суббота, 24 марта 2012 г.

Шри Аларнатх, Удивительная история о любви, вере и преданности

Приблизительно в четырнадцати милях на запад от Шри Джаганнатха Пури-дхамы расположено место под названием Брахмагири или Аларнатх* (Алаланатх). Это место в течение уже миллионов (!) лет является местом паломничества для множества верующих. Согласно местной легенде в Сатья-югу сюда пришел Господь Брахма и здесь, на вершине холма, поклонялся Господу Нараяне. Однажды услышал голос с небес. Господь Нараяна обращался к Брахме: «О Брахма, Я очень удовлетворен тем, как ты Мне поклоняешься. Теперь изготовь Мое Божество с четырьмя руками, держащими шанкху (раковину), чакру (диск), гаду (палицу) и падму (лотос).


Божество должно быть облачено в желтые одежды (питамбара), на груди Его должен покоиться священный камень каустубха и нить брахмана (упавита), голову Его должен украшать золотая корона, в волосах должен быть голубой лотос, с плеч должна свисать гаджамани-мала (гирлянда из слоновьего жемчуга), пальцы должны быть украшены кольцами с бриллиантами, а на лодыжках должны быть ножные колокольчики. Божество следует изготовить из цельного куска черного камня. Рядом с Божеством Нараяны установи форму Гаруды». Наконец Господь сказал Брахме: «Это место теперь будет называться Брахма-гири («холм Брахмы») в память о том, как ты поклонялся Мне».

Бог Альваров

Считается, что современный храм Господа Аларнатха несмотря на древность Божества, храм, в котором Ему поклоняются, часто с течением времени становится ветхим и требует замены. Так храм Джаганнатхи в Пури за многие десятки тысяч лет своего существования перестраивался неоднократно. Поэтому здесь мы используем словосочетание «современный храм», чтобы обозначить древность последнего храма.) на 200 лет древнее храма Джаганнатхи в Пури, которому уже около 1000 лет. (Ранее ученые придерживались мнения, что современный храм Джаганнатхи был построен Махараджей Анангабхимой Вторым, который царствовал в период с 1190 по 1198 годы. Однако совсем недавно (в 1990 году) в Пури в Тримале Матхе были обнаружены две древние надписи, выгравированные на медных пластинах. Эти надписи и другие, подобные им, (как, например, найденные в 1892 году надписи, относящиеся к периоду правления царя Ганга Нрисимхи второго) ясно говорят о том, что строителем современного храма Джаганнатхи был Махараджа Чодагангадева (правления с 1070 по 1078 годы.)

Когда храм был построен, в него пригласили брахманов из Южно-индийской Шри-сампрадайи, для того, чтобы они совершали ежедневную пуджу Божеству. Эти брахманы принадлежали к ученической преемственности, берущей свое начало во времена, предшествовавшие приходу великого ачарьи Шри Рамануджи. Иными словами, их предшественниками были Альвары, знаменитые святые, оставившие после себя множество гимнов во славу Господу. Именно тогда Божество получило Свое современное имя Альвар-натха, то есть Бог Альваров. Когда брахманы переселились сюда, царь Ориссы пожертвовал им большой участок земли для того, чтобы они могли содержать себя и свои семьи.

Преданность простосердечного мальчика

Прошло не мало времени и семьи брахманов увеличились. Тогда земли, подаренные царем, стали малы для них: они уже не могли жить в достатке, и, как это принято у брахманов, начали собирать бхикшу (милостыню). Чтобы не нарушать системы регулярного поклонения Божеству они делали это по очереди: сегодня представитель одной семьи шел за милостыней, а завтра – это делал представитель другой семьи. Итак, в один из дней милостыню пошел собирать брахман по имени Шри Кетала. Шри Кетала обычно отвечал за подношение пищи Божеству Аларнатхе. Перед тем как уйти, он повелел своему сыну Мадху: «Пожалуйста, в мое отсутствие подноси Божеству пищу». Мадху ответил, что он всего лишь ребенок и не знает мантр, ни метода предложения бхоги. Шри Кетала сказал ему на это: «Просто поставь бхогу перед Божеством и моли Его о том, чтобы Он принял пищу». После этого брахман ушел.

Когда наступило время поднесения пищи, мать Мадху позвала сына и сказала ему о том, что бхога готова для предложения Божеству. Мадху взял поднос с бхогой и поставил его на алтарь перед мурти Господа. Затем, сложив ладони, он начал молится Божеству: «О мой Господь, отец ушел собирать бхикшу и наказал мне накормить тебя. Пожалуйста, прими это подношение. Я всего лишь маленький мальчик, я не знаком с правилами и молитвами, произносимыми в подобных случаях. О мой Господь, пожалуйста, поешь». Оставив поднос на алтаре, малыш выбежал во двор играть с друзьями. Минут через двадцать он вернулся и к своему удивлению увидел, что подношение не тронуто. Мадху был еще мал и ему не было известно, что Господь способен есть Своими глазами. Лишь взглянув на предложенную ему пищу, Господь испробовал ее и оставил ее как Свой прасад (милость). Но мальчик не мог этого видеть и потому был раздосадован. Он был уверен в том, что Господь обязан съесть бхогу, так, как едят люди. Он не ожидал того, что пища останется на подносе. Решив, что Господь не хочет есть из-за его неопытности, Мадху стал горячо молиться: «О мой Господь, я предложил Тебе пищу, но Ты не ешь. Отец разгневается на меня. Пожалуйста, поешь!» Сказав так, мальчик вновь выбежал во двор. Через некоторое время он вернулся. К своему сожалению он увидел, что подношение так и осталось нетронутым. В отчаянии Мадху начал плакать. Он повторял: «Я знаю, знаю, Ты не ешь из-за того, что я – всего лишь маленький мальчик, из-за того, что я не умею правильно произносить мантры и совершать необходимые мудры. И тем не менее, я умоляю Тебя: пожалуйста, прими это подношение!» Мадху в очередной раз вышел во двор и вскоре вернулся. На этот раз к его радости поднос был пустым. Мадху подумал: «Наконец-то Господь поел». Счастливый, со слезами счастья на глазах, он принес пустой поднос матери. Мать удивилась: «Где же прасад?» «Аларнатх все съел» – невозмутимо ответил Мадху. «Аларнатх все съел?!» – мать с трудом верила словам сына. «Да, именно так» – сказал Мадху и убежал играть с друзьями.

В этот день семья осталась без обеда. Так продолжалось три дня подряд: Мадху предлагал бхогу, а Господь Аларнатх съедал предложенное ему. Семье приходилось поститься. Спустя какое-то время вернулся Шри Кетана; он был уставшим и попросил жену накормить его. Жена ответила, что они не едят в течение трех жней. «Мадху говорит, что Тхакурджи съедает все, что он Ему предлагает».

Позвав сына, Шри Кетана строго сказал ему: «А ну-ка говори, где прасад Аларнатха?! Признавайся, куда ты его деваешь!?» Мальчик ответил: «Папа, Тхакурджи съедает все! Я исполняю твое распоряжение так, как ты меня научил».



Шри Кетана подумал о том, что скорее всего его сын сам съедает прасад или же скармливает его собакам. А может быть, боясь наказания матери, он просто выбрасывает его. Брахман стал ругать сына, но Мадху продолжал стоять на своем: «Нет, нет, папа: Нараяна на самом деле съедает то, что я ему предлагаю. Я не обманываю тебя».

Однако Шри Кетана не хотел верить словам сына и злился все больше и больше. «Ах так! – кричал он. Значит, ты уверяешь меня, что Нараяна ест подношение?! Негодник! Он же каменный! Как каменный истукан может есть?! Сначала ты докажи мне, что Он ест. Пойди и вновь предложи бхогу, а я спрятавшись за колонной, посмотрю на то, как Он будет есть».

Когда пища была готова для предложения, простосердечный мальчик подошел к божеству и, поставив перед Ним поднос, стал молить Его: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, прими это подношение! Мой папа вернулся домой и очень зол на меня. Он думает, что ты не можешь есть». Как только мальчик, поклонившись, покинул алтарную комнату, Господь Аларнатх, известный как бхава-грахи-джанардна – «Тот, кто принимает любовь Своих преданных», наклонился и поднял горшок со сладким рисом. Увидев это, Шри Кетана быстро выскочил из-за своего укрытия и схватил Господа за руку. От неожиданности Господь выронил горшок и горячий рис, вылившись на Него, обжег Его тело в нескольких местах. Шри Кетана закричал на Господа: «Прекрати! Что Ты делаешь!? Ты же Божество! Божество не может есть! Где это слыхано, чтобы каменный идол ел?! Если ты всегда будешь съедать то, что Тебе предлагают, что же останется для нас?! Как мы будем жить?! Подумал ли Ты об этом?!»

Хотя Шри Кетана исполнял обязанности брахмана, пуджари Господа Аларнатх-дева, он не обладал духовным пониманием и был материалистом. Он не верил в то, что Господь духовен.

В ответ на протесты Шри Кетаны Господь Аларнатх сказал: «О атеист, облаченный в наряды брахмана, из-за нанесенного тобой оскорбления твоя семья и все твои потомки, за исключением Мадху, будут уничтожены. Я ел бхогу только потому, что был доволен простосердечной преданностью Мадху. Каким бы роскошным не было подношение, Я никогда не приму его, если не найду в нем преданности и веры в Меня».

Согласно местным поверьям через несколько дней после этих событий разразился страшный шторм, и океанские волны снесли с лица земли все поселение брахманов Брахмагири. Все жители поселка, кроме мальчика Мадху, погибли.

В наши дни брахманы-пуджари Аларнатха могут показать желающим несколько мест на теле Божества, на которых явственно различимы ожоги от сладкого риса, пролившегося в тот момент, когда Шри Кетана схватил Господа за руку.


Шри Бхактитвинода Тхакур писал: «На расстоянии шести крошей (четырнадцати миль) от Пури-дхамы располагается деревня Алаланатх. Там в небольшой лесной роще расположен храм Господа Васудевы, которого зовут Шри Алаланатх-дев. Божеству предлагают замечательный кхир (сладкий рис). Даже в наши дни пуджари по просьбе паломников могут показать им следы ожогов на теле Божества».


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий