Продолжение. Первую часть читайте здесь
Вриндавана Дхама
«Вриндаван – такое чудесное место. Там всегда цветут цветы, и даже можно встретить несколько видов пестрых оленей. Чирикают птицы, воркуют и танцуют павлины, и жужжат пчелы. Кукушки поют там на пять голосов. Озера Вриндавана окруженны густой зеленой травой. Там цветет множество разновидностей лотосов, и ветерок разносит повсюду их благоухающую пыльцу. Когда брызги с Ямуны, озер и водопадов доносятся до обитателей Вриндавана, они автоматически чувствуют прохладу. Поэтому их практически не беспокоит летняя жара. Там множество непересыхающих водопадов, звук которых столь чудесен, что затмевает стрекотание кузнечиков. И поскольку повсюду в изобилии вода, леса там всегда выглядят зелеными и прекрасными».
На Голоке все служат Кришне. Даже деревья. Кто-то может спросить, как неподвижные деревья могут служить Кришне. Но это так. Они распростирают свои кроны, чтобы в их тени Кришна со своими спутниками мог проводить время. Они дают чудесные плоды и цветы. На самом деле они дают все что угодно, ибо каждое дерево там – это дерево желаний. Предположим, вы хотите приготовить Кришне…. м-м-м… скажем, салат из огурцов. Вы подходите к ближайшей кокосовой пальме, почтительно приносите поклоны и говорите: «Уважаемая Кокосовая пальма, не будете ли Вы так любезны дать мне пару килограмов огурцов для Кришны». И только вы успеваете отскочить, как сверху обрушивается целая гора первоклассных огурцов, и вдобавок еще трехлитровая банка с трансцендентной 108%-ной сметаной.
Когда деревья видят Кришну, то молодые побеги на их ветвях встают дыбом от экстаза, и потоки меда, подобно слезам, начинают течь по стволам. Они начинают, неумокая, прославлять Его шелестом своих крон и почтительно склоняют ветви.
Пыль Вриндавана – совершенно особенная, потому что ее касаются лотосные стопы Кришны и Его вечных спутников во Вриндаване. Где-то она состоит из камфоры, где-то – из шафрана, а где-то из мускуса. Великие полубоги, и даже преданные Двараки, такие как Уддхава, стремятся посыпать ей свои головы. И Сам Господь Чаитанья, раскрывая для нас сокровенные мысли чистого преданного, молится:
«О сын Махраджи Нанды, Кришна! Я Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в этот ужасный океан рождения и смерти. Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти, и сделай меня пылинкой у Твоих лотосных стоп!»
Подобно синему поясу, ожерелью из сапфиров или гирлянде из синих лотосов, богиню Вриндавана украшает река Ямуна. Кришна бесконечно дорог Ямуне. Когда Кришна с Его близкими спутниками играют в Ямуне – купаются, ныряют, устраивают «водяные бои», – Ямуна довольно улыбается им своей пеной и брызгает на них прекрасными руками своих волн. Когда Ямуна слышит, как прославляют имена Кришны, она иногда превращается в молоко, и удивленные гопи начинают его взбивать.
На Голока-Вриндаване множество животных. Это миллионы разноцветных коров-сурабхи, обезьяны, павлины, попугаи, лебеди, утки, журавли, пчелы, белочки, олени, собаки и милионы других. Между ними нет зависти. Зависть порождается чувственными наслаждениями, но на Голоке нет чувственных наслаждений, ибо единственная цель – это доставить удовольствие Кришне. Все животные здесь тоже любят Кришну и у каждого есть свое служение. Коровы стараются удовлетворить Его, давая молоко. Павлины гордо вытанцовывают. Птицы поют, услаждая Его слух. Белочки проделывают сальто в воздухе и другие головокружительные трюки, забавляя Кришну и Его друзей. Телята смешно прыгают и бодаются. Обезьяны – верные и надежные спутники в различных авантюрах. Попугаи выступают в роли крылатых «шпионов», а пчелы жужжат, добавляя неповторимый колорит к чудесной рапсодии звуков Вриндавана.
Вечные спутники Кришны на Голоке-Вриндаване – Шримати Радхарани, Господь Баларама, Нанда и Яшода, девушки-пастушки (гопи) и мальчики-пастушки – экспансии Его внутренней энергии. Самые удачливые из душ получают возможность служить Кришне в роли их спутников – сокровенных слуг, друзей, старших и возлюбленных.
Обитатели Голоки «не знают» верховного положения Кришны. Они играют роль «деревенских жителей», но они не любят никого больше чем Кришну. Этим они отличаются ото всех. Они даже не знают Нараяну. Однажды Кришна спрятался от гопи, и те, как безумные, начали искать его повсюду. Кришна принял четырехрукую форму Нараяны, и в своих поисках гопи наткнулись на Него. Увидев Его, они сказали: «О, вот Господь Нараяна. Намаскар. Ты не видел, здесь Кришна не проходил?» Их не интересует даже Нараяна. Им нужен только Кришна, хотя они и «не знают», что Кришна – Верховная Личность Бога.
Любовь и преданность обитателей Голоки-Вриндавана беспрецендентна. Даже у Самого Кришны, владыки всех духовных и материальных миров, нет ничего, чем бы Он мог отплатить за нее. Обращаясь к гопи, Кришна говорит:
«Я не смогу вернуть вам долг за ваше безукоризненное служение даже в течение жизни Брахмы. Ваша любовь ко мне кристально чиста… Поэтому пусть же ваши собственные возвышенные деяния будут вам наградой.»
Шримати Радхарани
Cамой высочайшей из всех преданных в творении является Шримати Радхарани. Вот уже на протяжении вечности Ананта-шеша Своими тысячами уст пытается прославить Ее трансцендентные качества. И безуспешно! Господь Чаитанья в наставлениях Санатане Госвами выделяет двадцать пять основных качеств Шримати Радхарани:
.
Всеми этими качествами Шримати Радхарани безраздельно и исключительно служит Кришне. И все возвышенные и привлекательные качества в женщинах, которые можно наблюдать в материальном мире – это лишь бледное отражение трансцендентных качеств Шримати Радхарани, к тому же, как правило, оскверненное эгоизмом – нашим неотъемлимым материальным спутником.
Господь Шри Кришна
В добавление ко всем своим бесчисленным качествам, которые Верховный Господь проявляет в других формах, во Вриндаване Кришна являет четыре уникальных аспекта красоты и сладости (мадхурьи) –сладость Его лилы (игр), премы (любви), вену (флейты) и рупы (облика). Только чистые преданные Кришны, и отчасти Сам Кришна могут по-настоящему понять эти качества. Шрила Прабхупада милостиво оставил для нас приоткрытой дверь к их сердцам. Поэтому давайте же воспользуемся этим, и заглянем вовнутрь.
Лила-мадхурья – Чудесные игры Кришны
Сам Кришна как-то поделился: «Хотя у Меня множество замечательных развлечений, все же, когда Я вспоминаю о раса-лиле с гопи Меня тотчас охватывает желание вновь погрузиться в нее».
Один преданный сказал: «Я наслышан о Нараяне, супруге богини процеветания, и многих других воплощениях Господа. Конечно же меня восхищают игры этих воплощений. Но все же игры раса-лилы Самого Господа Кришны…, они волшебным образом усиливают мое трансцендентное блаженство».
Према-мадхурья – Любящие преданные
Брошенные Кришной во время танца раса, гопи сокрушались:
«Дорогой Кришна, днем, когда Ты уходишь в лес Вриндавана со Своими коровами, каждое мгновение тянется для нас, как двенадцать лет, Нам невыносимо трудно пережить это время. А когда в конце дня Ты возвращаешься, то при взгляде на Твое прекрасное лицо нас охватывает такое влечение, что мы не в силах оторвать от Тебя глаз. И если в это время мы случайно моргаем, то обрушиваем свои проклятия на создавшего нас Господа Брахму, называя его тупицей за то, что он не умеет создавать совершенные глаза!»
Подобным образом, одна гопи, описывая свои чувства Кришне, говорила:
«Когда мы встречаемся с Тобой ночью, эта ночь кажется нам очень короткой. Да что говорить о земной ночи – ночь Брахмы (более четырех миллиардов лет) и та показалась бы нам слишком короткой!»
Учитывая, что одно из качеств преданных – это сатья, правдивость, можно только поражаться необыкновенной любви преданных, которая побуждает их действительно испытывать подобные чувства.
Вену-мадхурья – Привлекательная флейта Кришны
Однажды гопи сказали маме Яшоде:
«Когда твой сын играет на Своей флейте, ее звуки приводят в смятение Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в этой вселенной нет никого мудрее и ученее, чем они. Стоит им услышать звуки флейты Кришны, как они, забыв о своем высоком положении, в смирении склоняются перед Ним и, внимая этим звукам, становятся серьезными».
А вот как описывает звуки флейты Кришны Шрила Рупа Госвами:
«Звук флейты Кришны чудом заставил Господа Шиву прекратить стучать в свой барабан диндим. Та же флейта прервала медитацию великих мудрецов, четырех Кумар. Она повергла в измуление Господа Брахму, восседавшего на лотосе и готового приступить к сотворению вселенной. А Анантадева, до этого спокойно державший все планеты на Своих клобуках, стал раскачиваться из стороны в сторону в такт трансцендентным звукам флейты Кришны, которые проникли сквозь оболочки этой вселенной и достигли духовного неба».
Чего стоят все вселенские катаклизмы вместе взятые по сравнению с силой любви, которую пробуждают в сердцах преданных звуки флейты Кришны!
Рупа-мадхурья – Необыкновенная красота Кришны
Близкий друг Кришны, Уддахва, раскрывает свои мысли Видуре:
«Мой господин, когда Кришна пришел на эту планету и проявил возможности Своей внутренней энергии, самым чудесным из всего был Его облик. Все время, пока длились Его игры на этой планете, мы имели возможность созерцать Его красоту, перед которой никто не мог устоять. С помощью Своей внутренней энергии Он явил такое великолепие, которое повергло в изумление всех. Он был так прекрасен, что не нуждался ни в каких украшениях. На самом деле не украшения придавали красоту Кришне, а Его красота, отражаясь в них, делала их прекрасными».
Рупа Госвами рассказывает нам, что однажды Кришна случайно увидел отражение Своего прекрасного облика в драгоценных камнях на полу. Увидев это отражение, Он подумал:
«Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее! Хотя это Я Сам, все же, вслед за Радхарани, Я пытаюсь обнять Свое отражение, чтобы насладиться небесным блаженством».
Ачарьи говорят, что именно для того, чтобы до конца понять Свою необычайную сладость, Кришна и принял трансцендентный облик Господа Чаитаньи Махапрабху, облик Своего преданного.
Говорится, что Голока разделена на две части: Кришна-питха или Вриндаван и Гаура-питха или Навадвипа. Разницы между ними нет, лишь только во Вриндаване Радха и Кришна проявляют Себя порознь, а в Навадвипе Они сливаются в единый чудесный золотой облик Господа Гауранги. И другое отличие состоит в том, что во Вриндаване преобладает вкус мадхурьи или сладости, а в Навадвипе – аударьи или великодушия, с которым Господь Чаитанья и Его вечные спутники раздают всем эту мадхурью или сладость святого имени Радхи и Кришны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий