суббота, 31 марта 2012 г.

Лекция по Бхагават-Гите, 2.23


А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
(27 ноября 1972 г.,  Хайдарабад)


Шрила Прабхупада: 
наинам чхинданти шастрани 
наинам дахати паваках
на чаинам кледайантй апо 
на шошайати марутах
"Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром".

Определение через отрицание. Мы не можем понять, чем является духовная частичка, находящаяся в этом теле. Невозможно измерить длину и ширину этой духовной души нашими материальными инструментами, хотя учёные и говорят, что это возможно. Но даже если и так, то сначала необходимо выяснить, где находится душа. И тогда уже можно попытаться измерить ее. В первую очередь, её невозможно увидеть, потому что она очень, очень мала, одна десятитысячная кончика волоса. Будучи не в состоянии её увидеть, мы не можем понять её при помощи экспериментального знания.
Поэтому Кришна прибегает к отрицанию, чтобы описать существование индивидуальной души: «Это не то». Иногда, когда мы не можем что-то понять, дается следующее объяснение: «Это не то». Если мы не можем объяснить, что это, то тогда мы прибегаем к отрицанию «Это не то». Что же значит это «не то»? Это «не то» значит, что это не материально. Духовная душа не материальна. Но мы знаем только, что такое материальные вещи. Тогда как понять то, что является их противоположностью? Об этом говорится в следующем стихе:
наинам чхинданти шастрани 
Духовную душу нельзя разрубить на куски каким-либо оружием – ножом или мечем. Это невозможно. наинам чхинданти шастраниФилософы-майявади утверждают: «Я – Брахман. Просто из-за покрывающей меня иллюзии мне кажется, что я являюсь отделенной частицей. Но мы одно». Но Кришна говорит:
мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/
Значит ли это, что эту частичку просто отсекли от духа? Нет. наинам чхинданти шастрани. Его невозможно рассечь на куски. Тогда напрашивается вывод, что эта частичка духа является вечной. Она не отделилась под влиянием майи. Нет. Как так может быть? Потому что её невозможно разрубить на куски. Они приводят такой аргумент: гхатакаша-патакаша, то есть : «Небо внутри горшка и небо за пределами горшка разделены стенками горшка». Но как их можно разделить? Его нельзя разрезать на части.
По сути, мы являемся очень крохотными, атомарными частичками духа. Это не значит, что волей обстоятельств душа стала частичкой и что она опять может слиться с целым. Она может слиться, но не раствориться или смешаться. Нет. Даже соединившись с целым, душа продолжает существовать отдельно.
Если птица зелёного цвета сядет на дерево, может показаться, что птица слилась с деревом, но это не так. Сидя на дереве, птица сохраняет свою индивидуальность. Таков вывод. Так как и дерево, и птица зелёного цвета, может показаться, что птица слилась с деревом, но такое слияние не значит, что птица и дерево стали одним. Нет. Это только кажется. Так как они одного цвета, то создается впечатление, что птицы больше не существует. Но это не факт.
Подобно этому, мы являемся индивидуальными духовными душами. Качественно мы одинаковы, как, скажем, зелёный цвет птицы и дерева, но когда живое существо сливается с сиянием Брахмана, то оно не теряет своей индивидуальности. По той причине, что живое существо не теряет своей индивидуальности, а также потому, что живое существо по своей природе исполнено радости, оно не может долго находиться в сиянии безличного Брахмана. Ведь ему необходимо обрести радость. Радость – это разнообразие. В сиянии Брахмана, который просто является чин-матра (абсолютно духовный), духом, отсутствует духовное разнообразие. Это просто дух. Как небо. Небо тоже является материей, но в нём нет разнообразия. Если нам хочется разнообразия, даже в этом материальном мире, тогда нам необходимо принять прибежище на какой-нибудь планете или отправиться на Солнце или Луну. Подобным же образом, сияние Брахмана - это лучи, исходящие из тела Кришны.
йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма самхита 5.40/
Как солнечный свет является сиянием, исходящим от Солнца, а на Солнце есть Бог Солнца, точно так же в духовном мире есть безличное сияние Брахмана, а в этом сиянии есть духовные планеты. Они называются Вайкунтхалоками. И наивысшей Вайкунтхалокой является Кришналока. Итак, сияние Брахмана исходит из тела Кришны. йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти. Всё существует в этом сиянии Брахмана.
сарвам кхалв идам брахма
/Чхандогья-упанишад, 3.14.1/
В «Бхагавад-гите» также говорится:
мат-стхани сарва-бхутани  на чахам тешв авастхитах
/БГ 9.4/
Всё существует в Его сиянии, сиянии Брахмана… Все планеты материального мира, бесчисленное количество планет, существуют за счёт энергии Солнца. Солнечный свет является безличным сиянием солнечного диска, и миллионы планет покоятся на этом сиянии. Всё происходит благодаря Солнцу, подобно сиянию Брахмана, который является лучами, исходящими из тела Кришны, и на котором покоится все. На самом деле, это - разнообразные типы энергии. Подобно тому, как солнце дает разнообразные цвета и энергии. Так создаётся и этот материальный мир. Мы можем убедиться на своем собственном опыте. Когда в западных странах нет солнца, когда выпадает снег, все листья быстро опадают. Это называется осенью. Остаются только стволы и ветви. Когда же наступает весна, постоянно светит солнце, и деревья становятся зелеными. Подобно тому, как действует солнце в этом материальном мире, действуют и лучи, исходящие из тела Верховной Личности Бога, источника всего творения.
йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
/Брахма самхита 5.40/
Благодаря сиянию Брахмана, появляются миллионы и миллионы брахмалок, вселенных.  
йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.48/
Началом духовного осознания является понимание того, что дух, Верховный Дух, невозможно разрубить на куски.
наинам чхинданти шастрани  наинам дахати паваках
/БГ 2.23/
Теперь попытайтесь понять. Современные учёные думают, что на Солнце не может быть жизни. Нет. Там есть жизнь. В Ведической литературе имеется информация о том, что на Солнце существует жизнь. Там тоже есть живые существа, но они состоят из огня. Вот и все. Потому что мы обладаем очень крохотным опытом, который говорит нам: «Как живое существо может выжить на Солнце?» Отвечая на этот вопрос, Кришна говорит: наинам дахати паваках (в сторону): Почему вы там сидите? Идите сюда.
наинам дахати павакахДуховную душу невозможно сжечь. Если бы её можно было сжечь, то тогда бы мы, в Индии, сжигая тело, сжигали бы и душу. На самом деле, атеисты считают, что когда тело сжигается, то наступает конец. Так считают профессора. Но здесь Кришна говорит: наинам дахати паваках «Её невозможно сжечь». Тогда как она существует?
на ханйате ханйамане шарире
/БГ 2.20/
Даётся очень ясное объяснение. Душу невозможно сжечь, её также невозможно разрезать на куски. Далее:
на чаинам кледайантй апах
/БГ 2.23/
Её невозможно намочить. Она не намокает, соприкасаясь с водой. Мы видим, что в материальном мире, всё, как бы тяжело это ни было… Как камень и железо. Их можно разрезать. Есть машина или приспособление. Их можно разрезать… Всё можно разрезать на куски. Всё можно расплавить. Просто для этого необходимы разные температурные режимы, но всё можно сжечь и расплавить. И все можно намочить. Но здесь говорится: на чаинам кледайантй апо  на шошайати марутах: «Её невозможно иссушить». Это вечность. Это значит, что никакие материальные условия не могут повлиять на душу.
асанго  хйайам  пурушах
/Брихад-Аранйака Упанишад  4.3.16/
В Ведах говорится, что живое существо не имеет ничего общего с материальным миром. Это просто покрытие. Она не соприкасается с материальным миром. Как моё тело, которое одето в рубашку и пальто, но не является их частью. Оно не сливается с одеждой. Тело всегда существует отдельно.
Так же и душа всегда существует отдельно от этого материального покрытия. Просто она попала сюда из-за своих планов и желаний повелевать этой материальной природой. Это может видеть каждый. Каждое живое существо хочет управлять материальной природой. Это его болезнь. Оно хочет контролировать её. Само оно является слугой, но хочет занять не естественное для него положение Бога. Это болезнь. В конце концов, когда его попытки управлять материальным миром терпят крах, он говорит: «Этот материальным мир не настоящий. Сейчас я стану единым с Верховным Богом».
брахма сатйам джаган митхйа
Но так как духовная душа является неотъемлемой частичкой Кришны, то, по своей природе, она исполнена радости. Она ищет этой радости. Мы все так много работаем для того, чтобы получить удовольствия.  Но эти удовольствия невозможны в духовном сиянии. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам»  говорится:
арухйа криччхрена парам падам 
/ШБ 10.2.32/
Криччхрена – значит после того, как человек совершает суровые аскезы и накладывает на себя епитимьи, он может слиться с сиянием Брахмана. Саюджья мукти. Это называется саюджья муктиСаюджья значит слиться.
Итак, арухйа криччхрена парам падамДаже если человек сольётся с бытием Брахмана, совершая суровые аскезы, накладывая суровые епитимьи, он всё равно падёт. патантй адхахАдхах значит опять возвращаться в материальный мир.
арухйа криччхрена парам падам татах патантй адхах
/ШБ 10.2.32/
Почему они падают? анадрита-йушмад-ангхрайах. Потому что не согласны с тем, что Бог - личность. Не согласны. Их крохотный ум не способен воспринять Бога как личность. Потому что его убеждение основывается на себе и на других людях как личностях. Если Бог личность, как вы и я, то как же он может создавать вселенную, бесчисленное количество вселенных? Поэтому, чтобы понять Верховную Личность Бога, необходимо совершать много благочестивых поступков. В «Бхагавад-гите» говорится:
бахунам джанманам анте
/БГ 7.19/
Занимаясь имперсональными философскими размышлениями, человек становится зрелым бахунам джанманам анте гйанаван, мудрым… Но пока он не может понять что Абсолютная Истина является личностью,
сач-чит-ананда виграха
/Брахма-самхита 5.1/
брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате. Бхагаван. ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж гйанам адвайам
/ШБ 1.2.11/
Это утверждение из «Шримад-Бхагаватам»: «Те, кто познал Абсолютную истину, знают, что Брахман, Параматма и Бхагаван суть одно. Это только ступени постижения». Как когда вы смотрите на гору издалека, то видите что-то безличное, неясное, покрытое облаками. Но если вы подойдете поближе, то увидите, что гора зеленая. А если вы выйдете к её подножию, то увидите, что там живет много животных, растёт много деревьев, а также живут люди. Подобно этому, те, кто пытаются понять Абсолют издалека, приходят в результате размышлений к осознанию Брахмана. Те, кто подошли ближе, йоги, видят локализованный аспект.
дхйанавастхита-тад-гатена манаса пашйанти 'йам йогинах
/ШБ 12.13.1/
Они видят его, дхйанавастхита, внутри себя. Это - Параматма. А преданные непосредственно, лицом к лицу, видят Кришну, Верховную Личность Бога.
нитйо нитйанам четанаш четананам
/Катха-упанишад, 2.2.13/
На самом деле, конечное, последнее слово Абсолютной Истины – это личность. Но, к сожалению, мудхи, или люди с менее развитым интеллектом,
аваджананти мам мудха  манушим танум ашритам
/БГ 9.11/
говорят: «Кришна? Может Он и Бог, но Он стал личностью, воспользовавшись помощью майи». Это философия майявады. Они изучают майю. Они и Бога помещают в майю. Это философия майявады. Но Бог не является майей. Майя никогда не покрывает Бога. Кришна говорит, что
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/
«Тот, кто вручил себя Мне, легко освобождается от тисков майи». Как Кришна может находиться в майе? Не очень правильная философия. Можно стать свободным от майи, просто предавшись Кришне. Как личность, Верховная Личность может находиться в майе? Поэтому Кришна говорит:
аваджананти мам мудха  манушим танум ашритам парам бхавам аджананто
/БГ 9.11/
Они не знают, какими возможностями обладает Господь, каким могуществом. Они сравнивают могущество Верховного Господа со своими возможностями. Это философия лягушки. Доктор Лягушка размышляет таким образом: «Атлантический океан немного больше колодца». Потому что она там постоянно живёт. Купа-мандука-нйайа.
На санскрите это называется купа-мандука-нйайа. Купа значит колодец, а мандука – лягушка. Лягушка постоянно находится в колодце, и когда она узнает, что существует ещё какой-то большой водоем, скажем, Атлантический океан, она просто думает: «Он, вероятно, немного больше, чем этот колодец, чуть-чуть больше». Она не может понять, как он велик. Бог велик. Мы не в состоянии понять, как Он велик! В этом состоит наша глупость. Мы просто размышляем: «Он, возможно, на дюйм больше меня или на фут». Это умозрительное теоретизирование. Поэтому Кришна говорит:
манушйанам сахасрешу  кашчид йатати сиддхайе
/БГ 3.21/
«Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, к познанию Абсолютной Истины».  И йататам апи сиддханам  кашчин мам ветти таттватахМы не можем познать Бога умозрительными размышлениями. Также не можем мы понять, каковы размеры души. Это невозможно. Поэтому мы должны получать информацию от наивысшего авторитета, Кришны, относительно того, какова природа Бога, природа Абсолютной Истины, какова природа души. Мы должны слушать. Поэтому Ведическая литература называется шрути. Это невозможно постичь экспериментальным путем. Это невозможно. Но, к сожалению, есть группа людей, которые думают, что могут узнать это при помощи эксперимента, постичь Абсолютную истину путем умозрительных размышлений. В «Брахма-самхите» 5.34 говорится:
пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам
со 'пй асти йат-прапада-симнй авичинтйа-таттве
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо. Если на протяжении миллионов лет мы будем пытаться найти Бога… пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапиПутешествуя не простым самолетом по, а со скоростью воздуха. Или со скоростью мысли. Скорость мысли очень велика. Пока ты сидишь здесь, твой ум может отправиться на расстояние в миллионы миль, если возникает какая-то мысль. Миллионы лет, путешествуя со скоростью мысли или воздуха, мы не познаем Бога.
пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо
вайор атхапи манасо муни-пунгаванам.
муни-пунгаванам. И не только простые люди, а также святые, мудрецы, тоже не могут познать Его. В другом месте в «Брахма-самхите» говорится:
ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау
/Брахма-самхита 5.33/
Ведешу. Если вы просто будете изучать Веды, хотя конечной целью изучения Вед является постижение Кришны, но если вы изучаете Веды, руководствуясь своими измышлениями, вы не познаете Его. ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау. Но если вы приблизитесь к преданному Господа, вы сможете получить знание о Боге.
наишам матис тавад урукрамангхрим
спршатй анартхапагамо йад-артхах
махийасам пада-раджо-'бхишекам
нишкинчананам на вринита йават
/ШБ 7.5.32/
Прахлада Махарадж говорит: «Невозможно стать сознающим Кришну…»
наишам матис тавад урукрамангхрим. Не так-то просто обрести сознание Кришны. Его можно обрести, только предавшись. нишкинчананаммахийасам пада-раджо-'бхишекам
нишкинчананам на вринита йават. Пока вы не получите пыль с лотосных стоп преданного, нишкинчананам, который не имеет ничего общего с материальным миром, потому что он занят только служением Господу, пока вы не соприкоснетесь с таким человеком, невозможно достичь сознания Кришны. Так говорится в шастрах.
Итак, Кришна – Верховная Абсолютная Истина. И Он – личность. Но мы не сможем понять Его, пока не встретимся с кришна-бхактой. Поэтому, чтобы понять Кришну, Сам Кришна снизошел как Господь Чайтанья Махапрабху.
шри-кришна-чайтанья прабху-нитьянанда шри-адвайта гададхара шривасади гаура-бхакта-вринда
Мы должны понять Кришну через Господа Чайтанью. Потому что Кришна Сам пришел…
кришнайа кришна-чаитанйа-намне
/ЧЧ, Мадхья 19.53/
Когда Рупа Госвами впервые встретился с Чайтаньей Махапрабху… Нет, не в первые, а во второй раз. Впервые он встретился с Ним, когда был министром в правительстве Наваба Хусейн Шаха. И затем, после встречи, Чайтанья Махапрабху попросил их помочь ему выполнить Его миссию. И они решили покинуть государственную службу и присоединиться к Чайтанье Махапрабху, чтобы распространять движение сознание Кришны. Поэтому Рупа Госвами встретился с Чайтаньей Махапрабху в Аллахабаде, Праяг. В связи с этим он сочинил первую шлоку, в которой говорится:
намо маха- ваданйайа кришна-према-прадайа 
/ЧЧ, Мадхья 19.53/
«Мой Господь, Ты – самая прекрасная инкарнация». Почему? «Потому что Ты раздаёшь кришна-прему. Люди не могут понять, кто такой Кришна, что уж говорить о кришна-преме. И ты раздаешь кришна-прему, как что-что обычное» намо маха ваданйайа «Поэтому Ты – самая замечательная и щедрая личность». намо маха ваданйайаВаданйайа очень щедрый человек, который дает столько, сколько вам хочется. Так как люди неправильно понимали Кришну, Чайтанья Махапрабху… В «Бхагавад-гите» Кришна просит: «Предайся Мне». Что Он может сделать? Он – Бог. Он Кришна. Он просит, приказывает нам: «Предайся, и Я позабочусь о тебе»
ахам твам сарва-папебхйо
Но люди все равно не понимали: «Почему я должен предаваться Кришне? Он такой же человек, как и я. Может быть, немного более значительный. Но почему я должен Ему предаваться?» Потому что материальная болезнь состоит в том, что мы не хотим предаваться. Все такие напыщенные: «Я что-то из себя представляю». Это материальная болезнь. Поэтому, чтобы излечиться от этой болезни, необходимо предаться.
тад виддхи пранипатена  парипрашнена севайа
упадекшйанти те гйанам  гйанинас таттва-даршинах 
/БГ 4.34/
Пока мы не готовы предаться… Для материалиста это очень трудно. Никто не хочет предаваться. Каждый хочет соревноваться. На индивидуальном уровне – человек -  человек, семья – семья, нация – нация, все пытаются стать хозяевами. Какое предание? Об этом не может быть и речи. Это болезнь. Поэтому Кришна настоятельно советует нам, если мы хотим избавиться от этого жульничества, этого хронического заболевания, необходимо предаться.
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/
«И тогда, если я предамся, то потерплю неудачу? Мой бизнес, мои планы, так много всего..?» Нет. «Я позабочусь о тебе. Я позабочусь о тебе». ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах. «Не волнуйся». Эти слова звучат так убедительно. Но мы все равно не готовы предаться. Это наша материальная болезнь. Поэтому Кришна опять пришел как преданный, чтобы показать, как предаться Кришне, Чайтанье Махапрабху.
кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
/ШБ 11.5.32/
Это движение сознания Кришны имеет научную основу и является авторитетным. Это не подделка, не выдумка ума. Оно является авторитетным  и основывается на наставлениях Вед. Как Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Мы обучаем философии, состоящей в том…  Кришна, вот Кришна, Верховная Личность Бога. Вы ищете Бога. Вы не можете понять, кто такой Бог. Вот Бог, Кришна. Его имя, Его деятельность, все там, в «Бхагавад-гите». Примите Его и предайтесь Ему. И, как говорит Кришна:
ман-мана бхава мад-бхакто  мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/
Мы говорим о том же, о чём говорится в «Бхагавад-гите». Мы не истолковываем это по-своему. Мы не извращаем «Бхагавад-гиту». Мы не наносим вреда. Иногда люди говорят: «Свамиджи, как замечательно то, что вы сделали». Но что в этом замечательного? Я не волшебник. Моя единственная заслуга состоит в том, что я не извратил «Бхагавад-гиту». Я представил её такой, как она есть. Поэтому она и имеет успех.
Большое спасибо. Харе Кришна.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий