В истинном служении Богу всё совершается только в духе преданности. Никакая иная деятельность, даже такая как кришна-шраванам и кришна-киртанам, не может быть названа бхакти, если в сердце у человека нет глубокой религиозной веры.
Тексты священных бхаджанов, которые поют Гаудии, призваны побудить разумного человека к бхакти. Их пение естественным образом сможет помочь развить шаранагати, так как сознательное или даже неосознанное соприкосновение со словами ачарйев (великих духовных учителей) приводит человека к обретению бхакти-сукрити (духовного благочестия), а оно, в свою очередь, приближает к сознательно совершаемому служению Верховному Господу. Такое служение очень быстро продвигает душу к высокой духовной цели.
Слова молитв великих преданных, которые в прошлом показывали живой пример према-бхакти, также наполнены любовью. В мире духа нет места мирской двойственности, и по этой причине в песнях святых людей заложена любовь к Богу, которая сеет свои семена в материальном мире. Эти семена могут пустить свои всходы в сердцах тех искренних джив, которые с большим усердием направляют себя к трансцендентному миру лотосоокого Кришны.
Шри Кришна больше всего привлекается песенной традицией, ибо она созвучна по своей природе Его блаженному миру – Голоке. В этой обители всё исполнено самой утончённой красоты. Брахма в «Брахма-самхите» (5.56) поёт:
друма бхумиш чинтаманиганамайи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийасакхи
«Голока – это земля, покрытая деревьями, исполняющими все желания, растущими на драгоценных камнях чинтамани. Вода там – чистый нектар! Это великая обитель, где каждое произнесённое слово обращается в песню, каждый сделанный шаг и изящное движение – в танец, а флейта там – возлюбленный друг».
Человеческие чувства высохли от безбожия, зависти, безумия, вражды и соперничества, и поэтому слова людей тоже стали сухими. Всем известно, что любовь заставляет душу петь. Также и самая великая любовь на свете – любовь к Богу приводит человека к тому, что он начинает выражать свои чувства и мысли в песнях. Так думали и общались с Богом все великие святые, чьи сердца были переполнены премой. Если кто-то соприкасается со словами песен любви к Богу, то тогда и его сердце начинает наполняться живительным нектаром любви ко Всевышнему и становится необычайно мягким, то есть исполненным желаний преданности. Понимая это, становится ясно, почему усердно стремящимся к Богу людям необходимы песни преданности, которые способны очистить от всего неблагоприятного и пробудить полученные ранее, в прошлых жизнях, бхакти-самскары, духовные впечатления. Пробуждение этих самскар очень важно, без него продвижение в духовной эволюции будет очень медленным. Без активности бхакти-самскар преодолеть анартхи очень сложно. Духовной сварупе каждой души свойственна тенденция петь и поэтому, обращаясь уже сейчас, в обусловленном состоянии сознания, к совершенно составленным бхаджанам ачарйев прошлого, можно постепенно развить своё духовное тело со всеми свойственными ему бхавами. Именно поэтому Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» написал, что киртана – это очень важная анга бхакти, и она способна очень быстро даже неофита поднять до возвышенного уровня. Сварупе сабара хайа голокете стхити, по своей сокровенной духовной природе мы является обитателями Голоки, и поэтому пение изначально присуще нашему бытию.
париджананурага-вирачита-шабала-самшабда-салила-сита-кисалайа-
туласика-дурванкулаир апи самбхритайа сапарйайа кила парама паритушйаси
«Испытывая великую любовь, вознося молитвы, воспевая Твою славу с дрожью в голосе и предлагая Тебе воду, листья Туласи, молодые побеги и свежую траву дурба, Твои преданные доставляют Тебе огромное удовольствие несмотря на то, что Ты полностью самодостаточен и можешь черпать счастье в Самом Себе» («Бхагаватам», 5.3.6).
сататам киртайанто мам йатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйа нитйа-йукта упасате
«Непрестанно воспевая Мои имена, добродетели, образ и деяния, стойко храня обеты и с преданностью падая ниц передо Мной, они поклоняются Мне и всегда благодаря этому остаются связанными со Мной».
арштишенена саха гандхарваир анугийаманам парама-калйаним
бхартри-бхагават-катхам самупашриноти свайам чедам гайати
«Тысячи и тысячи гандхарвов не переставая поют славу Шри Бхагавану. Это пение чрезвычайно благоприятно для каждого. Хануман, а также Арштишена, правитель Кимпуруша-варши, снова и снова обращают свой слух к этим гимнам» («Бхагаватам», 5.19.2).
Какой бы пример возвышенных преданных мы не рассматривали, все поют славу Всевышнему. Все поколения святых во все времена обращались к киртану и бхаджанам. Прахлада Махарадж, Шива Махадев, Нарада Муни, все великие мудрецы и даже могучий орёл Гаруда, сын Винаты, каждым взмахом своих чудесных крыльев воспевает вечную славу Богу!
Санньяси Тхакур, герой «Джайва-дхармы» (глава 3), также зрит это чудо воспевание. Он восторженно восклицает: «О! Я вижу сияющего Шиву, повелителя полубогов. Он играет на своем небольшом барабане даммару и громко восклицает: „О Вишвамбхара, даруй мне Свои милость и расположение!“ Танцуя как безумец, он теряет сознание и без чувств падает на землю. В другом месте, на Сваргалоке, Индра и его окружение танцуют, полные безграничной радости, и, ликуя, поют: „Джайа Гаурачандра! Джайа Нитьянанда!“ Даже райские птицы, прыгая на ветках деревьев, в экстазе щебечут: „Гаура! Нитай! Гаура! Нитай!“ Все дживы, переполненные радостью, опьянены сладостным нектаром имен Шри Гауранги. Похоже на то, что сама олицетворённая материальная природа – Пракрити Деви, опьяненная сладостью нектара имен Господа Чайтаньи, наполнила всё вокруг красотой и великолепием! Как же это удивительно!»
В духовной жизни известен принцип, который мы получили от махаджан; он говорит, что Господь никогда не появляется вне Своей святой обители. В «Лагху-бхагаватамрите» (1.5.461) утверждается:
вриндаванам паритйаджйа падам екам на гаччхати
«Господь Шри Кришна ни шагу не ступит за пределы Вриндавана».
Если учесть это важное условие, то тогда станет очевидным, что для получения даршана Господа необходимо прежде всего поместить себя в это святое место. Необходимо пригласить дхаму в сердце и в ту атмосферу, в которой мы живём. Именно по этой причине Шрила Нароттам дас Тхакур в «Лаласамайи-прартхане» (стих 3) прежде чем встретиться со своим возлюбленным Господом, молится о том, чтобы сначала получить даршан святой земли:
вишайа чхарийа кабе шуддха ха'бе мана
кабе хама херабо шри-вриндавана
«Когда мой ум очиститься от мирских устремлений и тревог? Когда я увижу Шри Вриндаван?»
Получив милость святой земли, несомненно, можно получить возможность видения Господа. И тогда встаёт другой вопрос: «Как нам создать такую благую атмосферу паравйомы, духовного неба в своём сердце?» И снова здесь невозможно обойтись без киртаны. Киртана обладает необыкновенной силой притягивать внимание не только Шри Кришны, но и святой дхамы. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада подтверждает это в своём комментарии на «Шримад-Бхагаватам», он говорит: «Слово ваикунтха означает "без тревог". Этим мир Вайкунтхи отличается от полного тревог материального мира. Tам, где Верховный Господь присутствует в образе трансцендентных звуков, царит атмосфера Шри Вайкунтхи. Это атмосфера, где нет страха и тревог, где одно живое существо не боится другого» (4.30.35, комм).
Духовный мир олицетворён Шри Баладевом, Он слышит бхагавата-киртан и приходит туда, где звучит хари-катха и песни о прекрасном Господе. Как только Он приходит в эти места, там сразу же распространяет Себя в образе святой атмосферы Шри Бхагавана. Зная это, целеустремлённые преданные стремятся совершать киртан с желанием получить милость акханда-гуру-таттвы – Баладева Прабху.
Для тех, кто движим в духовной жизни идеалами Гаудийа-сампрадайи, этот сборник бхаджанов и киртанов под названием «Гитанджали» является ещё одной возможностью привлечь к себе милость Господа и ваишнавов. Tам, где поют песни Гаудийа-ваишнавов или святые имена всеблагого Господа, тотчас же появляется Гаура-Нараяна, Верховная Личность Бога в облике Господа Шри Чайтаньи. Получив Его расположение, любой преданный сможет обрести лотосные стопы Шри Шри Радхи и Кришны. Позже такая удачливая джива сама становится объектом киртаны великих душ в этой вселенной:
вриндатави баху-бхавийа-супунйа-пунджан
нетратитхир бхавати йасйа маха-махимнах
тасйешварах сакала-карма мша-кароти
брахмадайас там ати-бхакти-йутах стуванти
«Совершающий множество духовных подвигов становится достойной личностью для того, чтобы достичь прославляемой в веках обители Вриндавана. Всевышний Господь Сам лично уничтожает все виды кармы того преданного, который много жизней посвящает служению Ему. Даже такие величайшие существа, как Брахма, поют киртану таким преданным» («Шри Вриндавана-махимамрита», 1.40).
Так Шри Кришна делится своими достояниями со Своими возлюбленными преданными. Он – свайам бхагаван и поэтому исполнен силы, славы, красоты, знания, богатства и отречения в полной мере. Однако отречение в Нём так сильно, что Он готов раздать всё без остатка Своим дорогим преданным. Слава приходит к живым существам благодаря киртану. И когда дживы отдают себя этому божественному киртану, то тогда Его йаша – слава, рождаемая Его красотой, переходит от Него с киртаном к ним. Так Кришначандра воплощает в жизнь Свои слова, сказанные Им более пяти тысяч лет назад на священной Курукшетре: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам – «как предаёшься, так и вознаграждён будешь» (Б.-г. 4.11).
йат прайа на кинчид ванчати на шочати
на двешти на рамате нотсахи бхавати
йат гйатва матто бхавати стабдхо
бхавати атмарамо бхавати
«Человек, занятый чистым преданным служением, не желает каких-либо материальных, чувственных удовольствий, он не сокрушается при потерях и ни к чему не испытывает неприязни, он ничего не использует для своего чувственного наслаждения, и не заинтересован в совершении какой-либо материальной деятельности. Тот, кто совершенным образом понял процесс преданного служения Господу, полностью становится поглощённым им. Будучи очарованным этим, он испытывает удовлетворение и счастье, целиком посвящая себя преданному служению Верховному Господу».
Получив редкую возможность в этой жизни воспевать бхаджаны и радовать своего истинного духовного учителя киртаной, следует стараться делать это без меркантильности, тогда быстрое развитие в бхакти-йоге становится неизбежным. Встречая с радостью каждую возможность прославить лотосоокого Господа, настоящие преданные объединяются и, воздев руки к небу, совершают санкиртану, следуя наставлениям Шримана Махапрабху.
Ари Мардан дас
Комментариев нет:
Отправить комментарий