понедельник, 6 февраля 2012 г.

Карма и свобода воли


В Махабхарате говорится, что человеческая жизнь - это расплата за неправильную предыдущую, и что, как теленок всегда найдет свою мать корову на пастбище с сотнями коров, так и карма найдет человека. Поэтому в человеке должно быть проявлено качество крату - желание поступать мудро. В результате отсутствия такого желания человек совершает неподобающие поступки и вынужден пожинать их плоды по космическому закону справедливости.

Карма как космический закон

Космос - это греческое слово, и оно означает "упорядоченная, разумная система". Полярным древнегреческим словом является хаос. Космос является упорядоченной системой, где всё имеет смысл и свою логику. Существуют в нём и свои законы. Закон находится вне веры. Не важно, верю я или нет: закон есть закон, и действует в пределах космоса. К закону кармы относится всё во вселенной: и зарождение планет, и плачь ребенка в соседней квартире.

Карма и судьба

Всю западную философию можно разделить на 2 лагеря: с одной стороны - представители учения о предопределённости или судьбе, а с другой стороны - приверженцы учения о свободе воли. Оба лагеря находятся в затянувшемся состоянии спора и понимание закона кармы способно примерить две враждующие стороны. То, что мы не в силах справиться с судьбой, ещё не означает, что у нас нет свободы воли. Карма, фактически, представляет из себя только четвёртую фазу действия: то, что уже произошло (прарабдха).

Однако существуют и 3 предыдущие ступени.

Биджа - первая фаза. Дословно означает "семя". Это карма в форме семени. Если факторы будут благоприятствовать, то из семени вырастет плод кармы. Фактически это наши желания. Материальные, или духовные, они приводят нас к определённым решениям: исполнять это конкретное желание или нет. Это и есть вторая стадия.

Кута-стха - фаза принятия решения. На этой стадии мы способны остановиться и не принимать опасные решения. Но если всё-таки действие совершено, то это уже следующая стадия.

Здесь необходимо понять следующий момент. Желания бывают греховные и негреховные. Одни из них можно терпеть, а другие- нет. Некоторые желания даже опасно терпеть. Например, несвоевременное исполнение естественных потребностей тела может привести к тяжёлым заболеваниям.

С греховными желаниями можно поступить двояко. Во-первых, их можно просто терпеть, и тогда они сгорят в пламени аскезы. Но есть желания, которые терпеть очень непросто, и тогда их необходимо очистить, задействовав в служении Богу. Например, сексуальные желания могут быть очень сильные, но, если человек создаёт благочестивую семью и использует секс для зачатия детей, то это желание очищается.

В этом плане знание освобождает от кармы, давая полное представление о греховных и негреховных формах желаний и о способах терпения и задействования греховных желаний. Для этого необходимо принять духовного учителя.

Пхалон-мукха. Эта фаза наступает после того, как действие совершилось. Началась цепная реакция, и колесо кармы закрутилось. И, в результате, последней цепочкой этой реакции буду опять я. Свобода, присутствующая на предыдущих стадиях, закончилась.
В результате этого закона наше действие обретёт логическую завершённость: я буду обязан испытать тоже самое. Это и есть четвертая фаза - прарабдха.

Следовательно, то что мы называем судьбой - это реакции, пришедшие к нам по закону кармы. И всегда причина этих реакций - мы сами. В послании Павла говорится: "Что человек посеет, то и пожнёт".

Истинная причина формирования кармы - деятельность в материальном сознании. Желание наслаждаться приводит к действию, и это действие вызывает желание совершать его снова и снова. В опытах с крысами, подсоединяли проводок к центру наслаждения крысы, и она умирала, нажимая на кнопку, которая включала ток, не в силах отойти. Зачастую мы сами ищем эту кнопочку, а найдя не можем отойти и вынуждены переходить из тела в тело, побуждаемые материальным сознанием.
Поэтому бесполезно и глупо искать ответственных за наше счастье или страдания. Индийская пословица гласит: "Когда я одним пальцем указываю на другого, то три указывают на меня".

Добро и зло

Существует относительное понимание добра и зла. Например, то, что пища для одного - яд для другого. Так и должно быть, так как этим и определяется наша свобода воли.
Но, если речь идёт обо всём мире, то необходимо принять существование космических норм добра и зла. Эти нормы описаны в ведических произведениях и других явленных писаниях. Например, хорошими принимаются такие действия, как возлюбить ближнего своего, помогать тем, кто в беде, не прелюбодействовать и т.д. С другой стороны, нехорошими действиями считаются насилие и убийство. Поняв космические нормы морали, человек способен в любой ситуации поступать правильно не на основе относительных правил, а на основе глобальной истины.

Если мы размышляем об абсолютной морали, то когда к нам приходят кармические последствия, мы должны делать соответствующие выводы и так учиться на собственных примерах. Каждое событие в нашей жизни должно стать для нас уроком космической морали. Вся жизнь превратится в школу морали и святости, что приведёт нас к самосовершенствованию в течении одной жизни.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментариев нет:

Отправить комментарий