вторник, 7 февраля 2012 г.

Как вайшнав должен принимать гостей (атитхи-сева)


В этой небольшой статье рассматривается одна очень немаловажная тема — прием гостей.
В своей жизни мне часто доводилось на своем личном примере убеждаться, что не все вайшнавы уделяют этикету приема гостей должное внимание, а ведь это одна из составляющих ведического социального общества варнашрамы. Для тех кто изучает данный вопрос, а также для всех, кто хочет и стремится совершенствовать свое служение я рекомендую внимательно прочитать эту статью.

Важность служения гостям

Следующий отрывок из Шримад Бхагаватам (9.21 Краткое Содержание главы и тексты 10-13) иллюстрирует, насколько важно подобающе принимать гостей:
Однажды, после того как Царь Рантидева постился в течение сорока восьми дней, не принимая даже воды, ему принесли превосходные яства, приготовленные в гхи. Но когда он только собирался вкусить, на пороге появился гость-брахман. Поэтому Рантидева не стал есть, а немедленно предложил часть своей порции брахману. Когда брахмана ушел, и Рантидева собирался вкусить остатки пищи, неожиданно появился шудра. Поэтому Рантидева поделил остатки между шудрой и собой. И вновь, когда он только собирался вкусить остатки пищи, появился еще один гость. Поэтому Рантидева отдал всю оставшуюся еду этому гостю.
Тогда осталась лишь питьевая вода, которой хватало лишь на одного человека, но как только царь собрался выпить ее, на пороге появился чандала и сказал:
«О царь, хотя я низкого происхождения, пожалуйста, дай мне напиться.»
Исполненный сострадания, услышав жалобные слова бедного усталого чандалы, Махараджа Рантидева произнес следующие нектарные слова:
«Я не молюсь Верховной Личности Бога ни о восьми совершенствах мистической йоги, ни о спасении от цикла повторяющихся рождений и смертей. Я хочу лишь оставаться среди всех живых существ и страдать вместо них, чтобы они могли освободиться от страданий. Отдав свою воду ради жизни этого бедного чандалы, я избавился от всего голода, жажды, усталости, дрожи в теле, угрюмости, несчастий, скорби и иллюзии».
Храм Господа, будь это большой храм или домашний, должен быть местом, где гости, насколько возможно, также принимают участие в храмовых программах.
Будучи последователями Шрилы Прабхупады, Основателя-Ачарьи ИСККОН, мы должны считать каждого гостя в храме его гостем. Подобающий прием гостей – это то, что превращает случайного гостя в регулярного посетителя и в конце концов в преданного Кришны.
Санскритское слово атитхи означает «не запланированный«. «Незапланированный» или нежданный гость считается представителем Верховного Господа, так как его неожиданное прибытие является как раз тем, что может сделать Господь, чтобы проверить Своего преданного и посмотреть, готов ли он служить Ему в любой ситуации. С таким пониманием мы должны оказать нежданному гостью радушный прием.
Обыкновенные люди, приглашенные гости, Пожизненные Члены, Особо Важные Гости (VIP), приезжие Вайшнавы, родственники Вайшнавов – со всеми ними следует обращаться таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно, и им захотелось прийти еще.
Легко запоминающимся правилом будет, что с гостями следует обращаться так, как мы хотели бы, чтобы обращались с нами.
Относительно того, как встречать непреданных, Шрила Прабхупада писал:
Если карми – друг, то просто поприветствуйте его «Харе Кришна» и, сложив ладони, прикоснитесь ими ко лбу. Если карми – старший родственник, то скажите Харе Кришна и принесите ему свои поклоны. Таким должен быть наш этикет в нашем обществе.
Каждый преданный должен научиться заботиться о гостях, но преданные, живущие в храме, должны быть особенно опытны в этом вопросе, ибо они непосредственно представляют Владельца храма. Даже самое роскошное поклонение Божествам никого не привлечет, если обитатели храма не уделяют внимания гостям.
Хотя неожиданным гостем может быть и Вайшнав, о служении Вайшнавам мы расскажем в другой раз, ибо это всегда особая вещь, не важно попадает ли Вайшнав под категорию незванных гостей или нет. Слово атитхи-сева будет относиться к приему обыкновенных гостей, однако эти принципы должны также применяться и к приему Вайшнавов, пришедших нежданно.
Подобающий прием гостей – это особенная обязанность грихастхи. Если грихастха не оказывает теплого приема гостю, не важно, кем бы он ни был, он совершает великий грех.
Как утверждается в Шримад Бхагаватам (8.16.7),
Дома, которые (нежданные) гости покидают, не получив подобающего приема, и даже стакана воды, подобны шакальим норам.
А в Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 3.41, комментарий) Шрила Прабхупада пишет:
Согласно Ведическим принципам, в доме грихастхи всегда должен быть гость. В детстве я в действительности видел, что мой отец принимал по меньшей мере четырех гостей каждый день, причем в те времена мой отец не был особенно то богатым. Тем не менее, не было никаких затруднений, чтобы угощать прасадом четырех гостей ежедневно.
Однако, не только грихастхи, но члены любого другого ашрама или варны должны подобающе встречать гостей. Господь Чайтанья Сам подавал пример этого:
После того как все заканчивали обедать и омывали рот и руки, Шри Чайтанья Махапрабху (будучи санньяси) лично украшал каждого цветочными гирляндами и сандаловой пастой. (ЧЧ, Мадхья 11.210)
То, насколько пышно Вы сможете принимать гостей, будет зависеть от Ваших возможностей:
В Индии, если неожиданно приходит гость, то даже если это обыкновенный человек, ему традиционно предлагают стакан воды, если нет возможности угостить чем-то еще. Если нет воды, то можно предложить усесться поудобнее, даже если это всего лишь простая соломенная подстилка. А если нет даже и соломенной подстилки, то можно немедленно подмести землю, и попросить гостя присесть. Предположим, домохозяин не может сделать даже и этого, тогда со сложенными руками поприветствовать гостя: «Добро пожаловать!» А если он не может сделать и этого, то он должен чувствовать раскаяние за свою нищету и со слезами просто принести ему поклоны вместе со всей своей семьей, женой и детьми. (ШБ 4.22.10)
Главными элементами в приеме гостей являются оказание почтения и удобств, включая пищу и воду, место, где бы можно было сесть, приятные слова, какие-то услуги для обеспечения комфорта гостя (например, предложить омыться), и место для отдыха.
Когда гость приходит, Вы должны выйти наружу, чтобы встретить его, а когда он уходит, Вы должны проводить его по крайней мере до ворот.
Когда гость приезжает издалека, то следует встретить его на вокзале (в аэропорту) и по отъезду проводить его до вокзала. Это непосредственно относится к главе дома или лидеру храма или проповеднического центра, которые представляют храм.

Оказание почтения гостям

Даже если Вашим гостем стал враг, с ним следует обращаться почтительно:
В соответствии с Ведическими принципами, законы гостеприимства утверждают, что даже если в дом приходит враг, его следует принимать со всем почтением. Он не должен иметь ни малейшего шанса почувствовать, что пришел в дом врага. (ШБ 1.18.27)
Следует принимать гостя в соответствии с его положением, определяемым богатством, возрастом, вашими родственными узами, варной (брахман, кшатрия и т.д.) и знанием (учитель, духовный учитель).
Шрила Прабхупада учит нас, как обращаться с родственниками, в особенности если они неблагосклонно относятся к сознанию Кришны:

Как отцу и матери, в соответствии с общественными обычаями, им следует оказывать должное почтение, но вы не можете принимать их наставления, если они противоречат принципам религии. Лучше всего, чтобы избежать недоразумений, промолчать, не выказывая ни согласия ни отрицания их наставлений.
Следует обращаться с отцом настолько же почтительно, как и со мной. Даже если с тобой иногда плохо обращаются, следует терпеть это…Нужно следовать примеру Прахлады Махараджа… Ты никогда не сможешь согласиться с демоническими принципам своего отца, но все равно следует стараться служить ему верой и правдой, будучи послушным сыном. (Отрывки из писем Шрилы Прабхупады)
Согласно правилам Вайшнавского этикета, оказание почтения означает:
  1. Подняться со своего места при виде старшего.
  2. Представиться по имени и поприветствовать его.
  3. Принести поклоны и прикоснуться к стопам со скрещенными руками, т.е. правой рукой к левой стопе и наоборот (последнее Вам может и не удастся сделать – у преданных обычно хорошая реакция).
  4. Провести простую или сложную пуджу (например, предложив гирлянду и сандаловую пасту).
  5. Предложить подарки, такие как одежда, золото, деньги или зерно.
Все это, естественно, должно совершаться с учетом места, времени и обстоятельств. Старших, родителей и учителей обычно приветствуют поднявшись с места, представившись и принеся поклоны. Пуджа и подарки обычно предназначаются для духовного учителя или особых случаев, таких как свадьбы или другие самскары.

Как навсегда привлечь сердца гостей к лотосным стопам Господа?

Люди становятся преданными в результате общения с преданными.Это общение может проходить или в (домашнем) храме, или вне его стен. В первом случае люди приходят к Вам, во втором – Вы идете к людям. Здесь мы хотим предложить Вашему вниманию некоторые моменты, которые помогут Вам должным образом обращаться с гостями Вашего (домашнего) храма, так чтобы им захотелось остаться у лотосных стоп Господа навсегда. В то время, как для зрелого преданного, такое поведение совершенно естественно, на начальных порах следует принять эти наставления в качестве непреложных правил этикета при общении с гостями.

Основы

1. Секрет того, как навеки привлечь сердца гостей к лотосным стопам Господа – в том, чтобы служить им. Мы служим Кришне, но по Его желанию мы служим также всем живым существам, стараясь и прямо и косвенно помочь им обрести вечное счастье, вернувшись назад домой к Богу.
2. Забудьте о назиданиях. Люди любят получать что-то новое, но терпеть не могут, когда это пытаются сделать насильно. Сосредоточьтесь на том, чтобы помочь людям приобрести то, что для них будет лучше всего – в сознании Кришны. Молитесь Кришне, который находится в сердце каждого, чтобы Он привлек эту душу к преданному служению, и сделал Вас инструментом в Своих руках.
3. Самый главный гость, которому Вы можете помочь обрести сознание Кришны, это Вы сами. Таким образом лучший проповедник – это тот, кто обладает твердой, реализованной верой в то, что он делает. 
4. Единственные две вещи, которые хотят получить гости, пришедшие в Ваш храм – это обрести счастье и решить проблемы. Чем глубже Ваша реализация, тем лучше Вы будете понимать, каким образом сознание Кришны практически позволяет решить эти две задачи в каждом конкретном случае. Но даже если Ваш личный опыт невелик, то просто благодаря Вашей искренности, Кришна захочет чудесным образом действовать, независимо от Вашего собственного разума.
5. Общаясь с гостем, Вы олицетворяете для него весь храм, Шрилу Прабхупаду, и Сами Божества.
6. Недостаточно просто оказывать гостю большое внимание (как Вам кажется). Нужно делать это так, чтобы он это действительно ощущал. Все люди – личности, и все разные. То, что понятно или приемлемо для Вас, не обязательно будет приниматься другим. Не тоните в собственных представлениях о том, какими должны быть люди, будьте открытыми к каждому гостю.
7. Чтобы привлечь сердца гостей, смиренно задавайте «золотой» вопрос: «Чем мы можем служить Вам?» (не обязательно буквально в этой формулировке).
8. Чтобы, раз придя в Храм, гостям хотелось возвращаться в него вновь и вновь, смиренно задавайте «платиновые» вопросы: «Как у нас идут дела?» и «Что мы можем улучшить?»
9. Основой философии приема гостей является третий стих из Шикшаштаки:
тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Святые имена Господа следует прославлять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно быть терпеливее дерева, полностью свободным от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно прославлять святое имя Господа постоянно.

В моменты, когда Кришна проверяет нас…

Ниже следуют некоторые наставления относительно того, как вести себя должным образом в различных ситуациях. Заметьте, что прасад не случайно называется прасадом, то есть милостью. Это действительно любовь к Богу в самой легкоусваиваемой форме.
Когда Ваш гость: Обращается, зовет или спрашивает
Служите ему: Своей оперативностью и компетентностью
Когда Ваш гость: Разгневан или пытается защищаться
Служите ему: Добротой, сопереживанием и прасадом
Когда Ваш гость: Обращается с особой просьбой
Служите ему: Индивидуальным отношением
Когда Ваш гость: В нерешительности
Служите ему: Конкретной рекомендацией
Когда Ваш гость: Выдвигает сомнения или возражения
Служите ему: Принимая факт их наличия, сочувствуя и формируя новую систему ценностей
Когда Ваш гость: Готов принять Ваш совет
Служите ему: Подтверждая правильность его намерений
Когда Ваш гость: Принимает Ваш совет
Служите ему: Дав ему еще «кусочек» нектарного сознания Кришны, угостив прасадом, например
Когда Ваш гость: Отказывается последовать Вашим советам
Служите ему: Вежливым пониманием
Когда Ваш гость: Жалуется
Служите ему: Своевременным, позитивным действием
Когда Ваш гость: Находится в преддверие разочарования
Служите ему: Дополнительными позитивными действиями, а также прасадом
В такие моменты, задавайте себе вопрос: «Как я могу сделать так, чтобы Кришна остался доволен после моего разговора с этим человеком?» – и воплотите ответ в действии. Примите эти правила близко к сердцу, и обучите им всех остальных обитателей Вашего Храма – Кришна, несомненно, будет доволен Вами, а результаты милости Кришны всегда превосходят даже самое богатое воображение.

Надлежащее поведение в роли гостя

В Шри Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 8.49) Шрила Прабхупада предостерегает нас от необдуманного принятия приглашений (в особенности, если это связано с приемом пищи):
Шри Чайтанья Махапрабху принял приглашение Вайшнава-брахмана. Даже если человек – брахман, строго следующий всем правилам и предписаниям брахманической культуры, если он не является преданным, последователем Шри Чайтаньи Махапрабху, не следует принимать его приглашения. В настоящее время люди настолько деградировали, что не следуют даже Ведическим принципам, что уж говорить о Вайшнавских принципах. Они едят все подряд – то, что им нравится – и поэтому члены этого движения сознания Кришны должны быть очень осторожны, принимая приглашения.
Если Вы все-таки оказались в ситуации, когда хозяева-непреданные настойчиво хотят Вас чем-либо угостить, Вы можете попросить у них фруктов, мысленно предложить их, и принять прасад. При этом вкушения за одним столом вместе с людьми, вкушающими не-прасад, а тем более невегарианскую пищу, следует избегать под любыми благовидными предлогами. Лучше всего с самого начала избегать таких ситуаций, чтобы не ставить в неловкое положение ни себя, ни хозяев.
Вайшнав должен вести себя идеально в роли гостя, неважно являются ли хозяева Вайшнавами или друзьями Кришны. Находясь в гостях необходимо придерживаться следующих общепринятых правил этикета:
1. Если Вас пригласили в гости, не следует задерживаться в гостях больше, чем следует. Например, если Вас пригласили на обед, после вкушения можно немного отдохнуть, чтобы прасад переварился, но не обременяйте хозяев многочасовыми беседами, если Вас об этом не просят.
2. Не приводите с собой своих гостей, не попросив предварительно позволения у хозяев.
3. Если Вам позволили воспользоваться телефоном, факсом и пр., предложите оплатить связанные с этим расходы.
4. Если Вы планируете навестить друзей или знакомых по своей собственной инициативе, постарайтесь заранее известить их, когда Вы прибудете, и как долго намереваетесь пробыть у них.
5. Старайтесь избегать посещения друзей или знакомых в неудобное для них время.
6. Если Вы остановились на несколько дней в чьем-либо доме, то в знак благодарности перед отъездом хорошо подарить хозяевам небольшие подарки.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий