В Бхагавад-гите Господь, заключая описание процесса бхакти-йоги, йоги любовного служения, говорит:
«Что бы ты ни делал, что бы ты ни предлагал или отдавал, через какие бы суровые испытания ни проходил — делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.» (Бг 9.27)
Там же Он говорит, что человеку следует есть только то, что было сначала предложено Ему.
Итак, предложение пищи Кришне представляет собой неотъемлемую часть системы бхакти-йоги. Господь также описывает виды подношений, которые Он принимает.
«Предложите Мне — с любовью и преданностью — листок, цветок, плод или немного воды, и Я приму их.» (Бг.9.26)
Кришна намеренно не включает в этот перечень мясо, рыбу или яйца, поэтому бхакта Кришны не предлагает Ему подобную пищу. Из любви к Кришне бхакта предлагает Ему только самую лучшую, самую чистую пищу, каковая, безусловно, не включает в себя гниющую плоть забитых на бойне животных или зародышей курицы.
В сознании Кришны бхакта предлагает Кришне пищу, выражая тем свою любовь к Нему. Даже и в обычной жизни человек готовит еду для другого в знак любви и привязанности, тот же ценит не только саму пищу, но и любовь, вложенную в ее приготовление. Так же и с предложением пищи Кришне — процесс этот предназначен для того, чтобы помочь нам усилить свою любовь к Нему и преданность Ему.
Конечно, трудно любить кого-то, кого мы никогда не видели. Уникальные ведические писания подробно описывают личностные черты Бога. В писаниях других основных религий мира Бог кратко упоминается как Верховный отец, о личности же Его приводится на удивление мало сведений. Христос говорил о себе как о сыне Бога, Магомет был Его пророком, а что же Сам Бог? Он проявляет Себя лишь неявно — как глас небесный, горящий куст и так далее.
Однако, если признать, что Бог сотворил нас, мы не можем логически отрицать, что и Сам Он обладает всеми атрибутами личности — определенной формой и внешностью и всеми возможностями и способностями различных чувств и различных органов. Если мы обладаем определенной формой и характером, у Бога же их якобы нет, то мы в этом отношении превосходим Его. Но было бы нелогично предполагать, что творение Бога может в чем-то превзойти своего Творца. Следовательно, как мы — личности, так и Бог — тоже личность, личность, имеющая безгранично могущественную духовную форму, но тем не менее личность. В конце концов, говорится же, что мы созданы по образу и подобию Бога.
Пуская в ход собственное воображение, западные художники обычно рисуют Бога могучим стариком с бородой. Но в ведической литературе приводится точное описание внешности и личностных черт Бога, причем эти писания древней Индии — единственный источник сведений такого рода.
Прежде всего, Бог вечно юн. Кроме того, Он обладает необычайными качествами, привлекающими сердца и умы даже освобожденных душ. Он — самый лучший художник, самый лучший музыкант. Он удивительно красноречив, Он безгранично умен, весел нравом и отрешен. Кроме того, Он являет неповторимые трансцендентные развлечения со Своими вечными спутниками. Бесконечны описания привлекательных черт Верховной личности Господа, приводимые в Ведах. Поэтому Его называют Кришна, или „всепривлекающий«. Когда мы осознаем личность Бога, нам будет значительно легче сосредоточивать на Нем свои мысли, особенно предлагая Ему еду.
Поскольку Кришна обладает наивысшим могуществом, и поскольку Он совершенно духовен, все, что приходит в соприкосновение с ним, также становится совершенно чистым и духовным. Даже и в царстве материальной природы некоторые вещи обладают очищающей способностью. Например, солнце своими мощными лучами может извлекать, испаряя, чистую, свежую воду из озера, вода которого загрязнена. Если солнцу — материальному объекту — присуща такая способность, мы не можем даже представить себе очистительную силу, которой обладает Верховная личность Господа, Кришна, без каких бы то ни было усилий сотворивший миллионы солнц.
С помощью Своих трансцендентных энергий Кришна может в действительности превратить материю в дух. Если мы поместим в огонь железный прут, вскоре он раскалится докрасна и приобретет все основные качества огня. Так же и пища — материальная субстанция — будучи предложеной Кришне, становится совершенно духовной. Такая пища превращается в прасадам, что на санскрите означает „милость Господа».
Прасадам в бхакти-йоге имеет очень большое значение. В других формах йоги от человека требуется искусственно сдерживать свои чувства, тогда как в бхакти-йоге он может занимать их в разнообразной приносящей удовлетворение духовной деятельности. Благодаря такой деятельности чувства постепенно одухотворяются, и их начинают привлекать духовные наслаждения, далеко превосходящие те, что доступны материальному опыту.
В ведической литературе содержится множество описаний прасадам и его действия. Господь Чаитанйа, воплощение Всевышнего Господа, явившийся в Индии 500 лет назад, говорил о прасадам:
каждому доводилось прежде пробовать эту материальную пищу, однако продукты, составляющие ее, обладают необыкновенным вкусом и удивительным ароматом; даже аромат, не говоря уж о вкусе, прельщает ум и заставляет человека забывать о всякой другой сладости; это говорит о том, что духовный нектар губ Кришны коснулся этой обычной пищи, и ей передались все их духовные качества.
Если человек принимает только пищу, предложенную Господу Кришне, это вегетарианство наивысшего уровня. В конце концов многие животные, такие, как голуби и обезьяны, тоже не едят мясо, так что само по себе вегетарианство не является большим достижением. В Ведах говорится, что цель человеческой жизни в том, чтобы восстановить изначальную связь души с Богом, и прасадам очень помогает в достижении этой цели.
Сознание высшей цели вегетарианства определяет прежде всего выбор продуктов, которые мы собираемся предложить Кришне.
В Бхагавад-гите Господь говорит, что пищу можно подразделить на три категории, в зависимости от гун материальной природы — благости, страсти и невежества, — к которым она относится.
Молочные продукты, злаки, сахар, овощи, фрукты и орехи есть пища в гуне благости, и их можно предлагать Кришне. Как правило, пищу в гунах страсти и невежества не предлагают Кришне, который Сам говорит в Бхагавад-гйте (17.9-10), что такая пища "вызывает страдания, несчастья и болезни", и что она "безвкусная, разложившаяся и дурнопахнущая". Как нетрудно догадаться, мясо, рыба и яйца относятся к пище в низших гунах материальной природы, как и чеснок, лук и грибы. Их не следует предлагать Кришне. Кофе и чай, содержащие кофеин, представляют собой одурманивающие средства, и их также нельзя предлагать Кришне. Взамен можно собирать или покупать травы и заваривать из них чай.
Покупая продукты, следует помнить, что мясо, рыба и яйца могут входить в состав других продуктов, поэтому необходимо внимательно изучать этикетки, и в сомнительных случаях спрашивать продавца или обратиться на фабрику. Например, некоторые сорта йогурта и сметаны содержат желатин, который готовится из рогов, копыт и костей забитых на бойне животных. Необходимо также убедиться, что сыр, который вы покупаете, не содержит сычуга, представляющего собой энзим, извлекаемый из тканей телячьего желудка.
Также следует избегать пищи, в особенности злаковой, которую приготовили люди, не являющиеся бхактами Господа Кришны. Тонкие законы природы таковы, что сознание повара воздействует на пищу не только на физическом уровне, но и на тонком также. Так пища становится проводником неуловимого воздействия на наше сознание.
Другой пример, иллюстрирующий этот принцип — картина, которая не является просто набором мазков на холсте, но выражает также настроение художника, каковое передается разглядывающему ее человеку. Подобно этому, если мы едим пищу, приготовленную людьми, лишенными духовного сознания, например, работниками какой-либо фабрики, мы, безусловно, поглощаем определенную дозу материалистического сознания. Кроме того, насколько возможно, мы должны употреблять только свежие, натуральные продукты.
При приготовлении пищи необычайно важно соблюдать чистоту, поскольку чистоплотность стоит рядом с праведностью. Кришне нельзя предлагать ничего нечистого, так что старайтесь содержать кухню в порядке.
Прежде чем начать готовить, обязательно тщательно вымойте руки. Готовя пищу, не пробуйте ее. Это — часть медитативного процесса, ведь вы готовите пищу не просто для себя, но для удовольствия Кришны, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею. Если вы готовите по испытанным рецептам, ошибки не будет. Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Кришне.
Хорошо иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные исключительно для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым, и никто другой никогда не должен им пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемножку от каждого блюда.
Самый простой способ предложения — просто сказать: „Мой дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу.»
Нужно помнить, что истинная цель всего этого — выразить вашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовью к Нему, и Он примет ваше подношение.
Бог полон в Самом Себе, Ему ничего не нужно, так что это подношение — способ выражения нашей любви к Нему и благодарности. Предложив Кришне еду, следует в течение нескольких минут повторять мантру Харе Кришна:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Затем прасадам, что буквально означает „милость Господа», можно подавать на стол. Вся приготовленная пища считается теперь предложенной Кришне, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, особенно почитается и называется маха-прасадам. Каждый должен, кроме всего остального, получить хотя бы чуть-чуть маха-прасадам. Попытайтесь оценить духовное качество прасадам, вспоминая о том, как он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего — наслаждайтесь им!
Со временем вы, возможно, захотите предлагать Господу еду по всем правилам, установленным в Движении Харе Кришна для тех, кто практикует сознание Кришны у себя дома. Для этого вам необходимо устроить простой алтарь, с изображениями Господа Кришны, Господа Чаитанйи и Шрилы Прабхупады, духовного учителя Движения Харе Кришна.
Разница между упрощенным ритуалом предложения пищи и полным ритуалом еще и в молитвах, при этом произносимых.
При предложении по всем правилам три раза произносятся приведенные ниже молитвы, причем предлагающий склоняется перед алтарем, на который он поставил тарелку с едой для Кришны. После того, как молитвы произнесены, еда должна оставаться на алтаре десять-пятнадцать минут, пока Господь вкушает. Это время бхакта может посвятить киртане (воспеванию святых имен Кришны)
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бхуталешримате бхактиведанта-свамин ити намине
Я выражаю свое почтение Его Божественной милости А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Господу Кришне, ибо укрылся у Его лотосных стоп.
намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатаа-деша-тарине
Почтительные поклоны тебе, о духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чаитанйадевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.
намо маха-ваданйайа кришна-према прадайа те
кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура твише намах
О самое милостивое воплощение Господа! Ты — Сам Господь Кришна, явившийся как Шрй Чаитанйа Махапрабху. Кожа Твоя — золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение.
намо брахманйа-девайа го-брахмана-хитайа ча
джагаддхитайа кришнайа говиндайа намо намах
Я выражаю свое почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы, благожелателю коров и брахман, вечному благодетелю всего мира. Я снова и снова выражаю свое почтение Личности Господа, которого назьюают Кришна и Говинда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий