Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(1 февраля 2000 г., Австралия)
Шрила Нарайана Махарадж: Чтобы получить садху-сангу здесь собрались преданные из разных частей Австралии и из других стран. Я очень счастлив. Вы легко могли бы остаться у себя дома и повторять Святое Имя, читать книги и совершать там другое служение. Вы без труда могли бы оставаться там, но что вас привело сюда? Чтобы добраться сюда вы потратили много денег — и все ради того, чтобы услышать хари-катху. Это очень хорошо.
Повсюду в “Шримад-Бхагаватам” прославляется общение с возвышенными преданными. Шрила Бхактивинода Тхакур написал в своей песне: “шудха бхаката чарана рену, бхаджана анукула”. Что это значит? Пыль с лотосных стоп возвышенных Вайшнавов — особенно в преемственности от Шри Чайтаньи Махапрабху, и особенно в преемственности от Шрилы Рупы Госвами — необычайно благоприятна для бхаджана. И если расика-вайшнавы рассказывают прекрасную хари-катху, слушать их — тоже очень большое благо. Поэтому, когда Шри Шукадева Госвами начал рассказывать “Шримад-Бхагаватам”, чтобы услышать его собрались все святые Вайшнавы среди них были Шри Нарада, Шри Вьясадева и Шри Парашара Муни.
Поэтому я могу сказать, что вы очень удачливы. Вам так повезло. Я молюсь Кришне, Шримати Радхике, Их объединенной милости в образе Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Гуру Нитьянанде Прабху, чтобы Они одарили вас Своей милостью. По качеству Своей милости все Они едины.
То, что вы приехали сюда, не будет впустую. Никогда. Даже если у вас много мирских желаний и мучит похоть, не беда. Даже если в вас много скверны, не так страшно — но только до тех пор, пока у вас есть очень сильная вера в общение с чистыми преданными. “Садху-санга, садху-санга, сарва шастра кой, лава матра садху санга сарва сиддхи хой”. Что означает сарва сиддхи? Все совершенство. Если вы очень хотите обрести сарва-сиддхи — замечательно. Если вы хотите попасть на Вайкунтху или обрести любовь и преданность Ханумана к Рамачандре — замечательно. Если вы хотите стать одной из главных цариц в Двараке, как Сатьябхама и другие — вы очень скоро получите это. Более того, если вы хотите быть Враджаваси и любить Кришну как они — Кришна устроит это. Он попросит Шримати Радхику: “Пожалуйста, даруй им всем эту любовь. Пусть они тут же обретут ее”, и если Шримати Радхика захочет, то это произойдет очень быстро.
Не питайте никаких сомнений в это. Никогда, никогда. Если вы таите в сердце какие-то сомнения, лицемерие, двуличие и другие дурные качества, тогда вся ваша садху-санга не принесет вам плода. Вы должны быть садхйам (человек, у которого в сердце нет оскорбительного настроения).
Шрила Рупа Госвами объяснил нам каковы пять самых могущественных процессов бхакти. Что это? Садху-санга, нама-киртан, бхагавата-шравана, матхура-васа и шри мурти-шраддхайа-сева. Суть заключается в том, чтобы воспевать Святое Имя во Вриндаване, следуя руководству Шри Рупы Госвами в его преемственности. Это самое важное.
тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану
смритйох крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
калам найед акхилам итй упадеша-сарам
“Суть всех наставлений сводится к тому, чтобы посвящать все свое время — 24 часа в сутки — внимательному воспеванию и памятованию Божественного Имени Господа, Его трансцендентного образа, качеств и вечных игр, занимая в этом процессе свой язык и ум. Таким образом необходимо пребывать во Врадже (Голока Вриндавана-дхаме) и служить Кришне, следуя руководству дорогих преданных Господа, обладающих глубокой привязанностью к преданному служению Ему”.
Если вы воспеваете Святое Имя, памятуете о Кришне или делаете что-то еще, необходимо делать это под началом возвышенных Вайшнавов в преемственности Шрилы Рупы Госвами и живя во Врадже. Если вы не можете быть во Врадже физически, пусть ваш ум всегда пребывает там. Нама-киртан, бхагавата-шравана, и т.д. — нужно совершать в обществе возвышенных преданных. матхура-васа. “Матхура” означает Вриндаван или Враджа-мандала, Кшетра-мандала (Джаганнатха Пури) или Гоура-мандала (Навадвипа). Можно жить в одном из этих мест, но при условии, что вы следуете там руководству продвинутых Вайшнавов. Если вы едете в одну из этих Дхам, например в Навадвипу, нужно помнить о наставлениях Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Нароттамы даса Тхакура и следовать им.
Просто совершения арчаны еще недостаточно. Но если вы следуете руководству Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, тогда в своей арчане вы будете омывать Тхакурджи (Божество) своими слезами и омахивать Его опахалом своих полных любви взглядов. Все нужно делать под руководством возвышенных Вайшнавов, и тогда, даже если порой вы меньше воспеваете Святых Имен, или если вы упускаете что-то в своей арчане — ничего страшного. Если возникают какие-то недостатки в вашем служении — ничего, уделяйте внимание прежде всего садху-санге.
Но будьте разборчивы, не думайте: “Он ученик моего Гурудева, и поэтому неважно есть у него необходимые качества или их нет, я все равно буду следовать ему”. Это неправильно. Вы должны постоянно сосредоточивать свой взор и свое сердце на возвышенных Вайшнавах в преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху. И не следует обращать внимание из какой он касты, какого происхождения. Старайтесь следовать этим наставлениям. Я хочу, чтобы Према Прайоджана (теперь Бхактиведанта Аранйа Махарадж) рассказал сейчас о славе садху-санги.
Шрипад Аранйа Махарадж: Все Писания прославляют садху-сангу. Прославления эти настолько чудесны, удивительны и непостижимы, что невозможно передать это простыми словами, настолько это велико. Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел в Матхура-мандалу, Он встретил одного брахмана, и они стали петь киртан. Воспевая этот брахман плакал. В нем стали проявляться такие признаки духовного восторга, что Шри Чайтанья Махапрабху, увидев их, понял что-что и сказал ему: “Мне кажется, ты был как-то связан со Шри Мадхавендрой Пурипадом. Если бы человек не общался с Мадхавендрой Пурипадом, он не мог бы проявлять подобные признаки экстатической трансцендентной любви к Шри Шри Радха-Кришне”. Вот что делает садху-санга. Без нее невозможно обрести трансцендентную любовь. Кроме того, садху-санга обладает таким волшебным свойством, что даже самые низкие из людей могут очень быстро подняться на высокий духовный уровень.
Сегодня утром Шрила Гурудев приводил пример брахмана из Матхуры который встретил Гопа-кумара. Гопа-кумар рассказал ему так много хари-катхи, но тот так и не смог понять ее. Он не понял ее и не почувствовал ее в сердце. Он просто слушал и не пытался принять и осознать. Гопа-кумар понял это и сделал то, что невозможно получить через чтение книг или просмотр видеозаписей, выступление садху по телевидению или прослушивание аудиокассет — никаким другим образом. Что же он сделал? Он дал ему свои благословения. Гопа-кумар положил свои руки на голову этого брахмана и благословил его. В то же мгновение брахман перенесся прямо на Голока Вриндавану и стал вечным спутником Кришны, так же как и сам Гопа-кумар. Вы можете возразить: “Но это невозможно! Как это может быть?”
Шрила Нарайана Махарадж: Гопа-кумар совершал духовную практику в течение сотен тысяч лет и жизней, и где только не побывал. В конце концов он попал во Вриндаван и затем в апракат (непроявленный) Вриндаван. Для этого ему потребовалось множество жизней — очень много времени. В то же время брахман из Матхуры ничего не делал — он обрел духовное совершенство лишь по милости Сварупы (так зовут Гопа-кумара в его вечном образе пастушка на Голока Вриндаване). То, чего Сварупа достиг ценой великих трудов, брахман получил за мгновение — просто благодаря касанию руки Гопа-кумара. Оба они отправились прямо на Голока Вриндавану. Как это удивительно! Не будьте скептиками, не сомневайтесь в этом, тогда очень скоро вы сами обретете то же самое.
Шрипад Аранйа Махарадж: Анарадхья радхам падамбоджа ренум. Прежде всего нужно поклоняться пыли со стоп Шримати Радхики. Анасриштья вриндатави тат падамкам. Также необходимо поклоняться Шри Вриндавана Дхаме, которая освящена отпечатками стоп Шримати Радхарани. Асамбхасья тад бхам гамбхира читтам. И еще вы должны общаться с преданным, который отдал все свое сердце Ее лотосным стопам, и слушать нектарные повествования об играх Радхи и Кришны из уст чистых преданных. Только тогда вы сможете понять это, получить какое-то представление, и только тогда вы сможете осознать что такое югала-прити Шри Шри Радхи и Кришны. Иначе это невозможно.
Шрила Нарайана Махарадж: Вы должны знать то, о чем здесь говорится, и иметь твердую веру в это. В общении с возвышенными преданными шраддха (вера) сначала проходит стадию садханы (практики) и потом достигает садхьи (совершенства). Постепенно эта вера усилится, и вы обязательно обретете любовь и преданность Кришне. Если мы думаем: “Вот, я общаюсь с возвышенными преданными”, но тем не менее в нашем сердце вожделение, желание хорошей жены, мирских наслаждений и богатств, какой вывод мы должны сделать? Неужели это результат возвышенного общения? Почему появляются такие желания? Есть какой-то недостаток с нашей стороны, что-то дурное в нас самих. Постарайтесь как можно скорее оставить дурное общение. В противоположность этому, есть очень много примеров того, как благодаря хорошему общению человек с материальными желаниями становился отреченным. Один из них — пример блудницы, которая благодаря общению со Шрилой Харидасом Тхакуром стала святой женщиной, преданной Господа.
Шрила Рагхунатха дас Госвами тоже общался со Шрилой Харидасом Тхакуром и Шри Сварупой Дамодарой, и у него никогда в жизни не было желания мирских утех, даже во сне. Он постепенно развивал свою любовь к Кришне, сознание Кришны, и впоследствии он проводил свои дни в горьких рыданиях: “О Радхе, Радхе!”
тавайвасми тавайвасми
на дживами твайа вина
ити вигьяйа радхе твам
найа мам чаранантикам
“Я — твой, Я — твой! Я не могу жить без Тебя! О Радхе, о моя царица, пожалуйста, пойми это и укрой меня у Своих стоп”.
Шрила Рупа Госвами, “Гуру всех Гуру”, с такой молитвой обращается к ней: “О Радхике, пожалуйста, впиши меня в список своих даси. Если Ты не примешь меня, я расстанусь с жизнью. Даже если Ты занесешь мое имя последним в Свой список — ничего страшного. Даже если Ты сделаешь меня служанкой служанок Твоих даси — я приму это. Я хочу быть служанкой служанок служанок Твоих даси. Пожалуйста, впиши мое имя, или я оставлю тело”.
ха деви каку-бхара-гадгадайадйа вача
йаче нипатйа бхуви дандавад удбхатартих
асйа прасадам абудхасйа джанасйа критва
гандхарвике тава гане гананам видехи
“О Деви Гандхарвике! В полном отчаянии я бросаюсь на землю в дандавад и срывающимся голосом умоляю Тебя: пожалуйста, будь милостива к этому глупцу и считай меня Своим”.
Таков результат садху-санги. Но, если вы думаете: “Вожделение одолевает меня. Обязательно нужно жениться, купить роскошный дом и жить в удобстве и роскоши”, — это совсем не то, что ожидается от хорошего общения, садху-санги. Если это происходит с вами, задумайтесь: “В чем же проблема?”, и попытайтесь исправить ее. Вот почему “Бхагаватам” гласит:
гьяне прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан мукхаритам бхавадийа вартам
стхане стхитах шрути гатам тану ван-манобхир
йе прайасо джита джито ‘пй аси таис три-локйам
(ШБ 10.14.3, цит. в Чч, М. 8.67)
[Шрила Нараяна Махарадж просит Шримати Джадурани д.д. прокомментировать этот стих.]
Шримати Джадурани деви даси: В “Чайтанья-чаритамрите” есть описание удивительной беседы Шри Чайтаньи Махапрабху и Райа Рамананды. Шриман Махапрабху спрашивает Райа Рамананду: “В чем суть совершенства жизни?”. Рамананда Рай процитировал этот стих, и в первый раз, после многих попыток Рамананды Райа Махапрабху не отверг его слова и не сказал: “Это внешнее, говори дальше”. На этот раз Он принял ответ и сказал: “Очень хорошо. Продолжай.”
Слово “гьяне” имеет два значения. В целом оно означает “измышления ума, приводящие к желанию слиться с Богом”. Однако есть и другое значение, когда мы говорим “гьяни-бхакта”. Это преданный, который поклоняется Господу в настроении айшварьи. Он сознает, что Кришна — Верховная Личность Бога. Шри Рамананда Рай цитирует стих “гьяне прайасам удапасйа наманта эва”. Нужно перестать считать Кришну Верховной Личностью Бога и начать слушать из уст чистого преданного о сладостных играх Враджендра-нанданы Кришны. Неважно в каком укладе Варнашрама-дхармы человек находится. Стхане стхитах шрути гатам тану ван-манобхир. Даже если это очень падший человек или, как говорил Шрила Гурудев, у него может быть много анартх — это неважно. Неважно брахман он или кшатрий, вайшья или шудра; санньяси или грихастха. Кем бы он ни был, если он с верой слушает и пытается телом, умом и речью следовать тому, что он слышит — он становится чистым. Неважно где он находится в этих трех мирах — таис три локйам, джита джито ‘пй аси. Такой преданный покоряет непобедимого Господа Аджиту.
Шрила Нарайана Махарадж: Шрила Санатана Госвами говорит нам о садху-санге. В этом мире кто-то может, сознательно или неосознанно, жить рядом с похотливым человеком, который имеет пристрастие к курению, наркотикам и всем другим отвратительным вещам, с очень распущенным человеком. Если вы едите вместе с ним, спите рядом с ним, делаете что-то вместе, что тогда произойдет? Вы попадете в ад. Вы станете таким же, как он — безнравственным, распущенным человеком, и будете пить алкоголь и принимать наркотики. Вы очень далеко отойдете от бхакти, и так погубите свою жизнь. Точно так же, если вы даже неосознанно начнете общаться с возвышенным вайшнавом — принимать пищу вместе с ним, беседовать с ним, всегда быть рядом — что произойдет? Все его хорошие качества перейдут к вам и, таким образом, ваша жизнь станет успешной.
Предположим, у вас появилась возможность общаться с возвышенным преданным, у него прекрасные качества, он очень любит Кришну и привязан к воспеванию Имени и хари-катхе. Даже если этот вайшнав не будет рассказывать вам хари-катху, вам все равно нужно быть рядом с ним. Не покидайте его. Даже если он будет говорить с вами о каких-то мирских вещах, вы все равно извлечете большое благо. Так или иначе, очень хитро он привнесет в этот разговор игры Кришны и перенесет беседу с мирских вещей на возвышенную хари-катху. Поэтому, даже если в какое-то время этот продвинутый преданный не рассказывает хари-катху и не дает никаких духовных наставлений, все равно старайтесь оставаться с ним. Видура говорит в “Шримад-Бхагаватам” (3.7.19):
йат севайа бхагаватах
кута-стхасйа мадху-двишах
рати-расо бхавет тиврах
падайор вйасанарданах
“Служение стопам духовного учителя позволяет человеку обрести трансцендентное блаженство в служении Верховному Господу, неизменному врагу демона Мадху, чьи деяния избавляют людей от материальных страданий”.
Очень замечательная шлока, Шри Санатана Госвами объясняет ее в своем комментарии — необходимо служить возвышенному преданному-бхагавата, который является “бхагаватас кутастха мадхудвиша”. Общение с теми, кто служит Свайам Бхагавану Кришне, в высшей степени желательно. Даже если у меня нет еще жадного стремления к такому общению, и моему уму оно не по нраву, даже если меня одолевает сонливость и лень, все равно я не должен прекращать такое общение. Я буду рядом с такими преданными, я всегда буду с ними. И какой результат я тогда получу? Рати-расо бхавет тиврах — я разовью в себе трансцендентное блаженство в служении Господу. Шрила Санатана Госвами объясняет, что слово кутастха указывает на того, кто оставил абсолютно все, все материальное. Кутастха означает материальные желания — вожделение, жадность и др. Если кто-то отказывается от всех стремлений к сварге (раю), мокше (освобождению), или даже от служения Дваракадише и другим аватарам Господа на Вайкунтхе, то его называют кутастха. Кроме того, “кут” означает “гора”, и в этом случае кутастха значит “тот, кто всегда стоит на горе”. А кто это? Кришна Бхагаван. Он всегда находится на холме Говардхане. Его также называют Мадхудвиша. О чем говорит это имя? Он постоянно пьет мадху, мед общения с гопи, сакхами и остальными. Если вы общаетесь с преданным Мадхудвиши Кришны, пасущего Своих коров и играющего в рощах на Говардхане, и служите такому преданному, тогда произойдет рати-расо бхавет тиврах. Рати означает бхава (трансцендентные эмоции). Очень скоро у вас проявится бхава к лотосным стопам Кришначандры. Рати также имеет другое значение. Рати-расо — в сердце появится чистое желание войти в расу (настроение в одном из видов трансцендентных взаимоотношений с Кришной). Очень скоро появится такое сильное стремление. Рати-расо бхавет тиврах.
Гопи танцуют вместе с Кришной на холме Говардхан. Случается Кришна говорит гопи: “О, вы так устали от танцев, бусинки пота выступили у вас на лбу”, и Своей питамбарой (желтой накидкой) Он вытирает их. Или Он говорит: “Можно я завяжу ваши ножные колокольчики? Можно я буду массировать ваши стопы, ведь вы так устали”. Это и называется раса.
Мы можем войти в Расу, общаясь с такими преданными и слушая их. Представьте, что вы находитесь в обществе Шрилы Рупы Госвами, и Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами в это время рассказывает “Шримад-Бхагаватам”. Или вы находитесь в храме Тота-Гопинатха в Джаганнатха Пури. Кто рассказывает здесь “Шримад-Бхагаватам”? Шри Гададхара Пандит. А кто шротийа, слушатель? Его слушает Шри Чайтанья Махапрабху и много преданных, таких как Шри Сварупа Дамодара, Шри Рамананда Райа, Шри Рагхунатха дас Госвами, иногда там могут быть Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами, Шри Шикхи Махити и Шримати Мадхави деви. Кем является рассказчик, Шри Гададхара Пандит? На самом деле Он — Шримати Радхика. Сама Шримати Радхика дает лекцию по “Шримад-Бхагаватам”, Раса-Панчадхйайа (пять глав описывающих Раса-лилу).
тава катхамритам тапта дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана мангалам шримад-ататам
бхуви гринанти йе бхурида джанах
“Нектар Твоих слов и повествований о Твоих деяниях — жизнь и душа тех, кто постоянно опечалены в этом материальном мире. Эти повествования пересказываются возвышенными людьми, и они избавляют человека от всех его греховных реакций. Всякий, кто слышит эти повествования, обретает удачу. Они наполнены духовной силой, и их пересказывают по всему миру. Те, кто передает послание Господа — несомненно самые лучшие благодетели человечества”. (ШБ 10.31.9)
Представьте, какое это возвышенное общение. Что произойдет если вы будете там? Рати-расо бхавет тивра. У вас появится огромное, непреодолимое стремление войти в эту расу. Это самое наивысшее, вы даже не можете себе этого представить. Необходимо знать какое благо приносит с собой возвышенный Вайшнав, где бы он ни появился. Например, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Зачем он приходил? Он пришел, чтобы дать другим то, что он осознал за многие жизни, то, что он узнал от своего Гурудева за многие годы. Он мог передать вам все это за одну секунду, но вы еще не были достаточно квалифицированными понять эти темы.
Так же и я, служа гуру-варге (преемственности истинных духовных учителей), смог что-то осознать и сейчас тоже приезжаю сюда делиться с вами тем, что имею. Иногда меня беспокоит, что я не способен передать все эти истины, поскольку я не очень квалифицирован, или же среди слушателей нет достаточно квалифицированных, чтобы осознать все это. Но я могу сказать, что я не преследую никаких корыстных целей. Я приехал только ради того, чтобы помочь вам и передать то же самое [что передавал Шрила Свами Махарадж]. Вот почему я на сегодняшней лекции объясняю эти темы. Если из лакхов и лакхов (сотен тысяч) людей найдется та редкая душа, которая так или иначе воспримет эту катху, это будет великой удачей для всего мира.
После меня будет другой гуру. После этого гуру будет следующий, который будет передавать все это другим. И среди его последователей также найдутся достойные преданные. Таким образом, эта хари-катха и эта преемственность, гуру-парампара, будут продолжаться. Но если мы не будем давать другим эти сокровища, то связь оборвется, и что произойдет? Все станет серым и безрадостным. Поэтому, неважно есть у вас вкус или еще нет, так или иначе постарайтесь сидеть здесь и слушать. Постепенно вы будете замечать, что все дурное — вожделение, материальные желания — будут быстро покидать вас.
тасмин махан-мукхарита мадхубхир-чаритра
пийуша-шеша-саритах паритхи шраванти
та йе пибантй авитришо нрипа гадха-карнаис
тан на спришантй асана-трид-бхайа-шока-моха
“Мой дорогой царь, если человеку выпадает удача попасть туда, где живут чистые преданные, которые, следуя правилам и предписаниям в служении Господу, с чистым сознанием и великим воодушевлением заняты слушанием и воспеванием славы Верховного Господа, и если ему доведется услышать их непрерывный поток нектара, подобный волнам реки, он забудет о телесных нуждах, таких как голод и жажда, и освободится от всякого страха, скорби и иллюзии”. (ШБ 4.29.40)
Что это означает? Ни деньгами, ни восхвалениями вы не обрадуете меня. Меня так много прославляют — слишком много, — я устал от этого. Я хочу лишь одного: чтобы вы усвоили хоть немного из того, что я говорю вам. Иногда я наблюдаю, что кто-то начинает засыпать на лекции, или то выходит куда-то, то снова входит. (Шутит:) Знаете, у меня есть хорошее средство от сна — порошок перца чилли. Когда чувствуете, что засыпаете, можете “наказать” этим порошком свои глаза и приструнить их: “Что это вами?” (Смеется). Старайтесь слушать очень внимательно. Вы приехали сюда издалека, только ради этого отложили все дела. Если вы сможете понять хоть немного, мой приезд будет успешен.
(Шрила Нараяна Махарадж просит выступить Навин Кришну Прабху, теперь Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж)
Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Гурудев рассказывал о славе садху-санги. Он процитировал шлоку “тасмин махан-мукхарита...” и объяснил, что он приехал, чтобы поделиться с вами своими духовным пониманием. Он считает, что если хоть один из сотен тысяч преданных сможет понять его, то его проповедь в западных странах будет успешной. Почему? Потому что тот, кто сможет принять, также сможет и передавать это понимание, эти концепции другим. К примеру, с Гималайских гор стекает огромное множество ручьев, бесконечные потоки воды. Точно так же, когда садху рассказывает хари-катху из “Шримад-Бхагаватам”, игры Кришны сами собой, подобно фонтану, льются в сердце человека, и он видит и осознает их. Садху объясняет все, что связано с Кришной, и эти игры сами, без особых усилий, проявляются перед вами. Мадхубхид чаритра. Кто такой Мадхубхид? Это Кришна, который уничтожает демона Мадху. Мадху также означает вожделение, и Мадхубхид-Кришна может уничтожить в нас вожделение. По мере слушания мы понимания что Он за личность.
Шрила Нараяна Махарадж: Что будет примером качеств Кришны, мадхубит-чаритра? Премалап Кришны, Его любовные беседы с гопи. Это очень сладостный нектар (расала). Гопи говорят: “О Кришна, нам очень хочется пить”.
— “Тогда сходите на Йамуну или куда-нибудь еще и наберите себе воды”
— “Нет, нет, Кришна, нас томит жажда Твоей любви...”.
У Кришны с гопи происходят очень сладостные беседы, это одна из многих.
Шримати Радхарани испытывает состояние божественного безрассудства, дивьонмада, — джалпа, праджалпа и др. (в шастрах описываются десять видов речи в трансцендентном безумии). Уддхава видит все эти игры и слышит слова Шримати Радхики. Мадхува китава бандху... “О черный шмель, немедленно улетай отсюда! Ты пьяница и такой грязнуля. Прочь отсюда, я не желаю тебя видеть. Ты хочешь припасть к моим стопам и сказать, что у тебя есть какое-то послание от Кришны?...” Это и есть мадхубид-чарита. Пийуша шеша. Это слаще нектара, и тот, кто слушает хари-катху, непрестанно пьет этот нектарный напиток. Каким образом? Не устами, а сердцем. Он никогда не пресытится, даже слушая сотни тысяч лет. Преданный будет просить: “Еще, еще...”.
Мы должны пить этот напиток ушами. В материальном мире обычно пьют ртом. Но этот нектарный напиток, который дает нам истинный садху, мы пьем ушами, через слушание. И что происходит? Когда вы пьете ушами, происходит правишта карна — Кришна входит через ваши уши, ведь Он неотличен от кришна-катхи. По беспричинной милости Гуру и вайшнавов Кришна войдет в наше сердце через хари-катху. И если Он вошел, Он уже никогда не выйдет оттуда. В это время в сердце преданного проявляется бхава, и он может повелевать Кришной.
Поскольку в нас живет немало различных анартх (нежелательных привычек и устремлений) — одно вожделение чего стоит! — Шри Шукадева Госвами говорит нам, что Кришна Сам очистит нас от всего этого. Шрила Шукадева Госвами приводит пример: в сезон дождей все реки и озера становятся мутными, и даже если вы очистите в них воду, она снова станет мутной после очередного ливня. Но когда наступает осень, вода в этих водоемах сама собой, без чьих-то усилий, станет кристально-чистой. Подобным же образом, если вы надеетесь избавиться от вожделения, гнева и прочих анартх собственными усилиями, у вас ничего не выйдет. Но если у вас есть садху-санга и вы принимаете руководство истинного гуру и слушаете от него об играх Кришны — это будет очень могущественный процесс.
Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Махарадж говорит о том, что этот процесс обладает огромной силой. Кришна входит в ваше сердце и устраивает так, что все дурные наклонности покидают вас, чтобы больше никогда не возвратиться в ваше сердце. Гурудев необыкновенно милостив. Он так просто объяснил это, как мать учит своего сына, держа его руку с карандашом и выводя на бумаге: “А, Б, В...”. Малыш еще ничего не знает, и отец с матерью учат его. Гурудев одаривает нас беспричинной милостью, объясняя нам суть этого комментария Шри Санатаны Госвами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий