вторник, 22 ноября 2011 г.

Если случилась Беда…

Трансцендентные уроки Шримад Бхагаватам

 

Мы живем в опасном мире, где на каждом шагу мы можем не только потерять все, что было когда-то нашим, но и вообще лишиться жизни. Очень хорошо рассуждать и философствовать о душе, когда по милости неумолимых законов кармы мы обрели достойную семью, друзей и положение в обществе. Но что делать, когда человек не имеет ничего, когда судьба кидает его как маленькую щепку в бушующем океане жизни? Что делать если наш материальный ум отказывается слушать голос разума, когда внешние обстоятельства давят на нас с такой силой, что кажется будто спасения не существует? Какую надежду и на что - нужно обрести живым существам в условиях страшной беды.

Мало кто задумывается об этом, поскольку мало кто сталкивается с очень серьезными трудностями в своей жизни, а если и сталкивается, то как правило бывает уже слишком поздно, чтобы понять и вспомнить - как нужно поступать, что нужно делать.
Очень часто люди в безвыходной ситуации пытаются найти прибежище у кого-то, кто как им кажется обладает большим могуществом, большей силой и властью. В эти минуты люди проявляют одно из своих вечных качеств и пытаются найти своё истинное прибежище у Бога. Я своими глазами видел, как многие православные христиане силой своей веры и в виду огромного желания получить освобождение от своих проблем или болезней получали прибежище в религии и чувствовали на себе уберегающую руку Богородицы, Святых Угодников, Иисуса Христа. Живой опыт этих людей показывает всем остальным пример духовной жизни и доказывает ее тесную связь с нами.
Веды, и в частности сливки Вед, Шримад Бхагаватам, не просто объясняет нам все происходящие с нами ситуации с философской точки зрения, рассматривая истинную причину каждого события, но и очень нежно, с любовью, с родительской заботой помогает нам принять единственный правильный путь.
В 8 песне Шримад Бхагаватам описывается необычный случай, который произошел с царем слонов Гаджендрой. Волею своей судьбы он оказался в настоящей беде. Он не просто лишился всего, он был на грани того, чтобы потерять и саму свою жизнь. В минуту страшной опасности, на грани смерти, слон Гаджендра, побуждаемый Кришной изнутри, вспомнил как нужно обратиться к Богу, чтобы попросить у него своей защиты.
Молитвы Слона Гаджендра из 8 песни Шримад Бхагаватам являют собой неповторимый порыв искренности и духовности запутавшейся души и ее горячее желание пробраться через тернии материальной обусловленности. Молитвы Гаджендры уникальны тем, что в них он не просто описывает трансцендентную природу Господа, но и в минуты страшной опасности приходит к пониманию полной бессмысленности своего материального существования, развивая в себе настоящий дух отречения. Он уже не просто ищет спасения из ситуации материальной, но желает навсегда покинуть этот исполненный страданий материальный мир, таким образом решив сам корень проблемы.
Если каждый из нас с большим вниманием и почтением изучит эти духовные стихи, постарается проникнуть в их глубокий смысл, то больше ни одна проблема в этом материальном мире никогда не сможет выбить нас из колеи.
Ниже я приведу перевод стихов 3 главы 8 песни Шримад Бхагаватам и в некоторых местах напишу на что именно рекомендую обратить особое ваше внимание. В квадратных скобках указаны номера стихов для тех, кто захочет найти их в оригинальном тексте на санскрите. Перевод текста с санскрита выполнен величайшим ачарьей прошлого - Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Я приношу поклон его лотосным стопам, дарующим нам прибежище у Кришны.

 

Шримад Бхагаватам. Песнь 8. Глава 3.
Молитвы Гаджендры

 

Шри Шукадева Госвами продолжал: Тогда царь слонов Гаджендра силой совершенного разума сосредоточил ум в сердце и произнес мантру, которую он выучил еще в предыдущей жизни, будучи Индрадьюмной, и которую теперь вспомнил по милости Кришны. [1]
Царь слонов Гаджендра сказал:
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЙА
Я в почтении склоняюсь перед Верховным Господом Васудевой.
Благодаря Ему дух приводит в действие материальное тело, поэтому Он — первопричина бытия каждого. Ему поклоняются такие возвышенные души, как Брахма и Шива, и Он живет в сердцах всех живых существ. Да будут все мои помыслы сосредоточены на Нем. [2]
Верховный Господь — это основание, на котором покоится все сущее, Он — то, из чего создана вселенная, ее творец и единственная причина. При этом, однако, Он остается отличным от причины и следствия. Я вручаю себя Ему, самодостаточному Верховному Господу. [3]
Верховная Личность Бога, распространяя Свою энергию, делает материальный космос то видимым, то невидимым. Он — высшая причина и высший результат, наблюдатель и созерцатель всего происходящего. Таким образом Он неизменно сохраняет Свое трансцендентное положение. Пусть же этот Верховный Господь защитит меня от опасностей. [4]
Когда уничтожается все, что существует и действует во вселенной — в том числе планеты вместе с их правителями и хранителями, — на мир опускается непроглядная тьма. Но Верховный Господь пребывает за пределами этой тьмы. Потому я ищу прибежища у Его лотосных стоп. [5]
Как зрители не могут узнать переодетого в нарядный костюм, виртуозно танцующего на сцене актера, так полубоги и великие мудрецы, не говоря уже о глупцах, которые мало чем отличаются от животных, не способны постичь деяния и облик величайшего из актеров. Ни полубоги, ни мудрецы, ни невежды не могут понять проявления Господа и не в силах описать словами Его истинное положение. Пусть же этот Господь, Верховная Личность, дарует мне Свою защиту. [6]
В этих поэтических стихах Гаджендра описывает величайшее превосходство Господа. Он сравнивает его с актером. Очень интересно, что наши материальные тела пронизаны сознанием Сверхдуши, Параматмы, которая не только направляет жизнь каждого, но и позволяет нам осуществлять все наши действия. При этом Параматма действует подобно виртуозному актеру, настолько искусно осуществляя наши желания, что мы даже не догадываемся о ее присутствии в своем сердце. Это исключительное  могущество Кришны является непостижимым для нас.
Слон Гаджендра признает то, что Верховную Личность Бога невозможно постичь даже величайшим мудрецам и полубогам. Разве может претендовать на это глупое существо, опустившийся человек или животное. Нет. Но несмотря на это, Господь сам откликается на искренние молитвы своих преданных и всегда приходит к ним на помощь. Так случилось в этой ситуации со слоном Гаджендрой.
Отшельники и великие мудрецы — те, кто одинаково дружелюбно относятся ко всем существам и кто, живя в лесу, безукоризненно хранят обеты брахмачарьи, ванапрастхи или санньясы — стремятся узреть всеблагие лотосные стопы Верховной Личности Бога. Пусть же этот Верховный Господь станет моей целью. [7]
Явление Верховного Господа, Его деяния, имя, облик и качества не имеют материальной природы, иначе говоря, у Него нет недостатков. Чтобы исполнилось предназначение, ради которого этот мир создается и разрушается, Господь с помощью Своей внутренней энергии приходит на землю в облике человека как Шри Рамачандра или Шри Кришна. Могущество Господа безгранично, и Он, воплощаясь в различных образах, свободных от материальной скверны, совершает удивительные деяния. Поэтому Его называют Верховным Брахманом, и я в почтении склоняюсь перед Ним. [8-9]
Я в почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога, лучезарной Сверхдушой, которая как свидетель находится в сердце каждого и озаряет Своим сиянием индивидуальную душу и которой нельзя достичь с помощью словесных ухищрений или упражнений для ума и сознания. [10] Верховный Господь доступен пониманию только чистых преданных, посвятивших себя трансцендентной бхакти-йоге. Он дарует ничем не омраченное счастье и повелевает духовным миром. Поэтому я выражаю Ему почтение. [11]
Гаджендра признает, что единственный способ постичь и приблизиться к Кришне - это развить в себе чистую, бескорыстную любовь, которая называется бхакти. Никакие другие методы не могут помочь понять Бога.
Преисполненный почтения, я склоняюсь перед вездесущим Господом Васудевой, свирепым Господом Нрисимхадевой, Господом в облике животного [Варахадевой], перед Господом Даттатреей, проповедовавшим имперсонализм, Господом Буддой и всеми другими воплощениями Верховной Личности Бога. Я в почтении склоняюсь перед Господом, который не имеет материальных качеств, но принимает в материальном мире три качества — благости, страсти и невежества. Я также выражаю почтение безличному сиянию Брахмана. [12]
Я почтительно склоняюсь перед Тобой, Сверхдушой, повелителем всего сущего и свидетелем всего, что творится в мире. Ты — Верховная Личность, в которой берет начало материальная природа и вся материальная энергия. Тебе принадлежат все материальные тела. Таким образом, Ты — совершенное целое, и я в почтении склоняюсь пред Тобой. [13]
О мой Господь, Тебе известны все устремления наших чувств. Без милости Твоей нам не преодолеть препятствий и не разрешить сомнений. Материальный мир подобен тени, напоминающей Тебя. Поистине, реальным он нам кажется лишь потому, что дает отдаленное представление о Тебе. [14]
Потрясающее философское сравнение. Гаджендра говорит, что этот временный мир кажется нам реальным только потому что передает некоторое представление о Кришне. В этих стихах есть косвенное указание на нашу прямую зависимость от высшей, духовной энергии, и ее высшего проявления и источника - Кришны. Слон Гаджендра объясняет сокровенный путь духовного пути каждого человека, ясно давая понять, что все наши успехи на пути к Богу находятся полностью в его руках.
О мой Господь, у Тебя нет начала, ибо Ты Сам — начало всех начал. Ты — изумительная причина всего сущего. Преисполненный почтения, я склоняюсь перед Тобой, вместилищем ведического знания, изложенного в шастрах, таких как Панчаратры и «Веданта-сутра». Эти шастры представляют Тебя и стоят у истоков парампары, цепи духовных учителей. Поскольку никто, кроме Тебя, не может даровать освобождение, Ты — единственное прибежище для людей, идущих духовным путем. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. [15]
О Господь, как огонь сокрыт в дереве арани, так Ты и Твое безграничное знание сокрыто гунами материальной природы. Сам же Ты безразличен к деятельности этих гун. Те, кто постиг духовное знание, не обязаны следовать правилам ведических писаний. Поскольку такие возвышенные души не принадлежат к этому миру, Ты Сам являешь Себя в их чистых умах. Я в почтении склоняюсь перед Тобой. [16]
Слон Гаджендра опять раскрывает духовные секреты и объясняет каким образом Кришна проявляется в этом мире через своих чистых преданных. Многие люди ошибочно разделяют Кришну от его ближайших спутников и чистых преданных. Однако природа его деяний описывается в этих словах Гаджендры: когда сердце человека полностью очищается, в его чистых лучах становится видно отражение Кришны.
Поскольку я, несчастное животное, предался Тебе, вечно свободному Господу, Ты непременно вызволишь меня из беды. Ты и так из Своего бесконечного милосердия все время пытаешься меня спасти. В образе Параматмы, Своего частичного проявления, Ты пребываешь в сердцах всех воплощенных существ. Тебя превозносят, называя воплощенным духовным знанием, и Ты безграничен. Я в почтении склоняюсь перед Тобой, о Верховная Личность Бога. [17]
Это одно из моих любимых мест в Шримад Бхагаватам. Слон Гаджендра указывает на абсолютное благо, которое несет Кришна и все, что с ним связано.
Многие любят ругать этот материальный мир, да и сам Кришна называет его в Бхагавад-Гите временным (ашашватам) и исполненным страдания (дукхалаям). Однако даже этот материальный мир в конечном итоге создан для того, чтобы принести благо душе. Слон Гаджендра говорит, что из своего бесконечного милосердия Господь постоянно пытается нас спасти. Это очень смелое высказывание и многие захотят с этим поспорить, особенно те, кто оказался в настоящей беде. Но это чистая правда.
Кришна очень милосерден, Он всегда жаждет того момента, когда мы сможем самостоятельно изменить свои желания. Кришна не имеет права вмешиваться в нашу свободную волю, поэтому судьбу своих страданий мы создаем своими собственными поступками. Однако каждый раз, в любую подходящую минуту, Кришна ищет способ пролить на нас свою особую милость и старается убедить нас в том, что будет для нас высшим благом - найти прибежище под сенью его лотосных стоп. Кришна постоянно пытается спасти всех, и особенно он заботится о своих преданных. Иногда Кришна приходит в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Тогда силой своей любви он проливает милость даже на тех, кто совсем этого не достоин.
Слон Гаджендра попал в большую беду, но как мы узнаем далее, все это было только во благо для самого слона. Иногда через острые и тяжелые жизненные испытания, Кришна помогает нам быстрее прийти к правильному пониманию и осознанно принять прибежище в духовной деятельности. Так он старается ради нашего же блага и спасает нас.
О мой Господь, те, кто всецело свободен от материальной скверны, непрестанно медитируют на Тебя в глубине сердца. Тебя чрезвычайно трудно достичь любому, кто, подобно мне, сильно привязан к своим домыслам, дому, родным, друзьям, деньгам, слугам и помощникам. Ты — Бог, Верховная Личность, свободная от влияния гун природы. Ты — светозарный источник знания, высший повелитель. Поэтому я в почтении склоняюсь перед Тобой. [18]
Те, кого интересуют четыре пути религии — а именно совершение обрядов, материальное процветание, удовлетворение чувств и освобождение, — поклоняются Верховному Господу и получают от Него все, к чему стремились. Что говорить тогда о других благословениях? Господь порой одаряет таких корыстных почитателей даже духовным телом. Пусть же Он, Верховная Личность, явит мне Свое безграничное милосердие и спасет меня как от случившейся беды, так и от мирского образа жизни. [19]
Здесь Слон Гаджендра проявляет свой глубокий разум, который был одухотворен сознанием Кришны еще с прошлых жизней. Гаджендра уже не просто просит Кришну решить его материальную беду, он просит Кришну избавить его от причины этой беды - мирского ума.
Чистые преданные, не имеющие иных желаний, кроме желания служить Господу, поклоняются Ему с безоговорочной преданностью и всегда слушают и рассказывают о Его чудесных деяниях, дарующих величайшее благо. Так они непрерывно купаются в океане духовного блаженства. Эти преданные никогда ни о чем не просят Господа. Но я попал в беду и, желая спастись, возношу свои молитвы Верховной Личности Бога — предвечному и незримому Господу, повелителю всех великих душ, таких как Брахма, и доступному лишь тем, кто посвятил себя духовному пути бхакти- йоги. Неосязаемый и неуловимый, Он недоступен для моих органов чувств и непостижим материальным разумом. Он — начало всех начал, Он безграничен и совершенен во всем. Я склоняюсь перед Ним. [20-21]
Верховная Личность Бога создает Свои частицы, джива-таттву, среди которых — Сам Господь Брахма, полубоги и олицетворения ведического знания («Сама», «Риг», «Яджур» и «Атхарва»), а также все живые существа, движущиеся и неподвижные, с их различными именами и качествами. Как искры огня или сияющие лучи солнца исходят из своего источника и неизменно возвращаются в него, так ум, разум, чувства, грубые и тонкие материальные тела, а также все бесчисленные преобразования гун природы исходят из Господа и снова погружаются в Него.[22-23]
Он не полубог и не демон, не человек, не птица и не зверь. Он не мужчина, не женщина, не нечто среднее и не животное. Он не является материальным качеством, кармой, чем-то проявленным или непроявленным. Он — последнее слово в определении «не это и не это», и Он безграничен. Слава Верховной Личности Бога! [24]
Потрясающе красивый стих, который заслуживает того, чтобы знать его наизусть. Этот стих провозглашает трансцендентное положение Бога и воспевает его безграничную славу!
Я не хочу больше жить, даже когда буду вызволен из пасти крокодила. Какой смысл в моем слоновьем теле, внешне и внутренне погруженном в невежество? Я хочу навсегда сбросить с себя покров неведения и обрести освобождение. Но покров этот не исчезнет сам по себе, под влиянием времени. [25] Поэтому, искренне желая избавиться от бремени мирской жизни, я в почтении склоняюсь перед Верховным Господом — творцом вселенной, который Сам принимает форму вселенной и вместе с тем находится вне ее. Он знает обо всем в этом мире, ибо Он — Сверхдуша вселенной. Он — нерожденный Господь, стоящий над всем сущим. Преисполненный почтения, я преклоняюсь перед Ним. [26]
Какой смысл в этом материальном теле, внешне и внутренне погруженном в невежество? Эти слова Гаджендры имеют глубочайший смысл..
В минуту сильной опасности слон Гаджендра осознает всю призрачность прошлых материальных желаний. Не каждый преданный Господа способен достичь такого высокого духовного понимания.
Все мы живем в этом материальном мире Кали-юги. Нас окружает множество друзей, знакомых, родственников, приятелей и просто прохожих. Большая часть из них заражает нас своими планами относительно дальнейшего счастья в этом материальном мире. Влекомые этими желаниями мы создаем свои будущие тела, рождаясь человеком, полубогом или зверем. И лишь очень немногим людям выпадает милость осознать замкнутость и безысходность этого положения, которое на самом деле не способно сделать нас счастливым, и только околдовывает нас иллюзией нашего, так называемого господства, над материальной природой. Но Гаджендра смог прийти к осознанию иллюзорности материального мира. Теперь он уже не просто хочет спастись из беды, он взывает к Кришне, прося его навсегда избавить из этого океана иллюзии и заблуждений. В эту секунду Слон Гаджендра окончательно очистился от всех своих материальных желаний, и здесь показано проявление его глубокого отречения.
Еще одним немаловажным моментом является указание на то, что покров невежества не исчезнет с нас сам собой. Это очень важное замечание. Время не очистит душу, и если мы не сделаем первый шаг навстречу к Кришне, мы можем навеки остаться в этом мире. Слон Гаджендра вполне осознает духовное могущество преданного служения и готов полностью предаться Кришне.
Я почтительно склоняюсь перед Всевышним — Сверхдушой, повелителем мистической йоги, которого созерцают в глубине сердца достигшие совершенства мистики, очистившиеся с помощью бхакти-йоги и потому не отягощенные последствиями кармической деятельности. [27]
Господь мой, Тебе подвластны три необычайно могущественные энергии. Ты — вместилище всех наслаждений и защитник предавшихся Тебе душ. Силы Твои безграничны, но Ты недосягаем для тех, кто не обуздал свои чувства. Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Тобой. [28] Исполненный почтения, я преклоняюсь перед Верховной Личностью Бога, чья иллюзорная энергия, майя, побуждает дживу, неотъемлемую частицу Бога, забыть свою истинную природу и отождествить себя с плотью. Я принимаю покровительство Верховного Господа, величие которого трудно постичь. [29]
***
Шри Шукадева Госвами продолжал: Когда царь слонов Гаджендра, не упоминая никого по имени, описывал верховное существо, он не взывал к полубогам во главе с Господом Брахмой, Господом Шивой, Индрой и чандрой. Поэтому никто из них не поспешил к нему на помощь. Но Господь Хари, поскольку Он — Высшая душа, Пурушоттама, Верховная Личность, в тот же миг предстал перед Гаджендрой. [30] Узнав, в каком сложном положении оказался молящийся Гаджендра, вездесущий Верховный Господь Хари появился там вместе с полубогами, которые возносили Господу молитвы. Держа в руках чакру и другое оружие, Он спешно прилетел на Своем орле Гаруде. В этом облике Господь предстал перед Гаджендрой. [31] Гаджендру схватил крокодил, находившийся в воде, и он мучился от невыносимой боли, но, когда он увидел в небе на спине Гаруды Господа Нараяну с чакрой в руках, он сразу же сорвал хоботом цветок лотоса и с большим трудом, преодолевая боль, произнес: «О Господь Нараяна, властелин вселенной, о Верховная Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой». [32]
Увидев Гаджендру, охваченного скорбью, Хари, Верховная Личность Бога, быстро сошел со спины Гаруды и по Своей неизъяснимой милости вытащил царя слонов из воды вместе с крокодилом. Потом на виду у всех богов Господь пустил в ход Свою чакру и отсек крокодилу голову. Так Он спас царя слонов Гаджендру. [33]
Так заканчивается Третья глава Восьмой песни Шримад Бхагаватам, в которой описывается глубокая молитва Слона Гаджендры к Верховной Личности Бога. Историю о слоне Гаджендре в аудио формате с музыкальным сопровождением вы можете скачать здесь.
 http://www.sambandha.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

2 комментария:

  1. Харе Кришна !все хорошо,здорово ! но...слова -Кришна не имеет права вмешиваться в нашу свободную волю - некорректны. Он имеет абсолютно все права....-судьбу своих страданий мы создаем своими собственными поступками.- поступками же обеспечиваются и наслаждения. Удачи !

    ОтветитьУдалить
  2. Харе Кришна! Да, Кришна имеет все права! Он Верховный Господь. Только по Своей беспричинной милости Он дает свободу действий живому существу, предоставляя свободу выбора.

    ОтветитьУдалить