Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(18 мая 2000 г.)
Есть два вида гуру: шикша-гуру и дикша-гуру.
ванде хам шри-гурох
шри-йута-пада-камалам
шри-гурун вайшнавамш ча
«Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам моего дикша- и
шикша-гуру и всех Вайшнавов».
Шикша- и дикша гуру могут быть равны. Но, если дикша-гуру
одновременно является и шикша-гуру, то дикша-гуру имеет некоторое
превосходство. Если же у нас нет возможности слушать наставления Гурудева,
тогда шикша-гуру важнее. Мой дикша-гуру - Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами
Махарадж, а мой главный шикша-гуру - Шрила Рупа Госвами. Кто из них важнее?
Конечно Шрила Рупа Госвами. Понимаете?
Также моим шикша-гуру является Шикхи-пуччха-маули, сам Шри
Кришна (см. пояснение 1). Кто в этом случае из них главнее? Конечно шикша-гуру,
Кришна. Тем не менее, сначала нужно выразить должное почтение своему Гурудеву,
потому что именно Он рассказал нам о Шриле Рупе Госвами, о Кришне, о Шри
Чайтанье Махапрабху. Если у Вас не будет гуру-ништхи, все, чем вы занимаетесь, не
принесет результатов.
Гуру-ништха (сильная вера в осознавшего себя Гуру) это
основа бхакти: ништха в Гуру, в гуру-панчаку (см. пояснение 2), в
гуру-парампару и в Господа Кришну. Если у вас нет такой ништхи - вы несчастный
человек. В этом случае вам надо попытаться изменить свою жизнь так, чтобы
обрести гуру-ништху.
Гуру-ништха приведет вас к акханда-гуру-таттве, Шри Баладеве
Прабху, тогда вы поймете, что Гуру является пракашем (проявлением) Шри
Нитьянанды Прабху или Шри Баладевы Прабху. Если вы просите о чем-либо вашего
Гуру, Нитьянанда Прабху и акханда-таттва Баладева сразу все устроят. Это
происходит потому, что Гурудев не отличен от Шри Нитьянанды Прабху.
Не думайте, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл
вам что-то новое, и вы теперь являетесь «Прабхупаданугами» (последователями
Шрилы Прабхупады).. Некоторые думают: «Если есть Рупануга Вайшнавы (см.
пояснение 3), тогда мы - Прабхупадануги». Люди, думающие так, совершенно
невежественны.
Все наши ачарьи учили нас следовать Рупануга Вайшнавам. Но
кто они? Шри Чайтанья Махапрабху сначала вложил все духовные истины, знание
Вед, Упанишад и других писаний в сердце Шрилы Рупы Госвами. Потом, по милости
Господа, Шрила Рупа Госвами постиг сердце Махапрабху:
шри чайтанья
мано-бхиштам
стхапитам йена бху-тале
сваям рупа када махйам
дадати сва-падантикам
«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель
светом божественного знания даровал мне прозрение. Я в почтении склоняюсь перед
ним. Когда же Шрила Рупа Госвами, принявший на себя в этом материальном мире
миссию Господа Чайтаньи, чтобы выполнить Его желание, даст мне приют у своих
лотосных стоп?».
По милости Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Рупа Госвами
написал множество замечательных книг: Шри Бхакти-расамрита-синдху, Шри
Уджвала-ниламани, Шри Упадешамрита и другие. Кто же такие Рупануга-Вайшнавы?
Кто такой Шрила Рупа Госвами? В Шри Уджвала-ниламани и Шри
Бхакти-расамрита-синдху он объяснил все о Враджа-бхакти. Он написал Шри
Уджвала-ниламани специально, чтобы дать нам враджа-прему и враджа-бхакти. В Шри
Бхакти-расамрита-синдху он объяснил, что бхакти может проявляться в пяти
настроениях и в пяти видах служения: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья.
Среди них наиболее важны сакхья, ватсалья и мадхурья. Настроение Враджаваси,
особенно у гопи в мадхурья-расе, это враджа-бхакти. А настроение Шримати
Радхики является высшим проявлением вражда-бхакти.
Шрила Рупа Госвами раскрыл все эти истины:
эи та садхана-бхакти –
дуи та пракара
эка вайдхи-бхакти,
рагануга-бхакти ара
«Есть два вида преданного служения: соблюдение правил и
предписаний, и спонтанное преданное служение». (Чайтанья-чаритамрита,
Мадхья-лила 22.108)
Все, кто идет путем рагануги (см. примечание 4), не только
обладающие манджари-бхавой в мадхурья расе, - в какой-то мере тоже являются
Рупанугами. Но лишь отчасти. Идущие путем сакхьи и ватсалья-расы, являются
раганугами, но и они не полностью Рупануги. Только те, кто следует настроению
Шри Рупы Манджари (другое настроение Шрилы Рупы Госвами в служении Радхе-Кришне
- это настроение гопи-манджари) и Шри Рупы Госвами являются Рупанугами в полном
смысле.
Какое же настроение Рупы Манждари? Она - служанка Кришны и
Радхики, при этом отдает предпочтение Шримати Радхике. На самом деле, она
служанка только Радхики, не Кришны. Если Шримати Радхика счастлива, то и Кришна
счастлив. Если Кришна не обращает на кого-то внимание, но этот человек
принимает прибежище у лотосных стоп Радхики, то рано или поздно Кришна должен
будет принять его.
йасйа прасадад
бхагават-прасадо
йасйа прасадан на гатих
куто пи
дхйайан стувамс тасйа
йасаш три-сандхьям
ванде гурох шри
чаранаравиндам
«Обрести милость Кришны можно только по милости Шри
Гурудевы. Без его милости не возможно достичь духовного совершенства. Поэтому,
трижды в день сосредоточенно размышляя о величии Шри Гурудевы и восхваляя его в
различных ставах и стути, я возношу молитвы его лотосным стопам». (Шри
Гуруваштакам, стих 1)
Если вы нанесли оскорбление лотосным стопам Кришны, Он
простит вас, в том случае, если вы нашли прибежище у лотосных стоп истинного
Гуру. Ваш Гуру скажет Кришне: «Ты должен простить его, ибо он предался мне».
Но, если Гуру не замечает своего ученика или недоволен им, Кришна не признает
его. Таким же образом, если кто-то обрел прибежище у лотосных стоп Шримати
Радхики, Кришна обязательно одарит его Своей милостью, даже если раньше Он не
замечал этого преданного.
радхика-даси йади хайа
абхимана
шиграи милаи таба
гокула-кана
«Если вы по настоящему горды тем, что являетесь особой
служанкой Шримати Радхики, очень скоро вы встретите Гокула Канну». (Шри Радха
Бхаджана Махима, стих 5)
Шрила Нароттама дас Тхакур - истинный Рупануга Вайшнав. Но
чем он занимался? Он убирал отхожее место своего Гурудева, Шрилы Локанатхи
Госвами. Сначала Локанатха Госвами не хотел принимать Нароттама даса в ученики,
поскольку тот был сыном царя, принцем. Но позже он принял его.
Нароттама дас подметал то место, и дочиста мыл его водой и
навозом. Однажды ночью Локанатха Госвами застал Нароттама даса за этим занятием
и спросил: «Кто ты такой?» Нароттама дас заплакал, и Локанатха Госвами принял
его.
Любой, кто внешне и внутренне служит своему Гурудеву,
являющемуся Рупанугой, знает все сокровенные желания своего духовного учителя.
Шри чайтанья мано-бхиштам. Шрила Рупа Госвами исполнил сокровенное желание Шри
Чайтаньи Махапрабху. Придет время и вы тоже узнаете Шри Гуру мано-бхиштам. Если
вы не готовы к этому, вы не настоящий ученик. Вы ученик только по названию.
Нужно стараться узнать желание своего Гурудева – как сделать, чтобы он остался
доволен, и попытаться удовлетворить его. Если Гуру не доволен вами, тоже самое
испытывает и Кришна.
===================
Пояснение 1.
чинтаманир джаяти
сомагирир гурур ме
шикша-гуруш ча
бхагаватам шикхи-пучха-маулих
йат-пада-калпатару-паллава-шекхарешу
лила-сваямвара-расам
лабхате джаяшрих
«Слава Чинтамани и моему дикша-гуру, Сомагири. Слава моему
шикша-гуру, Верховной Личности Господа, чью корону венчает павлинье перо. В
сени его лотосных стоп, подобных древу желаний, Джаяшри (Радхарани)
наслаждается трансцендентным вкусом вечного блаженства».
Этот стих из Кришна-карнамриты, написал великий Вайшнав
Билвамангал Тхакур.
(Шри Чайианья-чаритамрита, Ади-лила 1.57)
Пояснение 2.
Гуру-панчака (пять поколений Гуру): Шри Гуру (ваш духовный
учитель), Парам-гуру (духовный учитель Шри Гуру), Парамештхи-гуру (духовный
учитель парам-гуру), Паратпара-гуру (духовный учитель парамештхи-гуру),
Парам-паратпара-гуру (духовный учитель паратпара-гуру).
Пояснение 3.
«Гаудия Вайшнавов именуют Рупанугами. «Рупануга» - значит
«последователь Шрилы Рупы Госвами». Зачем нам становиться его последователями?
Потому что - шри чайтанья мано бхиштам. Шрила Рупа Госвами хотел утвердить
миссию Чайтаньи Махапрабху в этом мире».
(Шримад-Бхагаватам 5.5.2)
Пояснение 4.
Рагануга-бхакти – «Служить Кришне нужно в соответствии с
регулирующими принципами, но развившие в себе спонтанную любовь, такую как у
жителей Враджабхуми, достигают стадии рагануга-бхакти». Развивший в себе
спонтанную любовь к Господу, достоин того, чтобы возвыситься до стадии
рагануга-бхакти и наслаждаться обществом жителей Враджабхуми. Там не существует
регулирующих принципов, там все наполнено спонтанной, естественной любовью к
Кришне". (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 8.221)
рагатмика-бхакти –
мукхья враджа-васи-джане
тара анугата бхактир
рагануга наме
«Жителей Вриндавана связывают с Кришной узы спонтанного
преданного служения. Такое служение называется рагатмика-бхакти, и ничто не
может сравниться с ним. Преданное служение того, кто следует по стопам
преданного живущего во Вриндаване, называется рагануга-бхакти». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 22.149)
вираджантим абхивьяктам
враджа-васи-джанадишу
рагатмикам анушрита
йа са раганугочьяте
«Жители Вриндавана являют собой яркий образец преданного
служения, вызванного спонтанной любовью. Преданное служение, в таком настроении
называется рагануга-бхакти, или служеним, вызванным спонтанной любовью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий