А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
(18 ноября 1972 г., Хайдарабад)
Шрила Прабхупада:
дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати
/БГ 2.13/
Вторая глава является кратким изложением «Бхагавад-гиты». Первая глава – это подготовка к изучению «Бхагавад-гиты», а вторая – это краткое изложение содержания «Бхагавад-гиты». «Бхагавад-гита» значит песнь Верховной Личности Бога. Бхагавата. «Бхагаван» произошло от слова «Бхагавата». Здесь, в «Бхагавад-гите», везде встречается слово «Бхагаван»: шри бхагаван увача. Итак, это наука постижения Бога.
йад вигйана-саманвитам. гйанам парама-гухйам ме
йад вигйана-саманвитам
/ШБ 2.9.31/
йад вигйана-саманвитам
/ШБ 2.9.31/
Это вигйана. Вигьяна – значит наука. Всё познается при помощи научного процесса, и если вы хотите постичь науку о Боге, то должны принять процесс постижения Бога. Этот процесс описан в «Бхагавад-гите»:
бхактйа мам абхиджанати
/БГ 18.55/
/БГ 18.55/
Кришна, Верховная личность Бога, говорит: «Чтобы постичь Меня, необходимо принять процесс преданного служения». Не спекулятивный процесс, не деятельность ради плодов и не практику йоги. Здесь ясно говорится. И не только в «Бхагавад-гите», а и во всех других Ведических произведениях.
атхапи те дева падамбуджа-двайа-
прасада-лешанугрхита эва хи
гйати таттвам бхагаван махимно
на чанйа эко 'пи чирам вичинван
/ШБ 10.14.29/
прасада-лешанугрхита эва хи
гйати таттвам бхагаван махимно
на чанйа эко 'пи чирам вичинван
/ШБ 10.14.29/
Постичь Верховную Личность Бога можно только по Его милости. атхапи те дева падамбуджа-двайа-прасада-лешанугрхита эва хи. Любой, кто получил хоть маленькую толику прасадам, милости Господа, может постичь Его. Никто не может в совершенстве постичь Господа. Это невозможно, потому что Господь безграничен, а наши чувства очень ограничены. Наши чувства не только ограничены, но, к тому же, несовершенны. Мы впадаем в иллюзию, мы пытаемся обманывать. В нас очень много недостатков. Поэтому только при помощи чувств невозможно постичь Бога. Другое дело знать Бога, то есть знать, что Бог добр, что Он велик. Наука о Боге… Как с «Бхагавад-гитой». Изучая «Бхагавад-гиту», мы не только узнаем, что Бог велик, но мы узнаем, какой Он, какой формой обладает. сач-чид-ананда-виграхах. В шастрах говорится:
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/
Если Ишвара есть сач-чит-ананда-виграха, то как же Он является в этот мир как сач-чит-ананда-виграха? Те, кто жили в то время, конечно же, видели сач-чит-ананда-виграха, но так как не все из них были преданными, они не смогли постичь Кришну как Верховную Личность Бога.
аваджананти мам мудха манушим танум ашритам
/БГ 9.11/
/БГ 9.11/
Потому что Он явился как человек, поэтому мудхи… Мудхи – значит не очень умные, или, говоря простым языком, ослы. Мудха значит осел. Такие люди не смогли постичь Кришну, понять, что Он является Верховной Личностью Бога. Таков недостаток мудх. Они могут быть величайшими учёными, учеными с академическим образованием, но в том, что касается постижения Бога, они – мудхи, ослы. Почему?
майайапахрита-гйана асурам бхавам ашритах
/БГ 7.15/
/БГ 7.15/
В настоящее время люди в основном являются асурам бхавам ашритах. Асури, асури бхава означает игнорировать Бога: «Бога нет. Бог мертв. Я – Бог. Ты – Бог. На улицах околачивается так много Богов. Зачем вам Его искать?» Так они говорят. Звание Бога так обесценилось. Появилось так много воплощений Бога, особенно в Индии. Это земля, на которой разводят Богов, их здесь так много. Это значит, что они не знают, кто такой Бог. Мудхи. Они считают, что Бог дешёвка. Но шастры, «Бхагавад-гита» объясняют нам. Когда Арджуна спросил Кришну: «Как Ты контролируешь всю вселенную, Свою вибхути, Свои энергии?», Кришна объяснил и в заключении сказал:
атхава бахунаитена ким гйатена таварджуна
виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/
виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/
Экамшена. Эта материальная вселенная, материальное проявление, является одной четвертой проявленной энергии Бога. Три четверти Его проявленной энергии – это духовный мир.
парас тасмат ту бхаво 'нйо 'вйакто 'вйактат санатанах
/БГ 8.20/
/БГ 8.20/
Существует другая природа, духовная природа, пара, высшая. Духовный мир описывается как пара. Пара значит находящийся за пределами апары. Существует две действующие энергии: материальная природа и духовная. Материальная природа описывается в «Бхагавад-гите» таким образом:
бхумир апо 'нало вайух кхам мано буддхир эва ча пракртир бхинна ме аштадха
/БГ 7.4/
/БГ 7.4/
Эти восемь элементов - земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и эго - являются материальной природой. бхинна ме аштадха. Они являются отделенной энергией.
апарейам итас ту виддхи ме пракритим парам
/БГ 7.5/
/БГ 7.5/
За пределами этого. Они являются низшими, апара. И за пределами этой апара-пракрити есть ещё одна, высшая пракрити. Что это?
джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат
/БГ 7.5/
/БГ 7.5/
Это живое существо. Итак, живое существо является энергией Верховного Господа. Энергией. Подобно солнцу и солнечному свету. Солнечный свет является энергией солнечной сферы. Подобным же образом, мы, живые существа, являемся энергией Верховного Господа. Что такое солнечный свет? Это сочетание очень маленьких светящихся частиц, молекул. Это солнечный свет. Он выглядит однородным, но состоит из маленьких частиц. Таково научное понимание. Так же и мы являемся маленькими частицами Верховного Господа.
мамаивамшо джива-бхутах
/БГ 15.7/
/БГ 15.7/
Мы – маленькие частицы. Насколько мы малы? Каков наш размер? Об этом также говорится в шастрах.
кешагра-шата-бхагасйа
шатадха калпитасйа ча
джива бхаго са вигйейах
са чанантйайа калпате
/ЧЧ, Мадхья 19.140/
шатадха калпитасйа ча
джива бхаго са вигйейах
са чанантйайа калпате
/ЧЧ, Мадхья 19.140/
Живое существо является одной десятитысячной частью кончика волоса. Поэтому очень трудно увидеть это нашими материальными глазами. Мы очень гордимся нашим зрением. Но вот вам объяснения шастр относительно размеров души живого существа. Попробуйте выяснить это при помощи своих глаз или микроскопа. Это невозможно. И так как они не могут это узнать, то говорят ниракара. Ниракара. Это подтверждает, что мы не можем установить форму души. Тогда как мы можем установить форму Господа?
анор анийан махато махийан
/Катха-Упанишад 1.2.20/
/Катха-Упанишад 1.2.20/
Духовное образование, духовное просветление, в первую очередь, значит, что мы должны постичь дживу, потому что джива является маленькой частицей Господа. И тогда мы сможем постичь качества Бога. Подобно тому, как, изучив маленькую частичку золота, мы сможем узнать состав золота. Изучив каплю воды из океана, можно выяснить химический состав морской воды. Проанализировав качества живого существа, мы, по крайне мере, поймем, кто такой Бог и каковы Его качества.
Поэтому в начале нашего духовного образования мы должны постичь самих себя. Как познать себя? Мы должны получить знание от других. Получить знание от учителя, Кришны. Все принимают Кришну как высшего учителя, все великие мудрецы прошлого, такие как Вьясадева, Нарада, Девала, Асита и другие великие мудрецы. И совсем недавно, в этой эпохе, такие ачарьи, как Шри Рамануджачарья, Мадхавачарья, Шанкарачарья, Вишну Свами. Все эти великие мудрецы, великие ачарьи, были родом из Южной Индии. В этом смысле, вам очень повезло. И мы должны следовать за ачарьями. Все эти ачарьи принимают Кришну, Высшего Господа. Все эти ачарьи. И позже, пятьсот лет назад, Шри Чайтанья Махапрабху также признавал, что Кришна является Верховной Личностью Бога.
кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/
/ШБ 1.3.28/
«Шримад-Бхагаватам» тоже говорит о Кришне как о Верховной Личности Бога. Это принимал и Господь Брахма:
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/
сач-чид-ананда-виграхах
анандир адир говиндах
сарва-карана-каранам
/Брахма-самхита, 5.1/
У нас столько доказательств. Поэтому мы должны принять, что Кришна – Верховная Личность Бога. В этом нет сомнения. Но почему люди не хотят этого принимать? Почему так много больших учёных не признают тот факт, что Кришна – Верховная Личность Бога? Об этом также говорится в «Бхагавад-гите»:
на мам душкртино мудхах прападйанте нарадхамах
майайапахрта-джнана асурам бхавам ашритах
/БГ 7.15/
майайапахрта-джнана асурам бхавам ашритах
/БГ 7.15/
Те, кто являются душкритина, грешниками, душкритина… Крити значит достойный, а душ означает злодей, негодяй, то есть достойный злодей. У всех нас есть достоинства. Тот, кто совершает злодеяния, тоже имеет достоинства, но он использует их для того, чтобы приносить несчастья. Подобно жулику, вору. Чтобы красть, ему нужны мозги. Поэтому он использует их, чтобы искусно воровать, чтобы стать искусным жуликом, чтобы стать злодеем… Им тоже необходим ум. Но он используется не по назначению, а для совершения злодеяний. Их называют негодяями,душкритина. Те, кто являются душкритина… на мам прападйанте, на мам душкритино мудхах.
Один тип людей называется душкритина, а другой – мудха. Мудха значит тот, кто обладает менее развитым разумом или тот, у кого он вообще отсутствует. на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах. А нарадхама значит низший из людей. А на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах, те, чей разум похищен майей, асурам бхавам ашритах. Эти типы людей не предаются Кришне. Мы не придумываем сами эти слова. Они используются в «Бхагавад-гите».
Если мы изучаем «Бхагавад-гиту», то должны принимать риторику «Бхагавад-гиты». «Бхагавад-гита» значит речь, которую произносит, или песня, которую поёт Верховная Личность Бога. Поэтому миссия движения сознания Кришны – проповедовать по всему миру, что
кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/
/ШБ 1.3.28/
Вы ищете Бога. Вы так сильно напрягаете свои мозги. Но вместо того, чтобы напрячь свой мозг, вы иногда говорите: «Бога нет» или «Бог мертв» или «Каждый из нас является Богом» и т.д. Но мы предлагаем не напрягать свои мозги. Вот Бог. Вот Бог, Кришна. Об этом говорят авторитеты, Ведические писания и Его деяния. Если мы прочтем о жизни Кришны, начиная с самого Его рождения, то увидим, что он – Бог. Бог не является проявлением какой-то мистической силы. Бог есть Бог, а собака есть собака. Собака не может стать Богом; Бог не может стать собакой. Вот в чём разница.
Кришна был Богом с самого начала. Как только Кришна родился, он появился в четырехрукой форме Вишну-мурти. Но когда Его мать взмолилась, чтобы Он стал обычным ребенком, он стал обычным ребенком с двумя руками. Вот это Бог, от начала и до конца. Нельзя стать Богом, развив какие-то мистические совершенства. Мы можем обладать какой-то энергией… У нас уже есть энергия. Потому что мы, каждый из нас, является неотъемлемой частицей Господа. Поэтому в нас уже присутствуют божественные качества. Но мы не можем быть Богом на 100%. Это невозможно. Великие люди изучили полубогов и живых существ и выяснили, что только Кришна на 100% является Богом.
кришнас ту бхагаван свайам. эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/
/ШБ 1.3.28/
Все остальные… Есть много других богов. Но они не являются Верховным Господом. ишварах парамах кришнах. Мы говорим о парама ишваре, или Парамешваре. Есть два слова: ишвара, парамешвара; атма, параматма. Этим парам является Бог. Мы тоже проявления Брахмана; но есть Парабрахман. Итак, Парабрахман, Параматма, Парамешвар – все эти слова можно применить к Кришне. Арджуна, услышав «Бхагавад-гиту», признал:
парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван
пурушам шашватам аджам
/БГ 10.12-13/
пурушам шашватам аджам
/БГ 10.12-13/
ахам адир хи деванам
/БГ 10.2/
/БГ 10.2/
Деванам, Брахма, Вишну, Махешвара… Затем после Брахмы, Вишну, Махешвары идут другие полубоги – Индра, Чандра, Варуна, их так много. И Кришна говорит: ахам адир хи деванам. ахам сарвасйа прабхаво. Он - начало всех начал.
ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате
/БГ 10.8/
/БГ 10.8/
джанмади йасйа йатаха
/ШБ 1.1.1/
/ШБ 1.1.1/
Абсолютная Истина – это то, из чего всё исходит. Вот Кришна. Об этом говорят шастры, Его совершенства и Его энергия. Потому что Бхагаван – это тот, кто обладает шестью совершенствами.
аишваршсйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах
/Вишну-пурана, 6.5.47/
/Вишну-пурана, 6.5.47/
Он должен быть самым богатым, Он должен быть самым сильным. Он должен обладать всей славой. Он должен быть самым красивым. Он должен быть великим аскетом. Вот такое определение Бога. И это определение подтверждает Господь Брахма: ишварах парамах Кришнах. Ишвара - значит контролирующий. Как можно контролировать, не обладая силой? Каждый из нас является маленьким, крохотным контролирующим. Кто-то контролирует работу в своём офисе. Кто-то контролирует свою семью. Кто-то контролирует несколько заводов. Есть много контролирующих, но никто не может сказать: «Я – верховный контролирующий». Это невозможно.
Верховным контролирующим является Кришна. Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы восстановить нашу связь с верховным контролирующим. Мы не хотим становиться контролирующими. Мы хотим, чтобы нас контролировали, но не другие, а верховный контролирующий. Такова наша позиция.
Как, к примеру, служащий хочет находиться на службе у государства, потому что совершенно естественно, что «Если и служить кому-то, то не какому-нибудь мелкому торговцу. Почему бы не служить государству?» Наше положение состоит в том, что мы должны служить. Мы не можем не служить. Любой из нас. Таково наше естественное положение. Все, любой из тех, кто здесь сейчас сидит, является слугой. Поэтому мы говорим о том, что мы в любом случае остаёмся слугами. Так почему бы не стать слугой Бога? Это наше предложение. В этом суть движения сознания Кришны
Итак,
камадинам кати на катидха палита дурнидешах
/ЧЧ, Мадхйа 22.16/
камадинам кати на катидха палита дурнидешах
/ЧЧ, Мадхйа 22.16/
Мы являемся слугами наших чувств, кама-кродха-моха-матсарья, всех этих чувств. Но, руководимые нашими плотскими желаниями, мы совершаем отвратительные вещи.
тешам кати на на катидха палита дурнидешах
Итак, мы все слуги. Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит:
дживера сварупа хайа нитйа-кришна-даса
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/
дживера сварупа хайа нитйа-кришна-даса
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/
Наше естественное положение – это положение вечного слуги Бога, Кришны. Таково наше положение. Но в этой материальной жизни каждый из нас пытается стать хозяином. Это борьба за выживание. Каждый пытается стать хозяином. Каждый пытается стать Верховным. Но наше положение – это положение слуги. Это называется иллюзией. Я не хозяин. Я слуга. Но я искусственным образом пытаюсь занять положение хозяина. Это борьба за существование. А мукти, то есть освобождение, состоит в том, что я отбрасываю представление о себе как о хозяине и стараюсь стать слугой Верховного Господа. Это называется освобождением. Это не значит, что, получив освобождение, мы приобретем гигантскую многорукую и многоногую форму.
Получить освобождение – значит освободиться от ущербного сознания. Вот что такое освобождение. Ущербность сознания состоит в том, что я считаю себя хозяином. Мы должны изменить такое сознание. В этом состоит суть движения сознания Кришны. Необходимо четко усвоить, что мы не хозяева. Мы слуги. Мы полностью зависим от Высшей воли. Если мы не отдадимся на милость высшей воли, то тогда нам придется подчиниться воле майи. Мы должны оставаться слугами.
Если мы отвергнем служение Верховному Господу или не захотим зависеть от Него, то станем рабами своих чувств. Это майя.
Это происходит на каждом шагу. Весь мир служит разнообразным чувствам. Чувства – одни и те же, но они порождают различные желания. Поэтому они – слуги разнообразных желаний. Не мы придумали это. Об этом говорится в «Бхагавад-гите»:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/
/БГ 18.66/
Кришна говорит: «Отбрось все эти глупые желания и предайся Мне». В этом состоит суть «Бхагавад-гиты». Мы отдаемся на волю разнообразным желаниям, которые диктует нам майя, и вероломно хотим занять место хозяина. Это называется иллюзией. Это называется майей. На самом деле, мы не хозяева. Как мы можем стать хозяевами? Только потому, что мы, возможно, очень продвинуты в науке. Мы придумываем чудесные машины и оружие, но, тем не менее, подчиняемся правилам, установленным майей:
джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам
/БГ 13.8-12/
/БГ 13.8-12/
Невозможно убежать от этих четырех принципов, по которым работает майя: джанма-мритйу-джара-вйадхи. Поэтому разумный, сведущий человек предается Кришне.
бахунам джанманам анте гйанаван мам прападйате
/БГ 7.19/
/БГ 7.19/
На самом деле, мудрый человек предаётся Кришне. гйанаван мам прападйате. В противном случае, - Кто такой Кришна? Я не хуже Кришны. Я – Бог». Это майя. Это отсутствие знания. В «Шримад-Бхагаватам» говорится:
йе 'нйе 'равиндакша вимукта-манинах
/ШБ 10.2.32/
/ШБ 10.2.32/
Они думают, что получили освобождение, стали Нараяной, Богом. Манинах, так они думают. Но на самом деле, это не так, потому что они подчиняются законам материальной природы. Они не могут вырваться из этих тисков. Кто может из них вырваться? Кришна говорит: Мам эва йе прападйанте. «Любой, кто предастся Мне…»
даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/
Поэтому движение сознания Кришны является очень благочестивым движением, которое занимается деятельностью, несущей благо живым существам. И мы распространяем это движение по всему миру. Наше единственное желание – рассказать о Кришне как о Верховной Личности Бога. Такова наша позиция. Мы не хотим стать Кришной, но послушными слугами Кришны. Вот такая у нас позиция. Поэтому мы приглашаем людей в разных частях света, и они приходят и присоединяются к нашему движению. Кришна явился в Индии. У Индии есть особое преимущество постичь Кришну, а индусы им пренебрегают. Это очень печально, но мы просим всех присоединяться к этому движению, изучать философию и стать счастливыми. Такова наша позиция. Большое спасибо. Харе Кришна. (пауза)
Индус: В «Бхагавад-гите говорится, что атма и дживатма – это одно и то же, и что Брахман или Парабрахман неотличны. Знание о душе говорит, что атма является неотъемлемой частью Параматмы, которая является Самим Верховным Господом. Мне кажется, здесь есть противоречие: как могут атма и Параматма быть одним? Как атма может являться неотъемлемой частью Параматмы, когда они, атма и Параматма отличны. В том, что говорят Веды и «Бхагавад-гита», есть противоречие. Есть ли разница между Ведами и «Бхагавад-гитой»? Мы следуем наставлениям Вед или наставлениям «Бхагавад-гиты»? Потому что «Бхагавад-гита» - это только песнь Господа Кришны, а Веды – чистое знание Парабрахмана.
Шрила Прабхупада: Почему вы уходите? Слушайте. Веды. В «Бхагавад-гите» говорится:
ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо
/БГ 15.15/
/БГ 15.15/
«Веды и Веданта предназначены для того, чтобы постичь Кришну». Если, изучая Веды и Веданту, вы не можете постичь Кришну, тогда это
шрама эва хи кевалам
/ШБ 1.2.8/
/ШБ 1.2.8/
Это просто напрасный труд. Это только попытки приспособить «Бхагавад-гиту» и все другие произведения Ведической литературы. Веда означает «знание», а анта – значит «окончательное». Это называется Ведантой. Окончательное знание состоит в том, чтобы познать Бога. Вы можете не принимать Кришну, хотя все ачарьи… Я уже упоминал. Даже Шанкарачарья принимал Кришну:
са-бхагаван свайам кришна
Рамануджачарья, Мадхавачарья тоже принимали Кришну: окончательное знание Ведической науки. Многие ачарьи писали комментарии к Веданте, называя Кришну Верховной Личностью Бога. Мы должны следовать по стопам великих ачарьев. Ачарьопасанам.
махаджана йена гатах са пантхах
/ЧЧ, Мадхья 17.186/
/ЧЧ, Мадхья 17.186/
Если мы будем следовать по стопам ачарьев, то обнаружим, что нет разницы между Ведантой и «Бхагавад-гитой». Возможно, вы имеете в виду «Веданта-сутры» Шанкарачарьи, но все ачарьи писали комментарии к Веданте. «Шримад-Бхагаватам» является первоначальным комментарием к Веданте. «Шримад-Бхагаватам» начинается «Веданта-сутрой»:
джанмади асйа йатах
/ШБ 1.1.1/
/ШБ 1.1.1/
Веданта – не значит безбожие. Веданта – значит знание о Боге. Вот что значит по-настоящему изучать Веданту.
Шрила Прабхупада: Параматма и атма. В этом нет ничего сложного. Это подобно отцу, у которого много детей. Что я имею в виду: являясь детьми, они подобны частичкам, то есть вы и ваши дети – одно и то же, но все же вы занимаете более высокое положение, а дети зависимое. Ваши дети не отличаются от вас, но все-таки вы выше их, а они ниже, или младше. Качественно вы одинаковы, а количественно отличаетесь. С точки зрения количества атма и Параматма отличаются, а с точки зрения качества, и атма, и Параматма являются духом. Это называется ачинтья-бхеда-абхеда-таттва - одновременное единство и отличие. Единство - в качестве, отличие – в количестве. Вы можете творить. Качественно вы и Бог – едины. Вы обладаете энергией творения. Мы творим эти летающие машины, спутники. Они летают в небе, а Параматма является творцом миллионов небесных планет. У вас есть энергия творения, но вы не можете творить так, как это делает Параматма. В этом и состоит различие. Или можете?
Индус: Мой вопрос был очень простым.
Шрила Прабхупада: Да. И ответ тоже очень прост. Параматма – великая, а вы – малы. Вот и всё.
Индус: Но является ли атма неотъемлемой частью Параматмы?
Шрила Прабхупада: Да.
Индус: Параматма совершенно отличается от атмы и…
Шрила Прабхупада: Я сейчас объясню. По своим качественным характеристикам вы – едины. Ведь частица золота тоже является золотом. Но золотоносная шахта и золотая серьга не одно и то же. Это ошибка.
Индус: Они говорят, что атма является Параматмой.
Другие индусы: нет, не совсем.
Шрила Прабхупада: Нет, одно является великим, а другое – маленьким. В этом вся разница. Но качество одно и то же.
Индус: Это значит, что Параматма и атма…
Шрила Прабхупада: качественно одинаковы.
Индус: качественно одинаковы.
Шрила Прабхупада: но отличаются количественно.
Индус: Но ведь атма находится в теле.
Шрила Прабхупада: Да.
Индус: Атма абсолютно отлична от Параматмы.
Шрила Прабхупада: Да, отлична.
Шрила Прабхупада: Да.
Индус: Тогда почему один человек оскорбляет другого?
Шрила Прабхупада: Что?
Индус: Почему человек…
Шрила Прабхупада: Да?
Индус: оскорбляет другого человека и говорит много…
Шрила Прабхупада: Но вы должны помнить, что вы Параматма только по качественным характеристикам. Параматма обладает высшей независимостью. У вас тоже есть незначительная степень свободы. Вы несёте разрушение.
Индус: Кто отвечает за то, что творит это…?
Шрила Прабхупада: Что?
Шрила Прабхупада: Ответственен… Отец является творцом своих детей, но если один из них становится вором, разве это значит, что ответственность несёт отец? Как вы думаете?
Индус: Дети.
Шрила Прабхупада: Что?
Индус: Дети… Но Он же является великим отцом.
Шрила Прабхупада: Отец творит ребёнка, но ребёнок становится негодяем. Значит ли это, что отец творит негодяя?
Индус: Нет, воровство происходит из-за плохого…
Шрила Прабхупада: Это,
каранам гуна-санго 'сйа сад-асад-йони-джанмасу
/БГ 13.22/
/БГ 13.22/
Вы независимы. Вы можете взаимодействовать с различными гунами материальной природы, и тогда ваш характер портится. Вот в чём состоит ваша независимость. А Бог говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/
/БГ 18.66/
А вы не выполняете Его наставлений. Вы становитесь творцом своей собственной независимости. Поэтому вы страдаете. Отец говорит: «Мой дорогой мальчик, тебе это нравится? Ты будешь счастлив». Но сын делает все по-другому. Кто несёт ответственность: отец или сын?
Индус: Предположим, что степень независимости равная…
Шрила Прабхупада: Если вы будете действовать в соответствии с наставлениями Бога, то будете счастливы. Таково наше утверждение.
Индус: Нет, мой вопрос таков, есть ли разница между служением человеку и служением…
Индус: Корень.
Шрила Прабхупада: Точно. Но если вы будете поливать листок, то будете попусту тратить своё время. Потому что, поливая листок, вы обрекаете дерево на смерть. В шастрах говорится, что необходимо поливать корень.
йатха тарор мула-нишечанена трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
/ШБ 4.31.14/
/ШБ 4.31.14/
Комментариев нет:
Отправить комментарий