Для удобства будем выделять основные моменты по пунктам.
1.) Священные Писания.
Подобно тому, как основой христианства является Библия, учение гаудия-вайшнавизма основано на Ведах.
2.) Проверка временем.
Имя Кришны упоминается в Писаниях, которым более пяти тысяч лет. Веды гораздо древнее, чем Библия.
3.) Спаситель.
В основе христианства стоит Личность Спасителя – Иисуса Христа. Так же, в основе гаудия-вайшнавизма стоит личность Спасителя (Его ещё иногда называют «восточный Спаситель, или «Спаситель из Надии») – Шри Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху – Сам Верховный Господь Шри Кришна, принявший умонастроение Своего преданного. Этому есть много доказательств, но то уже отдельная тема.
4.) Предсказания о приходе Спасителя в ранних Священных Писаниях.
Предсказания о приходе Иисуса Христа содержатся в некоторых местах Ветхого Завета. Так же о явлении Чайтаньи Махапрабху (место явления, имена родителей, цвет кожи, род деятельности и так далее) свидетельствуют множество стихов ведических Писаний, составленных за несколько тысячелетий до Его прихода. Этому посвящена целая книга – «Шри Чайтанья Махапрабху – Верховный Господь» – недавно вышедшая на русском языке. Кому интересны подробности, могут с ней ознакомиться. Мы лишь приведём – чтобы не быть голословными – пару текстов.
«Когда Кришна приходит в век Кали, у Него золотистый цвет тела» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32). «В начале Кали-юги (по сравнению с её общей продолжительностью – 432 000 лет – 4588 лет, прошедшие с момента начала Кали-юги до явления Господа Чайтаньи в 1486 году, безусловно можно назвать «началом») Я проявлюсь во всей полноте как сын Шачи-деви в Шри Майяпуре-Навадвипе» (Гаруда-пурана). И так далее.
5.) Основа.
Так же как Иисус не изобрёл собственной религии, а воспользовался уже имеющейся традицией со своими Писаниями («Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл я, но исполнить», Евангелие от Матфея, 5:17), Чайтанья Махапрабху тоже не основывал собственной школы (сампрадаи), а взял за основу учение древней авторитетной сампрадаи – Шри Брахма-сампрадаи.
6.) Описание жизни и учения.
Подобно тому, как учение и деяния Иисуса Христа описаны его учениками и последователями в Евангелиях и других частях Нового Завета, наставления и деяния Чайтаньи Махапрабху описаны в «евангелиях» Его последователей: «евангелии от Кришнадаса Кавираджа Госвами» – «Чайтанья-чаритамрите», «евангелии от Вриндавана даса Тхакура» – «Чайтанья-бхагавате», «евангелии от Лочана даса Тхакура» – «Чайтанья-мангале». Помимо этого, шесть «апостолов» Шри Чайтаньи (Шри Рупа, Санатана, Рагхунатха дас, Гопала Бхатта, Рагхунатха Бхатта и Джива Госвами) детально изложили Его учение в таких работах как «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани», «Упадешамрита», «Хари-бхакти-виласа», «Таттва-сандарбхи» и многих других. Также они выполнили другие Его наставления: открыли храмы, нашли забытые святые места.
7.) Детальная разработка учения в более поздних литературных трудах.
7.) Детальная разработка учения в более поздних литературных трудах.
В православии к Священным Писаниям относится не только Библия, но и работы Отцов Церкви. Так же к числу ведических Писаний относят труды более поздних последователей Чайтаньи Махапрабху – ачарий, выдающихся учителей, святых, – в которых они дали свои более подробные комментарии на книги шести «апостолов», а также более древние ведические тексты.
8.) Бескомпромиссность к различным отклонениям и лжеучениям.
8.) Бескомпромиссность к различным отклонениям и лжеучениям.
Иисус Христос уже в двенадцать лет спорил в религиозных собраниях. Он беспощадно относился к книжникам и фарисеям, утратившим за скрупулёзным следованием внешним ритуалам сам дух религии (который заключается в главной, по словам самого Христа, заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим»).
Чайтанья Махапрабху тоже разбивал все встречавшиеся ему ложные учения и концепции, в том числе, предрассудки кастовых брахманов – «книжников и фарисеев» последователей Вед. Уже в молодые годы он прославился как величайший логик и знаток Писаний. Никто не мог победить Его в споре. Все, кого Он побеждал, тут же становились Его учениками, потрясённые ясностью и необычайной глубиной Его аргументов. Под влиянием Шри Чайтаньи тысячи мусульман, буддистов, имперсоналистов (приверженцев безличной концепции Бога) принимали вайшнавизм.
9.) Чудеса.
Чайтанья Махапрабху тоже разбивал все встречавшиеся ему ложные учения и концепции, в том числе, предрассудки кастовых брахманов – «книжников и фарисеев» последователей Вед. Уже в молодые годы он прославился как величайший логик и знаток Писаний. Никто не мог победить Его в споре. Все, кого Он побеждал, тут же становились Его учениками, потрясённые ясностью и необычайной глубиной Его аргументов. Под влиянием Шри Чайтаньи тысячи мусульман, буддистов, имперсоналистов (приверженцев безличной концепции Бога) принимали вайшнавизм.
9.) Чудеса.
Иисус Христос творил множество чудес. Чайтанья Махапрабху также исцелял прокажённых, возвращал к жизни умерших, заставлял танцевать (от избытка духовных чувств) диких животных и многое другое. Более того, будучи Самим Богом, Он являл некоторым удачливым душам вселенскую форму (так же, как Кришна в своё время явил её Арджуне), а также Свой образ Кришны (напомним, что Господь Чайтанья и есть Кришна, принявший умонастроение Своего преданного).
10.) Воскресение.
Воскресение Иисуса Христа считается в христианстве одним из главных чудес. Но есть ли что-то подобное в истории Гаудия-вайшнавизма? Да! Хотя Самого Чайтанью Махапрабху никто не распинал на кресте, многие святые, Его ближайшие и дальние последователи, возвращались к жизни после того, как их уже считали ушедшими из этого мира. Самый яркий пример явил Харидас Тхакур, живший в XVI в.
В то время Индия находилась под управлением мусульман. Сам Харидас также родился в мусульманской семье. Но, так как он повторял имя Кришны, его однажды схватили и стали избивать палками, протаскивая его через двадцать две базарные площади (тогда была такая мера наказания). Обычно люди умирали уже после второй площади. После этих побоев на теле Харидаса не осталось живого места. Но, несмотря на это, он не уступал (его заставляли отказаться от своей веры и прекратить повторять имена Кришны). Наконец, его мучители в отчаянии взмолились: «Если ты не умрёшь, то царь нас убьёт». Тогда Харидас погрузился в транс. Дыхание и пульс пропали, поэтому все решили, что он умер. Поскольку он отверг ислам, ему решили не оказывать чести быть похороненным, как полагается правоверному мусульманину, а просто выбросили его тело в Гангу. Однако спустя некоторое время, он вышел оттуда без единой царапины (воскрес!).
11.) Имя Спасителя легло в названии религиозного направления.
Так же как имя Иисуса фигурирует в названии религии – «христианство» – имя Чайтаньи Махапрабху включено в словосочетание «гаудия-вайшнавизм». Шри Чайтанью Махапрабху ещё по-другому называют Гауранга, или Гаура. А «гаудия» – это просто вариант произношения этого слова на бенгали. Это же слово (а точнее: имя) включено в полное название нашей линии – Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-вайшнава-сампрадая.
12.) Утверждения, указывающие на исключительность Пути.
В Библии есть места, которые христиане часто используют, чтобы доказать исключительность своего пути как ведущего к спасению. Но подобные стихи есть и в Ведах. Приведём некоторые примеры.
Библия: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна, 14:6). Веды: «К Богу невозможно прийти без милости истинного духовного учителя» («Гурваштака», стих 7); «Тот, кто называет себя Моим преданным, на самом деле не имеет преданности Мне. Но тот, кто предан Моим преданным, воистину Мой преданный» (Ади-пурана).
Смысл здесь в том, что практически в каждое время на Земле есть представитель Господа, через которого мы можем спастись. Но такие личности чрезвычайно редки. Зато всяких лжепророков и самозванцев – пруд пруди. Поэтому, когда приходит истинный представитель Бога (как определить, является ли он истинным – это отдельная тема, которая подробно рассматривается в ведических Писаниях), он имеет полное право сказать: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь; и никто не приходит к Отцу, как только через Меня». И это не будет проявлением мании величия, так как подобные возвышенные личности жертвуют всей своей жизнью ради блага живых существ.
Далее. Библия: «Нет другого имени [кроме имени Иисуса] под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния Святых Апостолов, 4:12). Веды: «В этот век Кали (эпоха лицемерия и деградации, начавшаяся в 3102 г. до н.э.) нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути спасения кроме повторения Святого имени Хари, Святого имени Хари, Святого имени Хари» (Брихан-нарадия-пурана, 38.126); «Мантры, полученные вне одной из этих четырёх сампрадай [школ духовного знания]: Шри-, Брахма-, Рудра-, Чатухсан-сампрадаи – лишены плода» (Падма-пурана).
Надо заметить, что практически в любой истинной религиозной традиции есть практика повторения Святых имён. Это считается главным методом спасения в эпоху Кали. В Ведах есть множество мантр, содержащих Святые имена, но среди них особо выделяется одна главная – Махамантра («маха» означает «великая», «лучшая»).
«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эта махамантра состоит из шестнадцати имен, или тридцати двух слогов. В Кали-югу эта мантра может спасти все живые существа. Те, кто под влиянием своих или чужих измышлений пренебрегают повторением махамантры и вместо этого избирают какую-то иную практику, действуют наперекор наставлениям святых и писаний. Может возникнуть вопрос: “Почему именно эта мантра из шестнадцати имен называется маха-мантрой?” Ответ таков: “Никакое другое имя Кришны, кроме имени Хари, не может с той же лёгкостью избавить человека от всех его грехов, несчастий и невежества. Никакое другое имя, кроме имени Кришна, не может даровать прему [любовь к Богу]. И никакое имя, кроме имени Рама, не позволит так же легко обрести освобождение”. Вот почему махамантра состоит именно из этих трёх основных имен» » (Ананта-самхита). «Во всех Ведах ты не найдешь более возвышенного способа освобождения от материального рабства, чем повторение махамантры» («Радха-хридая-кханда», раздел «Брахманда-пураны»).
Сделаем ещё небольшое добавление к данному пункту.
Внутри практически каждого учения есть утверждения, говорящие об исключительности данного пути. Это не означает, что кто-то из них говорит правду, а остальные лгут. Данная логика тут не совсем корректна. Конечно, есть и те, которые лгут – различные, не имеющие под собой авторитетной основы, отклонения и секты. Но мы сейчас говорим об истинных традициях.
Во-первых, как говорится в Библии, в Царстве Бога «обителей много». Веды более детально описывают эти обители. Скажем лишь вкратце, что эти обители отличаются друг от друга господствующим там настроением взаимоотношений между Богом и Его преданными. В каждую душу Господь закладывает определённое предназначение, которое выражается, в том числе, в обители, в которой ей уготовано место. В соответствии с этим, та или иная религия приводит в определённую обитель, развивая соответствующее настроение. Поэтому, в данном контексте вполне уместно выражение – «у каждого свой путь». (Не будем, правда, забывать, что есть и ложные пути, которые никуда не ведут.)
Второй момент заключается в том, что, даже если несколько путей ведут к одной цели, всё равно нужно определиться и следовать чему-то одному, чтобы не растрачивать свою энергию. Как правило, люди, которые говорят, что принимают всё, на деле ничему конкретно не следуют, а это значит, что результат будет соответствующий – то есть нулевой.
Приведём ещё такой пример. Учитель в мединституте может сказать: «Если вы не сдадите мой экзамен, вы не получите диплом, и вас не примут на работу». И в каком-то смысле он будет прав, так как, действительно, не закончив мединститут, практически невозможно устроиться на работу в больницу, даже если выучить наизусть все книги по медицине. Но – есть ведь и другие мединституты. Однако, было бы глупо бегать из одного института в другой только потому, что все они авторитетные.
13.) Почему имя Чайтаньи Махапрабху не так широко известно, как имя Иисуса Христа.
Христианство тоже далеко не сразу распространилось по всему миру. На Руси оно вообще появилось спустя почти тысячу лет после прихода Спасителя из Иерусалима. Всё материальное подчинено всеобщему закону энтропии – со временем здесь всё приходит в упадок, разрушается. Это справедливо как на уровне предметов, так и на уровне сообществ, государств, империй. Но дух действует по другим законам – он не только не угасает, но и расширяется. Он подобен бомбе замедленного действия. Когда Иисус Христос был на Земле, у Него было всего двенадцать учеников. Сейчас же – спустя две тысячи лет – число Его последователей по всему миру превышает миллионы.
Чайтанья Махапрабху пришёл пятьсот лет назад. Но уже сейчас практически в каждой стране есть люди, старающиеся следовать Его учению. И их число только увеличивается!
Таков один из критериев истинного учения.
14.) Почему сознание Кришны не принимается на государственном уровне?
Христианство поначалу тоже далеко не все принимали. В Римской империи оно приравнивалось даже к числу «новоявленных сект». Вспомните, что сделали с самим Христом – его распяли вместе с двумя разбойниками!
Ещё каких-то пятьдесят лет назад эта, считающаяся сейчас мировой, религия была официально запрещена. Рушились церкви, священников сажали в тюрьму, расстреливали. Но прошло всего несколько десятилетий, и уже мы видим, как президент вместе с министрами крестится в церкви, обнимается с патриархом. А кто знает, что будет ещё через пятьдесят-сто лет? Так что давайте не будем придавать слишком большого значения признанию или не признанию чего-то государством. Это не более чем политика.
Кстати, в Индии с этим дело обстоит совсем иначе. Часто правительственные чиновники, занимающие высокие посты, принимают активное участие в тех или иных празднованиях, связанных с деяниями Кришны. А грандиозные шествия по главным улицам охраняются полицией.
15.) Гаудия-вайшнавизм – не более «чужая» религия для России, чем христианство.
«Зачем нам это сознание Кришны? Это всё не наше. Почему мы должны поклоняться индусскому Богу? Наша религия – христианство!» – так может заявить наш консервативный читатель.
Позвольте! – ответим мы. С какой это стати христианство вдруг стало русской религией?! Иисус Христос разве где-то под Нижним Новгородом родился?
Бог не может быть индусским, еврейским или принадлежащим к какой-либо ещё нации. Он существовал ещё до того, как появилась вселенная, не говоря уже о появлении России или любой другой страны. И после разрушения вселенной Он будет продолжать существовать.
Иногда говорят, что индийское солнце жаркое, но это не значит, что оно и впрямь индийское. Солнце одно, но в зависимости от угла поворота оси Земли по отношению к нему, от облачности и других факторов оно может казаться более ярким или менее ярким, более жарким или менее жарким. Так же и Бог один, но люди могут воспринимать Его по-разному – в зависимости от уровня их сознания, особенностей культуры и так далее.
Душа – это вечная частица Бога, поэтому она не имеет национальности. Стало быть, и истинная религия не принадлежит какой-то отдельной стране.
Если всё-таки наш оппонент настаивает на национализации религии, то мы скажем ему следующее. До христианства на Руси была ведическая культура. Причём, гораздо дольше, чем тысяча с небольшим лет, которые насчитываются от момента крещения «всея Руси» князем Владимиром. Этому имеется множество подтверждений:
• археологические раскопки древних городов, построенных по всем принципам ведической архитектуры (яркий пример – найденный в 1986 г. на южном Урале город Аркаим);
• невероятное сходство русского языка и санскрита – языка Вед;
• географические названия, представляющие собой чисто санскритские слова (например, реки Ганга и Падма в Архангельской области);
• устный фольклор (одним из распространённых выражений, бытовавших на Руси, было: «Будем Веду знати, людям помогати»);
• праздники, имеющие ведические корни: день Каляды, день Ивана Купалы и так далее;
• так называемые «русские Веды» имеют множество параллелей с индийскими.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАУДИЯ-ВАЙШНАВИЗМА
Уважая религиозные чувства убеждённого сторонника христианства, мы не будем говорить о превосходстве гаудия-вайшнавизма. Приведём лишь ещё некоторые факты, а право сделать выводы предоставим читателю.
1.) Ведические Писания детально описывают следующие темы (упомянем лишь основные):
а) Бог, Его облик, имена, качества и так далее;б) экспансии (проявления) Бога;в) обители Бога;г) виды энергий Бога;д) виды живых существ;е) структура творения (духовные миры, материальные миры);ж) природа и градации времени;з) виды взаимоотношений живых существ с Богом;и) этапы творения вселенной;к) уровни миров внутри вселенной;л) этапы заселения вселенной живыми существами;м) многослойная структура человека;н) законы гармонии человека в обществе, затрагивающие все сферы его жизнедеятельности: медицину, архитектуру, культуру, астрологию и так далее;о) способы достижения освобождения;п) способы развития взаимоотношений с Богом.Если читатель захочет узнать подробнее обо всём этом, но у него нет времени (и желания) на изучение обширной ведической литературы, то мы настоятельно рекомендуем ему прочитать философский роман Шрилы Бхактивиноды Тхакура – «Джайва-дхарму».
2.) «Шримад-Бхагаватам», одно из основополагающих писаний гаудия-вайшнавов, представляет собой диалог мудрецов-аскетов. По уровню их вопросов и полученным ответам можно догадаться, что они явно не относятся к числу сентиментальных религиозных фанатиков.
3.) «Апостолы» Господа Чайтаньи Махапрабху отличались необычайным интеллектом и глубоким разумом. Достаточно ознакомиться с такими их литературными трудами как «Бхакти-расамрита-синдху» (Шрилы Рупы Госвами), «Шат-сандарбхи» (Шрилы Дживы Госвами) – чтобы убедиться в этом.
В завершении данной темы процитируем примечательные слова знаменитого русского писателя – графа Льва Толстого, – сказанные им в письме Премананде Бхарати: «Метафизическая религиозная идея Кришны есть вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Итак, мы привели немало доводов в пользу того, что гаудия-вайшнавизм ни в чём не уступает христианству по своей авторитетности. Мы основывались исключительно на здравом смысле, логике, исторических фактах, избегая фанатичных лозунгов и излишних эмоций.
Дамодар дас
Комментариев нет:
Отправить комментарий