понедельник, 12 марта 2012 г.

Естественный процесс

Шраванам, киртанам, смаранам – это очень естественные процессы. В одной молитве вайшнавов есть такие слова: «Мой дорогой ум, пожалуйста, поклоняйся лотосным стопам сына Нанды Махараджа. Так ты обретешь бесстрашие. Твоя жизнь дрожит как капля росы на цветке лотоса и готова сорваться в любую минуту. Всю жизнь ты служил порочным и скупым людям. Теперь настало время совершать шраванам, киртанам, смаранам и.т.д. – девять процессов преданного служения».

Преданное служение вполне естественно. Его не нужно совершать, прилагая какие-то искусственные усилия. Это интересный процесс. Он занимает чувства и ум живого существа, поэтому кажется естественным.

Например, практика аштанга-йоги кажется совершенно искусственной. Она не занимает чувства и ум, поэтому это искусственный процесс.

Живое существо изначально духовно и активно по своей природе. Ему свойственна деятельность. Поэтому бхакти-йога – преданное служение – дается как деятельность органов чувств.

Есть десять органов чувств. Пять из них необходимы для приобретения знания, и пять других – для деятельности. Живое существо хочет что-то видеть, что-то обонять, что-то слышать, что-то вкушать, что-то потрогать, и что-то активно делать, совершать какие-то действия. Все это можно связать с сознанием Кришны. Это настолько естественный процесс, что даже обычное материальное существование очень легко можно связать с сознанием Кришны – быт, профессию, семейную жизнь, все, что угодно. Сознание Кришны уже присутствует в нас в дремлющем состоянии. Мы уже делаем все это, но не направляем на истинный объект служения.

Знаете, как ходят лунатики? Они ходят бесцельно. Никто не знает, куда они идут и зачем. Они ходят по карнизам домов, или по кромкам балконов, и никто не знает, почему они это делают. Это состояние сна – дремлющее состояние. Они активны, но их активность направлена в непонятное русло. Это напоминает болезнь, психическое отклонение, сумасшествие.
Также живое существо становится лунатиком в духовном мире. Оно естественно склонно служить Кришне. Но, из-за сонного состояния, дремлющего сознания, забыв о Кришне, оно начинает служить скупым, порочным людям.

Кому люди служат? Они служат скупым и порочным людям, для того чтобы заработать деньги. Но эти люди не хотят им много платить. Они хотят заплатить как можно меньше, уличая их в том, что они не выполняют правильно свои обязанности и т. д. Всегда так устроено, что человек служит каким-то материальным объектам, и сталкивается с внутренними проблемами и страданиями.

Когда человек совершает преданное служение, он проходит три стадии:

1. Преданное служение на практике.
2. Преданное служение в экстазе.
3. Преданное служение из чистой любви к Богу.

Есть подразделение этих стадий. Так, например, практика подразделяется – на две группы, служение в экстазе – на четыре группы, и служение в чистой любви к Богу – на шесть групп.

– Эти стадии преданного служения можно сравнить с уровнями преданных?

– Да, именно так они и подразделяются. Например, когда человек научился испытывать экстатические эмоции – это признак мадхьяма адхикари. Совершая преданное служение, мадхьяма адхикари ощущает экстаз.

– Если кто-то плохо говорит о сознание Кришны, то он тоже совершает преданное служение?

– Они не могут плохо говорить о сознание Кришны. Они не квалифицированы, чтобы сказать что-то очень плохое. Оскорбить не так просто. Чтобы нанести серьезное оскорбление, нужно иметь знание. Если они в невежестве, то это не принимается всерьез. Иначе все общество просто вымерло бы, покритиковав Харинаму. Их оскорбления не нужно воспринимать серьезно. Шрила Прабхупада относился к этому на 90% снисходительно.

Неосознанное преданное служение
Прабхупада говорит, что тот, кто практикует преданное служение в этой жизни, уже совершал преданное служение в одной из прошлых жизней. Он мог совершить его даже неосознанно.

Есть притча об одном человеке, который занимался грабежом. Он сидел на берегу реки и встречал людей, которые перебирались через реку. Так как они выходили из реки слабые и обессиленные, то он пользовался моментом и грабил их. Так он промышлял.

Однажды к берегу реки подошел старик. Он ходил вдоль реки и не мог рискнуть перебраться через нее. Он переживал, что не справиться с течением, ему трудно было ходить по камням. Он попросил помощи, и разбойник сжалился над ним. Он посадил его себе на плечи, перенес на другой берег и, улыбаясь, сказал: «Прощай!». Он не знал, что он сделал. Ему казалось, что он совершил обычный материальный поступок.

В конце жизни за ним пришли ямадуты и привели его к Ямараджу. Он сказал разбойнику:
– Ты достоин наказания. Ты всю жизнь провел в грехе.

Но писцы заявили:
– Нет, Ямарадж. У этого человека есть один благочестивый поступок, который перевешивает все его грехи. Этот человек ни в чем не виновен.

– Что это за поступок? – спросил Ямарадж.

– Однажды он на своих плечах перенес через реку чистого преданного. Он не имел корыстных мотивов, поскольку не знал, что это был чистый преданный. Поэтому он очистился.

Таким образом, Кришна является свидетелем того, что живое существо могло совершать преданное служение, поскольку иногда для этого не требуется его свободной воли и желания.

Мы приглашаем людей на нашу программу. Они приходят, слушают и говорят:
– Какая ерунда, – и уходят.

Но при этом им и в голову не приходит, что они совершили преданное служение, поскольку услышали о Кришне из уст духовных учителей. Уходя, они могут говорить:

– Никогда в жизни! Какое сознание Кришны? Какая ерунда. Какая глупость. Какая-то секта…

При этом они не могут взять в толк, что они уже совершили преданное служение. Даже, когда они видят преданных на улице, они совершают преданное служение думая: «Что это за люди?».

– Харе Кришна? А, что такое Харе Кришна?

Пока они просто так рассуждают, их ум сконцентрирован на Кришне, и они совершают преданное служение – смаранам.


ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий