суббота, 21 апреля 2012 г.

Прославление Шри Гададхара Пандита


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(7 октября 2001 г., Шри Джаганатха Пури)


[В октябре 2001 Шрила Нараяна Махарадж, возглавив несколько сотен паломников из различных стран мира, совершил парикраму по святым местам игр Шри Чайтаньи Махапрабху. 7-го октября он привел паломников в храм Тота-Гопинатха. Тота-Гопинатх - Божество, проявленное Шриманом Махапрабху, заботу о котором Он передал Шри Гададхаре Пандиту. В это Божество вошел Шри Чайтанья Махапрабху, когда Он проявил лилу Своего ухода из этого мира. Слева от храма расположен чудесный сад, где Махапрабху слушал Шримад-Бхагаватам из уст Шри Гададхары Пандита.
Шрила Нараяна Махарадж говорил в храме на хинди, бенгали и английском. Ниже приведен текст той части лекции, которую он дал на английском, а также перевод на английский его слов, произнесенных на хинди:]

Если кто-то думает, что, когда Шри Чайтанья Махапрабху принял бхаву Шримати Радхики, Она стала "нулем", то это неверно. В спектакле актер может играть роль кого-то, кто также присутствует там. Но этот человек не становится нулем. Кто-то может играть Радху и Кришну, а Радха и Кришна могут тоже быть там, наблюдая за игрой. То же самое происходило, когда Господь Шри Кришна "взял" бхаву Радхики и стал Шри Чайтаньей Махапрабху - Она также присутствовала при этом как Шри Гададхара Пандит, наблюдая за происходящим.

Радхика пришла в облике Шри Гададхара. Вы должны попытаться понять Гададхара-таттву. Нет разницы между Шри Гададхарой Пандитом и Шримати Радхикой, но в  Кришна-лиле и в Гаура-лиле их действия различны. Шри Гададхара Пандит в Гаура-лиле находится в настроении слуги.

Ни одна гопи, включая Чандравали, Лалиту и Вишаку, не может испытывать маданакья-махабхаву Шримати Радхики. Кришна испытывает экстатическую любовь в настроении рудхи и адирудхи, но не мадана-бхавы. С другой стороны, Шри Гададхара Пандит обладает маданакья-махабхавой. Однако, в Гаура-лиле это скрыто для того, чтобы он смог помочь Шри Кришне играть роль Шримати Радхики. Как Шри Гададхара Пандит, Шримати Радхика наблюдает и оценивает и, если в Кришне (как Махапрабху) есть что-то неправильное, Она исправляет это.

Шри Гададхара  - не нагара (возлюбленный). Никто не сможет служить Гауранге, считая себя гопи, а Гаурангу - Кришной. Нужно служить Ему в дасья-бхаве. Нельзя думать: "Я Лалита, Вишака или какая-то другая гопи". Это называется гауранга-нагари-вада. Кришна может наслаждаться вкусом супружеской любви, но Махапрабху - нет. Он всегда играет роль гопи, Шримати Радхики. Служить Махапрабху можно в дасье-расе, но не в мадхурья-расе, иначе это было бы абсурдом. В Шри Чайтанья-чаритамрите утверждается, что эта вада, гауранга-нагари-вада*, является сахаджией. Шри Чайтанья-бхагавата и вся наша гуру-парампара также отвергают эту идею, а Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур опроверг все их аргументы.

Шри Гададхара Пандит - это Шримати Радхика, поэтому он обладает маданакья-махабхавой, но он хочет служить Махапрабху. Он хочет делать то, что хочет от него Кришна, и потому он скрывает эту мадхурья-бхаву. Шри Гададхара Пандит знает, что желает Махапрабху: Махапрабху хочет играть роль Шримати Радхики. С самого начала Он пребывает в настроении Шримати Радхики и повторяет "Кришна прана-натха (Мой возлюбленный Кришна)!" Он пришел сюда, в Тота-Гопинатх для того, чтобы услышать Шримад-Бхагаватам из уст Шри Гададхары Пандита, Шримати Радхики, для того, чтобы учиться играть Ее роль. Шримад-Бхагаватам, в самом глубоком понимании, это прославление настроений Шримати Радхики.

ванде нанда-враджа-стринам
пада-ренум абхикшнасах
ясам хари-катходгитам
рунати бхувана-траям

"Я снова и снова приношу свои поклоны пыли со стоп женщин из пастушьей деревни Нанды Махараджа. Когда эти гопи громко прославляют Шри Кришну, вибрация от этих звуков очищает все три мира". (Шримад-Бхагаватам, 10.47.63)

Почему Махапрабху приходит слушать Шри Гададхару Пандита? Поскольку Шри Гададхара Пандит - Сама Шримати Радхика, он способен объяснить Ее настроение в Шримад-Бхагаватам. Его объяснения всегда будут самыми возвышенными объяснениями и прославлениями Ее настроения. Они будут более возвышенными, чем объяснения Вьясы, Шукадевы и Самого Кришны. Махапрабху пришел сюда для того, чтобы услышать о славе всех гопи и, особенно, Шримати Радхарани:

шри-гопья учух
акшанватам пхалам идам на парам видамах
сакхьях пашун анувивешаятор ваясяих
вактрам враджеша-сутайор анувену-джуштам
яир ва нипитам аниракта-катакша-мокшам

"Гопи стали говорить между собой: О, сакхи! Мы думаем, что для того, у кого есть глаза, существует лишь один объект, достойный созерцания. Совершенством для глаз является лицезрение этого единственного объекта, и мы не знаем другого. Что же это за самый драгоценный объект, привлекающий глаза? Это - два сына Нанды Махараджа, Шри Кришна и Баладева в компании гопов, когда Они, ведя коров, входят в лес или гонят их назад, во Вриндаван. Они держат у губ Свои флейты и смотрят на нас с мягкой улыбкой, бросая полные любви взгляды из уголков глаз. В это время мы пьем сладость Их лиц". (Вену-гита, текст 7)..

Шримати Радхика и гопи произносят этот стих из Вену-гиты Шримад-Бхагаватам в то время, когда Кришна пасет коров. Шри Кришна идет сзади, Баладева - впереди. Кришна играет на флейте и ищет Шримати Радхику. Шримати Радхика приходит и берет Его флейту, а Он бросает на Нее взгляды из уголков глаз. Если Шримати Радхика Сама объясняет эту игру, говоря: "Мое настроение было такое-то и такое-то", то это будет самым лучшим объяснением.

мригайюр ива капиндрам вивьядхе лубдха-дхарма
стгиям акрта вирупам стри-джитах кама-янам
балим апи балим аттвавестаяд дхванкша-вад яс
тад алам асита-сакхьяир дустьяджас тат-катхартхах

"Подобно охотнику Он, проявив жестокость, выпустил стрелы с царя обезьян. Поскольку Он был порабощен женщиной, Он обезобразил другую женщину, которая пришла к Нему, испытывая любовное желание. И даже когда Бали Махарадж отдал Ему в дар все, что у него было, Он связал его веревками, словно ворону. Так давайте же не будем дружить с этим темнокожим, даже если мы и не можем перестать говорить о Нем". (Шримад-Бхагаватам, 10.47.18)     

Шри Чайтанья Махапрабху приходил сюда для того, чтобы слушать, но когда Он слышал, Он терял сознание. Они оба, и Он и Гададхара Пандит теряли сознание. Гададхара Пандит знал, что слушая его, Махапрабху будет более совершенно исполнять "Ее"роль. Шримати Радхика - директор школы Шримад-Бхагаватам, где постигают его самый глубокий смысл.

В Гамбире находились три с половиной сокровенных спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Почему среди них не было Гададхары Пандита? Он же превосходит этих спутников. В этом сокрыта глубокая тайна. Если бы Шри Гададхара Пандит был там, то настроение разлуки не пришло бы к Махапрабху. В присутствии Шримати Радхики Он думал бы о Себе как о Кришне.

Однажды, выслушав Шримад-Бхагаватам, Махапрабху  сидел на песке здесь, на Чатак Парвате, который Он принимал за Говардхан. Он сказал Гададхаре Пандиту: "Гададхара, Я хочу дать тебе самое ценное, что у Меня есть. Ты примешь это?" Когда Гададхара Пандит согласился, Махапрабху произнес: "Это собственность Моего сердца". Он начал разгребать песок и промолвил: "Мой прана-дхана (возлюбленное сокровище Моей жизни) здесь". Находясь в настроении Шримати Радхики, Он освободил от песка корону и голову Гопинатха, а другие стали откапывать все Божество. Затем Махапрабху попросил Шри Гададхара Пандита: "Пожалуйста, прими Его и служи Ему всю свою жизнь".

Во время Своего ухода Махапрабху вошел в Божество Тота-Гопинатха. Махапрабху оставил этот мир в возрасте 48-ми лет, когда Шри Гададхаре Пандиту было 47. Испытывая сильное чувство глубочайшей разлуки, Гададхара Пандит очень быстро состарился и также ушел.


О Шри Гададхаре Пандите
13 октября, 2001 г.


Шрила Нараяна Махарадж: Гадахара Пандит всегда служит Кришне. Шримати Радхика в Кришна-лиле всегда служит больше, чем Чандравали, Лалита, Вишака и другие. Все Ее настроение - это удовлетворить Кришну. В Гаура-лиле, из-за того, что Кришна Сам хочет наслаждаться Собой, Он принимает настроение Радхики, и Она отвечает Ему соответственно: "Он желает этого, поэтому Я не буду Его беспокоить. Если Я помогу Ему в этом, это будет Мое служение". Вы понимаете?

Когда Махапрабху взывал: "Кришна! Кришна!  О Прана-натха!",  Радхика тоже была там, но как покорный слуга. Она была в настроении дакшина (покорности). Взаимоотношения дасьи всегда в настроении дакшина. Шри Гададхара Пандит имел настроение дакшина даже в большей степени, чем Рукмини. Рукмини иногда испытывала  некоторый ман (трансцендентный любовный гнев или ревнивое настроение), но Шри Гададхара Пандит никогда не был таким. Если бы он принял настроение вамья (левого крыла или непокорности), это   неблагоприятно  бы сказалось на настроении Кришны как Махапрабху. Гадахара Пандит всегда думал: "Я Его слуга". 

Если бы он сказал: "Мой дорогой Кришна, мой дорогой возлюбленный", настроение Махапрабху было потревожено.    

Тунгавидья даси:   Это было в Пури. А какое настроение было в Навадвипе?

Шрила Нараяна Махарадж:   В Навадвипе то же самое. Там Гауранга также взывал "Кришна, Кришна, а не "Радха, Радха". Но в то время Он не был обучен. Его еще не  приняли даже в школу Вишаки - Шри Рая Рамананды. И там также Гададхара Пандит всегда служил как покорный слуга, скрывая все свои настроения как Шримати Радхики..

Вопрос:   А в нитья-Навадвипа дхаме? Там настроения Махапрабху и Гададхара Пандита такие же?

Шрила Нараяна Махарадж:  То же самое настроение. Гауранга не был нагара. Мы никогда не принимаем Его как нагара.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


*[Примечания - из Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады: "Подобным примером является Шри Чайтанья Махапрабху. Хотя Он - Сам Кришна, Он явился как преданный, а не как Верховная Личность Бога. Мы должны принимать настроение Господа в конкретном проявлении и служить Ему согласно этому настроению. Поскольку Господь Чайтанья - это Сам Кришна, кто-то может служить Ему так же как Кришне. Но Кришна был в роли наслаждающего, а Господь Чайтанья  играл роль преданного. Поэтому считается, что партия, известная как гауранга-нагари, отклонилась от линии чистого преданного служения. Они приписывают Господу Чайтанье те же самые возможности, что и Кришне, а это Ему не нравится. Настроение нашего служения должно быть совместимым с положением Господа. Не должно быть так, что мы переносим положение Кришны на Господа Чайтанью, или Господа Чайтаньи на Кришну, или Кришны на Рамачандру, или Рамачандры на Кришну".]
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий