четверг, 3 ноября 2011 г.

Пробуждение духовного вкуса


Под вкусом к преданному служению подразумевают неодолимую тягу к святому имени Господа, повествованиям о Его играх и рассказах о Нем. Верным признаком появления духовного вкуса является отсутствие усталости от повторения и слушания святых имен Господа. Такая усталость может наблюдаться на предварительных стадиях духовного развития, однако на стадии ручи человек без устали повторяет святое имя Господа. Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге "Облако Нектара" сравнивает это с процессом обучения, когда ребенок, научившись читать, получает от чтения все больше и больше радости.

Духовный вкус на санскрите называется ручи. Под вкусом к преданному служению подразумевают неодолимую тягу к святому имени Господа, повествованиям о Его играх и рассказах о Нем. Верным признаком появления духовного вкуса является отсутствие усталости от повторения и слушания святых имен Господа. Такая усталость может наблюдаться на предварительных стадиях духовного развития, однако на стадии ручи человек без устали повторяет святое имя Господа. Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге "Облако Нектара" сравнивает это с процессом обучения, когда ребенок, научившись читать, получает от чтения все больше и больше радости.

Процесс обретения духовного вкуса сравнивается с излечением от желтухи. Больная печень не позволяет человеку наслаждаться сладким вкусом меда, однако, согласно аюрведической медицине, мед является самым лучшим лекарством от желтухи. Мед сладок всегда, однако способность ощущать эту сладость зависит от тяжести болезни. Согласившись на лечение, человек постепенно выздоравливает и одновременно с этим начинает ощущать сладость меда. Точно так же, сердце живого существа с незапамятных времен заражено невежеством и другими клешами. С помощью целительного слушания повествований о Господе, повторения святых имен и вовлечение в другие разновидности преданного служения человек постепенно восстанавливает вкус к духовной жизни.

Ручи бывает двух видов: 1) обусловленный внешней привлекательностью той или иной разновидности преданного служения; 2) ничем не обусловленный. В первом случае человек испытывает наслаждение, когда обращает больше внимание на форму того или иного вида преданного служения, не видя содержания. Например, ему нравится, когда кто-то красиво поет песни о Господе. В этом случае он привлекается больше музыкальным талантом певца, чем прославлением Господа. Такого человека иногда сравнивают с гостем, страдающего от плохого аппетита, который, сев к столу с яствами, осведомляется, из чего сделано то или иное блюдо. Причина такого отношения кроется, опять же, в остатках материальных желаний в сердце. Тот же, кто развил в себе ручи второго вида, испытывает чистое наслаждение от занятий преданным служением, неважно, в какую форму оно обличено. Впрочем, если форма также совершенна, сердце такого человека переполняет радость, и он ликует.

Внешним признаком ручи является сожаление о своих прошлых злодеяниях и грехах. Вот молитва преданного, в сердце которого пробудился духовный вкус:

"Мой друг (обращается он к себе самому), зачем ты променял сладкий нектар имени Господа на бессмысленные разговоры о семейных делах, материальном комфорте и прочей суете? Впрочем, я и сам не менее грешен. Получив по милости духовного учителя драгоценный бриллиант преданного служения, я, несчастный, не сумел понять его ценность. Завязав его в полу своих одежд, я отправился на поиски осколков перламутровой раковины, искры призрачного счастья, мерцающей на берегу океана мирской жизни. Страдая в бесплодной пустыне, я попусту растрачивал годы своей жизни. Пренебрегая преданным служением, я просто являл свою слабость".

Так человек, обретши духовный вкус, вспоминает свое прежнее состояние сознания. Скоро он становится подобен пчеле, вкушающий нектар сладкого плода древа желаний – "Шримад-Бхагаватам. Такой преданный не желает ни на минуту покидать общество вайшнавов. Он слушает и говорит с ними о нектарных играх Господа, наслаждаясь и неустанно прославляя их, забыв обо всем остальном. Он принимает прибежище святой дхамы и целиком посвящает себя чистому служению Господу.

http://www.krishna.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий