четверг, 10 ноября 2011 г.

Введение к Бхагават-Гите как она есть

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
(ноябрь 1968 года, Лос-Анджелес)
Шрила Прабхупада: Кто-нибудь может выйти и читать Бхагават-Гиту. Ты сможешь? Выходи. Появилось наше издание Бхагават-Гиты, выпущенное к компании Мак-Мион. Введение. 


Преданный: Введение к Бхагават-Гите как оно есть.

нама ом вишну-падая кришна-прештхая бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

Бхагават-Гита также известна под названием Гитопанишад. Она суть ведического знания и одна из наиболее важных Упанишад в ведической литеpатуpе. Существует множество комментариев к Бхагават-Гите на английском языке. И можно задаться вопросом о необходимости ещё одного. Настоящее издание можно объяснить следующим образом. Недавно одна американка попросила меня порекомендовать ей английский перевод Бхагават-Гиты. Я не смог порекомендовать ей никакой перевод.


Разумеется, в Америке можно найти много разных изданий Бхагават-Гиты на английском. Но ни одно из тех, что я видел, не то только в Америке, но также и в Индии строго говоря нельзя назвать авторитетным. Поскольку почти в каждом из них комментатор выразил собственное мнение, не касаясь духа Бхагават-Гиты как таковой.

Дух Бхагават-Гиты раскрывается в ней самой. Можно привести такое сравнение. Если мы хотим принять определённое лекарство, мы должны следовать предписаниям на этикетке. Мы не можем принимать лекарство по нашему собственному усмотрению или по указанию друзей, которые ничего не знают об этом лекарстве. Мы должны принимать его согласно указаниям на этикетке, или по назначению врача.

Подобным же образом Бхагават-Гита должна рассматриваться или приниматься согласно указаниям самого рассказчика. Рассказчик Бхагават-Гиты сам Господь Шри Кришна. Он упоминается на каждой странице Бхагават-Гиты как Верховная Божественная Личность, Бхагаван. Конечно, слово Бхагаван может относиться к любой могущественной личности, или любому могущественному полубогу. Но здесь, без сомнения слово Бхагаван указывает на Господа Шри Кришну. 


Шрила Прабхупада: Большинство из вас, скорее всего, читали какие-то издания Бхагават-Гиты. Я приведу вам некоторые примеры. Доктор Радха-Кришнан перевёл на английский и прокомментировал Бхагават-Гиту. В 9-ой главе Господь говорит


ман-мана бхава мад-бхакто  мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси

/БГ 18.65/

Господь говорит: Просто всегда оставайся погружённым в размышления обо Мне. 

Это означает всегда оставайся погружённым в сознание Кришны. Это сознание Кришны означает, что так или иначе, вы должны думать о Кришне. Так или иначе. Просто займите себя какой-нибудь деятельностью таким образом, чтобы она напоминала вам о Кришне. Таков процесс. Поэтому те, кто являются  продвинутыми преданными, они во всём видят Кришну, помнят Кришну. Таково совершенство. 


стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти
/ЧЧ Мадхья, 8.274/


Например, свет. Совершенный преданный видит свет не таким как он есть, как он кажется нам. Он видит его как в каком-то отношении с Кришной. Или он видит Кришну в этом свете. Об этом также говорится в Бхагават-Гите. 


прабхасми шаши-сурйайох
расо 'хам апсу каунтейа

/БГ 7.8/

Кришна говорит: Я вкус воды. 

Когда вы хотите пить, нужна вода. Вы чувствуете какой-то замечательный вкус в воде. Благодаря которому ваша жажда удовлетворяется. Вы чувствуете – да, теперь я удовлетворил жажду. Кришна говорит: Я являюсь этим вкусом. И также он говорит прабхасми шаши-сурйайох свет Солнца и свет Луны. Я есть этот свет. Вот таким образом это описывается. И если человек высоко продвинут в сознании Кришны, в каждом действии, в каждом феномене он видит Кришну. Таково совершенство сознания Кришны.

Этому как раз учит этот стих из 9-ой главы. Ман мана бхава мад бхакто. Всегда думай обо Мне. Такова суть всякого духовного продвижения. Что это? 


смартавйах сататам вишнур
/Падма пурана, ЧЧ Мадхья, 22.113/


Нужно всегда быть погружённым в размышления о Вишну, Верховной Личности Бога. Это называется самадхи. Это совершенство йоги. Система йоги предназначена для людей самого низшего уровня. Я имею ввиду духовную шкалу, а не материальную. Ум этих людей отвлекается на одно, на другое. Они должны сконцентрировать свой ум с помощью практики. Они должны сосредоточить свой ум на Вишну. И в этом настоящее совершенство йоги.
Сейчас они выдумали так много других вещей. Но настоящая практика йоги вот эта. Вы должны отвлечь своё внимание от всего остального. И сосредоточиться на форме Вишну. 


дхйанавастхита-тад-гатена манаса пашйанти 'йам йогинах
/ШБ 12.13.1/


Таково определение йога. Йог находится в медитации. Дхйанавастхита. Дхйанавастхита означает медитация. Вы слышали так много о медитации. В вашей стране это слово сейчас очень популярно. Что значит медитация? Медитация означает сосредоточить ум на форме Вишну. дхйанавастхита манаса пашйанти 'йам йогинах.

Итак, вы можете в 9-ой главе найти это наставление: 


ман-мана бхава мад-бхакто
/БГ 9.34/


Всегда думай обо мне. Это совершенство йоги. Всегда думать о Вишну.

Но один знаменитый комментатор сказал, что эта медитация должна быть направлена не на Кришну. Имеется ввиду не Кришна. Кришна говорит в Бхагават-Гите: Медитируете на Меня. Но этот комментатор говорит: Нет, медитировать нужно не на Кришну. И другие комментаторы говорят или тоже самое, что он, или нечто подобное. По крайней мере в тех изданиях, которые я до сих пор встречал. И цель этих комментаторов – как отвлечь внимание людей от Кришны. Хотя в Бхагават-Гите главный момент – это Кришна. И вот здесь как раз говорится об этом. Что там написано? Вот сейчас наша Бхагават-Гита вышла. 


Преданный: Конечно, слово Бхагаван иногда может относиться к любой могущественной личности, или полубогу. Но здесь, без сомнения слово Бхагаван указывает на Господа Шри Кришну. 


Шрила Прабхупада: Итак, это слово Бхагаван. Вы уже много раз слышали, как я объяснял это слово. Бхага означает богатство, достояние.

Существует 6 видов достояния.

Что это такое?
Во-первых, богатство, влияние, сила, репутация или слава, знание, красота, и отречение. Шесть. Если человек богат, очень богат, как например, в вашей стране Рокфеллер, Форд. В вашей стране очень много богатых людей. И если человек очень богат, его так и называют. Если человек очень известен, если он знаменит, это тоже богатство, достояние. Если человек влиятелен, это ещё одно достояние. Если человек очень силён.

В прежние времена сильным людям оказывали почтение. Всем царям оказывали почтение за их личную доблесть, личную силу. Они сами должны были сражаться с врагами. И это ещё одно достоинство.
Затем, красота. Очень красивый мужчина, или красивая женщина. Это также достоинство.
Затем, мудрый, очень разумный человек. Учёные, философы, математики. Это также достояние.
И затем отречённость. Тот, кто отрекается от всего. В его распоряжении есть всё, но он отказывается от всего этого. И это отречение. Как например, царь, махараджа Бхарата. Его именем названа Индия – Бхарата-варша. Он был императором всего мира. Но в 24 года, всего в 24 года, он отказался от всего. От молодой жены, от детей.

И также Господь Будда. Господь Будда прежде был царевичем. И когда он был ещё совсем юным, где-то в 20 лет, он оставил всё. Царство отца и так далее. Это называется отречением. Но в наше время, вряд ли можно найти такие примеры отречения. Прежде было много царей, царевичей, которые отказывались от всего ради духовного продвижения.

И вот эти 6 принципов, 6 вещей называются бхага. Эти 6 принципов существуют. Например, мы – маленькие неотъемлемые частицы Господа. Маленькие Его фрагменты. Очень маленькие. У каждого из нас есть какие-то деньги, в соответствии с возможностями каждого, у каждого есть какая-то сила, или какая-то репутация, слава, или красота, знание. Если сравнивать, у вас может быть богатство больше, чем у меня. У кого-то богатство ещё больше, чем у вас. То есть мы не находимся все на одном уровне. У всех по-разному.

Итак, Бхагаван означает. Если вы ищите и находите такую личность, с которой никто не может сравниться. Нет никого, более богатого чем он, более сильного, более известного, более мудрого. Более красивого. И более отречённого, чем он. То, тогда вы будете знать, что это Бхагаван.

И всё это вы можете найти в Кришне. Таково положение Кришны. Когда Кришна находился в этом материальном мире, никто не мог превзойти его ни в одном из этих качеств, никто. Что касается богатства, он проявил своё богатство таким образом, что сейчас это может показаться какой-то сказкой или мечтой. Он женился на 16 108 жёнах. И у каждой Его жены было по дворцу. И в этих дворцах не нужен был свет, потому что эти дворцы были украшены драгоценностями. И по ночам свет, исходящий из этих драгоценностей, освещал комнаты. Вы можете себе представить такой дом? И не только это. Не нужно думать, что Он женился на 16108 жёнах, и не был вместе с ними. Нет, он был с каждой из них. С какой-то из своих жён он беседовал, с какой-то он играл, с какой-то женой воспитывал детей. И вот таким образом Нарада обошёл все дворцы, и увидел, что Кришна везде занят разными делами. И вот это называется богатство.

Что касается Его могущества, с Кришной сражались очень многие люди, и никто не мог победить Его. 


Что касается Его красоты, вы знаете, как красив Кришна. Даже по этим изображениям вы можете понять. И все гопи Вриндавана, когда Кришне было 15-16 лет, естественно мальчики очень красивы в этом возрасте. Кришна был так красив, что все гопи молились Йога-майе. Все они молились Йога-майе. Моя дорогая мать, пожалуйста, дай мне Кришну в супруги. И что важно отметить, на следующий день, после того, как они молились, наверное вы знаете эту лилу Кришны, вастрахан лила. Вастрахан лила означает... В Индии до сих пор так заведено в некоторых местах в Пенджабе. Когда женщины и девушки совершают омовение. Они совершают омовение в реке, а не где-то в душевой. Они оставляют свою одежду на берегу, и входят в воду совершенно нагие. И вот эти места отделены. Они находятся в отдалении. И никакой мужчина, никакой юноша не может зайти туда. До сих пор так заведено. Они совершают полное омовение, и потом выходят и одеваются. И в такие специально отведённые места не может заходить ни один мужчина, ни один юноша. И вот эта вастрахан лила. Кришна, несмотря ни на что, зашёл туда, взял все одежды гопи, и забрался на дерево. Вместе с этой одеждой. И гопи не могли выйти из воды. Они говорили: Кришна, ты шалун. Отдавай нашу одежду. Отдавай одежду. Вот такой была вастрахан лила. Но люди интерпретировали эту игру самым различным образом. Однако смысл этой игры очень важен. Только преданные могут понять это. Все девушки за день до этого молились Йога-майе. Все они молились: Пожалуйста, дай нам Кришну в мужья.
Кришне было в то время всего лишь 15-16 лет. В Индии и сейчас также мальчики в 15-16 лет ещё не женятся. По крайне мере в 20-22 года. А девушки выходят замуж от 12 до 16 лет. Такова ведическая традиция. И также Кришна не мог жениться на всех этих девушках, но все они молились. И как можно было удовлетворить их желание? Поэтому Кришна проявил эту вастрахан лилу. Какой смысл этой вастрахан лилы? В любом цивилизованном человеческом обществе женщина может быть обнажённой только перед своим мужем. И Кришна удовлетворил желание этих девушек. То есть они стояли перед ним обнажённые. И он сказал: Ну теперь я ваш муж. То есть он принял их всех. Такова была цель или значение этой игры. Но глупые люди по-разному интерпретировали эту игру.

Итак, красота, сила Кришны. Мудрость Кришны. Что касается Его мудрости, мы можем по-крайней мере, немного понять, что это такое. Это всего лишь начальная предварительная мудрость. Это только предварительные беседы на духовные темы, которые содержит Бхагават-Гита. И тем не менее, эту книгу продолжают читать во всём мире. 5 000 лет. Просто посмотрите, какова Его мудрость. Таков критерий. Великие учёные, великие религиозные деятели, философы изучают эту книгу. До сих пор они говорят о Бхагават-Гите. Поэтому есть так много интерпретаций.

Но что из себя представляет Бхагават-Гита? Бхагават-Гита это всего лишь азбука духовного знания. Там не затрагиваются глубины духовного знания. Глубины духовного знания в Шримад-Бхагаватам. А этого всего лишь введение. Как например, детей учат алфавиту. Это их первая книга знания, азбука. Это всего лишь первая книга знания. И что из себя представляет эта первая книга знания? С самого начала она учит: Вы не являетесь этим телом. Это самое начало духовного знания. И тем не менее, весь мир великие философы, великие политики.

Вчера мальчики дали мне одну статью. Там обсуждалась трансцендентная медитация. Там также упоминалась деятельность нашего общества, и некоторых других. Итак, эта так называемая трансцендентная медитация затрагивает всего лишь область ума. Но в Бхагават-Гите ум сразу же отвергается, как материя, как нечто материальное. Поэтому трансцендентная медитация это уровень ума. Вот это общество трансцендентная медитация. И Бхагават-Гита утверждает что ум это всего лишь внешняя природа. 


индрийани паранй ахур индрийебхйах парам манах
/БГ 3.42/


Когда мы находимся в грубой концепции жизни, мы считаем, что мы являемся этими телами. И поэтому нас интересуют чувства. Если наши чувства удовлетворены, мы считаем, что у нас всё хорошо, мы счастливы, довольны. Но это грубый уровень существования. Это существование в невежестве. В иллюзии. В Майе. Когда человек находится под впечатлением что он это тело. Иллюзия.

Иллюзия это когда вы принимаете что-то, когда вам представляется это как реальность. Даётся такой пример. Вода в пустыне. Мираж. Там нет никакой воды. Но животное бежит за этим миражом в пустыне. Это можно увидеть. Солнечный свет создаёт такой эффект, отражение. Иногда это можно увидеть. Конечно, не здесь в Индии. Иногда мы можем видеть, кажется как будто бы огромный резервуар воды. Но это всего лишь отражение. Это называется мираж. Там нет ни капли воды. Но животное, мучимое жаждой думает, что там вода. И оно бежит. Оно бежит за этим миражом. Этот мираж двигается впереди. И это животное умирает через какое-то время. И вот эта иллюзия: я это тело. Мы стремимся к чувственному наслаждению. Тело означает чувства. Но это мираж, иллюзия. Точно также, как животное бежит за этим миражом в пустыне.

Даже система хатха-йоги также основана на этой иллюзии. Они пытаются заниматься какими-то упражнениями и думают, что с помощью этих упражнений они поднимаются к духовному. Но Бхагават-Гита с самого начала говорит: Ты не являешься этим телом. И ты не являешься этим умом. Это в самом начале Бхагават-Гиты, и это азбука. Любой, кто не знает, что он не является этим телом, не знает даже азбуки из области знания о духовном царстве.

Если человека привлекают тело и ум, он вообще не находится в духовной сфере. И нужно отвергнуть, сразу же отвергнуть его наставления. И вот критерий этого даёт Бхагават-Гита. Итак, эти люди, так называемые йоги, карми. Карми означает обыкновенные работники. Те, кто ездит по улице на автомобилях туда-сюда, туда-сюда. Они так заняты. Кто они? Карми. Карми означает те, кто находится под влиянием телесной концепции. Они думают: Удобство для этого тела, и чувственное наслаждение – в этом смысл жизни. Вот и всё. Если у них хорошая квартира, хорошая жена, хороший счёт в банке, хорошая одежда, - в этом совершенство жизни. Всё, больше ничего не надо. Вот это карми.

А гьяни – это те люди, которые разочаровались. В вашей стране есть такие люди. Они уже пресытились материальным счастьем. И они ищут чего-то. Конечно же, не там где нужно. Но они ищут чего-то более высшего.
Но те, кто на самом деле разумен не остаются в таком состоянии заблуждения. Они хотят понять, каково же моё настоящее положение? Вот это люди знания. Гьяни.
Итак, гьяна или знание это умственный уровень. А карма – это уровень тела. Некоторые люди заняты деятельностью на уровне тела. Некоторые люди заняты деятельностью на уровне ума.

Все религии, все процессы для развития человеческого общества, которые мы выдумали, можно разделить на две категории. Умственный уровень и телесный уровень.

Но Бхагават-Гита – это трансцендентный уровень. То, что описывается там, не находится ни на уровне тела, ни на уровне ума. Поэтому последнее наставление Бхагават-Гиты: 


сарва-дхарман паритйаджа
/БГ 18.66/


Вы выдумали так много разных религиозных принципов. Вы выдумали так много духовных путей или материальных путей. Некоторые из людей материалисты, некоторые - так называемые спиритуалисты. Но Кришна говорит: Вы должны оставить весь этот вздор. Как на уровне тела, так и на уровне ума. Нужно подняться на трансцендентный уровень.

И что это за трансцендентный уровень?

Это понимание ваших взаимоотношений с Кришной. Это подтверждают все великие учители. В том числе Шанкара и Шри Чайтанья Махапрабху.

В Индии есть много авторитетов в области ведического знания. И они все признавали Кришну Верховной Личностью Бога. Поэтому мы должны принимать Бхагават-Гиту как она есть. Так, как это указывается самой Верховной Личностью Бога. Вот это важный момент.
На днях я шёл по улице и увидел одного агента из туристического бюро. Он рекламировал что-то. И он говорил: Индия – это страна чудес.
Я спросил этого человека: Вы считаете Индию чудесной страной?
Он сказал: Да.

Но так или иначе Индия до сих пор считается страной духовной жизни. Даже один китайский автор написал как-то. Если вы хотите изучить религию, вы должны поехать в Индию. Он сказал это беспристрастно. Он не индиец, не американец. Он из Китая. Китай считается коммунистической страной. Но он очень беспристрастно сказал: Если вы хотите узнать, что такое религия, вы должны поехать в Индию.

Но так или иначе. Индия на самом деле является землёй религии. Дхарма кшетра. Хотя в настоящее время всё это ослабло. Но так или иначе в Индии есть два направления истинных религиозных людей. Истинные религиозные люди означает те, кто следует ведическим принципам. Это означает истинные религиозные люди. Такова традиция, существующая с незапамятных времён. Даже ещё 1000 лет назад.

Например, буддистская религия. Буддизм это тоже индийская религия. Господь Будда был индийцем. Как например, Господь Чайтанья начал свою проповедь из Бенгалии, Господь Будда начал свою проповедь из Бихара. Он был индийцем. Но проблема была в том, что он не признавал авторитет Вед. Поэтому его философия считается атеистической.
И Шанкарачарья выгнал всех буддистов с индийской земли. Поэтому они поселились в Китае, Японии, Бирме, - за пределами Индии.

Но так или иначе, строгие последователи религии это последователи Вед. И существует два направления. Одно направление возглавляет Шанкарачарья. И другое направление – это вайшнавы. То есть, в основном последователи Рамануджа ачарьи, Мадхава ачарьи, и Шри Чайтаньи; все они вайшнавы. Итак, эти два направления следуют ведическим принципам и принимают Кришну, как Верховную Личность Бога.

Что касается авторитетных духовных лидеров в Индии, среди них нет разногласий. И те и другие признают Кришну, как Верховную Личность Бога.

Что касается нас, вайшнавов, мы признаём это, вне всякого сомнения. В школе вайшнавов есть 4 направления. И все они признают Кришну Верховной Личностью Бога. Существует 8 комментариев, очень авторитетных, очень развёрнутых комментариев на Шримад-Бхагаватам. Это комментарии вайшнавов. И все они признают Кришну.

Что касается другого направления, то есть имперсоналистов, которых возглавляет Шанкарачарья, великий учёный; он тоже признавал Кришну как Верховную Личность Бога. Он сказал: са бхагаван свайам Кришна. Что касается концепции Верховной Личности Бога – это Кришна. И поскольку люди могли неправильно понять, он уточнил: Этот тот Кришна, который появился у Деваки и Васудевы, как их сын. Он уточнил.

Например, когда вы заполняете какой-то документ, вы должны указать имя своего отца, или своего мужа. И Шанкарачарья следовал тому же принципу. Он сказал: Кришна – тот Кришна, который появился как сын Деваки и Васудевы. Поэтому не может быть никаких различных мнений насчёт этого. То есть, что может это какой-то другой Кришна. Нет.

Все последователи Вед признают Кришну, как Верховную Личность Бога. Это факт. 


Преданный: В 4-ой главе Господь сообщает Арджуне, что об этой системе йоги, описанной в Бхагават-Гите, сначала было поведано Богу Солнца. Благословенный Господь сказал:
Я передал эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану. Вивасван передал её Ману, прародителю человечества. А Ману, в свой черёд, передал её Икшваку. Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности и так познавали её праведные цари. Со временем эта цепь была нарушена, потому сущность знания кажется сейчас утраченной. 


Шрила Прабхупада: Таково наставление Бхагават-Гиты. Эту науку Бхагават-Гиты следует принимать в ученической преемственности. Именно так передаётся любое научное знание.

Даже в материальной науке. Предположим, вы хотите стать врачом, или судьёй. Вы должны изучать юридический кодекс; книги, написанные предыдущими юристами, предшественниками. Изучать различные судебные дела. Тот, кто изучает предыдущий опыт специалистов юридического права, становится самым лучшим юристом. Точно также врач. Тот врач, который изучает книги своих предшественников, других врачей, перенимает их опыт, сам может быть назван опытным врачом.

Тоже самое и в духовной области. Вы не можете изобрести никакое духовное знание. Потому что это будет атеизм. Вы не можете выдумать никакие религиозные принципы. Это невозможно. Веды не признают это. Говорится: 


дхармам ту сакшад бхагават-пранитам
/ШБ 6.3.19/


Дхарма означает правила и предписания, которые дал сам Господь. Это признаётся везде. В Библии, в Коране также. Законы Бога. Вы не можете выдумать законы Бога. И Кришна говорит: Это принцип Бхагават-Гиты.

В настоящее время все, кому не лень, интерпретируют Бхагават-Гиту. Но это не позволяется. Это уже не Бхагават-Гита. Мы должны понять это. Бхагават-Гита это только то, что передаётся в системе парампары. И это объясняется здесь.


Преданный: Арджуна не был ни великим учёным, ни ведантистом. Он был великим воином. Воины не обязательно должны быть учёными. Но Арджуна был выбран в качестве слушателя Бхагават-Гиты, способного понять её только из-за одного качества. Он был преданным Господа. Это указывает на то, что Бхагават-Гита особо предназначена для преданных Господа. 

Шрила Прабхупада: Итак, здесь обсуждается этот момент. Это йог, йоги Махариши. Он тоже перевёл Бхагават-Гиту. Но какое он имеет право делать это? Он не имеет права что-то говорить о Бхагават-Гите, потому что он не преданный.

Бхагават-Гита была рассказана Арджуне. Он не был ни йогом, ни учёным, ни ведантистом. Он даже не был браманом.  Он был кшатрием. Он даже не был саньяси. Он был грихастхой. У него было три жены, и так много детей. И он сражался ради царства. Какой же он квалификацией обладал, что ему была поведана Бхагават-Гита? Потому что он был преданным. Люди должны понимать, как следует получать знание Бхагават-Гиты. Кришна в 4-ой главе особо подчёркивает: Я рассказываю это тебе. Сейчас ученическая преемственность прервана. Поэтому я рассказываю тебе об этой древней системе йоги. Я передаю именно тебе это знание Бхагават-Гиты снова.
- Почему мне, Кришна?
- Потому что ты мой преданный.

Итак, единственная квалификация для того, чтобы понять Бхагават-Гиту – нужно быть преданным Кришны. Иначе это невозможно. Вы можете бросать этот вызов кому угодно. Что вы понимаете о Бхагават-Гите, ведь вы не преданный Кришны. Как вы можете понимать Бхагават-Гиту, что осмеливаетесь говорить о ней и таким образом обманываете людей.

Вы можете принести мне все издания Бхагават-Гиты, которые раньше появлялись в вашей стране. И среди авторов этих книг найдите хотя бы одного человека, который был бы преданным Кришны. Среди них нет никого преданного. Какое же право он имеет переводить или комментировать Бхагават-Гиту? У него нет никакого права. Он просто суёт свой нос в чужое дело. Это вздор. Просто можете бросить вызов этому человеку. Какое право вы имеете писать о Бхагават-Гите? У него нет никакого права.

Негодяи говорят, что все Бог. Как же они могут быть преданными? Разве преданный говорит, что все Бог? Они говорят всё едино. Всё Бог. Они говорят, что с помощью медитации они осознают: я Бог, ты Бог, мой брат Бог, мой отец Бог, все - Бог. Вот что происходит.

И мы хотим остановить всё это мошенничество, положить этому конец. Мы бросаем вызов. Может быть у нас будет не так много последователей, но нас это не волнует. Мы не хотим, чтобы у нас были тысячи глупых последователей. Что они могут сделать? Что они могут принести? Но если вы превратите хотя бы одного человека в совершенного преданного Кришны, он сможет проделать огромную, значительную, важнейшую работу. Таков наш принцип. Нам не нужны глупцы последователи. Таков принцип понимания Бхагават-Гиты. Продолжай.


Преданный: Существует три класса трансценденталистов. Йоги, имперсоналисты и бхакты, или преданные.

Кришна говорит Арджуне: Я делаю тебя первым звеном парампары, поскольку прежняя преемственность была нарушена. И сейчас я хочу восстановить это учение, которое передавалось по цепи ученической преемственности через Бога Солнца. Поэтому ты должен стать авторитетом в науке Бхагават-Гиты. Бхагават-Гита была поведана преданному Господа. Который был непосредственно связан с Господом, как Его друг.

Чтобы понять Бхагават-Гиту нужно быть преданным, как Арджуна. И иметь непосредственные взаимоотношения с Господом. В достижении этой цели это может помочь нам лучше, чем йога, или имперсональные философские измышления. Итак, преданный может иметь один из 5-ти различных типов взаимоотношений с Господом. 


Шрила Прабхупада: Здесь объясняется, кто такой преданный. 


Преданный: Можно быть преданным в пассивном состоянии. В активном состоянии. Третье, в качестве друга. Четвёртое – в качестве родителей. Пятое – в качестве возлюбленного супруга Господа.  


Шрила Прабхупада: Итак, пассивные взаимоотношения. Это когда человек просто сознаёт, как Бог велик. Он понимает: Бог велик. Его поражает величие Бога. Это пассивные отношения. Он понимает, Бог велик.

И когда человек немного продвигается в этом понимании, следующая стадия. Когда человек понимает, Бог велик. Почему бы не служить Ему таким образом? Например, мы обычно оказываем какое-то служение человеку, который стоит выше, чем я. Таковы законы природы.

Как например животные. Животные служат человеку. Потому что человек занимает более высокое положение, чем животное. Точно также, если какой-то человек выше других, маленький человек оказывает служение большому человеку. Это закон природы. И когда к человеку приходит это понимание: Бог велик. Не так, что человек думает Бог велик и поэтому я должен вытягивать из Бога различные вещи для моего чувственного наслаждения. Нет. Настоящая любовь это когда человек думает Бог велик. Бог даёт нам так много разных вещей. Всё необходимое. Почему бы не служить каким-то образом Богу? И вот такое сознание является развитием понимания.

И следующая стадия – когда мы служим Богу в качестве друга. Например, Арджуна. Следующая стадия развития - это когда мы служим Господу, как его родители.

И самая высшая стадия служения Господу это супружеская любовь. И вот здесь объясняются эти различные стадии. Продолжай. 


Преданный: Арджуна был в дружеских взаимоотношениях с Господом. Разумеется, существует огромная разница между этой дружбой и дружбой, которую мы находим в материальном мире. Это трансцендентная дружба. Конечно, каждый состоит в каких-то взаимоотношениях с Господом. Мы в нашей нынешней жизни забыли не только Всевышнего Господа, но и наши вечные взаимоотношения с ним. Однако каждый из многих, многих миллионов, и триллионов живых существ, на вечные времена имеет определенные взаимоотношения с Господом.


Шрила Прабхупада: Эти взаимоотношения уже существуют. Потому что я вечен, Бог вечен, следовательно, мои взаимоотношения с Богом также вечны. Эти взаимоотношения есть. Сейчас из-за того, что я покрыт этим материальным телом, из-за того, что на меня влияет материальная энергия, я забыл об этих взаимоотношениях. Таково моё положение. В обусловленном состоянии в этой материальной обусловленности наше положение таково: Мы забыли наши взаимоотношения с Богом. Поэтому мы пытаемся установить так много каких-то других взаимоотношений с этим материальным миром. Человек пытается найти взаимоотношения с определённым обществом, определённой нацией, определённой семьёй. Или с кем-то индивидуально. Так много разных взаимоотношений. Я ищу, каковы же мои взаимоотношения здесь? Потому что я утратил свои взаимоотношения с Богом. Поэтому я должен возродить мои старые взаимоотношения с Кришной. И это сознание Кришны.

Этот процесс сознания Кришны заключается в том, что. Как например, в темноте вы пытаетесь найти свои часы. Но никак не можете найти. Вы касаетесь того, этого. Но вы не можете найти свои часы, то что вам нужно. И вы в беспокойстве. Вы расстраиваетесь. Но как только вы соприкасаетесь с сознанием Кришны, это беспокойство исчезает. Это так замечательно. Мы даём вам ваши утраченные взаимоотношения, которые вы ищите, жизнь за жизнью. И когда вы оказываетесь в полной растерянности и замешательстве, мы говорим вам: Возьмите это. И Вы будете счастливы. Вы найдёте свои вечные взаимоотношения с Кришной.


Преданный: Итак, Арджуна был преданным. И находился в дружеских отношениях с Господом. Поэтому Бхагават-Гита была поведана ему. Здесь говорится о том, как следует принимать знание Бхагават-Гиты. Об этом упоминается в 10-ой главе. Выслушав Бхагават-Гиту от Верховного Господа, Арджуна принял Кришну как Высшего Брахмана. Каждое живое существо брахман, но Высшее живое существо это Высший Брахман. 


Шрила Прабхупада: Здесь ещё один момент. Все читают Бхагават-Гиту. И здесь ясно говорится, как следует принимать знание Бхагават-Гиты. Бхагават-Гита была поведана Арджуне. И Арджуна принял её так, как он мог понять. Об этом также говорится. Поэтому мы должны поместить себя в положение Арджуны и принять эту истину так, как Арджуна принял её непосредственно от Господа. Так следует понимать Бхагават-Гиту. Об этом говорится в 10-ой главе. Как Арджуна принял знание Бхагават-Гиты от Кришны. Это объясняется. 


Преданный: Арджуна принял Кришну как чистого, неосквернённого ничем материальным, как Высшего изначального трансцендентного, Верховную Божественную Личность, Нерождённого, Величайшего. Можно было бы подумать: что поскольку Кришна был другом Арджуны, Арджуна говорил Ему всё это из лести. Но Арджуна подтверждает, что не только он называет Кришну Верховной Личностью Бога, но также и Нарада, Вьяса, и многие другие великие личности. 


Шрила Прабхупада: То есть авторитеты. Он признал Кришну Верховной Личностью Бога не потому, что так случилось, что Кришна был его близким другом. Но следуя авторитету других. И также согласно утверждениям самого Кришны. И поскольку он полностью осознал его, это не было слепой верой в то, что Кришна – Всевышний.


Таков процесс понимания Бхагават-Гиты. И хотя Арджуна сам полностью осознал Его. Но поскольку он понимал, что в будущем могут прийти так много мошенников, и объявлять себя воплощением Бога, в 11-ой главе Арджуна попросил Кришну: Если ты пожелаешь, покажи мне свою Вселенскую форму. И когда в будущем люди будут принимать какого-то самозванца, как Верховную Личность Бога; можно будет проверить - Бог он или нет, попросив его показать Вселенскую форму. А кто, кроме Кришны может проявить Вселенскую форму?

Итак, мы объяснили эту Бхагават-Гиту в системе парампары так, как мы услышали её из авторитетного источника. Может быть это новый вклад, новое явление в вашей стране. Потому что все предыдущие издания содержали какие-то выдуманные идеи относительно Бхагават-Гиты. Но мы представляем Бхагават-Гиту такой, как она есть.

Какие-нибудь вопросы? 


Преданный: Свами Прабхупада, вы прокомментировали, что у каждого есть желание иметь определённые взаимоотношения с Кришной. 


Шрила Прабхупада: Не то, что это желание. Эти взаимоотношения уже существуют. Просто сейчас они покрыты. Например, у вас есть взаимоотношения со своим отцом. Взаимоотношения отца и сына. Они существуют, просто они покрыты, вы забыли о них. Вы ушли из дома давно и вы не помните, кто ваш отец. Но, у вас есть какой-то отец. Это факт. Никто не может сказать: Я родился без отца. Никто не может сказать такое. У каждого человека есть отец. Но, может быть, он просто забыл своего отца.

И вот это движение сознания Кришны, здесь мы утверждаем, что у нас есть определённые взаимоотношения с Господом, которые сейчас мы забыли. Это не вопрос желания этих взаимоотношений, - они уже существуют. Вы же не желаете стать чьим-то сыном, вы уже являетесь чьим-то сыном. Вы просто не знаете сейчас об этом. Вы забыли. Точно также ваши взаимоотношения с Кришной. У каждого есть эти взаимоотношения. Но просто я забыл о них. Сейчас я не знаю об этом. И эта практика сознания Кришны возродит ваши взаимоотношения. Таким образом, как вы связаны с Кришной. Это не так, что мы должны желать иметь какие-то взаимоотношения. Они уже существуют. Мы просто должны желать возродить их, вот и всё. И это сознание Кришны. Это не является чем-то искусственным.
Как например, мы устанавливаем с кем-то взаимоотношения, в игре. Ты будешь моим отцом, ты будешь моим братом, нет. Эти взаимоотношения уже есть. Мы просто должны найти их. Выяснить, что это за взаимоотношения. И это откроется вам тогда, когда вы достигнете совершенства в сознании Кришны. 


брахма-бхутах прасаннатма
/БГ 18.54/


Когда вы освободитесь от всей материальной скверны. И займёте совершенное положение в преданном служении, тогда вам сразу же откроется ваши взаимоотношения: Вот. У вас такие взаимоотношения с Кришной. Но сейчас вы должны ждать, когда это придёт. 


Ребёнок: А кто Отец Иисуса? 


Шрила Прабхупада: Бог. Ты не знаешь об этом? Ведь он же сам сказал: Я - Сын Бога. Спрашиваешь об Иисусе, - ты не знаешь этого? Он сам сказал: Я Сын Бога. Ты разве не знал об этом? 


РебёнокНо разве мы не являемся все сыновьями Бога? 


Шрила Прабхупада: Да. 


Преданный: Мне кажется, он хотел спросить, у Господа Иисуса Христа были какие-то отношения с Иосифом. Иосиф был мужем матери Иисуса, Марии. И, видимо, он хочет спросить, каковы отношения Иисуса с Иосифом, если Иисус – Сын Бога. Ведь Иосиф воспитывал Иисуса в детстве. 


Шрила Прабхупада: Да. Как например, любая духовная душа это сын Бога. Но в материальном мире мы думаем: Кто-то является нашим отцом здесь. Хотя настоящий наш Отец – Бог. Об этом говорится в Бхагават-Гите:


сарва-йонишу каунтейа  муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир  ахам биджа-прадах пита

/БГ 14.4/


Эта махат-таттва, этот материальный мир. Например, рождается ребёнок. Отец даёт семя, а мать, во чреве матери развивается его тело. На самом деле все мы получили своё тело от матери. Поэтому у нас очень естественная склонность к матери. Ребёнок может забыть своего отца, но он не может забыть свою мать. Отношения с матерью настолько близкие.

Точно также мы получили это материальное тело от материальной энергии. Поэтому мы такие материалисты. Мы думаем о своей связи с этой страной с этим обществом, - всё это материалистичные представления. Потому что это тело материально. Но что касается души, духовной души, я, как духовная душа, являюсь сыном Всевышнего, Его неотъемлемой частицей. Итак, материальная природа – это мать. А Бог – это Отец. 

http://prabhupada.com.ua
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий