понедельник, 27 февраля 2012 г.

Непостижимая джива-таттва


В период с 1990 по 1995 годы, группа из 10-12 Джи-Би-Си санньяси и других старших членов ИСККОН регулярно посещали Шрилу Бхактиведанту Нараяна Госвами Махараджа в его храмах во Вриндаване и Матхуре, а также в его апартаментах в храме ИСККОН на Джуху Бич. Там они вопрошали его о глубинном смысле различных Гаудия-Вайшнавских писаний, таких как Джайва-дхарма, Рага-вартма-чандрика, разделов Раса-панчадхьяйи из Шримад-Бхагаватам, и Шри Вилапа-кусуманджали. Таких встреч было несколько сотен.
Ниже представлена Часть первая этих встреч, которая происходила 29 Марта 1993 г.



нитйа-бандха – кришна хаите нитйа бахирмукха
нитйа – самсара, бхундже наракади духкха


Кроме вечно освобожденных преданных, существуют обусловленные души, которые всегда отворачиваются от служения Господу. Они вечно обусловлены в этом материальном мире и подвержены материальным страданиям, которые доставляют им разные формы жизни в адских условиях. (Шри Чайтанья чаритамрита, Мадхья лила, 22.13)

Вопрос: Джива в этом мире называется вечно обусловленной?

Шрила Нараяна Махарадж: Нет, она не является вечно обусловленной душой. В этом стихе, нитйа, «вечно», на самом деле означает анади, или без начала. Это подразумевает, что она обусловлена с незапамятных времен. Если бы это слово означало «вечно», у нас бы не было надежды выйти за пределы влияния майи.

Вопрос: Анади-баддха-джива никогда не имела прямых отношений с Кришной?

Шрила Нараяна Махарадж: Нельзя сказать, что это в точности именно так и есть. Всё, что касается её отношений с Кришной, заложено в её сварупе, но она никогда их не чувствовала. Нельзя сказать, что в семени нет дерева, плодов, ветвей и листьев. Там всё это есть, но мы не видим его, оно в дремлющем состоянии.

Если у человека есть глаза, он видит всё это в семени: сколько листьев вырастет, сколько плодов появится, когда листья зазеленеют, когда они пожелтеют, когда опадут, и когда вырастут вновь. Всё присутствует в семени, но в дремлющем состоянии.

Мукта-махапуруша, или освобожденная, самореализованная душа, видит, что душа в этом мире служит Кришне, но мы видим, что мы - обусловленные души. Не существует мирских слов, чтобы точно объяснить джива-таттву, ибо она – за пределами сиддханты. Другими словами, форма души – за пределами нашего понимания.

Вопрос: Теперь о другом…

Шрила Нараяна Махарадж: Это понятно?

Вопрос: Не совсем, потому что мы можем сказать, что семя никогда не было деревом, пусть даже в дремлющем состоянии. Это не дерево, но оно станет деревом. Так и с нашими отношениями с Кришной, да? Можно сказать, что семя наших отношений присутствует, но это значит, что активные отношения отсутствуют.

Шрила Нараяна Махарадж: Невозможно привести сравнение по отношению ко всем аспектам, поэтому в этом сравнении есть лишь некоторые сходства. Не всё можно сравнить. Например, семя дерева не четан (сознание), а атма, но атма, душа – четан. В атме нет майи. В солнце нет облаков, но они – вокруг солнца. Мы видим облака, но те, кто выше облаков, видят солнце. Они не видят облаков. Также, самореализованные души, такие как Шри Нарада Риши, видят, что мы всегда служим, даже несмотря на то, что мы – обусловленные души.

Всё, что мы говорим на этом уровне, предназначено лишь на некоторое время, это всего лишь аналогия на этот момент. Это не буквальный пример. Надо совершать харинаму и молить о милости, чтобы выйти из-под влияния майи и осознать эти истины. Харинама безупречна:

нама чинтаманих кришнас

чайтанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто
бхиннатван нама-наминох


Святое имя Кришны – благословенно. В нем содержится всё духовное благо, ибо это Сам Кришна, резервуар наслаждения. Имя Кришны – самодостаточно, а его духовная форма – совершенна. Оно нематериально, вне всяких условий, и не менее могущественно, чем Сам Кришна. Ввиду того, что имя Кришны не осквернено материальными качествами, не может быть сомнений в том, что оно как-то связано с майей. Имя Кришны всегда свободно и духовно, оно никогда не обусловлено законами материальной природы. Потому что имя Кришны и Сам Кришна – суть одно. (Падма Пурана)

Кто может понять это? Преданный, который находится на уровне нирдхута-кашайя или бхагават-парсада-деха-прапта понимает, что на самом деле нет никакой майи, но для баддха-дживы, обусловленной души, есть понятие мукты, освобождения. Те, кто имеет тела спутников Кришны могут понять это. Обусловленные души могут лишь предполагать, какова реальность на самом деле.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал в Джайва-дхарме, что преданные, которые совершают харинаму и молят о милости Кришну и Шри Чайтанью Махапрабху, могут осознать трансцендентное (четан-васту, чид-васту). (Кришна является полным чид-васту, или живым существом, а джива – бесконечно малой чид-васту, духовной частичкой). Иначе, это невозможно.

В шастрах нам поведано бесконечное множество сиддханты, но не для всех одно и то же. Для разных уровней развития бхакти – своя сиддханта. Есть сиддханта для каништха-вайшнавов (новичков в бхакти), для мадхьяма-вайшнавов (средний уровень) и для уттама-вайшнавов, тех, кто преодолел майю. Не вся сиддханта одинакова для всех. В Шримад-Бхагаватам дано много сиддханты для разных уровней. Поэтому, мы должны стараться совершать свой бхаджан и понять все эти трансцендентные или духовные истины (чинмайя-таттва). Мирская логика и аргументация здесь бесполезны.

Повторяйте «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» и молитесь. Возможно, кое-какие ваши представления о дживе и бхакти изменились. Возможно сейчас вы думаете и понимаете не так, как раньше. Ваше нынешнее понимание тоже изменится, когда вы станете маха-бхагаватой и преодолеете майю. Тогда вы поймете всё.

Очень важно понять, что идея о том, что анади-баддха джива, обусловленная душа этого мира пала из духовной обители Господа не принимается нашими ачарьями.

Ваш вопрос?

Вопрос: Когда Шрила Джива Госвами говорит, что бхакти можно получить с помощью общения или милости…

Шрила Нараяна Махарадж: Общаясь с каким преданным? Каништха-вайшнавом? Мадхьяма-вайшнавом?

Мадхьяма-адхикари вайшнав может дать лишь сиддханту. У него нет духовных переживаний. Если нам нужны реализации, необходимо слушать три типа уттама-бхагават: нирдхута-кашайя, мурчитта-кашайя и бхагават-парсада-деха-прапта. Самый возвышенный из этих трех - бхагават-парсада-деха-прапта. Второй тип, нирдхута-кашайя, подобен Шриле Шукадеву Госвами, а третий, мурчитта-кашайя, подобен Шри Нараде Муни. Когда Нарада Муни был практикующим преданным, он был мурчитта-кашайя. Затем, после получения даршана Господа, странствуя повсюду и постоянно воспевая Святые Имена Кришны, он стал первоклассным уттама-бхагаватой: он получил тело спутника Господа. Бхакти можно получить только с помощью общения с этими тремя типами маха-бхагават. Общение с мадхьяма-адхикари может привести нас к порогу садхана-бхакти, а его милость может привести нас к уттама-бхагавате.

Примечание:

1.Существует три типа сиддха-махапуруша: 1) бхагават-парсада-деха-прапта (те, кто обрел совершенные духовные тела вечных спутников Господа), 2) нирдхута-кашайя (те, кто избавился от всей материальной скверны), 3) мурчитта-кашайя (те, чья материальная скверна пребывает в пассивном состоянии).

(1) Бхагават-парсада-деха-прапта.

Оставив материальное тело, те, кто достигли совершенства практикой бхакти, получают духовные формы сач-чид-ананда, которые подходят для служения Господу в качестве спутников (парсад). Такие личности – лучшие из уттама-бхагават.

(2) Нирдхута-кашайя.

Те, кто хотя и пребывают в материальном теле, состоящем из пяти грубых элементов, но не имеют в сердце ни материальных желаний (васан), ни материальных впечатлений (самскар), называются нирдхута-кашайя (те, кто избавился от материальной скверны). Они принадлежат к среднему классу уттама-бхагават.

(3) Мурчитта-кашайя.

Сиддха-махапуруши, следующие по пути бхакти, в сердцах которых остаются следы желаний (васан) и впечатлений (самскар) в материальной гуне благости, известны как мурчитта-кашайи. Благодаря эффекту бхакти-йоги, эти желания и впечатления остаются в пассивном, или бессознательном состоянии. Как только возникает благоприятная возможность, объект их поклонения, Шри Бхагаван, использует их для того, чтобы привести этих преданных к своим лотосным стопам. Такие возвышенные души относятся к начальному уровню (каништха) уттама-бхагават.

Девариши Нарада является примером высшего типа уттама-бхагаваты. Шукадев Госвами принадлежит к среднему уровню уттама-бхагават (нирдхута кашайя). Шри Нарада в предыдущем рождении как сын служанки является примером начального уровня уттама-бхагаваты (мурчитта-кашайя).

Общение с этими тремя типами маха-бхагават и их милость является причиной проявления шраддхи. (Шри Бхакти-расамрита-синдху). 
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий