пятница, 1 марта 2013 г.

Суть "Манах-шикши"


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

(31 мая 2008 г., Хьюстон, утренняя прогулка)

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: (Обращается к Шрипад Бхагавате Махараджу). Я слышал, что вы с Аруном Прабху, Вишну Прабху и другими составили интересный план проповеди и строите замечательный храм.

Шрипад Бхагавата Махарадж: Да. Мы создали специальный комитет и наметили план строительства храма.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Очень хорошо. Приходите завтра в десять и обсудим план ваших действий. Я также вдохновлю остальных. У всех есть храмы и проповеднические центры (у сикхов, у Свами Нараяны), а у нас нет.

Джая Риши дас: Этот преданный воспевает уже около пяти лет. Он просит – помогите ему повысить качество воспевания и увеличить количество кругов.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Следует ли он четырем регулирующим принципам? (Обращается к гостю). Полностью откажись от мяса, рыбы, яиц, вина, азартных игр и курения.

Джая Риши дас: Он христианин.

Шрипад Мадхава Махарадж: Не страшно.

Джая Риши: (Обращается к гостю). Чтобы придти к Гурудеву, не обязательно отрекаться от своей религии.

Шрила Гурудев, бхакту Мэтью попросили не появляться больше в храме ИССКОН. Он искренний молодой человек и просит вас прояснить сложившуюся ситуацию.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Можешь смело идти ко мне. Я помогу тебе. Я – обитель любви для каждого, независимо от касты и мировоззрения. Моя дверь открыта для всех. Все отвергнутые могут придти ко мне. Лидеры, которые отвергают преданных за то, что те слушают меня, сами того не зная, подрезают сук, на котором сидят.

Мэтью: Как нам общаться с теми, кто творит это разделение? Как нам продолжать общаться, когда между нами возводят границы?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Все было в порядке, пока с ними был их гуру, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, известный по всему миру как Прабхупада. Все следовали его наставлениям. Однако, после его ухода, многие перестали следовать его воле, и теперь они хотят всех контролировать. В погоне за деньгами такие люди думают: «Если преданные пойдут к Нараяне Махараджу, все пожертвования уйдут к нему, и он будет наслаждаться».

В действительности, мне не нужны деньги и комфортабельная жизнь. Я удовлетворен теми пранами, которые преданные предлагают мне, не обременяя себя. У меня нет никакого личного интереса, я желаю лишь отдать мое богатство на благо всего мира.

Шрипад Бхагавата Махарадж: Если они не пускают Шрилу Гурудева в свои храмы, тогда нам тоже не следует туда ходить.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Лучше не затрагивать этой темы, а обсуждать лишь кришна-бхакти. Если у вас есть вопросы о бхакти или о чем-нибудь трансцендентном, задавайте. Постарайтесь забыть эту тему.

Пусть делают, что хотят. Я всегда отношусь к ним как к своим детям. Я знаю, что они делают все это из невежества. Я прощаю их. Я помогал им с начала 80-х годов и хочу продолжать помогать.

Абхирам дас: Шрила Гурудев, Шрила Рупа Госвами говорит в «Шри Упадешамрите»: 

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану 
смритьех крамена расана-манаси нийоджйа 
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами 
калам найед акхилам итй упадеша-сарам

«Живя во Вриндаване и считая себя последователем вечных спутников Господа во Врадже (таких, как Шри Гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Кришне, нужно постоянно занимать уста и ум прославлением и медитацией на имена Кришны, Его образы, качества и игры. В этом заключается суть всех наставлений».

Говорится, что в этом стихе заключена суть всей «Упадешамриты». Есть ли в «Манах-шикше» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами подобный особый стих, отражающий суть всей книги?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да.

гурау гоштхе гоштхалаишу суджане бхусура гане
сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране
сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитара
айе свантар бхраташ чатубхир абхийаче дхрита-падах

«О, брат, мой ум! Припадая к твоим стопам, я смиренно и с любовью прошу: пожалуйста, отбрось всякую гордыню и пробуди в себе возвышенную и постоянную любовь (рати) к Шри Гуру, Враджа-дхаме, жителям Враджа, вайшнавам, брахманам, своим дикша-мантрам, святому имени, а также к прибежищу у стоп Шри Шри Радхи-Кришны, вечно юной Божественной Четы Враджа». («Шри Манах-шикша», Стих 1).

Бхагавата Махарадж, известно ли тебе значение этого стиха?

Шрипад Бхагавата Махарадж: Нет, я не могу вспомнить этот стих.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Теперь ты санньяси. Этот стих чрезвычайно важен, и тебе необходимо его знать. Попробуй прочитать «Манах-шикшу» от начала до конца. Я знаю, ты еще этого не делал. По правде говоря, тебе очень важно читать обе книги – как «Манах-шикшу», так и «Упадешамриту».

Мадхава Махарадж объяснит этот стих.

Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Рагхунатха дас Госвами обращается к своему уму с молитвой. Он вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху и Божественной Четы, и ему не нужно молиться таким образом. Он просто показывает нам пример. Наш ум необуздан, тогда как его ум более чем на сто процентов сосредоточен на бхаджане.

Наш ум может послужить причиной, как освобождения, так и рабства. Освобождение – это сознание Кришны. Достичь освобождения – значит отправиться домой к Богу и служить Божественной Чете на Голока Вриндаване. Если ум настроен благоприятным образом, тогда все вокруг будет благоприятным. Однако если ум необуздан, он ввергнет вас в хаос.

В этом стихе Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит своему уму: «О, ум, я держусь за твои стопы. Пожалуйста, помоги мне. Умоляю тебя, пожалуйста, развей трансцендентную рати (любовь) к Шри Гуру». Почему именно к гуру? Без любви к гуру мы не сможем удовлетворить Верховного Господа.

Господь лично заявил:

пратханам ту гурум пуджйа
таташ чайва мамарчанам
курвам сиддхим авапноти
хй анйатха нишпхалам бхавет

(«Хари-бхакти-виласа», 4.344)

Господь говорит в этом стихе: «Если хочешь совершать кришна-бхакти, тогда, прежде всего, поклоняйся своему гуру и удовлетвори его. А потом, с его разрешения и под его руководством, ты сможешь поклоняться Мне. В этом случае твоя деятельность будет называться бхагавад-бхакти, а иначе твое поклонение будет напрасным».

Поэтому Шрила Рагхунатха дас Госвами просит ум, прежде всего, развить рати к лотосным стопам Шри Гуру. В этом стихе слово «гурау» указывает как на дикша-гуру, так и на шикша-гуру. Слово «гоштхе» относится к тем местам, где живут Вайшнавы: Нандагаону, Варшане, Мадхувану, Бхандирвану, Талавану, Кумудавану, Бахулавану, Камьявану, Кхадирвану, Вриндавану, Белвану, Бхадравану, Махавану и Лохавану. Также оно относится к Навадвипе, Гаура-мандале и Кшетра-мандале.

Слово «гошталайишу» указывает на жителей этих мест, таких как Шридама, Субал, Васудама, Мадхумангал, Нанда, Яшода, Рохини, Лалита, Вишакха, Чампакалата, Тунгавидья, Рангадеви, Читра, Судеви и, в особенности, Шримати Радха Тхакурани. Нам необходимо развить к ним рати.

Слово «суджане» относится к святым личностям, которые не принадлежат к сампрадае Гаудия Вайшнавов. Мы должны оказывать почтение также и Вайшнавам из других сампрадай.

«Бхусура-гане» относится к брахманам, живущим во Врадже. Их мы тоже должны уважать.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В особенности это относится к тем, кто уже обрел бхакти.

Шрипад Мадхава Махарадж: В особенности к тем, кто обладает бхакти и следует путем сознания Кришны.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Также это относится к тем преданным, которые поклоняются Господу Рамачандре и Господу Нрисимхадеву.

Шрипад Мадхава Махарадж: Любому из воплощений. Если преданные поклоняются какому-либо воплощению Кришны, они достойны нашего уважения.

Попросив о милости всех трансцендентных личностей, которым поклоняемся, мы повторяем наши мантры, полученные от гуру. Таково значение слова «сва-мантре». В особенности «сва-мантре» относится к гаятри-мантрам.

После этого Рагхунатха дас Госвами упоминает «шри-намни», то есть харинаму. Почему он сказал шри-намни, а не просто намни? Потому что «шри» указывает на Лакшми (Богиню удачи), которая обитает в духовном мире, на всех планетах Вайкунтхи. Шримати Радхика – сарва-лакшми-майи и пара-девата. Она – обитель всех Лакшми. Таким образом, шри харинама, означает Харе Кришна, или, другими словами, святые имена Шримати Радхики и Шри Кришны. Шрила Рагхунатха дас Госвами в особенности просит принять те имена, которые имеют отношение к Шримати Радхике.

«Враджа-нава-йува-двандва-шаране». Нужно отдать рати (прему, или любовь) Божественной Чете Враджа, которая вечно совершает нескончаемые игры.

«Сада дамбхам»: нужно оставить ложное эго, под влиянием которого мы думаем: «Я великая личность. Я очень достойный и эрудированный ученый. Мои речи так искусны, что привлекают всех вокруг».

Если мы в чем-то добились успеха, нужно знать, что это произошло лишь по беспричинной милости Шри Гуру и Шри Кришны. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что, если мы считаем, что сами совершаем действия и что наши собственные усилия приводят нас к славе и известности, то мы без сомнений пойдем в ад. Известность и слава приходят лишь по беспричинной милости Шри Гуру. Поэтому следует думать: «Эти слава, известность и богатство – не для моего наслаждения. Я все должен предложить лотосным стопам Шри Гуру».

«Хитва куру ратим апурвам атитарам». Рагхунатха дас Госвами говорит: «О мой дорогой брат ум, я касаюсь твоих стоп и умоляю тебя без промедления развить рати к этим трансцендентным личностям».

Такова суть «Манах-шикши». Помня об этих наставлениях и следуя им, мы очень скоро разовьем сознание Кришны. Другого пути нет.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вы понимаете?

Абхирама дас: Да, спасибо.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что если вы хотите повторять Харе Кришна, очень важно обрести умонастроение, описанное в этом стихе:

тринад апи суничена
тарор апи сухишнуна
аманена манадена
киртания сада харих

«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари». («Шри Шикшаштака», Стих 3).

Очень важно медитировать подобным образом: «Я ничтожнее травинки. Мне следует быть терпеливее деревьев, отдающих другим свои стволы, листья, кору и цветы». Даже если дерево умирает без воды, оно не просит полить его. И если кто-то захочет срубить дерево, оно не станет протестовать: «Зачем ты меня рубишь?» Оно позволит сделать из своей коры и древесины кровать, стол и стулья.

Итак, если вы желаете идти вперед по пути чистой бхакти, оказывайте соответствующее уважение не только преданным, но и всем живым существам, потому что Шри Кришна присутствует в сердце каждого.

Не стремитесь к выгоде и похвале. Если вы будете следовать принципам, изложенным в этом стихе, ваша бхакти будет беспрепятственно развиваться.

Враджанатха дас: Вы говорите, что мы должны выражать почтение всем живым существам. Прабху спрашивает, как нам тогда поступать с тараканами и комарами в доме?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Не убивайте их. Ловите и выпускайте на улицу. Если вы видите на своем пути муравья, не наступайте на него. Не ешьте мясо, рыбу и яйца и, если на то нет веской причины, не идите по траве, когда гуляете. Проявляйте доброту ко всем, иначе Бог, Кришна, не будет добр к вам. В большинстве своем христиане, буддисты и мусульмане не следуют этому принципу. Они едят мясо, рыбу и другие отвратительные продукты. Они заявляют, будто они религиозные люди, которые против жестокости и насилия. Некоторые даже избегают путешествий на поездах, самолетах, пароходах и машинах, остерегаясь случайно убить других живых существ. Однако сами они едят мясо, рыбу и яйца.

Преданный: Шрила Гурудев, в Алачуа вы велели мне читать ваши книги. С какой книги мне следует начать?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Сначала прочти «Джайва-дхарму», а затем «Бхагавад-гиту» с комментариями Шрилы Вишванатхи Чакаварти Тхакура. Затем можешь перейти к чтению «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамриты». Существуют и другие книги, которые необходимо прочитать, поскольку они являются основой бхакти: «Бхакти-таттва-вивека» и «Шри Шикшаштака» Шрилы Бхактивиноды Тхакура, а также «Рага-вартма-чандрика» и «Шри Мадхурья-кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Рая-кришна дас: Шрила Гурудев, у меня есть в печатном виде все ваши лекции, которые вы давали по «Вилапа-кусуманджали» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Я хотел бы читать их преданным, когда они почитают утренний прасад. Можно я буду читать им ваши лекции?

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Эти лекции можно читать только тем преданным, у которых есть огромное желание, жажда читать или слушать об этих лилах. Остальные не должны их читать.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий