Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Сегодня я сам задам вопрос. Знаете ли вы, почему и как Брахмаджи украл друзей и телят Шри Кришны? Ты знаешь?
Нитай-Чайтанья дас: Я знаю лишь, что это лила, игра. Может быть, он испытывал Кришну?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Послушай, что скажет Падманабха Махарадж.
Шрипад Падманабха Махарадж: Шри Кришна совершает Свои игры, решая тем самым множество задач. Одной игрой Он достигает многих целей. В обычной ситуации Господь Брахма не стал бы этого делать, поскольку понимает положение Кришны. Он является ади-гуру, изначальным гуру нашей сампрадаи. Однако под влиянием Йогамайи у него появились сомнения: «Кто этот маленький пастушок? Разве может Он быть Верховным Господом?»
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Неверно. Пусть объяснит Мадхава Махарадж.
Шрипад Мадхава Махарадж: Когда Кришна возвращался с пастбищ, все старшие гопи Враджа обнимали Его, испытывая к Нему больше любви, чем к собственным сыновьям. Каждая из них представляла: «Если бы Кришна был моим сыном, я бы окружала Его любовью, постоянно брала бы Его на руки и могла бы спать рядом с Ним, как мама Яшода».
Когда Кришна доил коров, те думали: «Если бы Кришна стал нашим теленком, Он пил бы из нашего вымени столько молока, сколько захочет». А юные гопи мечтали: «Если бы Кришна стал нашим возлюбленным, наша жизнь достигла бы совершенства».
Кришна, Верховная Личность Бога, зная мысли каждого, решил: «Я должен исполнить их желание».
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Ты кое-что упустил.
Шрипад Мадхава Махарадж: Я как раз собирался упомянуть об этом.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Почему сразу не сказал?
Шрипад Мадхава Махарадж: Играя с друзьями, как обычный мальчик, Он убил демона Агхасуру. Проходя мимо, Господь Брахма подумал: «Кто этот Кришна? Верховная Личность Бога или всего лишь обычный ребенок?»
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Нет. Ты так и не коснулся главного. Он знал, что Кришна – Верховный Господь. Когда Кришна убил Агхасуру, Господь Брахма увидел, как душа Агхасуры вошла в лотосные стопы Кришны, и был изумлен: «Как это чудесно! Я хочу увидеть еще больше сладостных лил». Поэтому он задумал украсть телят и пастушков.
Тем временем Кришна думал о том, как исполнить четыре желания: 1) желание всех юных гопи; 2) желание коров и матерей; 3) желание Господа Брахмы и 4) Свое собственное желание – насладиться любовью всех этих спутников.
Стоило Кришне подумать об этом, как перед Ним предстала Йогамайя и сказала: «Прабху, Ты желаешь насладиться вкусом этих отношений? Я немедленно все устрою». Вот почему она схватила Брахму и, погрузив в иллюзию, заставила думать: «Я – Брахма. Я украду пастушков и телят, тогда посмотрим, что Он будет делать. Может быть, Он подойдет ко мне и спросит, где они?»
Брахма видел, что все мальчики сидят вокруг Кришны, смеются и шутят, наслаждаясь прасадом. Под влиянием Йогамайи он подумал: «Сейчас самое подходящее время похитить друзей и телят». Он создал зеленую траву вдалеке, и телята побежали туда, желая полакомиться сочной зеленью. Тут же Брахма похитил их, спрятав в пещере.
Кришна сказал друзьям: «Ждите Меня здесь и наслаждайтесь прасадом, а Я тем временем пойду и посмотрю, где телята». Как только Кришна скрылся из виду, Брахма похитил пастушков и, спрятав их в пещере, вернулся на Брахмалоку.
Кто же были украденные телята и пастушки? Настоящие пастушки и телята – нитья-парикары (вечные спутники) Кришны. Господь Брахма не может даже коснуться пыли с их стоп, не говоря уже о том, чтобы похитить их.
В действительности там было три группы мальчиков. Первая группа – изначальные пастушки и телята. Йогамайя создала вторую группу, которую похитил Брахма, а Сам Кришна распространился в третью группу.
Враджанатха дас: Где оставалась первая группа, пока иллюзорная группа находилась в пещере?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Кришна попросил Йогамайю: «Пожалуйста, покрой их так, чтобы они сидели, принимая прасад, а телята паслись как обычно. Никто из враджаваси, даже Баладева Прабху, не должен их видеть».
Поэтому Йогамайя на один год скрыла изначальных пастушков, спутников Кришны. Никто во Врадже не мог их видеть, даже Баладева Прабху. Мальчики вместе с Кришной ели йогурт и рис. В тот момент, когда Кришна ушел, они были уже готовы положить в рот очередную пригоршню прасада, но вдруг подумали: «Нет, мы не будем ничего кушать, пока наш сакха Кришна не вернется. Он начнет беспокоиться, что мы не едим без Него, и скоро вернется».
Так под воздействием Йогамайи они целый год думали, что Кришна вот-вот вернется. И этот год пролетел для них, как один миг.
Шрипад Падманабха Махарадж: То есть время для них текло по-другому, так же как во время раса-лилы? Под влиянием Йогамайи раса-лила длилась целую ночь Брахмы, но гопи казалось, что она пролетела за одно мгновение.
Враджанатха дас: Когда Господь Брахма появился на собственной планете, привратники спросили его: «Ты кто?»
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Господь Брахма ответил: «Вы же мои привратники, вы что, не узнаете меня?»
Привратники возмутились: «Какой же ты Брахма? Наш Прабху восседает на троне и управляет всем мирозданием. Он предупредил нас, что если какой-то самозванец попробует проникнуть сюда, мы обязаны его остановить».
«Как это могло случиться?» – недоумевал Господь Брахма и, войдя в транс, осознал, что совершил ошибку.
Столько глубокой сиддханты в этой игре.
Шрипад Падманабха Махарадж: Подобный эпизод есть в лилах Рамы. Демон Равана не мог похитить настоящую Ситу, он украл иллюзорную. Однажды мы обсуждали это в Алачуа. Сита, похищенная Раваной, была иллюзорной, и вся игра в его царстве происходила с иллюзорной Ситой. Именно эта Сита страдала в разлуке с Рамой в саду Ашока.
Поэтому возникает вопрос: как могла иллюзорная Сита испытывать такую разлуку?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: У нее была такая сила и настроение, поскольку ее создала Йогамайя. Махамайя, материальная иллюзорная энергия, в отличие от Йогамайи, не способна сотворить подобное.
Враджанатха дас: Настоящая Сита все это время находилась под защитой Агни.
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Позднее, когда Господь Рамачандра встретил настоящую Ситу, Им казалось, что разлука длилась всего одну секунду.
Шрипад Падманабха Махарадж: Возвращаясь к брахма-вимохана-лиле... Возникает еще вопрос. Вы упомянули четыре причины, по которым Кришна совершил эту игру. Какая из них главная? Явление Шри Чайтаньи Махапрабху имело внешние и внутренние причины. Существует ли подобная градация причин в лиле с Брахмой? Так, внутренней причиной нисхождения Махапрабху стало желание насладиться расой. Можно ли сказать, что существует главная причина проявления игры с Брахмой?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вторая причина явления Махапрабху – дать рагануга-марг, третья причина – молитва Адвайты Ачарьи, а четвертой была эта:
йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата
абхйуттханам адхармасйа
тадатманам сриджамй ахам
(Б.-г.,4.7)
«О Бхарата! Всякий раз, когда дхарма (религия) приходит в упадок и воцаряется адхарма (безбожие), Я нисхожу в этот материальный мир в Своем вечно совершенном облике».
Существует также много других причин.
Шрипад Падманабха Махарадж: Можно ли сказать, что главной причиной брахма-вимохана-лилы было желание Кришны насладиться ватсалья-премой всех коров и гопи?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Внешне Кришна совершил эту лилу, чтобы удовлетворить желание Господа Брахмы, a внутренне – исполнить желание юных гопи, матерей и коров.
Эта игра очень таинственна. Чем вы можете отплатить мне за это? Только дандават-пранамами?
Враджанатха дас: Шрила Гурудев, у Вринды есть вопрос. Навадвипа подобна Вриндавану. Она – гупта, скрытый Вриндаван. Во Вриндаване проявляются все расы: дасья (служение), сакхья (дружба), ватсалья (родительские отношения) и мадхурья (отношения возлюбленных). Так же и в играх Шримана Махапрабху должны быть все расы.
Как мадхурья-раса проявляется в лилах Махапрабху?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Махапрабху – гупта-аватара, скрытое воплощение. В Нем и Его обители, Навадвипе, присутствует все, но в скрытом виде. Вриндаван, Радха-кунда, Шьяма-кунда, Гирирадж Говардхан, Нандаграм, Варшана – в Навадвипе есть все эти места игр Кришны, но они скрыты. Увидеть их могут лишь те, кто принимает прибежище возвышенного вайшнава и Шри Кришны.
Вринда-деви: Каким образом Махапрабху вкушал мадхурья-расу, если на внешнем плане там не было ни сакхи, ни манджари?
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Он наслаждался этой расой в уме. Все вечно присутствует там, хотя внешне и не проявлено.
Шрипад Падманабха Махарадж: Шрила Гурудев, однажды вы сказали, что в Навадвипе, в облике Махапрабху, Кришна скрытым образом исполнил три Своих желания[1], а когда принял санньясу и пришел в Пури, то, благодаря Райе Рамананде и Сварупе Дамодаре, Он осуществил эти желания на внешнем плане. Исполнились ли эти желания в Навадвипе или нет? Нужно ли было Ему принимать санньясу, чтобы осуществились Свои желания?
(1) «Желая постичь величие любви Шримати Радхики, познать, какими Его прекрасными качествами наслаждается только Она одна благодаря Своей любви, а также ощутить то счастье, которое Она испытывает, вкушая сладость Его любви, – Верховный Господь Хари, в полной мере наделенный Ее эмоциями, явился из лона Шримати Шачи-деви, словно луна, появившаяся из океана» (Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила,1.6).
Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Все желания Кришны уже исполнились, когда Он пришел как Махапрабху. Он принял санньясу для блага всех джив. «Рага-марга бхакти локе карите прачарата – Он хотел распространить в этом мире преданное служение в настроении спонтанной любви».
Шрипад Мадхава Махарадж:
ануграхайа бхактанам
манушам дехам астхитах
бхаджате тавриших крида
йах шрутва тат-паро бхавет
(Ш.-Б.,10.33.36)
«Чтобы явить милость преданным, Шри Кришна нисходит в подобном человеку облике и совершает такие удивительные игры, что каждый, кто слушает повествования о них, становится полностью предан Ему».
Перевод на русский: Кавирадж-Кришна дас
Над текстом работали: Васудама дас, Шривас Пандит дас, Ананда-према даси
Комментариев нет:
Отправить комментарий