среда, 23 ноября 2011 г.

Как может Кришна лично брать на себя заботы по содержанию своего преданного?

Я приношу свои смиренные поклоны Шриле Вишванатха Чакраварти Тхакуру, Шриле Бхактивинода Тхакуру и Его Милости Шриле Бхактиведанта Нараяна Махарадже!
Все знают, что Господь велик, исполнен высочайшего могущества. Энергию его могущества называют айшварья, и она заставляет людей с благоговением и почтением склоняться к его лотосным стопам. Но несмотря на своё величие, Господь Кришна утверждает в 22 стихе 9 главы Бхагавад-Гиты что сам лично принимает на себя заботу о своих преданных, которые зачастую даже и не просят Его об этом. Давайте же разберемся сегодня почему Бог так поступает, ведь он полностью беспристрастен ко всем. В этом нам поможет книга изданная Шрилой Нараяной Махараджем где он публикует комментарии Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к стихам Бхагавад-Гиты и сам приводит свои комментарии Пракашика-вритти.

Бхагавад Гита. Глава 9. Текст 22

ананйаш чинтайанто мам
йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам
йога-кшемам вахамй ахам
джанахлюди; йе которые; ананйахбезраздельно; чинтайантахразмышляют (обо Мне); парйупасате мам и всячески поклоняются Мне; тешамдля них; нитйа-абхийуктанамкто всегда занят; ахамЯ; вахамиприношу; йога необходимое; кшемам ради их благополучия
Тем же, кто всегда поглощен мыслями обо Мне и всячески поклоняется Мне с безраздельной преданностью, Я Сам даю все необходимое и сохраняю то, что у них есть.

Бхаванувада
(комментарий Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура)

«Счастье Моих бхакт не является плодом их кармы. Это Я одариваю их счастьем. Слово нитйабхийуктанам относится к тем, кто всегда связан со Мной. Счастье таких мудрецов (пандитов), связанных со Мной через бхакти, зависит от Моей милости. Те, кто не является пандитом, ничего не знают о бхакти. Слово нитйабхийуктанам означает также, что человеку, стремящемуся к единению со Мной, Я дарую успех на пути йоги, дхьяны и всех прочих методов самопознания. А слово кшемам указывает на то, что Я Сам поддерживаю жизнь таких людей и беру на себя их заботы, даже если они от Меня этого и не ждут». В этом стихе вместо слова кароми («Я делаю») Господь использует слово вахами («Я несу»). Это означает: «Я Сам несу на Себе бремя забот, связанных с поддержанием их жизни, как отец семейства обеспечивает всем необходимым свою жену, детей и остальных членов семьи. В отличие от других, йога (приобретения) и кшема (сохранение имеющегося) у моих бхакт не является плодом их кармы».
«Ради чего же Ты – Парамешвара, всегда беспристрастный и самодостаточный – берешь на Себя бремя забот об их поддержании?» (Это кажется нелогичным, потому что на самом деле бхакта должен служить Парамешваре, а не наоборот).
Как сказано в Гопала-тапани Упанишад (Восточный раздел, 15), «Бхакти означает преданное служение Ему, Верховному Господу. Занимаясь таким служением, человек оставляет все обозначения, будь они материальные или духовные, и сосредотачивает ум только на Господе». Это называется найшкармьей, свободой от кармы и ее плодов. «Мои ананья бхакты бескорыстны (нишкама), поэтому Я одариваю их блаженством. Хотя и беспристрастный, Я дарю Моим бхактам блаженство из любви к ним, за что Меня называют бхакта-ватсалой. Поэтому не стоит говорить, что у бхакт нет любви ко Мне, раз они перекладывают на Мои плечи заботы об их пропитании и материальной поддержке. Я забочусь о них по собственной воле, даже если они и не очень просят Меня об этом. Мне не трудно позаботиться о них: ведь Я, только пожелав, создаю целые вселенные. Более того, поскольку Я люблю Своих бхакт, Мне приятно нести бремя их житейских забот, как мужу всегда приятно заботиться о любимой жене».
Пракашика вритти
(комментарий Шрилы Нараяна Махараджа)

Каким же образом Верховный Господь несет на Себе бремя забот, связанных с обеспечением преданных всем необходимым (йога) и сохранением того, что у них есть (кшема)? По этому поводу есть одна история.

Некогда жил брахман по имени Арджуна Мишра. Он был парама-бхактой Верховного Господа. Каждое утро после ежедневной бхаджаны он по два часа уделял составлению комментария к «Шри Бхагавад-гите» и потом отправлялся собирать милостыню. Все, что удавалось ему собрать, он отдавал жене, а та готовила из принесенных продуктов пищу и с великой любовью предлагала ее Господу. Потом она отдавала махапрасад мужу. После того как муж заканчивал трапезу, она с огромным удовольствием доедала то, что он ей оставлял. Жили они очень бедно и носили рваную одежду. У них было только одно дхоти на двоих, в котором можно было выйти на люди. Когда брахман, отправляясь за милостыней, надевал это дхоти, его жена прикрывала тело какой-нибудь рваной тканью, а когда он возвращался, она надевала то же самое дхоти и выходила на улицу для каких-нибудь домашних дел. Оба они считали свою бедность особым даром Господа и никогда не жаловались. Все, что им удавалось собрать по милости Господа, они подносили своему ишта-деве, Шри Гопинатху, и потом почитали Его махапрасад. Таков был их настрой (бхавана), они жили счастливо и нисколько не сетовали на свою жизнь. Каждый день брахман писал комментарий к «Бхагавад-гите». Однажды, закончив утреннюю бхаджану, он сел, чтобы составить комментарий к стиху:
ананйаш чинтайанто мам йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам йога-кшема вахамй ахам
(Бг. 9.22)
Прочитав этот стих, брахман пришел в величайшее недоумение: он никак не мог понять, о чем здесь идет речь.
«Неужели Он, Сваям Бхагаван, единственный владыка вселенной, Сам обеспечивает и поддерживает тех, кто посвящает Ему свою ананья-бхаджану? Нет, такого быть не может. Если бы это было так, разве находился бы я в столь трудном положении? Я целиком полагаюсь на Него и с безраздельной преданностью все приношу к Его лотосным стопам. Почему тогда я живу в нищете? Скорее всего, эти слова – нитйабхийуктанам йога-кшемам вахамй ахам – произнес не Сам Господь; кто-то их сюда вписал».
Брахман использовал весь свой разум, чтобы разрешить проблему, но от этого он лишь все больше заходил в тупик и сомнения его росли. В конце концов он перечеркнул эту строку красными чернилами, перестал писать и пошел собирать милостыню.
Тем временем безмерно сострадательный Господь, защитник предавшихся Ему душ, заметил, что Его бхакта сомневается в истинности слов Господа. Приняв облик неописуемо прекрасного, нежного, темноликого мальчика, Господь наполнил две корзины рисом, далом, овощами, топленым маслом и прочим, повесил их на концы бамбуковой палки и на собственных плечах понес корзины к дому брахмана.
Дверь была закрыта изнутри. Тогда Он постучал в нее и окликнул: «Ма-туш-ка-а!» Нищая жена брахмана была одета в рваную ткань, как она могла открыть кому-то дверь? Стесняясь выйти, она затихла, а стук и оклики все продолжались. Не видя иного выхода, она с опущенной головой смущенно пошла к двери и наконец открыла ее. Мальчик с тяжелой ношей прошел во внутренний двор, поставил корзины наземь и сказал: «Вот, матушка, это Пандитджи (брахман) прислал. Отнеси продукты в дом».
Все это время жена брахмана держала голову опущенной, но, услышав слова мальчика, она подняла глаза и увидела две огромные корзины, полные разных продуктов. Она никогда раньше не видела столько овощей и зерна. После долгих уговоров принять эти корзины, жена брахмана наконец стала относить продукты во внутреннюю часть дома. Пока она их носила, она то и дело поглядывала на чарующее лицо мальчика и все восхищалась: «До чего же Он красив! И откуда в смуглокожем столько неземного очарования и прелести?» Раньше она и представить себе не могла такой красоты.
Ошеломленная, она с благоговением смотрела на мальчика. Тут она заметила на Его груди три глубокие свежие царапины, словно кто только что ранил Его острым оружием. Сердце женщины сжалось от боли и она спросила:
«Сынок, что за злодей нанес тебе эти раны? Ах, бедняжка! Даже имея каменное сердце, человек дрогнет при одной мысли поранить такое нежное тело».
Принявший облик мальчика Кришна ответил:
«Я нес эти корзины не очень расторопно, вот твой муж и поранил Мне грудь».
«Муж?!» – вскрикнула женщина со слезами на глазах, –
«Так это он Тебя изранил? Ну, пусть он только придет домой, я спрошу его, как он додумался так жестоко обойтись с тобой! Не печалься, сынок. Побудь немного здесь. Я приготовлю обед, и Ты вместе с нами отведаешь прасада нашего Тхакурджи».
Оставив мальчика во дворе, жена брахмана пошла на кухню и стала готовить подношение Божеству. А Кришна тем временем думал:
«То, ради чего Я принес эти корзины, исполнено. Когда брахман вернется домой, он тут же убедится в правдивости Моих слов и никогда больше не будет в них сомневаться».
Так, устроив все, чтобы избавить Своего бхакту от сомнений, Кришна исчез из дома брахмана.
А брахман в тот день, собирая милостыню, как ни старался, ничего не мог собрать. В конце концов, потеряв всякую надежду и решив, что все это – воля Тхакурджи, он ни с чем вернулся домой. Брахман постучал в заднюю дверь и жена открыла ему. Тут он увидел, что жена занята приготовлением пищи, и потому изумленно спросил:
«Ты готовишь? Из чего? Ведь я весь день ходил с пустыми руками».
«Как, из чего?» – удивилась жена, –
«Ты же недавно прислал с этим мальчиком столько продуктов; мы и за полгода их не израсходуем. Почему тебя удивляет, что мне есть из чего готовить?»
Потом она добавила:
«А вот серде у тебя из камня. Не знала я этого раньше. У мальчика три раны было на груди. Как мог ты ударить хрупкое дитя? Неужели тебе его не жалко?»
Совершенно сбитый с толку, брахман попросил жену объяснить, что происходит:
«Я не посылал домой продуктов и не бил никаких мальчиков. Не понимаю, о чем ты говоришь».
В ответ женщина показала мужу принесенный рис, дал, муку и прочие продукты, а когда она повела его во двор, чтобы показать мальчика и раны на его груди, то обнаружила, что двор пуст. Она стала искать гостя повсюду, но нигде его не находила. Передняя дверь по-прежнему была закрыта. Муж и жена в недоумении смотрели друг на друга. Тут брахман начал понимать, что к чему, и слезы полились из его глаз. Омыв руки и стопы, он вошел в алтарную комнату и, чтобы окончательно развеять сомнения, заглянул в «Бхагавад-гиту». Утром он тремя красными линиями перечеркнул слова нитйабхийуктанам йога-кшема вахамй ахам, но теперь этих линий в книге не было. Перепоненный счастьем, брахман выбежал из комнаты и воскликнул:
«Дорогая! Как же тебе повезло! Сегодня ты видела Самого Гопинатху! Он Сам принес эти продукты! Разве мог бы я столько донести? Сегодня утром, составляя комментарий к ‘Бхагавад-гите’, я усомнился в словах Господа и зачеркнул красными чернилами три строки. Вот почему на нежном теле нашего Гопинатхи появились три раны. Но Он так милосерден. Он взял на Себя труд доказать правдивость Своих слов и избавить от сомнений такого безбожника, как я».
Тут у брахмана перехватило дыхание, и он не мог больше говорить. От переполнявшей его любви он лишь повторял: «Ах, Гопинатх! Ах, Гопинатх!» и потом без чувств упал наземь. Жена брахмана, потеряв дар речи, стояла перел Божеством Гопинатхи. Глаза ее были полны слез. Через некоторое время брахман пришел в себя и взялся за свои ежедневные обязанности. Он предложил Гопинатхе блюда, которые приготовила жена, и потом вместе с ней с огромной любовью почтил остатки трапезы Господа. Каждый день брахман продолжал писать комментарий к «Гите», и вся его жизнь преисполнилась величайшей любви.
Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие объяснения:
Не думай, что описанные Мной упасаки, в сердце которых живут корыстные желания, наслаждаются счастливой жизнью, а Мои бхакты страдают. Бхакты неуклонно думают только обо Мне. Поддерживая свою жизнь, они принимают лишь то, что благоприятно для служения Мне, а все неблагоприятное отвергают. Поэтому они – нитйа-абхийукта, их всегда связывает со Мной любовь и преданность. Свободные от корыстных желаний, они всё посвящают Мне одному. А Я поддерживаю их, посылая им материальные блага и все, что необходимо для жизни.
Со стороны может показаться, будто действующие из корыстных побуждений пратика упасаки и Мои бхакты, принимающие лишь то, что благоприятно для их служения, в чем-то похожи друг на друга. Однако между ними есть огромная разница. Я обеспечиваю Моих преданных йогой (приобретениями) и кшемой (сохранением имеющегося) даже в том случае, если они не стремятся обладать чем-либо материальным. Особое благо, которым Я одариваю Моих бхакт, состоит в том, что они без всякой привязанности могут наслаждаться объектами чувств, а потом обретают вечное блаженство. Что же касается пратика упасак, то они, насладившись чувственными удовольствиями, вновь приходят на путь кармы. Их блаженство не вечно.
Я беспристрастен ко всему, что происходит в мире, но из любви к Моим бхактам Я с большим удовольствием всячески им помогаю. В этом нет оскорбления с их стороны, потому что они не молят Меня ни о чем ином, кроме возможности доставить Мне удовольствие. Я Сам стремлюсь обеспечить их всем необходимым».
http://www.sambandha.ru
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий