понедельник, 30 апреля 2012 г.

Лекция по Бхагавад-Гите 2.36-37


А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
(4 сентября 1973 г.,  Лондон)


Прадьюмна: (читает:)

авачйа-вадамш ча бахун  
вадишйанти тавахитах

ниндантас тава самартхйам  
тато духкхатарам ну ким 


хато ва прапсйаси сваргам  
джитва ва бхокшйасе махим

тасмад уттиштха каунтейа  
йуддхайа крта-нишчайах 

Перевод: "Твои враги станут поносить тебя и смеяться над твоей немощью. Что может быть мучительнее такого позора?".
"О сын Кунти, тебе остается либо погибнуть в бою и достичь райского царства, либо победить и править царством на земле. Поэтому наберись решимости, встань и сражайся!"
Шрила Прабхупада: Итак, положение Арджуны очень шаткое. Есть такая бенгальская поговорка: насте босе бхунката. Девушка, она является очень знаменитой танцовщицей. Поэтому, система такова… Как мы уже представляли, девушки и женщины, у них есть вуаль, гунтхана. Она называется гунтхана на хинди. Итак, танцовщица, когда она была на сцене, она увидела, что пришло так много её родственников. Поэтому она начала закрываться вуалью. Но в этом нет необходимости. Ты танцовщица. Теперь ты должна танцевать. Ты не можешь стесняться. Ты должна танцевать свободно. Это твой долг.
И так же Арджуна. Какие-то негодяи убили другого человека, приводя оправдание, что убийство не является греховным так как об этом говорится в Бхагават-Гите. Да. Очевидно, негодяям кажется, что Кришна вдохновляет Арджуну сражаться. И он говорит, что в этом нет греха. Но негодяй не видит, при каких обстоятельствах Он даёт такой совет.
сва-дхармам апи чавекшйа
/БГ 2.31/
Сва-дхарма, принцип в том, что долг кшатрия состоит в том, чтобы сражаться, убивать в битве. Если вы участвуете в битве, и начинаете кому-то сочувствовать, тогда это можно сравнить с тем же случаем танцовщицы, когда она стеснялась на сцене. Зачем ей стесняться? Она должна свободно танцевать. В этом будет её слава. Поэтому на поле битвы, вы не можете сочувствовать. В этом нет необходимости. Разными способами. ахимса арджава, это хорошие качества. В 13-й главе, Кришна описал ахимсу, ненасилие. /БГ 13.8-12/
Обычно принимается ненасилие. И на самом деле, Арджуна не применял насилие. Он не был трусом, он отказался сражаться не потому что он был трусом. Нет. Как вайшнав, он по своей природе не склонен к насилию. Он не хочет никого убивать, особенно своих родственников. Поэтому он испытывал небольшое сострадание. А не так, что он был трусом.
Итак, Кришна вдохновляет, воодушевляет Арджуну следовать долгу. Ты не можешь уклоняться от исполнения долга. В этом был смысл. Когда происходит сражение, ты должен сражаться как обычно, и убивать врагов. В этом твоя слава. Когда ты сражаешься с врагами, если ты испытываешь сострадание: «Как я могу убивать»? - Тогда это трусость. Поэтому Кришна делает следующий вывод здесь:
хато ва прапсйаси сваргам  джитва ва бхокшйасе махим
/БГ 2.37/
Есть две альтернативы. Для воина, для кшатрия, который принимает участие в битве, это или обрести победу или умереть. Нет ничего посередине. Сражайся до последнего вздоха, если сможешь, и тогда стань победителем. Или умри. Никаких остановок. Всё это сражение предназначено для этого. В соответствии с Ведической культурой, кшатрии… Не брахманы. Не поощряется, чтобы брахманы воевали или убивали. Нет. Они всегда должны оставаться вне насилия. Даже если насилие необходимо, брахман сам не будет убивать. Он представит дело перед кшатрием, царским судом.
Также как Вишвамитра. Вишвамитра беспокоили какие-то демоны в лесу. Им нравилось жить в лесу. Итак, Вишвамитра мог убить таких демонов, многих демонов, просто пожелав этого. Но он так не сделал. Он пришёл к Махарадже Дашаратхе, отцу Господа Рамачандры, чтобы попросить его: «Дай мне твоих сыновей Раму и Лакшмана. Я возьму их с собой. Они убьют этого демона». Убийство существует, но брахман не будет убивать лично. Или вайшья также не должен убивать, а также шудра. Только кшатрии. Кшатрий должен быть этому обучен.
Также как в США сейчас проблема по набору солдат, потому что… Почему это так трудно? Проблема в том, что молодых людей обучают как шудр. Молодых людей обучают как шудр, как они будут сражаться? Поэтому они боятся. Он пытаются избежать сражения. Так как не существует разделения в обществе. Все в этот век, все являются шудрами. Как вы можете ожидать от шудры того, что он будет воодушевлен сражаться? Это невозможно. Поэтому настоящая социальная структура должна иметь четыре сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.
Брахман, должен быть полностью занят в просвещении людей, давая им знание, духовное знание. В этом его предназначение. Они будут сами культивировать это знание, патхана, и принимать учеников. Это брахманический класс.
Подобным образом кшатрии. Их надо обучать политике, сражению, а не тому, как убегать с битвы. Так обучают кшатриев.
Подобным образом, вайшьев надо обучать, как культивировать, выращивать зерновые, как защищать коров.
И шудры предназначены просто для того, чтобы служить этим высшим классам: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Такова программа.
Итак, Кришна вдохновляет Арджуну, потому что он кшатрий. сва-дхармам апи чавекшйа. Это его долг. Негодяй не должен приводить в пример, что «Кришна вдохновляет убивать. Поэтому все должны убивать. В этом нет греха». Без всякого понимания. В этом сложность. Негодяи не понимают, что такое  Бхагават-Гита. Он трактуют её в свою пользу. И всё. Вот Бхагават-Гита. Они не читают её на основе ачариев - они понимают не правильно, что Бхагават-Гита не поощряет насилие. Это не цель Бхагавад Гиты. Но кшатрий, когда происходит сражение, дхарма-юддха, юддха дхарма... что это, перед тем...?
сукхинах кшатрийах партха  лабханте йуддхам идришам
/БГ 2.32/
Кшатрий очень радуется, когда получает возможность такого сражения, йуддхам идришамйадриччхайа чопапаннам  сварга-дварам апавритамлабханте йуддхам идришам. И в другом месте:
сва-дхармам апи чавекшйа
на викампитум архаси
дхармйад дхи йуддхач чхрейо 'нйат
кшатрийасйа на видйате
/БГ 2.31/
Дхармйаддхи йуддха. Есть два вида сражения. Дхарма-йуддхаДхарма-йуддха, означает правое, сражение за правое дело, и адхарма-йуддха, означает политическое. Это… Один политик хочет сохранить своё положение, поэтому он воодушевляет людей сражаться, объявляет войну. Это совсем другое. Но когда это происходит за правое дело, тогда можно применять насилие.
Итак, Арджуна… Кришна вдохновляет Арджуну на дхарма-йуддха, а не на то, чтобы без необходимости убивать на бойне. Не понимайте Кришну неправильно. Негодяи понимают неправильно. С помощью убийства, по своей прихоти, он приводит доказательства… Другой негодяй, хотя он является учёным профессором, он говорит, что так как этот человек убит на основании Бхагават-Гиты, поэтому Кришна аморален. Только посмотрите. Вот что происходит. Не имея понимания Бхагават-Гиты, даже так называемые образованные учёные, также говорят о Кришне, как об аморальном: «Он подстрекал на убийство». Только посмотрите. Такие завистники. И он обучает Бхагават-Гите. Вот что происходит.
Поэтому это неправильно. Суть в том, что в обществе должны быть четыре класса людей. Так как иногда необходимо насилие. Например, для чего правительство поддерживает полицию, вооруженные силы? Это необходимо для того, чтобы поддерживать закон и порядок. Итак, насилие это плохо. Но всё нормально. Иногда это просто необходимо. Также как яд. Яд это нехорошая вещь, но иногда он необходим, чтобы помочь действию лекарства. Даже яд иногда помогает. Когда у человека с сердцем… В соответствии с Аюрведической системой, когда сердце человека почти остановилось, в этот момент дают яд. Таким образом, сердце снова взбадривается. Это также используется в медицинской науке. Итак, яд это яд, но иногда он необходим как медицинская помощь.
Подобным образом, насилие, убийство это плохо. Но есть такие обстоятельства, когда насилие оправдано, религиозно. Поэтому Кришна говорит дхармйаддхи йуддха.
Итак, это кшатрий. Кшатрий должен давать защиту гражданам, чтобы им не навредили неправедные личности. Это называется кшатрий. КшатКшат значит вред, тра значит освобождать.
Также как Махараджа Парикшит. Когда он увидел, что чёрный человек Кали собирается убить корову, он собирается причинить вред корове, и Махараджа Парикшит сразу же вынул меч, чтобы защитить корову от нападения чёрного человека. Поэтому такое насилие необходимо. Глаз за глаз. Тот, кто собирается без всякой необходимости совершить насилие. Царь, правительство должны сразу же достать меч и убить такого человека. Это долг правительства. Если бы сейчас ведическая культура была бы довлеющей, тогда все те личности, которые без необходимости убивают коров на бойнях, они должны были бы быть убиты царём: «Вы сотворили такой грех». Поэтому убийство царём считается благим. Для того, чтобы защитить невинных граждан или животных, которым причиняют вред негодяи, правительство или царь должны вынуть меч и убить их немедленно. Такого рода убийство можно встретить в Бхагават-Гите. Не обычное убийство. Вы можете убить кого-то по прихоти и привести в оправдание: «О, это есть в Бхагават-Гите. Это там есть». Теперь... Только посмотрите, как эти негодяи трактуют. Поэтому мы представляем Бхагават-Гиту как она есть, без всякой интерпретации, как это делают негодяи.
Итак, Кришна объясняет это двумя способами, «Если ты не будешь сражаться, тогда твои враги будут оскорблять тебя».
авачйа-вадамш ча вадишйанти бахун  
/БГ 2.36/
"Они будут придумывать, фабриковать всякие оскорбления против тебя. Тебе не хочется сражаться против своих родственников. Без сомнения, ты не хочешь этого делать. Но если ты почувствуешь, что тебя поносят, позорят твои враги, лучше, чем слышать это, тебе будет лучше умереть в битве. А если ты умрёшь, то не будешь считаться неудачником. Потому что
хато ва прапсйаси сваргам 
/БГ 2.37/
Даже если ты умрёшь, не думай, что ты проиграл, так как ты сразу же возвысишься на райские планеты. Так как ты сражаешься за правое дело, поэтому это становится пунйаван, праведным. Райские планеты предназначены для праведных людей. Итак, умерев в такой праведной битве, ты будешь возвышен до райских планет.  Итак, ты обретёшь благо в обоих случаях".
хато ва прапсйаси сваргам  джитва ва бхокшйасе махим
А если ты станешь победителем, тогда ты будешь наслаждаться царством. Поэтому в обоих случаях ты выиграешь. Ты не потерпишь неудачу в любом случае. Тасмат, поэтому
уттиштха каунтейа  йуддхайа крта-нишчайах
Крита-нишчайах. Реши определённо, что «Я должен сражаться. Должно быть сражение. Йуддхайа. Вставай ради сражения, уттиштха. Почему ты сидишь как трус?". Взбодрись.
хато ва прапсйаси сваргам
джитва ва бхокшйасе махим
тасмад уттиштха каунтейа

йуддхайа крита-нишчайах
/БГ 2.37/
Всё нормально. Мы можем прочитать другой стих. У нас мало времени.
сукха-духкхе саме критва
лабхалабхау джайаджайау
тато йуддхайа йуджйасва

наивам папам авапсйаси
/БГ 2.38/
Здесь в этом материальном мире, когда вы трудитесь, вы обретаете две вещи, или победу или поражение. Или счастье или несчастье, сукха-духкха. Проигрыш или обретение, победу или, как называется обратное?
Преданный: Поражение.
Шрила Прабхупада: Поражение. Так как это мир двойственности. Должно быть что-то двойственное, чёрное - белое, темнота - свет, сукха, счастье - несчастье, отец - сын. Это должно быть. Это называется относительный мир. Одна вещь, если вы поймёте одну вещь, тогда вы должны понять и другую вещь, обратное. Иначе, в этом нет смысла. В абсолютном мире, нет таких противоположных элементов. Поэтому здесь Кришна говорит об абсолютном долге, лабхалабхау. Когда есть потеря или обретение, вы такие же. Обычно, когда мы побеждаем, мы очень радуемся. И когда мы проигрываем, мы становимся угрюмыми.
Но здесь Кришна учит: «Оставайся в одном положении, будь то потеря или обретение. Будь то победа или поражение". Это
брахма-бхута
/ШБ 4.30.20/
брахма-бхутах прасаннатма  на шочати на канкшати
/БГ 18.54/
Преданный всегда прасаннатма, так как его счастье заключается в том, чтобы служить Кришне. Его единственное занятие это делать так, чтобы Кришна был счастлив, и всё. Это преданность. Может быть обретение или потеря, может быть победа или поражение, может быть счастье или несчастье, это не важно. На него не влияет эта двойственность. Вот чему здесь пытаются обучить. Настоящая Бхагават-Гита начинается здесь: Кришна учит. Также в последнем… Это будет происходить на разных языках вплоть до конца Бхагават-Гиты.
мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/
И всё.
самсиддхир хари-тошанам
/ШБ 1.2.13/
Бхагавата также подтверждает это. Не смотрите на то, есть ли выигрыш или проигрыш, но вы должны смотреть, удовлетворён ли Кришна. И всё. Это ваша единственная задача. Это объясняется в Шримад-Бхагаватам:
атах пумбхир двиджа-шрештха
варнашрама-вибхагашах
свануштхитасйа дхармасйа
самсиддхир хари-тошанам
/ШБ 1.2.13/
Хари-тошанам. Истинное совершенство жизни это смотреть, доволен ли Кришна вашими действиями. Это совершенство. Не смотрите на собственную победу, поражение, потерю или обретение, счастье или несчастье. Поэтому Бхактивинода Тхакур пел так: «Когда я выполняю для Кришны какую-то сложную задачу, это задание становится очень радостным для меня. Эта трудность становится большим счастьем для меня». Это стандарт счастья. В материальном мире, есть двойственность. В абсолютном мире есть только счастье. Нет ничего другого. Например когда Кришна отправляется в Матхуру, все гопи, очень, сильно опечалились, они рыдали. Но мы не можем понять, какое счастье в этом несчастье. Мы не можем понять это с материальной точки зрения. Это величайшее счастье. Когда гопи плакали в разлуке с Кришной, это ещё большее счастье, чем встречаться с Кришной, чем встреча с Кришной. Это философия Кришны. Они сейчас начинается
сукха-духкхе саме кртва
лабхалабхау джайаджайау
тато
 йуддхайа йуджйасва
наивам папам авапсйаси
/БГ 2.38/
Большое спасибо.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий