А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
(29 ноября 1972 г., Хайдарабад)
Шрила Прабхупада:
авйакто 'йам ачинтйо 'йам
авикарйо 'йам учйате
тасмад эвам видитваинам
нанушочитум архаси
/БГ 2.25/
"Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, ты не должен скорбеть о теле".Разными способами Кришна пытается показать, что духовная душа является бессмертной. Разными способами. авйакто 'йам. Ослепленные материей глаза не могут этого видеть. Мы не можем видеть, потому что, как уже несколько раз объяснялось, душа равна одной десятитысячной части кончика волоса. Она очень маленькая. Думаю, меньше атома. Эта духовная душа находится повсюду. Сарва-га. Сарва-гата. Повсюду.
андантара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/
/Брахма-самхита 5.35/
И где бы ни находилась духовная душа в этом материальном мире, она обладает телом и сердцем, внутри которого находится Кришна.
ишварах сарва- бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/
/БГ 18.61/
Они обе находятся там. Поэтому
анор анийан махато махийан
/Катха-упанишад 1.2.20/
/Катха-упанишад 1.2.20/
Кришна способен стать больше наибольшего и меньше наименьшего. Он - Бог. Когда Кришна, будучи ребенком, ел землю, его друзья жаловались маме Яшоде: «Мама, твой сын Кришна ест землю». Мама Яшода требовала объяснений: «Кришна, зачем Ты ешь землю? Я же дала Тебе сандеш». Кришна ответил: «Нет, мама, я не ел землю».
- Но Твои друзья рассказали мне об этом.
- Сегодня утром они стали Моими врагами. Мы поссорились. Вот поэтому они сговорились, чтобы ты Меня отругала.
Но мама Яшода все-таки хотела разрешить эту проблему: «Хорошо, покажи мне Свой рот, открой его. Я хочу посмотреть». И когда Кришна открыл рот, Его мать увидела там бесчисленное количество вселенных. Вот вам Кришна.
- Но Твои друзья рассказали мне об этом.
- Сегодня утром они стали Моими врагами. Мы поссорились. Вот поэтому они сговорились, чтобы ты Меня отругала.
Но мама Яшода все-таки хотела разрешить эту проблему: «Хорошо, покажи мне Свой рот, открой его. Я хочу посмотреть». И когда Кришна открыл рот, Его мать увидела там бесчисленное количество вселенных. Вот вам Кришна.
анор анийан махато махийан
/Катха-упанишад 1.2.20/
/Катха-упанишад 1.2.20/
Кришна входит в каждую вселенную, но в тоже время миллионы вселенных находятся у Него во рту. Так можно объяснить то, что Он больше самого большого и меньше наименьшего. Конечно, мама Яшода, не могла поверить тому, что увидела, потому что никогда не думала о Кришне, как о Верховной Личности Бога. Она всегда думала так: «Это мой крохотный сынишка». И все. «Я должна заботиться о нем». Это называется родительскими чувствами. Ватсалья-раса.
Преданные служат Кришне в многочисленных расах, трансцендентной сладости и юморе. Кто-то выполняет служение слуги, кто-то – друга, кто-то – отца и матери. А кто-то служит супругой. Это пять основных сладких рас, которыми преданные связаны с Кришной. А есть еще семь других рас. Они являются не основными, а второстепенными. Кто-то служит Кришне как враг, как, скажем, асуры. Они тоже служат Кришне, но как враги. Кто-то доставляет удовольствие Кришне, сражаясь с Ним. Есть еще двенадцать рас.
акхила-расамрита-синдху
Все вкусы, которые мы ощущаем в этом мире, исходят из Кришны.
джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/
/ШБ 1.1.1/
В «Веданта-сутре» говорится: «Мы не можем испытывать того, чего бы не было в Кришне». Таков Кришна. Он воровал, что считается не очень хорошим занятием. Он известен как Макханчор, вор масла. Это Кришна. В Нём есть всё. Что бы мы ни делали в этом материальном мире является просто искажённым отражением наших отношений с Кришной в духовном мире. Но не обладающие знанием о материальном мире, имперсоналисты, понятия не имеют, что Кришна всегда чем-то занят.
джая радха мадхава кунджа-бихари
Он всегда занят деятельностью. Он – личность. Но Он просто дорог гопиджанам. Гопиджана-валлабха. Он хочет доставить удовольствие гопиджанам. Гопи и мальчики-пастушки являются вечными спутниками Кришны. Это санатана. Кришна является санатаной и Его взаимоотношения с преданными тоже являются санатаной. Но это возможно не здесь, а в санатана-дхаме. Мы не можем иметь вечных отношений с Кришной в этом материальном мире. Поэтому Кришна приходит для того, чтобы убедить обусловленные души, что: «Если вы хотите иметь непреходящее счастье и наслаждаться вечными отношениями, вам необходимо прийти ко Мне, в Мою вечную обитель».
йад гатва на нивартанте тад дхама парамам мама
/БГ 15.6/
/БГ 15.6/
Почему не в этом материальном мире? Нет. Природа материального мира не вечна, она временна.
бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/
/БГ 8.19/
джанмади асйа
/ШБ 1.1.1/
/ШБ 1.1.1/
Джанмади. Всё в этом материальном мире имеет дату рождения, а всё, что имеет дату рождения, должно иметь и дату смерти. Такова природа материального мира. Здесь мы можем практиковать санатана-дхарму, но на самом деле, санатана-дхарма происходит в духовном мире.
Подобно тому, как человек обучается какому-либо ремеслу и, закончив обучение, получает должность. Мы узнаем от госвами, что преданные, достигшие совершенства в преданном служении, в первую очередь получают рождение во вселенной, где в это время присутствует Кришна. Кришна всегда присутствует. Подобно тому, как солнце всегда находится в небе, хотя мы видим его только в определённое время. Но солнце всегда находится в небе. Когда солнце заходит, то это только мое видение, ведь солнце всё равно остается в небе. Ночью я не могу видеть солнца, но солнце есть. Подобно этому, Кришна присутствует всегда. Нам необходимо иметь особое зрение, чтобы увидеть Его. Вот и всё. И как получить такое зрение?
Подобно тому, как человек обучается какому-либо ремеслу и, закончив обучение, получает должность. Мы узнаем от госвами, что преданные, достигшие совершенства в преданном служении, в первую очередь получают рождение во вселенной, где в это время присутствует Кришна. Кришна всегда присутствует. Подобно тому, как солнце всегда находится в небе, хотя мы видим его только в определённое время. Но солнце всегда находится в небе. Когда солнце заходит, то это только мое видение, ведь солнце всё равно остается в небе. Ночью я не могу видеть солнца, но солнце есть. Подобно этому, Кришна присутствует всегда. Нам необходимо иметь особое зрение, чтобы увидеть Его. Вот и всё. И как получить такое зрение?
преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хрдайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.38/
сантах садаива хрдайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.38/
Только преданные, обладающие любовной привязанностью к Кришне, любовь… Мы уже обладаем этой любовью, но мы перенесли её с Кришны на майю. Весь процесс обретения сознания Кришны состоит в том, чтобы направить эту любовь на Кришну. Это простой метод. У нас есть любовь к Кришне, но, находясь в иллюзии, заняв ошибочное положение, мы пытаемся любить что-то, что не является Кришной. Майю. Майю Кришны, иллюзию. Мама майя. Кришна говорит: «Майя также принадлежит Мне». Как облако. Что такое облако? Оно также является творением солнца. Все знают. Облако появляется в результате того, что солнце испаряет воду из океана, которая становится облаком, а задача облака – закрыть солнце. По сути, облако не существует, не существует самостоятельно, и, как только солнце начинает ярче светить, облако исчезает. Это
бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/
/БГ 8.19/
Оно появляется и снова исчезает. Это майя. Но небо никуда не исчезает, солнце тоже остаётся в небе. Точно так же иногда рождается майя, иллюзия. Это творение материального мира, маха-таттва-майя. Но она временна. Она приходит и уходит. Майя просто покрывает нам глаза. Облако не может закрыть солнце. Солнце в 93 миллиона или, по крайней мере, 1400 тысяч раз больше земли. Поэтому как облако, величиной, скажем, в несколько миль, десять миль, может закрыть солнце? Нет. Облако не может закрыть солнце, но оно может покрыть мои глаза. Таково положение. Точно так же и майя не может затронуть Кришну. Философия майявады говорит, что майя также покрывает и Кришну. Когда Кришна нисходит сюда, Его покрывает майя. Нет. Майя не может затронуть Его. В «Шримад-Бхагаватам»… Когда Вьясадев осознал Кришну перед написанием «Шримад-Бхагаватам»…
бхакти-йогена манаси
самйак пранихите 'мале
апашйат пурушам пурнам
майам ча тад-апашрайам
/ШБ 1.7.4/
самйак пранихите 'мале
апашйат пурушам пурнам
майам ча тад-апашрайам
/ШБ 1.7.4/
Находясь в медитации, Вьясадев увидел Верховного Господа, а также майю. Майя находится сзади, она не может выступать вперед. Следовательно, майя никогда не покрывает Кришну. Майя покрывает наши глаза. Майя покрывает нас, частичек Кришны, мамаивамшах, но не Кришну. Теория, в соответствии с которой майя обволакивает Кришну, абсурдна. Как майя может покрыть Кришну? Это невозможно. Он контролирует майю. А майя контролирует нас. В этом и разница. Кришна – майадхиша (тот, кто повелевает энергией) а мы – майадхина. Адхена. Но мы можем обрести свободу. Как в примере с глазами, которые покрывает облако, из-за чего мы не можем видеть солнца, хотя солнце находится в небе. Мы наблюдаем такое, когда летим самолетом. Как только самолет поднимается над тучами, мы видим, что всё залито светом. Бесконечным светом. Но в сущности, реактивные самолеты поднимаются над поверхностью земли на семь миль, где уже нет туч. Тучи находятся ниже. Подобным же образом, вы можете подняться над майей. Вы можете выйти за пределы майи и всегда видеть Кришну. Это возможно. Как?
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/
/БГ 7.14/
Просто предайтесь Кришне, и Кришна сделает так, что майя перестанет влиять на вас. Простой процесс. Просто сделайте, как просит Кришна,
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/
/БГ 18.66/
Это – санатана-дхарма. Потому что мы, в конце концов, слуги Кришны, которые искусственно пытаются стать хозяевами этого материального мира. Поэтому нас сюда и отправляют. Подобно революционерам, не уважающим законы государства, которых либо убивают, либо сажают в тюрьму. Это значит, что тех, кто не хотят добровольно предаться Кришне, отправляют в тюрьму. Они вынуждены предаться. Вынуждены. Будут вынуждены. Вы не свободны, хоть за стенами тюрьмы, хоть в тюрьме. Но когда вы думаете, что стали свободными…
вимукта манинах. вимукта манинах,
ошибочно полагая, что уже получили освобождение.
ошибочно полагая, что уже получили освобождение.
авишуддха-будхайах
/ШБ 10.2.32/
/ШБ 10.2.32/
Но разум не способнее ясно мыслить. Это последняя уловка майи. Когда человек думает: «Я- Бог», это последняя ловушка майи. Это тоже майя. Как вы можете стать Богом? Какие у вас есть качества? Бог создал так много всего. А что создали вы? Бог проявил так много разных вещей. А вы что сделали? И все же они ошибочно считают, что они - Бог. Это майя, последняя ловушка майи. Потому что настоящая болезнь, как мы уже говорили, состоит в том, что мы хотим править материальным миром. Все думают: «Я – господин всего. Я хочу править этой вселенной. Я хочу стать министром. Я хочу стать президентом. Я хочу стать важным бизнесменом». Но они терпят крах. А затем он хочет стать Богом. Это тоже майя. Это невозможно. И так до бесконечности. Наше истинное положение по отношению к Господу, Кришне, это положение слуги.
дживера сварупа хайа нитйа-кришна-даса
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/
анади бахирмукха джива кришна бхули дела, атаева кришна веда-пурана карила
/ЧЧ, Мадхья, 20.117/
/ЧЧ, Мадхья, 20.117/
Мы забыли наше истинное положение, санатана-дхарму. Забыли. Санатана-дхарма – это предназначение живого существа, служить целому. Потому что живое существо является частью целого. Поэтому задача живого существа – служить целому. Как этот палец. Этот палец является частью моего тела. Его задача – выполнять мои приказы, служить целому. Я хочу, чтобы палец пошевелился в эту сторону. Немедленно…Подобно этому, наше предназначение – служить Кришне, но когда мы хотим стать хозяевами, не зависимыми от Кришны, это называется майей.
кришна-бахирмукха хана бхога ванчха каре
никата-стха майа таре джапатийа дхаре
/Према-виварта/
никата-стха майа таре джапатийа дхаре
/Према-виварта/
Это утверждение из «Према-виварты». Майя – это когда мы пытаемся подражать Кришне. Майя – это ничто. Мы сами создаем ситуацию майи. Что это? «Я хочу стать Кришной. Я хочу стать Богом. Я хочу стать господином». Это майя. Это невозможно. Кришна является санатаной. Мы тоже санатана. Но когда мы забываем, что должны служить Кришне, это становится нашей асанатаной. Но если мы снова занимаемся служением Кришне, - это становится санатана-дхармой. Санатана-дхарма – значит вечное служение Кришне. Еще один пример, дхарма…
Что такое дхарма? дхир-дхату. Характерная черта, то, что невозможно изменить. Как сахар. Сладость является отличительной чертой сахара, а отличительной чертой чили является острота. Всё обладает характерной чертой. Всё. Это называется дхармой. Если сахар становится острым, а чили сладким… Вы покупаете чили, и если он не очень острый, вы его выбрасываете… «Он не очень хорош». Потому что в нём в малой мере присутствует дхарма перца чили. Если вы берёте сахар и обнаруживаете, что он солёный, то вы… «Ой, что это?» Итак, все обладает какой-то характерной чертой. Мы – живые существа. У нас тоже есть отличительная черта. Это санатана. Я – санатана, вечный, и моей отличительной чертой является служение Богу. Если вы не служите Богу, то эта черта всё равно остается при вас и тогда вам приходится служить майе, пребывая в иллюзии, что вы стали господином. На самом деле, он служит, но…
Как если у человека есть автомобиль. Чтобы купить машину и содержать её в исправном состоянии, необходимо иметь много денег. Чтобы заработать эти деньги, необходимо много работать. И когда он зарабатывает эти деньги и покупает автомобиль, ему приходиться обслуживать его, заливая масло и делая другие вещи. Но он думает: «Теперь у меня есть машина. Прекрасно». Как это называется? Вы служите своей машине. Вот и всё. Таково положение. Человек, на самом деле, занимается служением, но не является хозяином. Но думает, что является таковым. Это майя. Поэтому, когда мы отказываемся от этого ложного престижного положения хозяина, мы получаем освобождение.
хитванйатха-рупам
/ШБ 2.10.6/
/ШБ 2.10.6/
Вот определение мукти: хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих. Анйатха рупам. Сейчас мы ведём тяжелую борьбу в этом материальном мире, находясь под влиянием майи, принимая разнообразные типы тел. Иногда я поднимаюсь на райские планеты, а иногда - спускаюсь на адские. Иногда я богач, а иногда - бедняк. Иногда я брахман, а иногда – шудра. Иногда – тигр, а иногда – дерево. Таким образом, сарва-гата. Везде в этой вселенной живые существа ведут борьбу за существование.
манах-шаштханиндрийани пракрти-стхани каршати. Мамаивамшо джива-бхутах санатанах
/БГ 15.7/
/БГ 15.7/
Кришна говорит: «Все эти живые существа являются моими неотъемлемыми частичками, но по своей глупости они, введённые в заблуждение измышлениями своего ума, пракрити-стхани, борются в этом материальном мире, каршати, за то, чтобы стать хозяевами. Это болезнь.
пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма картахам ити манйате
/БГ 3.27/
аханкара-вимудхатма картахам ити манйате
/БГ 3.27/
Пракрити дергает этих негодяев за ухо. пракритех крийаманани. «Делай это» - и мне приходится это делать. Те, кто связались с тамо-гуной материальной энергии, получили тело свиньи, поэтому пракрити заставляет их: «Иди сюда, ешь испражнения». И он ест: «Как вкусно». Это майя. Разве испражнения это вкусно? Но пракрити наделила эту свинью определенным типом тела, и она наслаждается: «Какая вкуснятина эти испражнения». И так продолжается вечно. Точно так же и с человеческой формой жизни. Они в ресторанах, в гостиницах едят так много всякой гадости и наслаждаются: «Как вкусно!» Это майя. Это никогда не заканчивается.
Итак, наша задача – служить, но так как мы занимаем либо позицию «Мне не хочется служить Кришне», либо «Я - Кришна», то попадаем в тиски майи. Моментально. И под влиянием майи…
пракритех крийаманани гунаих кармани
/БГ 3.27/
/БГ 3.27/
каранам гуна-санго 'сйа сад-асад-йони-джанмасу
/БГ 13.22/
/БГ 13.22/
Так как мы действуем под влиянием разных гун материальной природы, нам приходится принимать рождение, сад-асад-джанма-йонишу. Кто-то становится свиней, а кто-то – собакой, один становится человеком, а другой – полубогом, кто-то - деревом, а кто-то – растением. Восемь миллионов четыреста тысяч видов и форм жизни. Кришна говорит:
сарва-йонишу каунтейа
/БГ 14.4/
/БГ 14.4/
«Я являюсь биджа-прадах пита, отцом, всех этих форм, какими бы они ни были». Если Кришна является изначальным отцом каждого живого существа, как же тогда один стал брахманом, другой – шудрой, один - деревом, а другой – тигром, один – свиньей, а другой - Индрой, а кто-то – Брахманом? Как так?
каранам гуна-санго 'сйа сад-асад-джанма-йонишу
/БГ 13.22/
/БГ 13.22/
Мы получаем рождение в разных типах тел. Причина в том, что я соприкасаюсь с разными гунами материальной природы. Мой ум уводит меня в сторону. Это не смерть. Глупо говорить: «Этот человек мёртв. Всё закончилось». Это мошенничество. Не закончилось. Всё продолжается.
на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/
/БГ 2.20/
Глупые негодяи говорят: «Этот человек умер, всё кончено». Большие профессора говорят: «Свамиджи, после смерти всему наступает конец». И это профессор. Только посмотрите. Эти негодяи и глупцы становятся лидерами, профессорами, политиками. И как тут люди могут стать счастливыми? Их ведут к невежеству. Всегда.
на те видух свартха-гатих хи вишнум дурашайа йе бахир-артха-манинах
/ШБ 7.5.31/
/ШБ 7.5.31/
Они привлеклись внешней энергией Кришны. Этот материальный мир также является энергией Кришны. Нас тоже очаровывает эта материальная энергия. Нам следует привлекаться духовной энергией. Но нас привлекает материальная энергия. Но мы должны привлекаться духовной энергией. В этом состоит совершенство жизни. Обе энергии принадлежат Кришне. Апара, пара. Это объясняется в «Бхагавад-гите». Сейчас нас привлекает апара.
бхумир апо 'нало вайух
/БГ 7.4/
материальные элементы. Мы имеем желания, потому что нас привлекает материальная энергия, поэтому, когда мы выстраиваем красивый каменный дом, то думаем так: «Да, теперь я достиг успеха в жизни. У меня чудесный каменный дом». Вы являетесь камнем? Нет. Но, тем не менее, меня привлекает камень. Поэтому Кришна даёт мне возможность: «Хорошо, возьми камень и попробуй… Но ты никогда не будешь счастлив. Счастливым ты будешь только тогда, когда предашься Мне».
Подобно тому, как отец обеспечивает ребенку возможность играть, но одновременно говорит: «Мое дорогое дитя, не играй так. Это нехорошо».Так как ребенок упорствует, отец иногда говорит: «Ладно, играй как тебе нравится». Точно так же и Кришна не хочет, чтобы мы, придя в этот материальный мир, привлекались землей, водой, воздухом, огнём, становясь великими учёными и создавая комбинации из этих пяти элементов.
/БГ 7.4/
материальные элементы. Мы имеем желания, потому что нас привлекает материальная энергия, поэтому, когда мы выстраиваем красивый каменный дом, то думаем так: «Да, теперь я достиг успеха в жизни. У меня чудесный каменный дом». Вы являетесь камнем? Нет. Но, тем не менее, меня привлекает камень. Поэтому Кришна даёт мне возможность: «Хорошо, возьми камень и попробуй… Но ты никогда не будешь счастлив. Счастливым ты будешь только тогда, когда предашься Мне».
Подобно тому, как отец обеспечивает ребенку возможность играть, но одновременно говорит: «Мое дорогое дитя, не играй так. Это нехорошо».Так как ребенок упорствует, отец иногда говорит: «Ладно, играй как тебе нравится». Точно так же и Кришна не хочет, чтобы мы, придя в этот материальный мир, привлекались землей, водой, воздухом, огнём, становясь великими учёными и создавая комбинации из этих пяти элементов.
теджо-вари-мридам винимайа
/ШБ 1.1.1/
/ШБ 1.1.1/
теджо-вари-мридам винимайо три-сарго `мриша.
Это всё ложно. На самом деле, он является сочетанием этих пяти элементов. И тело тоже. Тело также является сочетанием пяти элементов. И оно нас привлекает: «У меня такое красивое, сильное тело, тело американца, тело индуса, тело брахмана, это тело, то тело». Всё это майя. Вы никогда не будете счастливы, если будете руководствоваться этой телесной концепцией жизни. Потому что вы… Поэтому Кришна, как бы намекая, говорит:
Это всё ложно. На самом деле, он является сочетанием этих пяти элементов. И тело тоже. Тело также является сочетанием пяти элементов. И оно нас привлекает: «У меня такое красивое, сильное тело, тело американца, тело индуса, тело брахмана, это тело, то тело». Всё это майя. Вы никогда не будете счастливы, если будете руководствоваться этой телесной концепцией жизни. Потому что вы… Поэтому Кришна, как бы намекая, говорит:
аччхедйо 'йам адахйо 'йам
/БГ 2.24/
/БГ 2.24/
Тело превращается в пепел. Если так, то как мы можем быть этим телом? Когда человек умирает, тело предают огню. Оно становится дахья, его сжигают. Тогда как же мы можем быть этим телом? Один говорит: «Я рожден брахманом. Мне досталось это тело во время рождения». Ладно. Тогда, если его сын сожжёт это тело, то будет повинен в брахма-хатйа папа.
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
/ШБ 10.84.13/
/ШБ 10.84.13/
Это тело состоит из трёх элементов. Я имею в виду желчь, слизь и воздух… Просто мешок с костями, плотью и кровью. Если кто-то думает: «Я – это тело», то он – го-кхара, корова или осёл. Любой, кто живет, руководствуясь телесной концепцией жизни, является животным, го-кхарой.
са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/
/ШБ 10.84.13/
Как вы можете получить знание от человека, который является животным? Вы не получите знание от коров и ослов.
Итак, любой, кто находится на телесном уровне восприятия жизни, не лучше животного. Откровенно говоря, на самом деле, все руководствуются телесной концепцией жизни. Поэтому современная цивилизация – это цивилизация животных. Это не человеческая цивилизация. Человеческая цивилизация начнется тогда, когда человека поймет, что он является духовной душой, а не этим телом».
Ахам брахмасми. С этого начинается человеческая цивилизация. И пока человек находится на телесном уровне восприятия жизни, это будет цивилизация котов и собак. Это всё. Большое спасибо. Харе Кришна.
Индус: (на хинди)
Шрила Прабхупада: (отвечая на вопрос) Тогда мы постепенно осознаем.
Шрила Прабхупада: (отвечая на вопрос) Тогда мы постепенно осознаем.
чето-дарпана-марджанам
/ЧЧ, Антья 20.12/
/ЧЧ, Антья 20.12/
Если вы будете общаться с преданными, слушать их, тогда всё постепенно прояснится, и вы поймёте ваше положение. Вы поймете: «Я – не это тело». Ахам брахмасми. С этого начинается знание. В противном случае, пока вы будете руководствоваться телесной концепцией жизни, вы будете находиться на уровне животного. В этом состоит разница. Но бхакти – такая замечательная вещь, что
кришнакаршини
/БРС 1.1.17/
/БРС 1.1.17/
Бхакти привлекает Кришну. Кришна привлекает всё и всех, но бхакти привлекает Кришну. Поэтому нам необходимо принять бхакти.
бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато гйатва вишате тад-анантарам
/БГ 18.55/
тато мам таттвато гйатва вишате тад-анантарам
/БГ 18.55/
Если вы по-настоящему хотите узнать Кришну, необходимо стать на платформу преданности. Тогда постепенно Кришна привлечется вашей преданностью, вы познаете Его и вам будет позволено войти в мир Кришны. Иначе, сарва-гатах, стханур ачало 'йам. Хотя мы вечны, нам приходится кочевать из одной формы жизни в другую внутри этой брахманды и попусту тратить время. Вот и всё.
Индус: (на хинди)
Шрила Прабхупада: Да. (хинди) Тилака мантра хаи, бхагаван кахе, Ваманадева, Кешава, Говинда. Кришна защищает преданного со всех сторон. Вы находитесь в безопасности. Кришна говорит:
каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати
/БГ 9.31/
/БГ 9.31/
Итак, бхакти хай (хинди). Вы защищены. Вот так вот.
Индус: Да, но мы также ставим тилаку Господу.
Шрила Прабхупада: М-м-м?
Это храм Господа. Вишну-мандир. Нельзя считать Кришну и Вишну просто статуями. У нас появилась мода, которую мы переняли на Западе. Мы устанавливаем статуи больших людей, на которые испражняются вороны. Мы так не делаем. У нас для этого есть храмы. Когда мы кому-то поклоняемся, мы помещаем его в храм, а не туда, где на нём будут оставлять свои испражнения вороны.
Шрила Прабхупада: Что-что?
Индус: Не существует храмов, в которых люди поклонялись бы Брахману.
Шрила Прабхупада: Брахман – имперсонален. Брахман находится повсюду.
сарва кхалв идам брахма
/Чхандогья-Упанишад, 3.14.1/
/Чхандогья-Упанишад, 3.14.1/
Затем Параматма, а потом Бхагаван. Бхагаван – это последнее слово Абсолютной Истины. Брахман безличен. Подобно небу, которое тоже безлично.
Индус: Махарадж, в «Рамаяне» говорится, что Бог нисходит в этот мир как Калки-аватара. Это так? В чём проявляется его приход?
Шрила Прабхупада: Это проявляется в том, что люди постепенно деградируют и забывают о Боге. В этом состоит их деградация. В конце Кали-юги они так сильно деградируют, что вообще не смогут постичь Бога. В настоящее время, хотя на дворе и Кали-юга, есть некоторые люди, которые пытаются постичь Бога. По крайней мере, есть попытки. Но в конце кали-юги, скажем, примерно через 400.000 лет, люди… Потому что они всё больше и больше становятся похожими на животных. Чем больше в нас проявляется животного, тем меньше у нас шансов постичь Бога. Наша современная цивилизация предназначена для того, чтобы превращать людей в животных. Так проявляется прогресс цивилизации.
ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча саманйам этот па-шубхир наранам
/Хитопадеша/
/Хитопадеша/
Современная цивилизация состоит в том, чтобы красиво есть, красиво спать, красиво совокупляться и красиво защищаться. Людей обучают только этим четырем принципам. Они понятия не имеют, что такое душа, кто такой Бог, каковы Его отношения с душой. И такая цивилизация прогрессирует. Только представьте, какого прогресса она достигнет через четыреста тысяч лет. Кали-юга началась только пять тысяч лет назад. За эти пять тысяч лет мы так сильно деградировали, введенные в иллюзию майей под личиной прогресса цивилизации. Это майя. Чем дальше, тем в большую иллюзию мы будем впадать. И люди будут неспособны постичь Бога. И в этот момент Бог придет, чтобы уничтожить всё это население, перерезав ему горло. Это Калки-аватара.
Комментариев нет:
Отправить комментарий