четверг, 1 марта 2012 г.

Лекция по Бхагават-Гите, 2.17


А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
(22 ноября 1972 г.,  Хайдарабад)

Шрила Прабхупада:

авинаши ту тад виддхи  
йена сарвам идам татам
винашам авйайасйасйа  
на кашчит картум архати 
/БГ 2.17/

Любой может увидеть разницу между живой душой и мёртвым телом. В чем состоит разница между живой душой и мёртвым телом? Когда человек умер, его родственники плачут и причитают: «Мой отец ушёл! Мой сын умер!» Но отец, и мы видим это, лежит на полу. Тогда почему мы причитаем: «О, мой отец ушёл»? Это значит, что вы никогда не видели того, кто умер, кто покинул это тело. Вы только видели это тело. И вот тело лежит, а вы плачете: «Мой отец умер». Любой разумный человек может понять, что настоящий отец, тот, который находился внутри этого тела, был кем-то совершенно другим. Но наше невежество так велико, что мы принимаем это тело, - это мёртвое тело - за своего отца. Это тело не только сейчас мертво, оно было мертво всегда. Потому что внутри этого тела была живая душа, она заставляла тело двигаться. Это факт. Как, к примеру, машина. Едет себе красивая машина, но если в ней нет водителя, мотор, который находится внутри машины, не работает. Глупо отождествлять водителя машины с машиной.
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
/ШБ 10.84.13/
Любой, кто отождествляет себя с этим мёртвым телом, или этим материальным телом, этим куском материи, который состоит из три-дхатука – капха-питта-ваю – крови, плоти, секрета и костей, считается не лучше коровы или осла.
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих
йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж
джанешв абхигйешу са эва го-кхарах
/ШБ 10.84.13/
Такое невежество, когда человек отождествляет свое настоящее я с материальным телом, всегда присутствует в материальном мире. Но мы – не это материальное тело. Но современное образование, прогресс в знаниях, философия, все это основано на фундаменте этой неверной концепции жизни. И вот, чтобы дать нам понятие о том, что такое эта душа, как она действует, Кришна, Господь Кришна, говорит:
авинаши ту тад виддхи  йена сарвам идам татам
винашам авйайасйасйа  на кашчит картум архати
Душа, или присутствие души, ощущается через наличие сознания. Это сознание… Как, скажем, ощущение присутствия солнца. Даже если бы я был слеп, я бы понял, что солнце есть, потому что я ощущаю солнечный свет, тепло. Не видя солнца… Как только я выхожу на солнце, я чувствую свет и тепло, поэтому я сразу же понимаю, что солнце есть. Это не трудно. Или, например, когда человек умирает, мы пытаемся понять, дышит он или нет, ощущает ли он прикосновение. Если прикосновение ощущается, значит душа находится внутри. Сейчас я живое тело. Так как сознание присутствует в каждой части тела, и если кто-то ущипнет меня, я это почувствую: «Кто-то меня щипает». Но если сознание отсутствует, то даже если кто-то будет разрубать мое тело на куски, я этого не почувствую. Поэтому нам необходимо понять, что это за живое существо. Это сознание, которое заполняет собой все тело, является живой силой. Кришна говорит здесь:
авинаши ту тад виддхи  йена сарвам идам татам
Йена, по наличию сознания. Сознание разлито по всему телу. Поэтому Кришна говорит: «Это сознание является авинаши». После смерти, после уничтожения этого тела, которое мы называем мёртвым, сознание не умирает. А мы этого не понимаем. Это не наука, в этом нет философии. Всё строится на глупых предположениях. Они говорят, что сознание, возможно, является комбинацией материальных элементов. Комбинация материальных элементов, грубых, тонких, которых они не видят. Даже они видят. Итак, их… (в сторону) Не сейчас. Они стоят на той позиции, что сознание является результатом сочетания материальных элементов.
Это философия буддизма. Они не принимают существования души. «Сознание – это сочетание материальных элементов». Но если это так, то тогда почему, если не хватает какого-то элемента, вы не принесете этот элемент и не впрысните его в мертвое тело, вернув ему сознание? Почему это невозможно сделать? Каков ваш аргумент? Если вы говорите, что сознание – это сочетание материальных элементов…
Подобно едущей машине. Когда заканчивается бензин… Потому что едущая машина – это сочетание материальных элементов – сама машина, сделанная из материи, масло, все это действует, и машина едет. Но в машине, конечно, находится водитель. Но глупцы не понимают, что просто сочетание материальных элементов не может действовать. Должен быть водитель, живое существо. И тогда мотор будет работать. Предположим, что закончился бензин. Мы можем залить бензин - и мотор опять работает.
Итак, если бы это тело просто действовало как результат взаимодействия материальных элементов и одного элемента стало не доставать, то почему бы не достать этот элемент и не поместить в тело, чтобы оно опять начало действовать? Но это невозможно. Живая сила, которая управляла этим телом, является элементом, имеющим совершенно иную природу, духовную.
насато видйате бхаво  набхаво видйате сатах
/БГ 2.16/
Мы обсуждали эту шлоку. Это и есть живая сила. И Кришна говорит: винашам авйайасйасйа. Это сознание неразрушимо. Винаша. Никто не может убить это сознание, или душу. Можно причинить вред этому материальному телу, но не духовной душе и сознанию. винашам авйайаАвйайа – значит тот, кто никогда не подвержен деградации. Это авйайавинашам авйайасйасйа  на кашчит картум архати
Никто не может убить. Никто не может убить сознание, никто не может убить душу. Поэтому говорится:
на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/
«Сознание, или духовная душа, не гибнет, когда погибает тело». Это великая наука. К сожалению, так называемые учёные, понятия об этом не имеют. Они не знают. Они просто говорят: «Мы не знаем, но пытаемся узнать». Это нормально. Но вот вам знание, совершенное знание, которое даётся в «Бхагавад-гите». Почему вы не воспользуетесь им? Не хотят. Они продолжают разглагольствовать и обещать, что в будущем смогут впрыскивать какое-то вещество в тело, и тело снова оживёт. Это их мечта. В прошлом это было невозможно, в настоящем тоже. То как можно ожидать этого в будущем? Но они находятся в иллюзии. Они думают, что прогрессируют, но нет практически никакого прогресса. Они не обладают знанием. В таком положении они находятся. У них нет знания. Мы должны понять это из авторитетного источника. Есть так много аргументов.
Например, вы говорите, что это тело мертво, потому что кровь стала белой. Кровяные тельца становятся белыми. Если это возможно, то почему вы не можете сделать кровь красной? Впрыснув какой-то химический препарат или добавив какого-то красителя. Почему вы этого не сделаете? Нет. Вы скажете: «Тот красный был естественным. Его невозможно вернуть». Тогда ваша наука ущербна. И даже если мы предположим, что этот естественный красный цвет является причиной этой живой силы, то почему не двигается цветок или драгоценный камень, который также обладает этим естественным красным? Все эти аргументы этих глупых ученых, или так называемых логиков, можно свести на нет, если вы обладаете разумом. Мы должны принять это, потому что это сказал Кришна, Верховная Личность. Потому что мы ничего не можем противопоставить, не можем сказать, почему это тело не является, а сознание является  авинаши не можем дать объяснение. Поэтому мы должны принять то, что нам говорит верховный авторитет. В этом состоит суть образования. Это нельзя отрицать. Потому что мы не можем предложить ничего другого. То как же мы можем отрицать то, что говорит Кришна?
авинаши ту тад виддхи  йена сарвам идам татам. йена сарвам идам татам.
Это также очень важно. идам шарирам. 
Я – индивидуальная духовная душа. Я обладаю сознанием. Мое сознание распространяется по всему телу. Но моё сознание не распространяется на ваши тела. Если вас кто-то ущипнет, то я этого не почувствую. Потому что моё сознание отличается от вашего. Нельзя сказать, что моё сознание такое же, как ваше. Нет. Каждый является индивидуальностью. Поэтому существует другой тип сознания. Это объясняется в «Бхагавад-гите».
кшетра-гйам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/
Я – кшетра-джия, обладающий сознанием. Я знаю, что приносит моему телу страдание, а что – удовлетворение. Я ничего не знаю о ваших страданиях и удовольствиях, а вы – о моих. Поэтому вы являетесь индивидуальной душой. Я тоже являюсь индивидуальной душой. Но есть другая душа, Сверхдуша. И это Кришна.
ишварах сарва-бхутанам хрид-деше арджуна тиштхати
/БГ 18.61/
Эта Сверхдуша находится и в вас, и во мне.
кшетра-гйам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/
сарва-кшетрешу бхарата. В каждом живом существе. сарва-кшетрешу. Это подтверждается в Ведических писаниях, в Брахма-сутре:
андатара-стха-параману-чайантара-стхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
эко ‘пи асау расайитим джагад-анда-котим
/Брахма-самхита 5.35/
Сверхдуша пронизывает всю вселенную. Кришна говорит:
виштабхйахам 
/БГ 10.42/
«Я вхожу в этот мир».
экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/
«Не я вхожу, но Моя неотъемлемая часть, экамшена, Параматма…» Кширодакашайи Вишну входит. Гарбходакашайи Вишну пронизывает эту вселенную. А Кширодакашайи Вишну входит во всё, даже в атом. Поэтому всё работает. Это сознание находится там. Всё в пределах вселенной так замечательно работает, потому что в ней присутствует вселенское сознание Вишну. Не природа… Природу можно сравнить с телом… Да, там присутствует материальная природа, но только присутствие души, сознания, заставляет всё действовать.
Видя, как замечательно работает всё в этой вселенной, в этом материальном космическом проявлении, необходимо принять существование Бога. Это невозможно отрицать. Это сознание – сверхсознание - отлично от сознания индивидуальной души. Вы не можете сказать: «Я то же самое. Я обладаю сверхсознанием. Это невозможно. Тогда, если вы обладаете сверхсознанием, почему вы понятия не имеете о моих страданиях и удовольствиях? Сверхсознание принадлежит Вишну. Это всепронизывающее сознание. Это то же самое. Как моё сознание пронизывает всё моё тело, так и сверхсознание пронизывает всю вселенную. Как вы ощущаете боль и удовольствие при внешнем воздействии на ваше тело, так и сверхсознание испытывает беспокойство, если мы причиняем его. Это беспокойство нарастает… 
пурнам идам пурнам адах пурнат пурнам удачйате
/Шри Ишопанишад, Обращение/
Это творение Господа, в котором всё совершенно. Нет ни одного изъяна. Но в мире сложилась такая ситуация, потому, что мы причиняем беспокойства. Мы являемся источником беспокойств. В творении Бога всё прекрасно, всё замечательно. Например, на этой планете достаточно места, чтобы выращивать продукты питания. Для всего её населения. И не только для всех людей, которые населяют эту планету в настоящее время, но даже если бы население увеличилось в десять или двадцать раз, то есть достаточно места, чтобы производить пищу для них всех. Мы путешествуем по всему миру три раза в год и видим, что в Австралии, Африке и на других континентах есть много свободных земель. И на них можно выращивать пищу, достаточно пищи. Можно было бы производить достаточно молока, чтобы напоить им все население планеты. Так устроил Бог. Но проблема в том, что мы ссоримся друг с другом. Кто-то называет себя индусом, кто-то американцем, а кто-то австралийцем. «Тебе нельзя приезжать сюда. Да, я не могу позволить тебе приехать в мою страну». Департамент иммиграции. Вот в этом и состоят трудности. В соответствии с планом Кришны, всё является совершенным. Но я причиняю беспокойства. Я вторгаюсь в собственность Бога: «Это моё». Поэтому и возникают беспокойства.
Поэтому единственным решением всех мировых проблем является сознание Кришны. Нет другого решения. Это решение – единственное. Сознание Кришны – это когда людей учат тому, что эта планета не принадлежит ни Америке, ни Индии, ни Африке. Всё принадлежит…
сарва-лока-махешварам
/БГ 5.29/
Как говорит Кришна: «Я – верховный владыка всех планет». Когда ты это понимаешь – это сознание Кришны. Тогда будет мир. Поэтому это движение сознания Кришны очень важно, чтобы просвещать людей. Потому что по глупости они считают собственность Бога своей собственностью. Нам ничто не принадлежит. Даже это тело не принадлежит нам. Как только заканчивается срок, завершается и детальность моего тела… Вот, у меня это тело, скажем 76 лет, и, скажем, лет через 5-10 оно закончит свое существование. Мир существовал до того, как появилось мое тело, и будет продолжать существовать после того, как мое тело исчезнет.
И как я могу заявлять, что этот мир принадлежит мне? Это называется иллюзией. Это называется невежеством. Мудха. Мудха – этот тот, кто не знает, кому принадлежит эта собственность, но по глупости заявляет, что эта собственность - его.
Движение сознания Кришны – это, другими словами, духовный коммунизм. Существующий материальный коммунизм ущербен, потому что коммунистическое движение сконцентрировано вокруг государства. Но совершенный коммунизм –
ишавасйам идам сарвам
/Ишопанишад, мантра 1/
- это когда в центре находится Бог, Кришна. Тогда он будет совершенным. Когда все поймут, что Кришна является центральной фигурой, хозяином, наслаждающимся, когда мы придем к этому движению сознания Кришны, то наступит мир и процветание. В противном случае, это невозможно. Поэтому наш… Конечно, это невозможно потому, что глупцов гораздо больше. И всё же, в «Бхагавад-гите» говорится:
йад йад ачарати шрештхас. йад йад ачарати шрештхас тат тад эветаро джанах
/БГ 3.21/
Если так называемые лидеры станут осознающими Кришну, поймут эту философию, то за ними последуют и остальные. А так как в настоящее время лидеры глупы, слепы и не обладают духовным знанием, то и всё население мира становится безбожным. Поэтому мы обращаемся к лидерам, чтобы они поняли это движение сознания Кришны. Попытайтесь понять его философию, применяйте ее в жизни и старайтесь распространять это знание. Тогда все остальные примут его автоматически.
са йат праманам куруте  локас тад анувартате
/БГ 3.21/
Если лидеры примут сознание Кришны… Они не принимают его, потому что они невежды и недалёкие люди. В нём есть всё.
Для этого и была оставлена «Бхагавад-гита». Она предназначалась не для Арджуны, а для всего мира, посреди поля битвы Курукшетра. Сейчас весь мир является полем брани. Им необходимо изучить учение «Бхагавад-гиты» и таким образом сделать этот мир счастливым.
Большое спасибо. Харе Кришна.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий