным Господа, эти пинки строгих материальных законов природы будут продолжаться.
Поэтому говорится:
даиви хй эша гуна-майи  мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте  майам этам таранти те

Как только вы предаетесь Господу, как только вы предаетесь Верховной Личности Бога, юрисдикция майи на вас больше не распространяется. Вы становитесь свободным. Получить освобождение - значит, стать свободным от контроля майи. Это освобождение. Таким образом, преданные уже освобождены. Они не находятся под контролем внешней энергии.
мам ча йо 'вйабхичарена  бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан  брахма-бхуйайа калпате

Люди пытаются стать Брахманом, не обращая внимания на Кришну. Это невозможно, уважаемый. Как только вы предаетесь Кришне, вы немедлленно становитесь.
брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу  мад-бхактим лабхате парам 

Это то, чего нужно делать. Все очень хорошо описано в "Бхагавад-гите". Не интерпретируйте. Попытайтесь понять это, как есть, и тогда ваша жизнь станет успешной. Такова наша пропаганда. В Движении Сознания Кришны мы представляем "Бхагавад-гиту" такой, как она есть. И ее принимают по всему миру.
Итак, здесь Кришна говорит: адвешта сарва-бхутанамВы не должны быть враждебны ни к каким живым существам. Но современная цивилизация очень враждебна, чрезвычайно враждебна. Я не хочу никого критиковать, но эта враждебность является основой. Этот национализм. Он также является появлением враждебности. "Почему иностранцы приезжают сюда?" Это враждебность. Почему бы и нет? Кто является иностранцем, кто имеет национальность? Каждый является сыном Господа? Почему вы проводите разделение?
Поскольку нет сознания Кришны, эта дискриминация между человеком и человеком, между животным и человеком и множество подобных дискриминаций существуют. Даже если смотреть с национальной точки зрения, национальность подразумевает того, кто родился в этой стране. Но поскольку кому-то случилось стать животным, и оно родилось в этой стране, его отправляют на скотобойню, поскольку здесь не существует сознания Кришны.
Если сознание Кришны присутствует, то правительство или лидеры должны быть равно расположены к человеку, к животному, к деревьям, к растениям, к насекомым. К каждому. Это называется Кришна-бхакти или сознание Кришны.
адвешта сарва-бхутанам маитрах. Относитесь к ним, как к вашим друзьям, майтрах. Преданный является другом каждому. Он не желает убивать даже муравья или москита. Таков преданный, майтрах, друг каждого. Майтрах карунах. Карунах значит доброта. Преданный добр к каждому.
Это не значит, что сознание Кришны должно проповедоваться только в Индии, или только среди брахманов, или среди хинду. Нет. Личность, сознающая Кришну, будет проповедовать сознание Кришны по всему миру, насколько это возможно.  Это называется карунах.
адвешта сарва-бхутанам маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах 

Нирмама значит без посягательства на чью-либо собственность, имущество. Все принадлежит Кришне. Это факт.
Кришна говорит: 
бхоктарам йаджна-тапасам  сарва-лока-махешварам 

Он - обладатель. Господь - истинный владелец всего. Почему я заявляю: "это мое"? Ничто не принадлежит мне. Все принадлежит Кришне. Это сознание Кришны. Нирмамо нираханкарах. Нираханкара означает этот ложный эгоизм : "Я - это тело", " Я индиец", "американец",  Я - хинду", "Я - мусульманин". Нет. Нираханкара значит: "Я - слуга Кришны".
Аханкара. "Аханкара" означает мое отождествление, что есть "Я". Сейчас я имею отождествление с этим материальным миром. "Я индиец", "Я американец", "Я - это", "Я - то". Это должно быть отвергнуто. Мы должны прийти к правильному заключению, что "Я принадлежу Кришне, я сын Кришны, я не принадлежу кому-либо еще". Это называется нираханкара.
Сама-духкха-сукхах - это материальное счастье и несчастье. Если я дейсвительно убежден в том, что я не являюсь этим телом, то боль и наслаждение этого материального  мира я воспринимаю как происходящие вследствие присутствия этого тела.
И поскольку я имею это тело, иногда мне бывает жарко. Поэтому требуется вентиляция. Аналогично, в зимний сезон я выключу вентилятор. Таким образом, под влиянием различных сезонов мое тело чувствует различные боли и наслаждения. Но на самом деле, я не являюсь этим телом, поэтому я должен терпеливо переносить все эти боли и наслаждения. Это называется сама-духкха.
матра-спаршас ту каунтейа  шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйас  тамс титикшасва бхарата 

Мы не должны быть обеспокоены этими материальными болью и наслаждением. Мы просто должны исполнять нашу деятельность в духовном сознании. Это называется сама-духкха-сукхах. И кшами. Кшами значит кшама, прошение.
Преданные особенно часто подвергаются атакам со стороны демонов. Даже отца-непреданного. Мы видели это на примере жизни Прахлады Махараджа. Прахлада Махарадж был преданным, и поэтому даже его отец был его врагом, что же говорить о других. Преданный встречает так много врагов. Мы имеем пример жизни Господа Иисуса Христа. Когда его убивали другие, он говорил, прощая их: "Господь, они не ведают, что творят".
Такова позиция преданного. Кшами, постоянное прощение. Мы должны научиться этому.
Таковы некоторые из качеств преданных. В двенадцатой главе некоторые из них будут описываться. Мы отмечали их в "Бхагавад-гите".
Затем сантушта, удовлетворенность. Сататам йоги. Преданный не должен быть неудовлетворенным какими-либо условиями жизни. Он должен оставаться удовлетворенным. Потому что он знает: "Мои боли и страдания зависят от воли Кришны. Они непостоянны. Итак, если Кришна желает, чтобы я страдал подобным образом, почему я должен беспокоиться? Пусть я страдаю". Сантушта.
Существует множество стихов, объясняющих это.
тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-критам 
/ШБ 10.14.8/

Преданный, когда он попадает под влияние беспокойств или страданий, думает: "Это милость Господа, - Он дает мне лишь немного боли и беспокойств, хотя я должен страдать гораздо больше." Таков взгляд преданного. Он не обеспокоен никакими видами боли или наслаждения. Сантушта. Сататам йоги. Даже в беспокойных условиях он также думает о Кришне. Поэтому он является йогом.
йогинам апи сарвешам  мад-гатенантар-атмана 

Преданный всегда думает о Кришне. Это преданный. Йоги. Йататма. Он не пренебрегает своими обязанностями, своим преданным служением.
И дридха-нишчайах. Дридха-нишчайах подразумевает, что он верит в слова Кришны.
Кришна говорит: 
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа 

Преданный верит в это: "Я должен просто предаться Кришне и не должен ничего делать сверх этого. Таким образом все мои занятия будут сделаны."
Это подтверждается в Чаитанья-чаритамрите:
кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа

"Простым служением Кришне исполняются все остальные обязанности".
Это называется дридха-нишчайах. Кришна говорит: сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа, и преданный принимает это очень серьезно. Это называется дридха-нишчайах. Дридха значит твердая уверенность: "Да, если я предамся Кришне, все другие обязанности автоматически будут выполнены."
Это подтверждается в Чаитанйа-чаритамрите:
`шраддха'-шабде — вишваса кахе судрдха нишчайа
кршне бхакти каиле сарва-карма крта хайа

Таков процесс. Дридха-нишчайамайй арпита-мано-буддхир: Ум и разум всегда концентрируются на лотосных стопах Кришны, майй арпита, на форме Кришны. Такова истинная медитация. Вы идете в храм, выражаете чувства Радхи и Кришны и постоянно думаете о Кришне. Это высшая система йоги.
Поэтому поклонение Божествам очень важно. Если вы заняты поклонением Божествам, вы постоянно выражаете чувства Кришны и Радхарани. И если вы постоянно думаете о Кришне и Радхарани в своем сердце, вы становитесь высшим йогом.
майй арпита-мано-буддхирйо мад-бхактах.
"Таким образом, человек, который занят преданным служением, са ме приях - он очень дорог Мне."
Итак, если вы хотите быть дорогим, если вы хотите, чтобы Кришна вас увидел, если вы хотите быть увиденным Господом, следуйте этим наставлениям, и ваша жизнь станет успешной.
Спасибо вам большое. 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий